РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Логопедические коррекционно-развивающие занятия»
рабочая программа (5 класс)

Кабанова Оксана Николаевна

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические коррекционно-развивающие занятия" 5-7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zpr_5-7_klass_1.docx50.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Принято»

на педагогическом совете ГКОУ ЦИО «Южный»

Протокол № _________

«____»_____________2020г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ Центр

инклюзивного образования «Южный»

____________ Н.И. Петрова

«  ___  » _________2020    года

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ» _______________________________________________________________________________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«Логопедические коррекционно-развивающие  занятия»

на 2020-2021 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

5-7 класс

Срок реализации: 3 года

Составители:

учитель-логопед Акишина Н.Н.

учитель-логопед Андреева В.А.

учитель-логопед Кабанова О.Н.

Москва

2020 год

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                                                                                                                                      3
  2. Общая характеристика рабочей программы «Логопедических коррекционно–развивающих занятий для учащихся» 5-7 классов     3
  3. Описание места программы в учебном плане                                                                                                                                                 4
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета                                                                                                            4
  5. Личностные и предметные результаты изучения курса                                                                                                                                 5
  6. Содержание учебного курса                                                                                                                                                                              5
  7. Календарно-тематическое планирование                                                                                                                                                        8
  8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса                                                                                       14
  9. Список литературы                                                                                                                                                                                           15


  1. Пояснительная записка.

Нарушения речи у этих детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у детей с задержкой психического развития определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи

Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности (освоение детьми образовательной программы).

Задачи курса:

-формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности;

-обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей;

-развитие и совершенствование грамматического строя речи;

-развитие связной речи;

-коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

  1. Общая характеристика рабочей программы

«Логопедических коррекционно –развивающих занятий для учащихся» 5-7 классов.

При задержке психического развития нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У обучающихся отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у учащихся наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.

Несформированность  фонетико-фонематической и лексико- грамматических сторон речи, а также фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические правила. Так, некоторые учащиеся не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются  в определении безударной и в подборе проверочного слова, допускают ошибки в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Много ошибок в написании предлогов, приставок и союзов. Несфомированность лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. При письме наблюдаются следующие ошибки:

- неправильное употребление падежных окончаний;

- замена формы единственного числа имён существительных формой множественного числа и наоборот;

- ошибки в согласовании имён существительных с именами прилагательными в роде, числе и падеже;

- ошибки в управлении и согласовании в словосочетаниях и предложениях;

- пропуск и замена букв.

В процессе коррекционных занятий обучающиеся учатся правильно строить высказывания, развивают письменную речь, учатся применять правила на практике, обогащают словарный запас, расширяют кругозор, тактильное, слуховое и зрительное восприятие.

3. Описание места программы в учебном плане.

Логопедические занятия проводятся с обучающимися в подгруппах и индивидуально. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности нарушений.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 учебных недель.

Подгрупповые занятия - 40 минут, индивидуальные – 40 минут.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

В данной программе используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ.

Основными направлениями логопедической работы является:

- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

- диагностика и коррекция лексической стороны речи;

- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

- коррекция нарушений чтения и письма;

- расширение представлений об окружающей действительности.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, может быть замедлен или ускорен темп, увеличен или сокращен объём изучаемого материала.

5.Личностные и предметные результаты изучения курса.

Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:

1. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; - в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; - в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; - в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.

2. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: - в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; - в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; - в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; - в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; - в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; - в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; - в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.

3. овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: - в расширении знаний правил коммуникации; - в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; - в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); - в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос,

4. выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; - в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; - в умении получать и уточнять информацию от собеседника; в освоении культурных  форм выражения своих чувств.

5. способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся: - в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; - в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; - в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других. - в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; - в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; - в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; - в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:

- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;

- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно  привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие;

- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

-  в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

-  в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

-  в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Предметные результаты:

  • 5 класс

В результате реализации логопедической программы у обучающихся будут восполнены умения:

- делить слова на слоги для переноса;

- писать под диктовку слова и предложения с изученными орфограммами;

- различать и подбирать слова обозначающие предметы, действия, признаки;

- осознанно и правильно читать текст в слух  целыми словами;

- отвечать на вопросы по прочитанному;

-выбирать соответствующий тон голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление);

- участвовать в диалогах.

  • 6 класс

К концу учебного года учащиеся осваивают:

- различные способы словообразования;

- правильно используют новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь в предложении);

- ориентируются в составе слова, т. е. определяют при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются их значения;

- определяют последовательность и связность предложений в тексте;

- устанавливают смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;

- читают целыми словами осознанно и выразительно;

- пересказывают текст;

- пишут под диктовку слова и предложения.

  • 7 класс

К концу учебного года учащиеся:

- активно используют различные способы словообразования;

- ориентируются в составе слова, т. е. определяют при помощи каких частей слова образуются новые слова и как изменяются их значения;

- строят простые, распространённые и сложные предложения;

- определяют последовательность и связность предложений в тексте;

- устанавливают смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;

- составляют план связного высказывания.

  1. Содержание учебного курса.

Содержание коррекционно-развивающего курса «Логопедические коррекционно-развивающие занятия » включает в себя работу по следующим  направлениям :развитие всех сторон речи: - устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляциионных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры); - развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова); - развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова); - уточнение, расширение и обогащение лексического словаря; - формирование грамматического строя речи; - развитие связной речи; - развитие общей и мелкой моторики; - развитие речевого дыхания. - развитие коммуникабельности, успешности в общении и др.

Занятия состоят из ознакомления с новым материалом, закрепления изученного материала, проверки знаний, умений и навыков,               систематизации и обобщения изученного материала.

Формы работы на занятии: подгрупповая работа, индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Структура занятия:

  1. Приветствие (речевая разминка).
  2. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.
  3. Работа по теме занятия:

-повторение предыдущего материала;

-подготовка к восприятию нового материала;

-изучение нового материала;

-закрепление изученного материала.

  1. Итог занятия.

Способы определения результативности: тестирование, диагностика в начале, середине и конце учебного года.

7. Календарно-тематическое планирование.

5 класс

Тема урока

Часы

1

Логопедическое обследование.

1

2

Логопедическое обследование.

1

3

Техника чтения.

1

4

Выделение предложений из текста.

1

5

Простые и распространенные предложения.

1

6

Составление рассказа из предложений «Осень».

1

7

Предложения с предлогами.

1

8

Графическая запись предложений.

1

9

Лексическая тема «Осенний пейзаж».

1

10

Дифференциация предлогов (в, на).

1

11

Предложения с предлогом.

1

12

Предлоги в предложении.

1

13

Гласные I и II ряда.

1

14

Ударные и безударные гласные.

1

15

Письмо под диктовку «Осень».

1

16

Лексическая тема «Осень в городе» пересказ близкий к тексту.

1

17

Логопедическая диагностика.

1

18

Логопедическая диагностика.

1

19

Коррекция (профилактика) оптической дисграфиигласные (о-а).

1

20

Коррекция (профилактика) оптической дисграфиигласные (и-у).

1

21

Твердость и мягкость согласных перед (а-я).

1

22

Согласные перед (у-ю).

1

23

Согласные перед (о-ё).

1

24

Мягкий знак показатель мягкости.

1

25

Мягкий знак на конце слова.

1

26

Мягкий знак в середине слова.

1

27

Разделительный мягкий знак перед «я».

1

28

Разделительный мягкий знак перед «ё».

1

29

Разделительный мягкий знак перед «ю».

1

30

Слова с –й- в середине слова.

1

31

Слова с –й- в конце слова.

1

32

Слуховой диктант.

1

33

Логопедическая диагностика.

1

34

Логопедическая диагностика.

1

Итог:

34

Организационные мероприятия (диагностика)

6

Всего:

34

6 класс

Тема урока

Часы

Логопедическое обследование.

1

Логопедическое обследование.

1

Простые и распространённые предложения.

1

Графическая запись предложений.

1

Дифференциация предлогов на, в, в предложении.

1

Предлоги «из, за, из-за»

1

Гласные звуки и буквы.

1

Ударные и безударные гласные.

1

Коррекция дислексии: слоги со стечением согласных.

1

Коррекция оптической дисграфии, гласные буквы.

1

Деление сплошных слов для переноса.

1

Дифференциация звуков и букв П-Б.

1

Дифференциация звуков и букв П-Б в предложении.

1

Дифференциация звуков и букв Т-Д.

1

Дифференциация звуков и букв Т-Д в предложении.

1

Дифференциация звуков и букв Б-Д.

1

Логопедическая диагностика.

1

Логопедическая диагностика.

1

Дифференциация звуков и букв Б-Д в предложении.

1

Дифференциация звуков и букв В-Ф в словах.

1

Дифференциация звуков и букв В-Ф в предложении.

1

Дифференциация звуков и букв З-С в предложении.

1

Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в предложении.

1

Слуховой диктант.

1

Итоговое занятие.

1

Дифференциация звуков ч-ц в словах.

1

Дифференциация звуков ч-ц в предложении.

1

Дифференциация звуков ч-с.

1

Дифференциация звуков ч-с.

1

Дифференциация звуков ц-с в словах.

1

Дифференциация звуков ц-с в предложениях.

1

Дифференциация звуков ш-ж в словах.

1

Логопедическая диагностика.

1

Логопедическая диагностика.

1

Итог:

34

Организационные мероприятия (диагностика)

6

Всего:

34

7 класс

Тема урока

Часы

Обследование учащихся.

1

Обследование учащихся.

1

Уточнение звукопроизношения.

1

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Дифференциация.

1

Речь устная и письменная.

1

Предложение.

1

Распространение предложений.

1

Работа с деформированным текстом.

1

Интонационная законченность предложений.

1

Выразительное чтение.

1

Сложное предложение.

1

Использование союзов в предложениях.

1

Слово.

1

Состав слова.

1

Образование новых слов при помощи суффиксов и приставок.

1

Сложные слова.

1

Логопедическая диагностика.

1

Логопедическая диагностика.

1

Образование сложных слов.

1

Имя существительное.

1

Изменение имен существительных по падежам, числам.

1

Согласование имен существительных с именами прилагательными в числе, в падеже.

1

Согласование имен существительных с прилагательными в роде и числе.

1

Местоимение.

1

Роль местоимений в речи.

1

Склонение местоимений.

1

Глагол.

1

Изменение глагола по лицам.

1

Изменение глагола по временам.

1

Работа с деформированным текстом.

1

Составление текста повествовательного характера по опорным словам.

1

Редактирование текста.

1

Логопедическая диагностика.

1

Логопедическая диагностика.

1

Итог:

34

Организационные мероприятия (диагностика)

6

Всего:

34

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Технологии обучения:

-игровые;

-здоровьесберегающие;

-информационно-коммуникационные;

-проблемно-поисковые;

-личностно-ориентированные;

-технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.

Виды и формы контроля: индивидуальный, подгрупповой.

Который в свою очередь делится на типы: внешний контроль логопеда за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.

Методы контроля: устный опрос, письменные работы, диагностика.

Список литературы:

1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125с.

2.АНМЦ «Коррекция и развитие» [Электронный ресурс] / Е.Д. Худенко. – М., 2007.

3.Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст] / Н.В. Бабкина //Дефектология. – 2006. - №4.

4.Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80с.

5.Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007. - №2 (17). – С. 39-44.

6.Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет : практикум для психологов и логопедов [Текст] / С.В. Коноваленко – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1998. – 56с.

7.Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.

8.Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3 (24). – С. 33-35.

9.Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1.

10.Учебники русского языка М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.

11.Б.А. Макаров, .Е.В. Пересветова, М.Ю.Никулина. Диктанты и изложения по русскому языку. Москва .2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" 1-7 класс обучающихся с ОВЗ

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" полностью соответствует требованиям ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа коррекционного курса «логопедические занятия»

Рабочая программа  коррекционного курса  «логопедические занятия» по развитию и формированию устной и письменной речи,обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях...

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6 класс

Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешному освоению образовательной программы коррекционной  школы,  адаптации в учебной деятельности,...

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 7 класс

Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешному освоению образовательной программы коррекционной  школы,  адаптации в учебной деятельности,...

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" 1-4 классы

Программа для учащихся с легкой степенью умственной отсталости...

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" 5-7 классы

Программа для учащихся с легкой степенью умственной отсталости...

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" 8-9 классы

Программа для учащихся с легкой степенью умственной отсталости...