Дисграфия и дислексия: что нужно знать будущим родителям!
статья

Трапезоньян Елена Николаевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3.docx374.43 КБ

Предварительный просмотр:

    Дисграфия и дислексия: что нужно знать   будущим  родителям!

                                                                         100_7607.jpg

 

    В последние годы появилось достаточно большое количество детей, которые с трудом осваивают родной язык . Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума и т.п. В ряде случаев родители правы, но подчас за этим стоят более серьезные вещи: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы. Трудности в овладении навыками письма и чтения дефектологи называют дисграфией и дислексией. И очень часто эти два диагноза стоят рядом. Если есть что-то одно, то имеется и другое.

    Дисграфия (от греческого "дис" – затруднение, нарушение, отклонение от нормы; "графо" - писать, изображать) – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

    Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Письмо – сложнейший вид деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга. Психофизической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов - речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.

    Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов:

Акустический (услышать и выделить звук).

Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков).

Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки).

Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация.

Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и пунктуационных правил.

   При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности.

   Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения.

   Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то часть из них у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.

   Дислексии (от греческого "дис" – нарушение, отклонение от нормы, затруднение и "лего" – читать) – это состояния, основное проявление которых – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов ("церебро" – головной мозг (лат.)), в целом составляющих основной базис навыка чтения.

   Чтение - вид речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного материала. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. Чтение – это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.

   Уметь читать - это значит уметь:

  • соотнести имеющиеся представления о зрительном образе речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с увиденным (написанным) – увидеть;
  • соотнести зрительный образ речевой единицы с ее зрительным образом – произнести;
  • соотнести зрительный образ речевой единицы с его значением - понять.

Определяют четыре этапа чтения в зависимости от механизма процесса чтения:

Овладение звукобуквенными обозначениями.

Этап аналитического чтения, при котором единицей чтения является буква-слог и понимание отстает от произношения (послоговое чтение).

Этап становления синтетических приемов чтения, при котором единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению.

Этап автоматизированного (синтетического) чтения, единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение.

Умения, необходимые для успешного формирования процесса чтения:

  • Сформированность фонематического восприятия (дифференциации и различения фонем).
  • Сформированность фонематического анализа (выделение звуков из речи).
  • Сформированность зрительного анализа и синтеза (определение сходства и различия букв).
  • Сформированность пространственных представлений (лево – право, верх – низ, большой – маленький, на, под, за, около, рядом и т.п.).
  • Сформированность зрительного мнезиса (возможность запоминания зрительного образа букв).
  • Сформированность связной устной речи (классификация предметов; обобщение предметов; правильные и грамматически верные ответы на вопросы; объяснение назначения предметов).
  • Эмоциональная развитость ребенка (устойчивое внимание, умение работать самостоятельно, быстрая переключаемость с одного задания на другое, четкое выполнение инструкций взрослого и т.п.)
  • Хорошо развитая мелкая и крупная моторика.
  • Сформированность умения общаться со сверстниками.

В группу риска  с дислексией попадают те дети, у которых имеется:

  • патологии, осложнения при беременности:
  • токсикоз;
  •  хронические, инфекционные заболевания;
  •  осложнения при беременности (гипоксия, анемия);
  • патологии плода;
  • ушибы, травмы
  • неблагоприятные социальные факторы, воздействующие на организм ребёнка в период беременности:
  • вредные привычки, как матери, так и лиц окружающих её:
  • табакокурение;
  • употребление матерью алкогольных напитков, наркотических средств.

сканирование0001.tif

Уважаемые будущие родители любите, и заботьтесь о своём  ребёнке уже сейчас!!!

Только ВЫ  в этот радостный период ВАШЕЙ совместной жизни,  можете ему помочь в будущем стать самым умненьким, самым здоровеньким ребёночком на свете!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дисграфия и дислексия: что нужно знать родителям, дети которых с трудом пишут и читают.

ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ДЕТИ КОТОРЫХ С ТРУДОМ ПИШУТ И ЧИТАЮТСтатья содержит полезный материал для родителей. В ней рассказывается о том, что такое дисграфия и дислексия....

Дисграфия и дислексия. Проблемы грамотности наших детей.

Данная статья рассматривает определения дисграфии и дислексии, способы и методы ее коррекции. Полезна для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов....

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ. ПРИМЕНЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ НА УРОКАХ

В статье описываются проблемы формирования письменной речи у обучающихся с ДЦП учащихся в начальных классах, а также логопедические приёмы коррекции письменной речи которые может использовать на урока...

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ. ПРИМЕНЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ НА УРОКАХ презентация

Презентация является иллюстрацией к статье ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ. ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....