Статья "Сущность и педагогическое значение использования краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР."
статья (5 класс)

Филина Елена Александровна

Большими возможностями для раскрытия ценностей окружающей действительности, формирования духовно-нравственной личности   располагает познание родного края. Как говорится в ФГОС НОО: «Выпускник будущего – это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины». То есть, гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, окружающей природе - всё это является компонентами нравственных ценностей, которые необходимо прививать младшим школьникам. Но чтобы у ребенка воспитать патриотические чувства к своей стране, необходимо, чтобы он сначала полюбил свою малую Родину. А значит нельзя обойтись без средств краеведения, которые помогают познавать окружающий мир как часть Родины исходя из принципа «от частного к общему». Целью краеведческого образования является, в первую очередь, воспитание гражданина России, патриота своей Родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность и педагогическое значение использования краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР.

Большими возможностями для раскрытия ценностей окружающей действительности, формирования духовно-нравственной личности   располагает познание родного края. Как говорится в ФГОС НОО: «Выпускник будущего – это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины». То есть, гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, окружающей природе - всё это является компонентами нравственных ценностей, которые необходимо прививать младшим школьникам. Но чтобы у ребенка воспитать патриотические чувства к своей стране, необходимо, чтобы он сначала полюбил свою малую Родину. А значит нельзя обойтись без средств краеведения, которые помогают познавать окружающий мир как часть Родины исходя из принципа «от частного к общему». Целью краеведческого образования является, в первую очередь, воспитание гражданина России, патриота своей Родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Л. К. Ермолаева определяет цель краеведческого образования как возможность «создать условия для духовно-нравственной и практической ориентации обучающихся на их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации [202, с.19].

Приобретение знаний о родном крае – это результат чувственного и рационального познания окружающего мира. Знания открывают ребёнку сознательную картину мира как физическую, так и социальную, сотканную из взаимоотношений людей, основанных на моральных принципах. Познание родного края – это живой источник представлений, образов, чувств и мыслей ребенка. Раскрытие нравственного значения объектов учит школьников «понимающими глазами вглядываться в жизнь, вести полезную, общественную работу» (Н. К. Крупская).

Теория и практика работы по изучению родного края представлены в трудах Е. А. Алисова (среда социума), О. А. Бахчиевой (духовнонравственное воспитание будущих учителей средством краеведения), И. В. Бурова (воспитательная деятельность современного музея), Н. Ф. Винокуровой (экологическое краеведение в школе), В. А. Герда (туризм и краеведение), И. М. Гревса (история краеведение), А. В. Даринского (логико-информационный подход к краеведению), А. И. Джуринского (гармонизация этнического и надэтнического в процессе воспитания), Л. В. Ермолаевой (город-музей),  Е .Н Коробко-вой (Город как образовательный ресурс) Е. Н. Землянской (экономика родного края), П. В. Иванова (краеведение и воспитание патриотизма), Г. Н. Ищук (краеведение и социализация учащихся), Д. С. Лихачева (широкий спектр вопросов краеведения), Т. Я. Лукашевой (музейная педагогика), Л. Н. Махинько (системнокультурологическая основа школьного краеведения), Н. П. Милоновой (история родного края), А. А. Мытарева (география родного края), А. Г. Озерова (туризм и краеведческая деятельность), Н. А. Платохиной (формирование ценностного отношения к родному краю), Р. Г. Резакова (культурное наследие полиэтнического региона), О. В. Хухлаевой (этнопедагогика) и др. Новые реалии, в которых учащимися приобретаются знания об истории или природе своего края и используются ими в практической деятельности на благо окружающих людей, это - процесс регионализации, касающийся жизни всех субъектов российского общества в плане сохранения их национальной самобытности, истории, экономики, культуры, особенностей обучения и воспитания.  Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет учащимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Таким образом, изучение краеведческого материала является важным средством духовно-нравственного воспитания. Академик Лихачёв говорил: «улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит намять о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.»

 Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. Особенностью краеведческого знания является его комплексность: оно охватывает своеобразие и богатство культуры, истории, географии региона, характеризует уклад жизни, традиции, быт, социальные нормы поведения, духовно-нравственные устои населения родного края. Краеведение – это своеобразный метод познания от частного к общему, от простого к сложному, выявления особенного в общем. Краеведческая деятельность позволяет структурировать социально-нравственный опыт, как отдельных индивидов, так и общества в целом. Становление элементом исторического опыта человечества через распредмечивание другими людьми и выдвижение новых проблем, определяет социальную значимость краеведения. В результате происходит формирование системы ценностных ориентиров, содержащей такие категории как самореализация, самопознание, свобода, интерес, взаимопонимание , сотрудничество, поддержка, а также те образования, в основе которых лежат нормы отношений к другому человеку с нравственным содержанием . При изучении краеведения необходимо учитывать, что нравственное формирование личности может происходить только в процессе активной интерпретации и реконструкции накопленного предшествующими поколениями социального опыта, существующего в виде образцов, где воплощены продукты созидательной деятельности человека во всех областях культуры. Каждый такой образец культуры несет в себе определенную форму «мысленного сосредоточения человеческой судьбы». Вступая в общение с образом личности другой исторической эпохи посредством ее творческого, героического наследия, современный человек открывает для себя возможность осознания своей жизни как «нравственно ответственной», включенной в трагедии и события другого времени. В связи, с чем важным обстоятельством в краеведческом образовании подрастающего поколения выступает знакомство школьников с деятельностью людей своего края, их взглядами, убеждениями, нравственными позициями. 

В процессе реализации курсов ОРКСЭ и ОДНКНР с использованием краеведческого материала, во внеурочной деятельности, учащиеся получают личные впечатления, которые усиливают эффективность формирования нравственного, гражданского, историко-культурного, эстетического компонентов личности. Таким образом, изучение краеведческого материала формирует цельную систему знаний по истории родного края, расширяет познавательную сферу, развивает исследовательские навыки и творческие способности, вырабатывает навыки самообразования и является важным средством духовно-нравственного воспитания и развития детей

Изучая темы уроков по ОДНКНР «Береги землю родимую, как мать любимую», «Жизнь ратными подвигами полна», «Плод добрых трудов славен», важно познакомить обучающихся не только с прошлым, но с современной ступенью развития государства, а также предположить перспективы развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления, оказывают влияние на правовое сознание, формирование гражданской позиции школьника. При использовании краеведческого материала на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР раздела «Религия и культура» источником нравственной культуры может выступать изучение религиозной истории города: религиозные верования населения, история различных конфессиональных общин и др. Важную роль в воспитании школьника играет семья. Именно при обращении к истории семьи, которая непосредственно связано с историей родного края, ребенок впитывает традиции, нормы морали, ценности. Семья является главным соратником школы в воспитании личности ребенка. Например, изучая традиции, родословную своей семьи, учащиеся связывают её с историей своего города, района, области, страны. Многообразие форм и методов, доступность источников для самостоятельного изучения, близость событий   - все это делает уроки ОРКСЭ и ОДНКНР  более живыми и интересными, помогает увлечь детей в замечательный мир исследований и открытий, раскрывает их творческие способности, раскрепощает и оказывает воспитательное воздействие  на учащихся.
        В процессе организации познания учащимися городского пространства профессиональные функции педагога проявляются в информировании учащихся о родном крае (просветительная функция); раскрытии нравственной ценности познаваемых краеведческих объектов (демаскировочная функция); моральной оценке событий (комментирующая), регуляции и ориентировки школьников в пространстве места жительства (ориентирующая)-, в побуждении к совершению нравственных поступков (стимулирующая), изучении внутреннего мира ребёнка (диагностическая функция), т.е. в использовании комплекса мер, способствующих преодолению разобщённости между компонентами духовно-нравственной сферы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРАЕВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Целью работы является оценка параметров педагогических моделей, используемых для обучения современных школьников предмету «Математика» по результатам педагогического эксперимента, организ...

"Формирование УУД средствами игровых технологий на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР" Методическая разработка.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. Уроки ОРКСЭ дают большие возможность для формирования УУД. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба...

Статья "Городское пространство-как воспитательный и образовательный ресурс краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР".

В настоящее время перед образованием стоит весьма актуальная задача, связанная с поиском новых оптимальных моделей обучения и воспитания , позволяющих дать ребенку актуальный опыт существования ...

Презентация по теме: "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"

Обобщение опыта по теме: "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"...

Обобщение опыта работы по теме "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"

Обобщение опыта по теме: "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"...

статья Формирование читательской грамотности на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР

laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных...

Видеоконтент и анимация как средства формирования нравственных ценностей на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР

В данной статье идет речь об использовании видеоконтента и анимации как средства формирования духовно-нравственных ценностей на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР....