Выступление на педагогическом совете " Профилактика эмоционального выгорания "
методическая разработка

Жукова Светлана Геннадьевна

Материал посвящён повышению уровня психолого-педагогической компетентности педагогов в области сохранения и укрепления психологического здоровья и профилактике эмоционального выгорания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет 

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания» 

 

Педагог-психолог Жукова С.Г.  

Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья, профилактика синдрома эмоционального выгорания. 

Задачи: 

  1. Передача психологических знаний о проблеме эмоционального выгорания, его факторах, признаках и способах предупреждения. 
  1. Самодиагностика степени подверженности эмоциональному выгоранию (методика

 «Диагностика профессионального выгорания К. Маслач, С Джексон,  адаптированный Н.Е. Водопьяновой). 

  1. Снижение эмоционального напряжения педагогов,  обучение технике (« Колесо жизни»).     и приемам саморегуляции.  

Ход встречи.

Теоретическая часть. 

1)  Давайте посмотрим кадры из любимых к/ф «Доживём до понедельника» и «Большая перемена», которые были сняты в 1968 и 1973 годах. Эти фильмы были сняты до теоретического изучения такого явления, как психологическое выгорание педагогов.

Впервые понятие «Синдром эмоционального выгорания» введено в психологию в 1974 году (Герберт Фрейденберг). Это явление характеризуется как проявление  нарастающего эмоционального истощения, которое может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми. 

2) Сам термин «синдром выгорания» был введён К Маслач в соответствии с трёхкомпонентной моделью. «Выгорание» определялось как синдром и включало три компонента:  

-эмоциональное истощение, 

-деперсонализация («обезличивание» человека),  

- редукцию личных достижений — умаление собственного достоинства.  

Итог: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ выгорание  –  это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.   

 Причины напряженности педагога:  

•  Особая  ответственность  педагога  за  выполнение  своих  профессиональных функций;  

•  Загруженность рабочего дня;  

•  Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;  

•  Чувствительность к имеющимся трудностям;  

•  Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе;  

•  Требование творческого отношение к профессиональной деятельности;  

•  Нестабильность заработной платы.   

  Стадии эмоционального выгорания:  

ПЕРВАЯ СТАДИЯ,  когда человек считает «Работа и больше ничего!». Она начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь, домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!» 

ВТОРАЯ СТАДИЯкогда человек думает «Мне все – равно!». Возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала специалиста – это не осознаваемое им самим проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. 

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ, когда человек постоянно задается вопросом: «Зачем я здесь?» Притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.  

 

Практическая часть 

1) Выполнение и анализ опросника  (К. Маслач) презентация              

2) Способы  профилактики  эмоционального  выгорания  и поддержка психического здоровья педагогов.  « Колесо жизни» (анализ работы, мои ресурсы (семья, хобби, общение, музыка и т.д.)

3) Рекомендации

«Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества»
В.А. Сухомлинский

      а) «Утро вечера мудренее» полноценный сон;

      б) режим дня;

      в) овладение приемами  тайм-менеджмента;

      г) положительный настрой;

      д) самопоощрение.

Итог:  эмоциональное выгорание можно избежать, постоянно занимаясь самоанализом и соблюдая экологические принципы жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

Памятка по профилактике эмоционального выгорания педагогических работников

Профилактика эмоционального выгорания педагогических работников...

Мини тренинг на педагогическом совете по профилактике эмоционального выгорания 10.10.2018

Мини тренинг на педагогическом совете по профилактике эмоционального выгорания...

Выступление на областном МО "Работа психолога по профилактике эмоционального выгорания"

Выступление на областном методическом объединении педагогов-психологов...

Презентация к выступлению на педагогическом совете " Профилактика эмоционального выгорания"

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Профилактика эмоционального выгораня педагогов"...

Презентация выступления на педсовете на тему: "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

Презентация содержит ответ на вопрос: "Каким же образом педагоги могут помочь себе избежать  эмоционального выгорания?"...

Выступление на педсовете школы "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состояни...