Основы духовно-нравственной культуры народов России. Рабочая программа для 8 класса.
рабочая программа (8 класс)

Чукова Юлия Анатольевна

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Рабочая программа для 8 класса. 17 ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_odnknr.docx70.12 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №21 среднего общего образования

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Рассмотрено__________

на заседании МО №1          

от «__» _______ 2020 г.     Руководитель МО  

__________________________                

Согласовано___________    

от «___»________2020г

Зам. директора по УВР          Н.И. Ленгардт                                    

Утверждаю___________

«__» _______ 2020г.

 Приказ № 274/1

Директор школы-интерната №21                                                          Н.Г. Воскобойников

Рабочая программа

по курсу

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

для 8 класса

на 2020 – 2021 учебный год

Разработал:

учитель истории и обществознания

первой  квалификационной категории

Чукова Юлия Анатольевна

(ФИО разработчика, должность, категория)

                                                   

2020

Пояснительная записка

     Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1.​ Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. за № 273-ФЗ.

2.​ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897.

3.​ Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ;

4.Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской федерации от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2016 г. N 08-1803 О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования.

6.Историко-культурный стандарт.

7. Приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 N 115 (ред. от 31.05.2016) «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестата об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2014 N 31472). [Электронный ресурс] URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159873/.

8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля № 1/15) с учетом:

9. Основная образовательная программа образовательной организации  «Школа-интернат №21 ОАО «РЖД».

     Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника:

Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс;

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» носит интегрированный характер. Его изучение направлено на обучение, воспитание, развитие и социализацию личности учащихся при особом внимании к их эмоциональному развитию.

Общая характеристика учебного предмета

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-

нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской

этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что

расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности

поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый

учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и

развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в

чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности»,

«Твой духовный мир»).

3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»). Конечно, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Мировая художественная культура», «Обществознание», «Литература», «История», «Изобразительное искусство». Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, используются разнообразные средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения уроков.

Принципы организации обучения по курсу

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России:

фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

2. Принцип природосообразности. В  подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.

4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой

формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде.

Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями.

Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом,

честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС и школьным учебным планом курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 8 классе в течение 1,2 четверти 1 час в  неделю, общее число часов - 17.

Содержание курса

Раздел 1. В мире культуры. Величие российской культуры.

Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа «Береги землю родимую, как мать любимую».

Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур,Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура Роль религии в развитии культуры.

Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры.

Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма.

Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

Планируемые результаты обучения

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Личностные результаты:

– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Универсальные учебные действия.

Познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

К концу обучения учащиеся научатся:

• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. К концу обучения учащиеся смогут научиться:

• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

• Работать с историческими источниками и документами.

Целью курса

является развитие общей культуры учащихся, формирование у них гражданской идентичности, осознания своей принадлежности к Российской локальной цивилизации, Российской общности, Забайкальского края, уважения и бережного отношения к историко-культурному наследию. Ведущими принципами организации образовательной деятельности по курсу являются: культуроведческий, диалогический, краеведческий, непрерывности, преемственности и поступательности.

Основными задачами

 реализации предметной области являются:

- формировать у учащихся способность к восприятию накопленного разными народами России потенциала духовно-нравственной культуры;

- вызвать у учащихся стремление к нравственному самосовершенствованию и проявлению готовности к духовному саморазвитию;

- углублять и расширять представления о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

- обеспечить осознание учащимися того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследием всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и т.д.;

- формировать внутренние установки личности, ценностные ориентиры, связанные с нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей Родине, родному краю, уважения к народам, их культуре и традициям;

- обеспечить осознание учащимися особой роли места России в мире, ее историко-культурного наследия, вклада в развитие духовности;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, многонациональному Российскому государству, Республике Башкортостан, в соответствии с целями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами на основе духовных и демократических ценностей современного общества;

- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях, происходивших в духовной сфере в прошлом и происходящих в настоящем, рассматривать события в соответствии с принципами объективности, гуманизма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формировать у учащихся умения применять полученные обществоведческие и культурологические знания в учебной, внеурочной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 (п.11.4), подчеркивается, что изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить:

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках и поведении;

- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры в истории России в становлении гражданского общества и российской государственности;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.

