Статья "Городское пространство-как воспитательный и образовательный ресурс краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР".
статья (5 класс)

Филина Елена Александровна

 В настоящее время перед образованием стоит весьма актуальная задача, связанная с поиском новых оптимальных моделей обучения и воспитания , позволяющих дать ребенку актуальный опыт существования в реальном мире  сложном и многополярном, что требует переноса акцентов в образовательной деятельности учителя с информирования на продуктивную познавательную, трудовую, художественную и иную активности обучающихся. Город является местом жизни наших школьников и позволяет актуализировать самые значимые социальные вопросы, затрагивающие каждого из них. Обращение к этой стороне городской жизни дает возможность сформировать активную гражданскую позицию обучающихся, воспитать чувство причастности к судьбам своей малой Родины. В современной педагогике Город прежде всего рассматривается как пространство становления горожанина-человека, владеющего основами городской культуры и способного эту культуру сохранять, поддерживать и воспроизводить в новых актуальных формах бытия. Говоря о воспитательном потенциале городской среды, следует рассматривать Город как единство физического, социального и культурного пространства, которые непосредственно окружают ученика в повседневной жизни и при определенных педагогических условиях могут повлиять на становление личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ststya1.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Городское пространство-как воспитательный и образовательный ресурс краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР.

В настоящее время перед образованием стоит весьма актуальная задача, связанная с поиском новых оптимальных моделей обучения и воспитания , позволяющих дать ребенку актуальный опыт существования в реальном мире  сложном и многополярном, что требует переноса акцентов в образовательной деятельности учителя с информирования на продуктивную познавательную, трудовую, художественную и иную активности обучающихся. Город является местом жизни наших школьников и позволяет актуализировать самые значимые социальные вопросы, затрагивающие каждого из них. Обращение к этой стороне городской жизни дает возможность сформировать активную гражданскую позицию обучающихся, воспитать чувство причастности к судьбам своей малой Родины. В современной педагогике Город прежде всего рассматривается как пространство становления горожанина-человека, владеющего основами городской культуры и способного эту культуру сохранять, поддерживать и воспроизводить в новых актуальных формах бытия. Говоря о воспитательном потенциале городской среды, следует рассматривать Город как единство физического, социального и культурного пространства, которые непосредственно окружают ученика в повседневной жизни и при определенных педагогических условиях могут повлиять на становление личности.

Физическое пространство являет собой предметное наполнение, с которым контактирует человек в пределах определенной географической территории. Его составляют самые разнообразные объекты природно-культурного и культурного наследия – здания, мосты, памятники, скверы, скамейки, фонари, решетки и пр. Каждый из объектов физической среды города обладает таким качеством, как «информативность», то есть содержит в себе сведения не только о происходивших в городе и стране исторических событиях, но и о менталитете различных поколений россиян (их представлениях об окружающем мире, эстетических предпочтениях, моральных нормах, нравственных законах). «Раскодирование» скрытых в объектах культурного наследия смыслов и значений дает человеку возможность приобщиться к миру ценностей, определявших жизнь российского общества как в прошлом, так и в настоящий момент. Следовательно, организация систематического и педагогически продуманного процесса освоения юными горожанами природокультурного и культурного наследия Города позволит создать условия для становления их духовно-ценностной ориентации

Социальное пространство города – это пространство человеческих (личностных и групповых) отношений. Город – это не только здания и улицы. Это прежде всего – люди, проживающие на локальной территории, а также социальные институты, общественные организации и неформальные объединения, существующие здесь. Следовательно, город может играть особую роль в социализации учащихся.

В культурном пространстве города реализуется творческая деятельность людей, направленная на создание, хранение, преобразование и потребление культурных ценностей. Оно включает в себя особо значимые для жителей объекты культурного наследия, местные истории, традиции, обычаи, социокультурные институты (архивы, музеи, библиотеки, театры и пр.), текущие культурные процессы и события. Поэтому город можно рассматривать как «место приложения» творческих сил человека, пространство творческой самореализации детей и подростков, обретения ими опыта культурно-творческой деятельности, направленной на поддержание и развитие культурных традиций. Важно отметить особую роль Города как уникального пространства сохранения культуры и ее актуализации в современных условиях, а также его возможности для становления личности, что во многом определяется природой самого Города, его характеристиками. Обозначим важнейшие характеристики, способствующие реализации этой возможности, присущие любому городу вне зависимости от его истории и тех конкретных функций, которые были предначертаны ему судьбой.

• Город – это универсальный тип поселения, интегрирующий необходимые для его функционирования элементы культуры, и с этой точки зрения он является уникальным пространством «целокупного» освоения культуры – во взаимодействии всех ее элементов: от высоких образцов до явлений повседневной культуры.

• Город – это пространство исторической и культурной памяти, которую сохраняют объекты культурного наследия. Их исследование и изучение как многозначных текстов культуры, содержащих информацию о прошлом, способствует формированию культурной памяти учащихся, чувства причастности к судьбе города и страны.

• Город обеспечивает органичное взаимодействие различных видов пространства, культур, социальных групп и типов поведения, что способствует становлению толерантного сознания личности

• В природе Города заложена возможность широкого общения. Богатство и разнообразие сферы социального взаимодействия, которое создается самой городской жизнью, выступает как важнейшая составляющая воспитательного потенциала Города, позволяющая значительно расширить опыт освоения социальных норм и правил поведения в процессе наблюдений за социальной жизнью города или общения с представителями различных городских сообществ

• Город концентрирует не только уникальные образцы деятельности в самых различных областях материального и духовного производства, но и саму эту деятельность – процесс творчества, образ жизни, поведение человека, – все это становится ресурсом для самоопределения личности

• Город накапливает все, что создала культура региона (образцы и стандарты деятельности, стереотипы поведения, образа жизни), осваивая и сохраняя наиболее значимые достижения. С позиции образования важно, что сохранение и популяризация этих достижений осуществляются посредством развитой сети социокультурных институтов (музеи, театры, библиотеки, архивы и пр.), обеспечивающих механизм наследования – передачи историко-культурного опыта

• Наконец, Город – это жизненное пространство ребенка, пространство и способ его самоактуализации. Таким образом, благодаря своей насыщенности и многообразию форм существования, Город при определенных условиях способен стать эффективным средством развития личности, полигоном для приобретения и отработки ею разнообразных видов «городских» компетентностей, связанных со способностью человека использовать потенциал городской среды в целях собственной самореализации. Важнейшие из них: исследовательская, информационная, социальная, коммуникативная и гражданская. Каким образом Город влияет на их становление? Остановимся на этом более подробно.

1. Исследовательская компетентность рассматривается как способность личности осознанно существовать в городском пространстве, целенаправленно ставить и решать задачи, связанные с ориентацией в Городе, освоением тех или иных объектов городской среды, описанием фактов и явлений, отражающих закономерности городского образа жизни. Формирование этой компетентности предполагает отработку навыков восприятия городского пространства, которые обеспечивают новое качество взаимодействия города и горожанина. о взаимодействия города и горожанина. В повседневной жизни человек привык видеть и ощущать Город как бытовой фон своей жизнедеятельности. Между тем, Город воздействует на человека помимо его воли и желания, во многом определяя его пристрастия, поведение и даже характер. Человек и Город находятся в состоянии диалога, но каждый «говорит» на своем часто непонятном языке. В этом случае город становится не местом жизни, а местом проживания, горожанин превращается из человека, владеющего городской культурой, в человека с городской пропиской. Постижение Города начинается с развития визуальной грамотности – «умения видеть», так как он представлен многочисленными объектами культурного и бытового значения, данными человеку прежде всего в зрительном восприятии. Способность видеть заключается в умении «вычленить» из городской среды тот или иной объект и рассмотреть его в деталях и в целом, увидеть типические черты и особенности, возможные временные наслоения, эволюцию развития, а также сопоставить увиденное с теми историческими фактами, которые известны нам по учебникам. Визуальная грамотность подразумевает также умение воспринимать любой объект в единстве с его окружением, как часть городской среды, представляющей контекст, в котором существуют отдельные городские памятники. Умение видеть позволяет по сохранившимся фрагментам реконструировать искомое, восстанавливать исторический облик, «совершать путешествие» в историческое прошлое города. Визуальная грамотность является своеобразной азбукой, позволяющей осознанно существовать в городском пространстве, читать многозначные и сложные тексты городской среды. Особое значение для городского жителя имеет пространственная ориентация в Городе, который обладает протяженностью и имеет особую структуру, сформировавшуюся в зависимости от природного ландшафта и деятельности Человека. Когда-то направление по сторонам света определяло главную основу пространственной структуры городов, влияя на планировку отдельных построек. Кроме того, любое архитектурное сооружение сохраняет в себе «память жеста», и шаг путешественника повторяет шаги тех, кто шел по архитектурным ступеням века назад, а каменные плиты площадей или булыжные покрытия старых уголков города вызывают те же ощущения, что и в прошлом столетии. И, наконец, движение дает ничем незаменимое «чувство пространства», оно позволяет воспринимать город не фрагментарно, как постоянно меняющуюся и незавершенную цепочку «элементов-ориентиров», а целостно и объемно. Город дает возможность и для развития таких видов восприятия, как осязание, слух и обоняние, которые играют значительную роль для появления субъективных переживаний, рождающихся в ходе образовательного путешествия. Город предоставляет для этого богатые возможности: долгое и гулкое эхо шагов в петербургских дворах-колодцах; благоговейная тишина и холод древнерусских храмов, их неровная, сохраняющая прикосновение рук древних мастеров поверхность; запах и тепло дерева, наполняющие шедевры деревянного зодчества; холод и надменная отстраненность гранита петербургских набережных, – все это расширяет возможности восприятия. Особую роль для постижения Города имеет эмоциональное восприятие, которое провоцирует сама городская среда, насыщенная историческими и реальными событиями, сохраняющая дух времени и память о нем. Эмоциональное восприятие позволяет не просто видеть, слышать, осязать происходящее вокруг, но и пропускать его через себя, оно делает возможным ситуацию «проживания» среды ее обитателем. И то знание, которое он получает в процессе такого взаимодействия с городом, является самым полным и адекватным, оно «неотделимо от носителя, «поскольку и сам он неотделим никакой дистанцией от предмета своего знания» [9, с. 18]. Таким образом, Город является уникальным пространством для приобретения и совершенствования различных навыков восприятия, идеальным полигоном их отработки. Освоение этих навыков на базовом уровне открывает возможности осознанного взгляда на Город – его прошлое и настоящее, превращая это пространство из места проживания в место жизни.

  2. Информационная компетентность при освоении городского пространства подразумевает владение универсальными способами поиска, получения и передачи информации   Город как воспитательное пространство в городской среде, а также ее систематизации и обобщения в целях активного использования для собственной самореализации. Прежде всего, это информация фактического характера, имеющая адекватные и наиболее понятные человеку средства передачи: монументальные доски, памятные знаки, городские «иероглифы» – символы-обозначения, адресные таблички, вербальные сообщения. Следующий уровень информации – это историко-культурный и социальный опыт, концентрируемый и хранимый Городом, который передается из поколения в поколение невербальными способами. «Опредмеченный» опыт жителей Города – носителей данной культуры – сохраняют архитектурные сооружения, вещи, духовные творения, которые являются источником не только историко-культурных знаний, но и «самих умений созидать, творить, совершенствовать человеческий образ жизни» [8, с. 7]. Еще более высокий уровень представляет собой информация, определяющая ценностные ориентиры. В городах создается предметно-пространственная среда, которая отражает понимание мироустройства ее создателями и позволяет выявить мировосприятие эпохи, приближая прошлое и актуализируя его. Она содержит сведения об устройстве вселенной и общества, об отношениях между людьми, о целях и ценностях человеческого существования – это опредмеченный опыт жизнедеятельности людей, передаваемый от поколения к поколению. Города – живые организмы, которые развивались и росли вместе с обществом, обновляясь постепенно, сохраняя и совмещая в себе старое и новое и наглядно воплощая связь прошлого, настоящего и будущего. Они запечатлевают следы движения времени, давая возможность ощутить реальность прошлого и непрочность настоящего, а также свою причастность к ходу истории. Город всегда современен и помимо бесценной информации о прошлом, он несет информацию о дне сегодняшнем и даже завтрашнем.

Таким образом, Город является богатейшим источником информации, предоставляющим наиболее точные и неискаженные дальнейшими интерпретациями сведения о человеке и его эпохе «из первых рук». Необходимо предусмотреть особые принципы взаимодействия с объектами культуры, которые позволяют приобретать и совершенствовать умения «раскодирования» и прочтения многочисленных культурных текстов.

3. Социальная компетентность позволяет человеку адаптироваться в городском сообществе и эффективно взаимодействовать с различными его представителями. А так как городское сообщество может рассматриваться как модель социума в целом, то формирование подобного вида компетентности в городской среде может рассматриваться как важнейший инструмент социализации личности, позволяющий ей выбирать адекватные формы поведения в той или иной ситуации, обеспечивающие мобильную ориентацию в социальной среде. Своеобразным формообразующим фактором и регулятором в этом случае становится неотъемлемое от жизни Города понятие «городская культура», которая включает общезначимые приемы поведения, этические нормы, эталоны внешнего вида, стиль разговора, понятия о жилище и др.  

Город выступал и выступает как регулятор поведения, мышления, поступков людей, как материализованный стереотип их деятельности. Овладение способами активизации этой информации для выработки стратегий существования в настоящем дает личности достаточную свободу для определения собственных маршрутов в пространстве культуры. Навыки, полученные в родном городе, помогут освоить непривычные жизненные стереотипы и представления при путешествии в другие города, а также позволят избежать серьезных конфликтов, затруднений в выборе правильной поведенческой стратегии при перемещении в среду, связанную с иными культурными традициями.

4. Коммуникативная компетентность предполагает формирование опыта устанавливать контакты и налаживать общение человека с другими людьми в условиях непосредственного взаимодействия. Применительно к Городу это означает способность ощущать себя частью городского сообщества, использовать коммуникативные связи, которые Город предоставляет жителям.   Во-первых, это возможность широкого общения, заложенная в самой природе Города, особенностях городской жизни. Город соединяет между собой представителей практически всех общественных групп, создает условия для взаимодействия разных слоев населения. Столь разноречивые процессы дают возможность личности приобрести бесценный опыт общения с представителями различных социальных слоев в разнообразных ситуациях. Во-вторых, Город, который собирает и бережно хранит наиболее значимые достижения человеческого гения в музеях, архивах и библиотеках, обеспечивает тем самым уникальную возможность «диалога» с прошлым, «культурного собеседования» с теми, кто жил в нем до нас. Еще один вид коммуникативных связей, в которых Городу отводится центральная роль, предполагает взаимодействие разных духовных и материальных культур. Исторически Город создается мигрантами, он соединяет в себе людей не только из разных регионов страны, но и из разных стран, становясь центром, который притягивает и объединяет в себе культуры различных стран и народов. В процессе развития эти культуры взаимодействуют и обогащают друг друга, образуя совершенно новое культурное поле, определяющее неповторимость и своеобразие Города и позволяющее рассматривать его как уникальное средство осуществления «диалога культур», постижения их «языка», выбора образцов материальной и духовной культуры.

5. Гражданская компетентность – понимается как способность человека быть активным членом гражданского общества, в этом случае – горожанами, участвовать в его создании и функционировании. Современный Город предоставляет возможности для формирования данного вида компетентности, так как обладает развитой структурой городских сообществ и провоцирует их создание для решения городских проблем, аккумулируя потенциал своих жителей, используя их интересы и умения. Городские сообщества, как правило, объединяют людей, имеющих похожий опыт и общие интересы, людей готовых к действиям, направленным на преодоление тех или иных негативных явлений городской жизни, связанных с улучшением городской среды, благотворительностью, добровольчеством, реализацией культурных инициатив, рассчитанных на самые разные категории горожан и гостей города. Особенность подобных акций в том, что они рождаются снизу, являются проявлением творческой инициативы горожан, в числе которых могут быть и школьники, обладающие опытом социального проектирования. Суть социального проектирования заключается во включении обучающихся в деятельность, связанную с позитивным преобразованием Города – его внешнего облика и системы социальных отношений во взаимодействии с представителями органов власти, с общественными организациями, с другими социальными партнерами. В рамках реализации подобных проектов активизируются когнитивный, практический и эмоциональный компоненты процесса формирования гражданской позиции обучающихся, что актуализирует их знания о государстве, праве, гражданском обществе, о правах и обязанностях гражданина.

В заключение можно сделать вывод, что обозначенные свойства Города – доступность для различных видов человеческого восприятия, информационная насыщенность, социальная ориентация, многочисленность коммуникативных связей, присутствие гражданских инициатив – позволяют рассматривать городское пространство как уникальное средство развития личности, своеобразный «учебник» овладения навыками существования в современном социуме.  Значимой проблемой остается выбор адекватных методов изучения и исследования Города как социокультурного феномена в приложении к образовательной деятельности.

Включение  в  урочную  и  во  внеурочную  деятельность  краеведческого  компонента способствует развитию понимания школьниками социальной реальности в ее повседневных проявлениях, приобретению опыта позитивного отношения к ценностям окружающего общества и опыта самостоятельного поведения и общественного действия в социально значимой ситуации. . Родной город, его природное и культурное наследие- это, прежде всего, место самоопределения ребенка. основа формирования его идентичности, как локальной («я петербуржец»), так и общегражданской- я россиянин. Возрождение утерянных традиций требует реинновации утраченных методов освоения краеведческого наследия, позволяющих переносить акценты с изучения окружающего мира на самоопределение в нем. Одним из эффективных методов подобной работы является образовательное путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный ресурс «Электронные компоненты конструктора Lego Wedo»

Материал содержит :1) индивидуальные рабочие листы для проведения занятий с набором Перворобот Lego Wedo 9580.Блок "Первые шаги" разделы:1)      Мотор и ось2)...

"Формирование УУД средствами игровых технологий на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР" Методическая разработка.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. Уроки ОРКСЭ дают большие возможность для формирования УУД. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба...

Статья "Сущность и педагогическое значение использования краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР."

Большими возможностями для раскрытия ценностей окружающей действительности, формирования духовно-нравственной личности   располагает познание родного края. Как говорится в ФГОС НОО: «Выпуск...

Презентация по теме: "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"

Обобщение опыта по теме: "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"...

Обобщение опыта работы по теме "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"

Обобщение опыта по теме: "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"...

статья Формирование читательской грамотности на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР

laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных...

Видеоконтент и анимация как средства формирования нравственных ценностей на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР

В данной статье идет речь об использовании видеоконтента и анимации как средства формирования духовно-нравственных ценностей на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР....