Региональный конкурс методических разработок и лучших практик педагогических работников СПО Смоленской области «Моя педагогическая копилка»,2018
статья

Мемешкина Ирина Владимировна

Создание интегрированного мультимедийного проекта как пример использования информационно-коммуникационных  технологий, стимулирующих активность познавательного процесса

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленский политехнический техникум»

Создание интегрированного мультимедийного проекта как пример использования информационно-коммуникационных  технологий, стимулирующих активность познавательного процесса

Номинация № 1 «Использование новых технологий, форм и средств обучения, стимулирующих активность познавательного процесса»

Авторы:

Мемешкина Ирина Владимировна, преподаватель английского языка

Крупенева Алла Михайловна, преподаватель информационных технологий

Смоленск,

2018


План

  1. Описательная часть

  2. Практическая часть
  3. Список литературы 

I Описательная часть

Кто не знает иностранного языка, тот не знает  ничего о своем родном языке.

И. Гете

Я услышал и забыл.

Увидел и запомнил.

Сделал и понял!

Ч. Бэббидж

1.1 Описание содержания практики

Современный мир в целом настолько быстро меняется, что преподаватели отныне должны осознать, что первоначальная профессиональная подготовка будет недостаточной до конца жизни: им необходимо в течение своей педагогической деятельности обновлять и совершенствовать свою квалификацию.

Инновации в образовательном процессе означают ориентацию на новые результаты. Инновации в образовании - это повод обновить сложившиеся отношения «учитель-ученик», а, следовательно, и изменить  результат их взаимодействия. Современным «цифровым» детям ближе и понятнее компьютерные технологии. Сочетание новых технологий с традиционными позволяют перевести процесс обучения и воспитания на качественно новый уровень. С использованием современных мультимедийных технологий появляется возможность внесения в восприятие обучающихся новых механизмов ощущения, способов воздействия на сознание и подсознание. [2]

В настоящее время уделяется большое внимание формированию общих компетенций обучающихся.

Одним из возможных средств решения этой задачи является проектная деятельность обучающихся.

Метод проектов возник ещё в начале прошлого столетия в США, его также называли методом проблем. Теоретическая основа метода проектов — это «прагматическая педагогика», разработанная американским философом и педагогом Джоном Дьюи и его учеником У. Килпатриком.

Теоретическая основа метода проектов в России разработана профессором Е.С. Полат, которая под методом проектов подразумевает систему обучения, при которой ребёнок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий — проектов. По определению Е.С. Полат: «Метод проектов предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути».[1]

На сегодняшний день разработана достаточная теоретическая база организации проектной деятельности.

Как известно, концепция проекта кратко может быть представлена как «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация [3].

Каждая из этих составляющих направлена на развитие и поддержку творческого начала у обучающихся, формирование навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, коммуникативных навыков и умений, критического отношения к результатам своего труда.

Совмещение в проектной деятельности различных предметных областей демонстрирует студентам сложность и многообразие окружающего мира, готовит их к необходимости решения комплексных задач профессиональной направленности.

Актуальность

Данный интегрированный проект посвящен важным национальным и международным событиям последних лет: Году культуры (2014 год), Перекрестному Году культуры Великобритании и России (2014 год), 450-летию со дня рождения У. Шекспира (2014 год) и Году литературы (2015 год).

2016 год был объявлен Годом российского кино, и в том же году исполнилось 400 лет со дня смерти великого английского драматурга. Показанные им человеческие характеры, сложные и правдивые жизненные ситуации и по сей день не перестают волновать сердца и умы людей. Поэтому не случайно Бен Джонсон (1572-1637) сказал, что «… он (Шекспир) принадлежит не одному веку, но всем временам». Слова же самого У. Шекспира: «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры» стали бессмертными. Они актуальны и по сей день.

Уильям Шекспир внес огромный вклад не только в развитие английской литературы и мировой культуры, но и нашей отечественной культуры, в том числе отечественного кинематографа.