Формы и средства контроля

Достижения учеников оцениваются по пятибальной системе по всем темам, кроме темы «Твой духовный мир», где оценки не выставляются.

В этом разделе предлагается качественная самооценка и взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников.

Примерные темы творческих работ и заданий:

  1. «Традиции моей семьи»
  2. «История семейной реликвии»
  3. «Мое родословное древо»
  4. «Значение религии в жизни человека и общества»
  5.  «Памятники религиозной культуры  в моем городе»
  6. «Памятники в моем городе»
  7.  «Мое отношение к России»
  8. «С чего начинается Родина»
  9. «Герои России»
  10. «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
  11. «Мой дедушка – защитник Родины»
  12. «Профессиональное древо моей семьи»
  13. «Профессиональная династия»
  14. «Спасти и сохранить»
  15. «Христианские святыни Белогорья»
  16. «Христианские святыни России»
  17. «Иудаизм в России»
  18. «Ислам в России»
  19. «Буддийские монастыри»
  20. «Религия и искусство» электронный альбом
  21. «Библия – Книга Книг»

Критерии оценки проекта:

1

Цели задания приняты учащимся, конкретны.

2

Замысел работы реализован.

3

Содержание оптимально (научно, грамотно,  доступно).

4

Характер изложения предлагаемого материала доступный.

5

Учащийся использовал различные формы.

6

Работа способствовала формированию следующих качеств учащегося:

а)

любознательность и активность

б)

эмоциональность, отзывчивость

в)

общение с учителем  и сверстниками

г)

соблюдение общепринятых норм и правил поведения

д)

способность решать интеллектуальные и личностные задачи , адекватные возрасту

е)

владение универсальными предпосылками учебной деятельности

ж)

владение необходимыми умениями и навыками

7

Учащийся сумел заинтересовать одноклассников.

Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:

Достигнуто в высокой степени                - 3 балла

Достигнуто частично                               - 2 балла

Достигнуто в малой степени                   - 1 балл

Не достигнуто (или не входило в цели)  - 0 баллов  

Вывод:

от 42 до 35 баллов                                   – высокий уровень

от 34 до 21 балла                                     – средний уровень

ниже 21 балла                                          – низкий уровень

Теоретико-методологические основы

организации образовательной деятельности по курсу

     В основу изучения курса положена локально-историческая и культурологическая теория, базирующуюся на изучении процессов, происходивших в конкретных пространственных и временных рамках, что позволяет учителю сформировать у учащихся представления о роли и месте России в мире, о вкладе нашей страны в мировую культуру.

    Опора на эту теорию будет способствовать учащимся понять роль и место в истории России в мировых рамках. Данная теория исходит из того, что человек является продуктом той среды, где он родился и живет. Его задача изучить, собрать, систематизировать, развить и передать следующему поколению все ценности, которые были созданы до него. В этом смысл человеческой жизни. Это и есть духовность.

    Локально-историческая и культурологическая теория имеет множество направлений, в том числе методологию синтеза, т.е. слияние. В методологии синтеза важное место занимают такие подходы как познаваемость, многоуровневость, многофакторность, научность и др.

В целом теоретико-методологической основой изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» является разнообразная и обширная область обществоведческих, исторических и культурологических знаний. Это область, изучающая развитие общества и человека. Это путь приобретения знаний в духовной сфере, где происходит стремление понять и объяснить духовность как таковую, во всем многообразии ее развития в пространстве и во времени. В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного курса должно определять достижение предметных результатов его освоения.

К таким задачам относятся:

- осознание целостности окружающего мира;

- расширение знаний о российской многонациональной культуре;

- развитие способностей к работе с информацией, полученной из различных источников, в том числе на уроках и во внеурочное время;

- расширение культурологического кругозора обучающихся;

- формирование умений воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Основным замыслом осуществления образовательной деятельности по данному курсу в образовательных организациях республики является: синхронное, системное и многоуровневое изучение развития истории, культуры, нравственности народов России и родного края.

Изучение  истории России происходит на основе линейного подхода изучения исторической ленты, при этом основной акцент делается на духовный рост людей на различных этапах развития общества, т.е. учащиеся должны знать динамику роста человека и его духовного мира. При этом необходимо понять факторы, повлиявшие на духовный мир человека. Вся учебная деятельность должна осуществляться на многоуровневой основе, т.е. на изучении развития общей культуры, нравственности народов России, конкретного района или города, населенного пункта, семьи и человека, что может дать логически правильное восприятие историко- культурного наследия и способствовать общему развитию учащихся.

Тематическое планирование

Раздел 1. В мире культуры – 2 ч.

1. Что такое культура.

2. Человек – творец и носитель культуры.

3. Величие многонациональной культуры России.

4. Культура народов России.

Раздел 2. Нравственные ценности народов Российской Федерации – 4 ч.

1. Семья – хранитель духовных ценностей.

2. Изучение и значение родословной, как основы традиции народов России.

3. Как составить родословную своей семьи.

4. Бережное отношение к природе.

5. Жизнь ратными подвигами полна.

6. Люди труда. В труде – красота человека.

Раздел 3. Величие многонациональной культуры России. – 5 ч.

1. Что такое духовные традиции народов.

2. Культурные и религиозные традиции народов России.

3. Вклад жителей России и Забайкальского края в развитие культурных ценностей. Художники. Музыканты. Композиторы. Скульпторы. И т.д.

4. Роль религии в развитии культуры.

5. Культура христианства, ислама, буддизма и иудаизма.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности в обществе. – 3 ч.

1. Забота государства о духовной культуре и ее развитии.

2. Театры, музеи и другие учреждения и их роль в сохранении духовной культуры.

3. Памятники духовной культуры России.

4. Памятники духовной культуры Забайкалья.

5. Долг каждого человека – сохранение культурного наследия своей страны и малой Родины.

6. Хранить память предков.

Раздел 5. Твой духовный мир. –  2 ч.

1. Что составляет твой духовный мир.

2. Культура поведения современного человека.

3. Что такое правила хорошего тона. Этикет.

4. Твоя культура поведения.

5. Что такое совесть. Ответственность человека перед родителями, семьей, обществом, государством.

Раздел 6. Основы духовно-нравственной культуры народов России. - 1 ч.

Итого: 17 часов.

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема  урока

Планируемые результаты

Дата

Предметные

Личностные

Метапредметные

план

факт

В мире культуры. 2 ч.

1

В мире культуры

Человек-творец и носитель

 культуры.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

2

Величие многонациональной культуры России.

Культура народов России.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное

Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации

Нравственные ценности народов Российской Федерации 4 ч.

3

Нравственные ценности российского народа

 

Семья – хранитель духовных ценностей

Родословная как основа традиции народов России.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Выступать перед знакомой аудиторией с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

4

Бережное отношение  к природе

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

5

Жизнь ратными подвигами полна

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

6

Люди труда. В труде – красота человека

«Плод добрых трудов славен»

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Величие многонациональной культуры России 5 ч.

7

 Что такое духовные традиции народов.

 Культурные и религиозные традиции народов России.

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

8

Вклад жителей России и Забайкальского края в развитие культурных ценностей.

Осознание   целостности   окружающего   мира,   расширение   знаний   о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

Использование  полученных  знаний в  продуктивной  и  преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами

Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.

Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

9

Роль религии в развитии культуры.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.

10

Культурное наследие христианской

Руси.

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.

