Конспект НОД по рисованию для детей старшей группы на тему: «Хохломская роспись».
план-конспект

Анцышкина Татьяна Юрьевна

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с народным искусством, росписью на изделиях хохломы и ее историей;

- учить видеть красоту, своеобразие в изделиях мастеров Хохломы, развивать художественный вкус;

- вызвать желание овладеть навыками в рисовании по мотивам хохломской росписи;

- учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи;

- познакомить детей с элементами узора «Ягодки», обучить приемам их рисования;

- упражнять в рисовании элементов узора «Ягодки»: «брусничка», «смородинка», «рябинка»;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рисованию для детей старшей группы на тему: «Хохломская  роспись».

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с народным искусством, росписью на изделиях хохломы и ее историей;

- учить видеть красоту, своеобразие в изделиях мастеров Хохломы, развивать художественный вкус;

- вызвать желание овладеть навыками в рисовании по мотивам хохломской росписи;

- учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи;

- познакомить детей с элементами узора «Ягодки», обучить приемам их рисования;

- упражнять в рисовании элементов узора «Ягодки»: «брусничка», «смородинка», «рябинка»;

Материалы и оборудование:

Выставка предметов мастеров хохломского промысла;  таблицы поэтапного изображения основных хохломских узоров «травка», «листочки», «ягодки»; иллюстрации хохломских изделий; элементы узоров для дидактической игры «Угадай-ка»; полосы  бумаги с уже нарисованными образцами  ягодок, кисти № 1,  гуашь, баночки с водой,  салфетки матерчатые.

Ход НОД:

1. Организационный этап

Воспитатель. Что я вижу! Что за диво!

                          Сколько радости вокруг!

                          Правда, дети, тут красиво?

                          Аж захватывает дух!

Ребята, мы с вами попали в город мастеров.

Походите, да поглядите, какая здесь посуда собрана. Не простые предметы откроются вашему взору, старинными мастерами-умельцами из дерева вырезаны да волшебными узорами расписаны.

2. Основной этап

Воспитатель. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.  Это, конечно же, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.

Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, ягоды, листочки, травка). Затем ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в «золотую».

А вот какой росписью мастера расписывали предметы, вы узнаете, отгадав загадку:

                         Посуда эта – не простая,

                         А волшебно-расписная.

                         Блюда, ложки и ковши

                         Так прекрасны, хороши!

                         Отвести всем трудно взгляд:

                         Красный, черный, золотой –

                         Росписи фон основной.

                         Дивный красоты узор

                         Завораживает взор.

                         Листья, ягоды, цветы,-

                         Угадали роспись вы?

Дети. Хохломская роспись!

Воспитатель.  Название свое роспись получила от села Хохлома.

Одну посуду использовали каждый день, а расписанную яркими

красками – по праздникам.

- Какие цвета используются в росписи посуды?

Дети. Чёрный, красный, жёлтый, зелёный

Воспитатель. Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе. 
Чёрный цвет – цвет пепелища, земли.

- Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду.

-Какие узоры нарисованы на посуде?

 Дети.  Веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника.

Воспитатель. Хохломская роспись представляет собой «растительно-травяной» орнамент, составленный из небольшого числа узоров, называемых «травкой», «ягодкой», «листком».

-давайте с вами вспомним, с какими узорами  хохломской росписи мы с вами уже знакомы?

- «Травка» и «Листочки» (показ плаката с элементами)

- а из каких основных элементов  состоит узор «Травка»?

Воспитатель.  А  что вы знаете об узоре «Листочки»?

Дети.  Листочки в хохломской росписи бывают простые, а бывают трилистники.

Дети.  Как вы думаете, почему они так называются? (Они состоят из трех лепестков).

Воспитатель. А вы, ребята, хотите   создавать такие красивые узоры?

Дети. Да.

Воспитатель. Но для этого надо немного поупражняться в их рисовании. 

Перед тем, как приступить к работе, давайте с вами немного разомнемся.

Физкультминутка

Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево) Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз). Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Воспитатель. А теперь проходите в нашу маленькую мастерскую.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым узором - этот узор называется «ягодки». 

Давай внимательно посмотрим на иллюстрации хохломских изделий.  Какие ягодки присутствуют в хохломской росписи?

Это: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка. Все ягодки изображаются стилизованно, то есть упрощенно, в одной плоскости. Для придания объема изображения каждой ягодки используют точки и дуги.
Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “оживляют” желтым цветом.

Сегодня мы с вами научимся рисовать элементы узора «Ягодки» хохломской росписи:  «Брусничка», «Смородинка», «Рябинка».  Посмотрите внимательно, какой формы, цвета брусничка, смородинка и рябинка?

Правильно, они круглые и красного цвета. Начнем наши упражнения с рисования бруснички, самой простой из ягодок.

У каждого из вас  есть полосы  бумаги с уже нарисованными образцами  ягодок, вам надо продолжить рисунок, нарисовав ягодки до конца полосы.  Брусничку начинаем рисовать с серединки.

Молодцы, замечательные получились ягодки.

А теперь приступим к рисованию смородинки.

Ну а теперь рябинка: сначала рисуем несколько  веточек кончиком кисти черной краской, а затем сами ягодки печаткой.

Ягодки манят, рассыпаются, разбегаются, повисли на веточках.

Молодцы, у всех получились красивые смородинки и рябинки.

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать.  Проводится дидактическая игра «Угадай – ка! »

Ну вот наши ягодки подсохли, давайте “оживим” ягодки желтым цветом, дорисуем кончиком кисти точечки и наши ягодки сразу оживятся.

3. Заключительный этап

А теперь давайте послушаем стихотворение о хохломе и полюбуемся, какие у нас получились замечательные узоры.

Хохломская роспись - 
Алых ягод россыпь. 
Отголоски лета.
В зелени травы. 
Рощи, перелески, 
Шелковые всплески 
Солнечно – медовой 
Золотой листвы.


Роспись хохломская, 
Словно колдовская, 
В сказочную песню, 
Просится сама, 
И нигде на свете. 
Нет таких соцветий! 
Всех чудес чудесней, 
Наша Хохлома!          (П. Синявский) .

Итог занятия.

с каким узором Хохломской росписи вы познакомились?

-  какие вы знаете элементы узора «Ягодки»?

- Что больше всего понравилось, почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОТ компенсирующей направленности для детей старшей группы «Домашние животные», «Буква К. Звук {К}

Конспект организованной образовательной деятельности, направленный на развитие познавательных интересов, социализации и коммуникации. А так же включены задания по лексике и грамматике....

Конспект занятие ко Дню Матери- для детей старшей группы на тему : «Самая родная – мамочка моя!»

Конспект занятие ко Дню Матери- для детей старшей группы на тему :«Самая родная – мамочка моя!» Цели : Повысить социальную значимость материнству;Формирование уважительного отно...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы на тему "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи" Лексическая тема:  "Дикие ...

Конспект проведения литературной гостиной (для детей старшей группы и их родителей).

Конспект проведения литературной гостиной(для детей старшей группы и их родителей)....

План-конспект организационной интегрированной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему:"Путешествие в страну сказок"

Цель: создание социальной ситуации для познавательно-речевого развития детей старшей группы посредством арт-гимнастики и организации продуктивной деятельности.Задачи: Образовательные: -Стимулиров...