Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности
статья

Азарнова Галина Алексеевна

В современной школе воспитательная работа современной школы выстраивается в соответствии с основными направлениями Программы воспитания и социализации школьников. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, сохранение наследия прошлого одно из приоритетных направлений программы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_azarnova_g.a.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности»

В современной школе воспитательная работа современной школы выстраивается в соответствии с основными направлениями Программы воспитания и социализации школьников. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, сохранение наследия прошлого одно из приоритетных направлений программы.

Целью гражданско-патриотической работы является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

За последние десятилетия проведена большая работа по вопросам патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Национальные программы поддержки и развития патриотического воспитания отмечает «целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений Россиян[1]

Одним из таких движений является – движение Юнармия. Юнармейское движение зародилось ещё в 1990 году[2] на основе детско-юношеской добровольной общественной организации «Движения юных патриотов» (ДЮП), которая была образована путем слияния военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок», «Гайдаровец», постов у Вечного огня Славы, военно-патриотических клубов и других. Девиз организации звучал так: «Во славу Отечества!».

По инициативе министра обороны РФ Сергея Шойгу в январе 2016 года была создана ВВПОД «Юнармия». 28 мая 2016 года был утверждён устав, 29 июля движение получило государственную регистрацию, и с этого момента организация получила свой флаг, эмблему, и зарегистрировано как юридическое лицо. 1 сентября 2016 года организация официально начала свою работу[3].

В нашем городе в 2017 году состоялась встреча с представителями регионального отделения Юнармии, администрацией города и представителями школ по вопросу о создании отрядов в городе.  В этом году в городе Шарыпово созданы два отряда юнармейцев. Первый год работы проводили мероприятия совместно со школьными военно-патриотическими клубами. Старшие ребята проводили мероприятия и различные события, привлекая юнармейцев. А так же, юнармейцы принимали участие в делах детской общественной организации «ТриД» патриотической направленности. Ребята военно-патриотического клуба «Звезда» участвовали в работе молодежного инфраструктурного проекта «Территория 2020» с целью разработать проект для работы с юнармейцами всего города и два проекта «Зарничка для юнармейцев» (2017 г) и «Курс молодого бойца» (2018 г) получили финансовую поддержку. Проекты были успешно реализованы.

По итогам прошлого учебного годы стало понятно, что с отрядами юнармейцев необходимо организовать планомерную систематическую работу.

Учитывая цель юнармейского движения - вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев, мы стали инициаторами муниципального проекта по работе с юнармейцами «Мы граждане России» в рамках муниципальной Стратегии развития образования.

Были определены цель и задачи проекта. Цель проекта - организация системной и плановой работы по патриотическому воспитанию с отрядами юнармейцев в образовательных учреждениях. Проект рассчитан на два года. Основным направлением этого учебного года  было изучение истории России, ее героев и полководцев. Для этого были запланированы и реализованы следующие мероприятия:

  • В ноябре «Храним историю страны» (военно-историческая викторина). Викторина была посвящена Дням боевой славы Дню народного единства, Бородинскому сражению, Куликовской битве. В викторине приняли участие 9 команд юнармейцев, всего 90 человек.
  • Герои России (историческая игра). Игра была посвящена Героям России, и проводилась в рамках Дня героев. В игре приняли участия 5 команд, всего 30 обучающихся.
  • Мы и Россия (историческая олимпиада), Викторина посвящена истории России, в которой приняли участие 6 отрядов 72 юнармейца
  • Зимняя спартакиада юнармейцев, посвященная Дню защитника Отечества, в которой приняли участие 7 отрядов (70 юнармейцев).
  • Смотр песни и строя, посвященный 30-летию вывода войск из республики Афганистан 8 отрядов (80 юнармейцев)
  • «Дорогами войны» военно-исторический квест, посвященный 74- годовщине Великой Победы, приняло участие 5 отрядов (40 юнармейцев).
  • Участие в Бессмертном полку

В течение второго года реализации проекта планируем направить работу юнармейцев на поисковую деятельность, а также привлечение родителей к движению. Запланированы мероприятия:

  • «Герои России моей!» (военно-историческая игра)
  • Зимняя спартакиада юнармейцев
  • «Великая Победа!» (историческая олимпиада)
  • Юнармейские чтения
  • Создание альманаха ««Никогда я забыть не смогу…».
  • Смотр песни и строя.
  • Участие в Бессмертном полку.

В рамках реализации проекта было организовано взаимодействие с Центральной библиотечной системой, представителями Росгвардии, где для юнармейцев были проведены мероприятия по подготовке к мероприятиям проекта (беседы, библиотечный урок, экскурсия). Участниками каждого мероприятия были ветераны Великой Отечественной войны и педагогического труда.

В процессе патриотического воспитания учащихся следует использовать многообразие средств и форм воспитательной работы, которые бы усложнялись из класса в класс и наполнялись новым содержанием. Перечислить все формы воспитательной деятельности, их тематику практически невозможно. Воспитание патриотизма и гражданственности - процесс сложный. Он требует от педагога, воспитателя постоянного творческого поиска новых эффективных форм и средств, повышения собственного профессионального уровня и усовершенствования методики практической реализации поставленных задач.


Литература

  1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
  2. Анастасия Анушевская. Что такое движение «Юнармия» и зачем оно нужно?, Аргументы и Факты (04/08/2016).
  3. https://www.menobr.ru/vneurochnaya-deyatelnost - Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия».


[1] ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"

[2] Анастасия АнушевскаяЧто такое движение «Юнармия» и зачем оно нужно?Аргументы и Факты (13:05 04/08/2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В повседневной учебной работе  учителя истории не всегда, к сожалению, уделяется должное внимание краеведческому компоненту. В данной работе описан опыт шестилетнего краеведческого исследования с...

Презентация «Воспитание гражданственности и патриотизма в урочное и внеурочное время»

Выступление на педсовете«Воспитание гражданственности и патриотизма в урочное и внеурочное время»...

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии и во внеурочное время.

В воспитании и образовании подрастающего поколения всегда присутствует национальный колорит. Важность этой проблемы отражена в "Законе об образовании". Роль учителя технологии по освоению историко-кул...

Обобщение опыта на тему "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии и во внеурочное время"

Национальный колорит способствует патриотическому воспитанию, обращает ум и сердце ученика к национальному достоянию своего народа. Практически  в каждом разделе предмета «Технология»...

Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности школы

Статья "Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочное деятельности школы"...