11

Культура ислама.

Иудаизм и культура.

Культурные традиции буддизма.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы,

графики, схемы).

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Как сохранить духовные ценности? 3 ч.

12

Забота государства о сохранении духовных ценностей

Театры, музеи и другие учреждения и их роль в сохранении духовной культуры.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.

13

Памятники духовной культуры России.

Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

14

Памятники духовной культуры Бурятии.

Хранить память предков.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Осознавать   целостность  окружающего   мира,   расширять   знания   о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

Использование  полученных  знаний в  продуктивной  и  преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами

Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.

Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

Твой духовный мир. 2 ч.

15

Что составляет твой духовный мир.

Культура поведения современного человека.

Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

16

Что такое правила хорошего тона. Этикет.

Твоя культура поведения.

Что такое совесть. Ответственность человека перед родителями, семьей, обществом, государством.

Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

Основы духовно-нравственной культуры народов России 1 ч.

17

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Осознание   целостности   окружающего   мира,   расширение   знаний   о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

Использование  полученных  знаний в  продуктивной  и  преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами

Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.

Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

                                                                                                            Учебно-методическое обеспечение учебного курса

Программное обеспечение

Методическое обеспечение

 

Учебник

Программа к курсу учебника « Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2012.

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»  5 класс. Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2-е изд. исправленное 2017 г.-160 с.: ил.

Методическое  пособие

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»  5 класс: методические рекомендации. Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2018 г.-64 с.

Рабочая тетрадь

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»  5 класс. Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2018.-96 с.: ил.

                                                                              Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение 

· оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

· технические средства обучения - классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- демонстрационное оборудование  - компьютер, проектор, экспозиционный экран

- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото  и видеотехника и др.;

- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

· библиотечный фонд, фонд кабинета  (книгопечатная продукция, СD, DVD)

- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

- религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

· печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Православные библиотеки: 

kraevs.ru,eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина, книги; аудиотека; видеотека),

 ni-ka.com.ua, www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии)

,dimulik2009.narod2.ru (Апологетика; Догматика; Риторика; Священное Писание; Сравнительное богословие; Жития Святых), svn.wen.ru, www.slavoslovie.ru (библиотека христианских текстов),

 e-c-r.pravoverie.ru (собрание записей радиопередачи по православию),

 www.obibl.com,skrigal.orthodox.ru (библиотека православного христианина).

3. Православные мультимедиа-ресурсы: pravmedia.com,

www.rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека,

Православная медиа-библиотека www.altarnik.okis.ru,

biblion.narod.ru,www.predanie.ru/ Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив; 

www.rushill07.narod.ru/ - Электронная библиотека "Вера и православие"; 

www.altarnik.okis.ru - Православная медиа-библиотека,

 biblion.narod.ru - Небольшая электронная библиотека православных текстов "Biblion.Narod.Ru."; 

www.predanie.ru - Православный музыкальный архив

www.isographoteka.ru - Православная библиотека Религиозная литература.

Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книгwww.isographoteka.ru

Электронные образовательные  ресурсы

1. Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru

2. Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru

3. Сайт Рособразования - http://www.ed.gov.ru

4. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru

5. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

6. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» - http://www.ict.edu.ru

7. Учительская газета - www.ug.ru

8. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества - http://www.trad-center.ru/komplekt45.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности на занятиях спортивно-оздоровительных объединений на основе духовно-нравственных и культурных традиций России.

В статье освещается тема   воспитания духовно-нравственной личности в объединениях  спортивно-оздоровительного направления . Рассматриваются возможности нравственного развития детей на ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (базовый уровень) 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного курса  «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (базовый уровень) 5 классРабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов Р...

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х классах.

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х  классах....

Рабочая программа предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 6-9 классов

Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР)  для 6-9 классов реализуется через преподавание предмета Православная культура. Рабочая программа разработана на ...

Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов

Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов...

Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов

Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов...