Проект. «Употребление этикетных форм речи в общении».
проект (9 класс)

Грудинина Юлия Викторовна

Проект. «Употребление этикетных форм речи в общении».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upotreblenie_etiketnyh_form_rechi_v_obshchenii.docx48.84 КБ
Файл buklet.docx685.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

Тема проекта

«Употребление этикетных форм речи в общении»

Работа ученика 9 «Б» класса

Назаровой Светланы  Сергеевны

Руководитель проекта

Грудинина Ю.В.

Работа допущена к защите «___»______________2020 г.

Подпись руководителя проекта ___________(Грудинина Ю.В.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение___________________________________________________3стр.
  2. Основная часть. Речевой этикет – что это такое?__________________5стр.
  3. Правила речевого этикета и нормы его употребления _____________7стр.
  4. Формулы речевого этикета учащихся МОУ СОШ №5_____________9 стр.
  5. Заключение _______________________________________________11 стр.
  6. Используемые источники информации ________________________12стр.
  7. Приложение ______________________________________________13 стр.

ВВЕДЕНИЕ 

Данная работа посвящена изучению и употреблению этикетных форм речи в общении. К сожалению, в наше время (особенно в молодежной среде) наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебить друга в разговоре. Поэтому, я считаю, что  данная тема на сегодняшний день достаточно актуальна, особенно среди подростков. 

Мы можем многое узнать о человеке через его речь. Соблюдение речевого этикета в любой ситуации характеризует каждого из нас как цивилизованную и культурную личность. С помощью этикета незнакомые люди имеют возможность общаться на языке, понятном каждому и приходить к общей цели или решению. Но современная молодежь мало использует в своей речи этикетную форму, а если и старается употребить ее, то часто делает это с ошибками. Все это актуализирует проблему изучения форм речевого этикета, поэтому возникает необходимость напомнить подрастающему поколению о ряде правилах речевого этикета в различных речевых ситуациях.

Гипотеза: мы предполагаем, что умение уважительно общаться, то есть пользоваться речевым этикетом, позволяет каждому из нас комфортно себя чувствовать при общении с людьми. В противном случае мы рискуем прослыть невежами и грубиянами, не способными правильно войти в контакт. Владение нормами речевого этикета является показателем внутренней культуры учащихся. Из этого следует, что школьникам необходимо поближе познакомиться с понятием речевого этикета, узнать о его формах и значении в жизни.

Объектом исследования является устная речь учащихся 8-11 классов МОУ СОШ №5 г. Лыткарино.

Предметом исследования  в речи обучающихся стали этикетные формы, проявляющиеся в процессе общения.

Цель нашей работы: углубить представления о формулах речевого этикета и об осознанном их использовании на практике.

Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач:

  • изучить литературу, объясняющую, зачем нам нужен речевой этикет;
  • познакомиться с правилами речевого этикета и нормами их употребления;
  • провести анкетирование с целью определения частности употребления слов вежливости в речи подростков;
  • подготовить памятку-брошюру с рекомендациями по употреблению слов речевого этикета в речи учащихся.  

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование.

Материалом для исследования послужили результаты анкетирования школьников.

Конечным продуктом данного исследования является создание памятки-буклета  «О правилах речевого этикета».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

Речевой этикет – что это такое?

Речевой этикет – это собрание правил и рекомендаций о грамотном речевом поведении, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в общении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, и манерах. По тому, как человек знает этикет, судят о нем самом, его воспитании,  деловых качествах. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, создает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета и их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий.

 Слово «этикет» пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Но образовалось оно на основе греческого ethos –«обычай», «характер».

Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь выдает нас. По речи судят о культуре и образованности  человека, о его характере и темпераменте. Поэтому очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении  с другими людьми, его способность  разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета. Так еще в древности в «Поучении» Владимира Мономаха мы  читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

Русский речевой  этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных  речевых ситуациях. Я считаю, что каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.  

Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому- нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова - слова речевого этикета.

Различают этикет неречевой и речевой.

Неречевой этикет – это очень разнообразная система знаков: похлопывание по плечу, помахивание рукой (в знак приветствия или прощания), способы размещения людей в соответствии с правилами первенства (за столом, например), преподнесение подарков и т.д.

Также есть речевой этикет, но как бы мы, ни определили это понятие, бесспорно одно: он сопровождает человека всю земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».

 Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.   

Правила речевого этикета и нормы его употребления

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для разных стадий разговора. Например:

  • Применение «ты» и «вы». На «ты» принято обращаться к членам семьи,

друзьям, близким родственникам и некоторым знакомым. К собеседнику, который младше вас по возрасту, также приемлемо такое обращение. «Вы» считается вежливым обращением к незнакомцу, человеку, который имеет более высокую должность, к старшему поколению. Нарушение границ между «ты» и «вы» принято считать фамильярным и грубым.

  • Некрасивым и неуважительным при общении с человеком считается

зевание, проявление скуки, постоянное перебивание.

  • При обращении к человеку важно учитывать пол, социальный статус, и

возраст собеседника. Фразы и слова, которые можно сказать другу, могут быть неприемлемы для незнакомого человека.

Существуют также различные ситуации, в которых необходимо применять в   своей речи этикетную форму:

  1. Приветствие: В данном случае формулы этикета направлены на установление

контакта с собеседником. Самым часто употребляемым выступает слово «Здравствуйте». У данного слова имеется множество синонимов: от простого «Привет» при близких отношениях до стандартного вежливого «Доброго времени суток» и «Мое почтение». Употребление синонимов приветствия определяется множеством факторов – степенью знакомства, возрастом, сферой работы.

  1. Завершение контакта. Этот этап важен тем, что по нему собеседник составит о

вас окончательное впечатление. При прощании можно использовать стандартные фразы: «До встречи», «До свидания», «Всего доброго». При более продолжительном знакомстве можно употребить неформальное прощание в виде слова «Пока».

  1. Для выражения благодарности используется достаточно большое количество

речевых формул. Сюда можно отнести фразы «Спасибо», «Благодарю», «Весьма признателен» и прочее.

  1. Просьба – это вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что -либо, этикет предлагает следующие формулы:

- Сделайте одолжение…

- Если вас не затруднит…

- Могу ли я вас попросить…

- Убедительно прошу вас…

  1. При общении также важно учитывать такие факторы как: интонация, тембр - звуковая окраска голоса, темп-скорость произнесения речевых элементов речи, и ее интенсивность (громкость). 

Речевой этикет делает  нашу речь более красивой и образной. Но каждый случай

употребления того или иного слова должен быть обоснован.

  1. Завершение общения. Этот этап важен тем, что по нему собеседник составит о вас окончательное впечатление. При прощании можно использовать стандартные фразы: «До встречи», «До свидания», «Всего доброго». При более продолжительном знакомстве можно употребить неформальное прощание в виде слова «Пока».

Формулы речевого этикета учащихся МОУ СОШ №5

Соблюдается ли речевой этикет в общении подростков? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели опрос  учащихся  8-11 классов. В анкете  ребятам было предложено ответить на 5 вопросов: 

1.Что такое речевой этикет?

2.Какими словами вы обычно приветствуете друга?

3.Какими словами вы обычно прощаетесь?

4.Какими словами вы обычно благодарите друга?

5.Напишите слова, которыми бы вы попросили у друга какую-нибудь вещь.

Результаты анкетирования среди 8-11 классов Муниципального общеобразовательного учреждения  Средней общеобразовательной школы №5 оказались следующими. (См. Приложение)

О том, что такое речевой этикет имеют общее представление 50% опрошенных, 25% не знают что это такое и, наконец, хотели бы узнать о нем подробнее 26% опрошенных.

Многие (75%) в качестве приветствия назвали такие слова, как: привет, здорово, салам, хай. Большая часть этих форм не соответствует речевому этикету. Есть в речи учащихся и слова, относящиеся к лексики иноязычного происхождения (8%): хеллоу, бонжур, дороу, Whats up, или имеющие отношение к молодежному сленгу (9%): ку, приветик, до связи, приветствую. А вот такие слова, как: здравствуй, доброе утро, добрый день, которые имеют прямое отношение к речевым формулам, используются крайне редко (7 %).

56% опрошенных среди учащихся считают, что при прощании необходимо говорить: пока, до свидания, до встречи. до завтра,  давай – что соответствует формулам речевого этикета. 19 % ребят также достаточно часто используют при прощании: прощай, бай, покеда, ариведерчи, бб, до побачення, досвидос, на созвоне,  ave maria, deus vult,  гг не будет, досвидули,- что говорит о большом влиянии на речь молодежи сети интернет.

54% опрошенных используют в целях благодарности слова: спасибо, благодарю. И это, с точки зрения речевого этикета, правильно. Но, к сожалению, немалая часть учащихся все же предпочитает использовать сленговые выражения: Thanks, Спс, Мерси, Благодарствую, Дякую 46 %.

Дай/можно, пожалуйста; одолжи мне – так многие ребята на словах выражают свои просьбы 52 %.  Почти такое же количество (48 %) учащихся в такой ситуации используют фразы: дай по-братски; дай, плиз; соизволите дать.

На основе проведенного нами анкетирования мы делаем вывод, что тема проекта достаточно актуальна в наши дни, так как подростки, не зная  правил речевого этикета, допускают ошибки в общении с окружающими. Ребятам  необходимо совершенствовать свои речевые навыки и умения, так как проблема речевого этикета широкомасштабна. Это не только «засорение русского языка иностранными словами, сленгом и жаргоном, это потеря самобытности русского языка и самобытности нации».

Чтобы избежать в дальнейшем ошибок в употреблении форм речевого этикета,

для учеников начальной школы были созданы брошюры, в которых отобразились основные правила речевого этикета.  Я считаю, что всем людям надо постигать правила речевого этикета с любовью и прилежанием, это научит нас жить в гармонии с окружающими.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над темой «Употребление этикетных форм речи в общении», мы  достигли поставленной перед собой цели: углубили представления о формах речевого этикета и об осознанном их использовании на практике. Для этого были решены следующие задачи: мы изучили  литературу, объясняющую, зачем нам нужен речевой этикет; познакомились с правилами речевого этикета и нормами их употребления; провели анкетирование в 8-11 классах с целью определения частности употребления слов вежливости в речи подростков; подготовили памятку-брошюру с рекомендациями по употреблению слов речевого этикета в речи учащихся начальной школы.  

Мы убедились, что речевой этикет делает  нашу речь более красивой и образной. Но каждый случай употребления того или иного слова должен быть обоснован. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.   

В процессе выполнения работы об особенностях употребления формул речевого этикета, мы пришли к выводу, что их в языке чрезвычайно много. Основными приметами их являются:

- Начало разговора.

- Основная его часть.

- Заключения.

Также, проведенное нами анкетирование среди учащихся  8-11 классов показало, что подростки, не зная  правил речевого этикета, допускают ошибки в общении с окружающими, поэтому изучение формул речевого общения  требует более глубокого изучения и активного применения на практике.

В перспективе мы хотим обратиться к исследованию невербальных способов общения, которые соответствуют формам речевого этикета. Это частично нашло отражение в брошюрах, составленных нами для учащихся 1-4 классов.

И в заключении, конечно, хочется добавить, что красивый русский язык не нужно забывать, и как можно чаще использовать его в нашей повседневной жизни.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Ирина Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат, фирма «Человек, 1991г.
  2. А. Гольдникова. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Перевод  с польского, Москва, Молодая гвардия, 1979 г.
  3. Энциклопедия для детей. Я познаю мир, Москва, 2000 г.
  4. Большой справочник школьника 5-11 классы. – М.: «Дрофа»,  2002 г. – 255с
  5. « Русская речь » Е.И. Никитина
  6. « Русский язык » А.И.Власенков и Л.М. Рыбченкова
  7. Бабайцева В.В «Русский язык»1994 г.
  8. Воронцова В. «Симфония разума»1977г.
  9. Шанский Н.М. «Занимательный русский язык» 2000 г.
  10. Золотарёва И.В. «В помощь школьнику» 2005 г.
  11. «Речь и этикет» В.Е. Гольдин 1983 г.
  12. «Поговорим об этикете» В. Трофименко, А. Волгин 1991 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Результаты анкетирования среди 8-11 классов Муниципального общеобразовательного учреждения  Средней общеобразовательной школы №5:

Приветствие                                                        

Привет –  53 человека
Здорово – 21 человек

Хай – 11 человек
Салам – 14 человек

Здравствуй – 7 человек
Ку – 6 человека

 Хеллоу – 5 человек
Бонжур, Приветик – 3 человека
Дороу, Доброе утро, Добрый день, До связи – 2 человека

Whats up, Приветствую – 1 человек

Прощание:
Пока – 55 человек
До свидания, До встречи – 11 человек
До завтра,  Давай – 8 человек

Прощай – 7 человек
Бай – 6 человек
Покеда – 5 человек

Ариведерчи, Бб – 4 человека
До побачення, Удачи – 2 человека

Досвидос, На созвоне,  ave maria, deus vult,  гг не будет, Досвидули – 1 человек

Благодарность:
Спасибо – 49 человек

Благодарю – 22 человека

Thanks  - 11 человек
Спс – 8 человек

Мерси, Благодарствую – 7 человек
Спасибо большое – 6 человек

От души – 4 человека
Крайне благодарен, Дякую – 1 человек

Просьба:

Дай/можно, пожалуйста – 59 человек
Одолжи мне – 9 человек

Дай по-братски, Дай, плиз – 3 человека
Соизволите дать – 2 человека
Не против если я, Могу ли я взять, Будь другом – 1



Предварительный просмотр:

ПРИВЕТСТВИЕ: 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e1a/00085f01-909de5b4/hello_html_m1a4ed074.jpg

Здравствуйте!

Добрый день!

Очень рад!

Моё почтение! 

ПРОЩАНИЕ:

До свидания!          https://media.istockphoto.com/vectors/leaving-vector-id516192835?k=6&m=516192835&s=612x612&w=0&h=KJu4SaTTDMWhW_bDnnpEMa6xIMkZC8tp17tNH-klHMs=

Всего хорошего! 

До скорой встречи! 

БЛАГОДАРНОСТЬ:         

Спасибо большое!

Благодарю!

Спасибо зав внимание! 

Всегда рад!

school-23.png

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

             В ШКОЛЕ!

1.Придя в школу, здоровайся со всеми учителями и другими работниками школы, даже если ты их не знаешь.

2.Не опаздывай, приходи в класс за 10 минут до начала первого урока, чтобы успеть приготовиться к занятию.

3.Будь аккуратен, содержи все учебные принадлежности, а также свою форму в чистоте.

4. Береги школьное имущество (парты, стулья и т. д.).

5.Твое рабочее место в классе, а также твой шкафчик должны быть в порядке.

6.Будь примерным учеником, всегда выполняй домашнее задание.

7.Внимательно собирай портфель дома, чтобы не забыть ничего, что потребуется на уроках.

school-19.png

На уроке:

  • -Когда учитель входит в класс, надо встать.
  • -Не болтай с соседом, не отвлекайся, будь внимателен, иначе ты не усвоишь учебный материал.
  • -Если хочешь ответить или у тебя есть вопрос, то подними руку, не выкрикивай.
  • -Когда твой одноклассник отвечает на уроке, а ты с ним не согласен, то не перебивай, а дождись окончания ответа и выскажи свое мнение.
  • -Имей терпение, уважай товарища!

school-34.png

ПОЗДРАВЛЕНИЕ:

Разрешите вас поздравить…

Примите наши поздравления…

От всей души поздравляю…

http://deti-online.com/img/kak-narisovat-buket-cvetov-dlya-mamy-color.jpg

СОВЕТ:

Позвольте вам дать совет…

Разрешите предложить вам…

Вам лучше поступить…

Я бы хотел предложить вам…

Я посоветовал бы вам…

КОМПЛИМЕНТ:

Вы прекрасно выглядите!

Вы так сообразительны!

Вы прекрасный собеседник!

Вы отличные друзья!

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

http://st2.depositphotos.com/1157310/12414/v/950/depositphotos_124148592-stock-illustration-thumbs-up-emoticon-emoji.jpg

О правилах

речевого этикета

http://малыш.садикасб.рф/wp-content/uploads/2015/08/logoped.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребление этикетных слов

Урок развития речи в 5 классе...

Инновационный проект "Язык и речь. Культура общения"

«Нравственность человека видна в его отношении к слову», - говорил Л.Н.Толстой. Каждый человек мечтает жить и находиться там, где царит высокая культура. Именно здесь человек чувствует себя уютн...

Внеурочное занятие по русскому языку в 9 классе в форме деловой игры на тему "Культура речи - культура общения"

Задачи данного занятия заключаются в том, чтобы совершенствовать речевую культуру учащихся, формировать у них представление о необходимости соблюдения норм русского литературного языка, воспитыва...

Педагогическая этика и этикетные особенности речи учителя

Дя каждого учителя очень важно уметь риторически выстроить свою речь в каждой ситуации учебного занятия. Так как только овладев этим навыком, педагог сможет организовать общение с учащимися так, что о...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Употребление этикетных слов"

Данный материал представляет собой конспект урока по русскому языку для учащихся  5 классов на тему "Этикет". Предполагается рассмотрение таких понятий, как речевой этикет, речевая ситу...