Русскоязычные экранизации У. Шекспира включают полнометражные фильмы, записи телеспектаклей, фильмы-балеты и фильмы-оперы по шекспировским пьесам, снятые в Российской Империи, Советском Союзе, Российской Федерации, а также в бывших республиках СССР, в случае, если они поставлены на русском языке.

С большой гордостью хотелось бы отметить, что в некоторых отечественных экранизированных произведениях У. Шекспира играли актеры-смоляне.

Так, Людмила Касаткина сыграла роль Катарины (главная роль) в фильме «Укрощение строптивой» (фильм, 1961). Ее великолепная игра была отмечена призом «Золотая нимфа» на 2-м Международном кинофестивале телефильмов в Монте-Карло (1961).

Еще один наш земляк, Юрий Никулин, сыграл роль руководителя церковного хора мальчиков в этом же фильме.

В фильме «Виндзорские насмешницы» в роли Фальстафа играл А. Папанов, также уроженец смоленской области.

Проблема проекта

В результате проведенного социологического опроса были выявлены ограниченные и поверхностные знания студентов о жизни и творчестве Уильяма Шекспира.

Цель проекта

Используя различные виды и способы представления информации дать аргументированное обоснование, почему Шекспир принадлежит не одному веку, а всем временам.

Задачи проекта

С помощью информации, найденной в различных источниках, последовательно представить этапы жизни и творчества Шекспира.

Провести социологический опрос среди студентов техникума.

Сформулировать собственное отношение к работам Шекспира.

Подготовить мультимедийную презентацию.

Образовательные, развивающие и воспитательные цели проекта

Проект нацелен на формирование иноязычной коммуникативной компетенции, социокультурной компетенции, ИКТ компетенции, повышение интереса к дисциплинам «Английский язык» и «Информатика» и проектной деятельности как составной части обучения, формирование навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, развитие исследовательских умений (самостоятельно искать, собирать информацию, наблюдать, анализировать, оценивать), критического отношения к результатам своего труда. Он так же решает и воспитательные задачи: духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование уважительного отношения к истории и культуре страны изучаемого языка (Великобритании), воспитание эстетического вкуса, умение выступать публично, выработка и закрепление алгоритма творческой продуктивной деятельности при разработке проекта, формирование позитивного отношения к работе (проявление инициативы, творческого мышления, фантазии).

Вид (тип) проекта

Данный проект является исследовательским, творческим, интегрированным, междисциплинарным, групповым, представлен в виде мультимедийной презентации.

Целевая аудитория проекта

Данный проект предназначен для обучающихся школ, студентов СПО и ВПО, а так же учителей и преподавателей.

Принципы и подходы к формированию содержания проекта

При реализации проекта для достижения поставленных целей и задач использовались следующие принципы контентного наполнения проекта (классифиикации И.П. Подласого, В. Воронова и П.И. Пидкасистого): принцип сознательности и активности; доступности; научности; последовательности и системности; связи теории с пратикой, а также принцип развивающего и воспитывающего характера и принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.

Планируемые результаты проекта

Планируется использовать проект на занятиях английского языка, информатики, проведение внеклассного мероприятия, участие в конкурсах и конференциях, а также для повышения интереса к жизни и творчеству У. Шекспира (чтение произведений, просмотр кинофильмов и театральных постановок).

Особенности проекта

Отличительными особенностями  этого интегрированного  проекта являются:

  • язык презентации: английский;
  • информативность;
  • использование видеоматериалов;
  • использование мультимедийных средств (гиперссылки, кнопки управления презентацией);
  • реализация межпредметных связей: сотрудничество преподавателя английского языка и преподавателя учебной дисциплины «Информатика».

На занятиях по дисциплине «Иностранный (английский) язык» при изучении темы «Великобритания» студенты знакомились с выдающимися людьми страны, в том числе с Уильямом Шекспиром. Ограниченность времени не позволила детально изучить биографию и творчество драматурга, поэтому преподавателем было принято решение предложить разработать проект во внеаудиторное время.

Была создана группа из 3 человек.

Предварительно студенты провели небольшой опрос среди обучающихся техникума с целью выявления фактографических знаний об У. Шекспире. Обработав полученную информацию, стало очевидно, что эти знания поверхностны и ограничены. Таким образом, определилось поле изучения. Студенты под руководством преподавателя обсудили и составили план проекта, обратив внимание на поиск интересных и малоизвестных фактов. Студентам также было предложено проследить актуальность произведений У. Шекспира в наше время.

Выполнив поиск информации и найдя достаточное количество аудио- и видео материалов, появилась идея создания мультимедийного проекта, грамотно реализовать который можно только в рамках дисциплины «Информатика».

Для реализации проекта была выбрана среда PowerPoint. Удобство навигации достигалось за счет гиперссылок, а удобство управления презентацией - с помощью кнопок управления.

Студенты проявили интерес к современному звучанию творчества У. Шекспира и провели параллели между английскими и переведенными на русский язык произведениями. Для этого они включили в проект фрагменты аудио- и видеофайлов на русском языке, доказав, таким образом, что творчество У. Шекспира современно и актуально. Найденные в сети Интернет видео- и аудиофрагменты потребовали конвертации и фрагментации, что было выполнено под руководством преподавателя информатики.

1.2 Наличие показателей, на улучшение которых направлена практика

Работа над проектом направлена на  повышение мотивации к обучению в целом и проектной деятельности как составной части обучения; выработки и закрепления алгоритма творческой продуктивной деятельности при разработке проекта; включение обучающихся в режим самостоятельной работы; развитие исследовательских умений (самостоятельно искать, собирать информацию, наблюдать, анализировать, оценивать); формирование позитивного отношения к работе (проявление инициативы, творческого мышления, фантазии; умение работать индивидуально и в группе).

1.3 Этапы формирования практики создания интегрированного мультимедийного проекта

Этапы работы над проектом

I. Предварительные исследования

II. Формулировка проблемы и темы проекта, постановка

цели и задач

III. Составление плана

IV. Сбор информации

V. Подготовка проекта

VI. Защита и оценка проекта

Последовательность и содержание работы по созданию интегрированного мультимедийного проекта представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Технология работы над интегрированным мультимедийным проектом

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИНТЕГРИРОВАННОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТА

ПРОБЛЕМА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

ПРОДУКТ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

I.

Предварительные

исследования

II.

Формулировка проблемы и темы проекта, постановка

цели и задач

III.

Составление плана

IV.

Сбор информации

V.

Подготовка проекта

VI.

Защита и оценка проекта

Цель:

определить полноту  знаний студентов о жизни и творчестве  Вильяма  Шекспира.

Задача:

провести

социологический опрос: «Что вы знаете об У. Шекспире?»

Результат:

- составлены вопросы опроса;

- проведен опрос;

- обработаны результаты опроса.

Вопросы опроса:

1.Кто такой Уильям  Шекспир?

2. В какой стране родился и жил У. Шекспир?

3.Когда родился У. Шекспир?

4.Какие произведения У. Шекспира вы знаете?

5.Какие фразы из произведений У. Шекспира вы употребляете в своей речи?

6.Слушаете ли вы песни на стихи У. Шекспира (в переводе на русский язык)? Если да, то какие?

7.Какая киноактриса, уроженка Смоленской области, играла в главной роли в фильме «Укрощение строптивой» по одноименному произведению У. Шекспира?

8.Постановка какого произведения У. Шекспира идет на сцене Смоленского драматического театра?

Цель: 

научить студентов формулировать проблему и тему проекта, ставить цели и задачи

Задачи:

- изучить теоретический материал по формулировке проблемы и темы проекта, постановке  цели и задач;

- сформулировать проблему и тему проекта, поставить цель и задачи

Результат:

сформулированы проблема и тема проекта, поставлены цели и задачи

Проблема: ограниченные и поверхностные знания о жизни и творчестве Уильяма Шекспира

Цель: используя различные виды и способы представления информации, дать аргументированное обоснование, почему У. Шекспир принадлежит не одному веку, а всем временам

Задачи:

- с помощью  информации, найденной в различных источниках, последовательно представить этапы жизни и творчества У. Шекспира;

- провести социологический опрос  среди студентов техникума;

-сформулировать собственное отношение к работам У. Шекспира;

- подготовить мультимедийную презентацию

Цель: 

научить студентов составлять  план проекта

Задача:

продумать последовательность изложения информации

Результат:

Составлен план

 проекта

План:

1. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА  О ТВОРЧЕСТВЕ У. ШЕКСПИРА

2.БИОГРАФИЯ У. ШЕКСПИРА

2.1.Дата и место рождения У. Шекспира

2.2.РодителиУ. Шекспира

2.3.Дом, где жил У. Шекспир

2.4.Семейный герб У. Шекспира

2.5.Семейная жизнь

2.6.Жизнь в Лондоне

2.7.Смерть У. Шекспира

2.8 Уголок поэтов в

Вестминстерском Аббатстве

2.9 У. Шекспир на банкноте

3.ТЕАТР ШЕКСПИРА

3.1Театр «Глобус»

3.2Королевский шекспировский театр

4.ПРОИЗВЕДЕНИЯ  У. ШЕКСПИРА

4.1Сонеты У. Шекспира

4.2Цитаты из произведений У. Шекспира

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Собственное отношение к творчеству У. Шекспира)

Цель:

используя различные источники, научить подбирать  необходимую информацию для раскрытия темы проекта

Задача: научить

работать со справочной, энциклопедической и художественной  литературой, интернет- источниками;

- научить отбирать необходимую информацию;

- научить составлять список источников информации

Результат:

- отобрана необходимая информация;

- составлен список источников информации.

Источники информации:

1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [электронный ресурс] (дата последнего обращения 01.03.2016)

2. Материалы для учителей и преподавателей infourok.ru [электронный ресурс] (дата последнего обращения 01.03.2016)

3. Shakespeare-online [электронный ресурс] (дата последнего обращения 01.03.2016)

4. Youtube channel CC Poems [электронный ресурс] (дата последнего обращения 01.03.2016)

5. Новак А.В. Взгляд на Лондон [электронный ресурс] (дата последнего обращения 01.03.2016)

 

Цель:

Научить создавать  мультимедийную презентацию

Задача:

- научить работать с программой Microsoft Office Power Point,

универсальным видео конвертором Xilisoft Video Converter Ultimate 7.2.0;

-научить использовать  мультимедийные средства;

- ознакомить с требованиями,

предъявляемыми к мультимедийной презентации.        

Результат:  создана мультимедийная презентация

Цель: 

Научить представлять  и оценивать  выполненную работу

Задачи:

-использовать проект на занятиях английского языка и информатики;

- провести внеклассное мероприятие с использованием данного проекта;

- принять участие в конкурсах и конференциях

-научить студентов выступать публично

(изучить теоретический материал о публичном выступлении,

составить текст выступления,

отрепетировать выступление);

- узнать впечатления студентов о данном проекте

- провести самооценку выполненной работы

Результат:

 - демонстрация  проекта на занятиях  английского языка, информатики;

- проведение внеклассного мероприятия;

- участие в конкурсах и  

конференциях

4 Обеспечение устойчивости практики

Ключевым аспектом модернизации среднего профессионального образования является подготовка выпускников к жизни и работе в высокотехнологичном конкурентном мире. Основная проблема - повышение качества образования, нацеленного на формирование общих (универсальных) и профессиональных компетенций обучающегося. В связи с этим происходит смещение акцента в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат - Умения) и включения студентов в активную познавательную деятельность.

Метод проектов – один из видов такой деятельности. Он учит будущих специалистов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекать для этой цели знания из разных областей (в нашем случае – английский язык и информатика), развивает способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи, т.е. способствует формированию общих компетенций.

Интегрированный мультимедийный проект «Шекспир принадлежит не одному веку, но всем временам» является примером вовлечения студентов в активную познавательную деятельность, примером работы педагога по всестороннему развитию личности ребенка, обобщением и распространением педагогического опыта исследовательской и проектной деятельности.

Работа над проектом велась в соответствии с требованиями закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС.

Планируется дальнейшее добавление нового информационного материала в презентацию и включение проекта в создающееся электронное пособие о Великобритании.

Владение технологией работы над проектом, полученные навыки могут быть использованы обучающимися в работе над другими проектами.

Проект может иметь еще большую практическую значимость, если обучающиеся прочтут книги У. Шекспира, посмотрят театральные постановки и кинофильмы, насладятся музыкой к этим работам.

Применение технологии проектного обучения, которая использовалась при работе над проектом, позволяет формировать личность будущего профессионала.

5 Возможности тиражирования практики

Возможности тиражирования практики обеспечены за счет ее практической значимости и перспективности.

Данный интегрированный проект может использоваться как на занятиях по английскому языку и информатики, так и во внеклассной работе.

Компьютерная презентация размещена в электронной библиотеке техникума.

Данный мультимедийный проект может быть использован преподавателями и учителями учебных заведений разных типов. 

II Практическая часть

В данной работе приведено описание содержания интегрированного проекта.

Выполненная презентация содержит сведения о биографии драматурга, его театре и, конечно, о его произведениях, а так же результаты социологического опроса о жизни и творчестве У. Шекспира, проведенного среди студентов 1 курса техникума.

Раздел 1 посвящен биографии У. Шекспира. Кроме известных фактов его биографии представлена информация о гербе его семьи, надписи на его могиле, об изображении Шекспира на национальной валюте Объединенного Королевства.

Раздел 2 содержит информацию о театре «Глобус» и «Королевском шекспировском театре».

Раздел 3 «Произведения Шекспира» содержит общеизвестные сведения о количестве и названиях произведений. Использованный видеофайл позволит послушать знаменитый 130 сонет Шекспира, прочитанный носителем английского языка (слайд 18), а также восхититься его русскоязычной музыкальной версией в исполнении группы «Би-2» (слайд 19).

Цитаты из шекспировских произведений сделают речь более красочной.

Заключение  отражает собственное отношение студентов к творчеству У. Шекспира.

Техническое исполнение

Данный интегрированный проект разработан с помощью средств Microsoft Office: MS PowerPoint.

Он является мультимедийным проектом, содержащим аудио- и видеофайлы. Они делают содержательную часть более наглядной.

Для удобства организации нелинейных переходов предусмотрено использование гиперссылок. Они позволяют осуществить связь слайда CONTENTS (Содержание) со слайдом соответствующего содержания.

Указание на наличие видеофрагментов обозначено кнопкой «Видео». Для просмотра медиа файла необходимо навести указатель мышки на изображение и щелкнуть ею.

Выбранный дизайн отражает место, время и роль творчества Уильяма Шекспира в мировой культуре. На рисунке 1 изображены слайды, вошедшие в проект.


Ресурсы, необходимые для реализации проекта

1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [электронный ресурс]

2. Материалы для учителей и преподавателей infourok.ru [электронный ресурс]

3. Shakespeare-online [электронный ресурс]

4. Youtube channel CC Poems [электронный ресурс

5. Новак А.В. Взгляд на Лондон [электронный ресурс

III Список литературы

  1. Ерохина Е. А., Сапа А. В. Метапредметный проект «Русский и английский: языковое взаимопроникновение или одностороннее заимствование?» // Английский язык. Все для учителя. - 2015.- №7.
  2. Кубышкина Е. А., Мемешкина И. В. Мой родной город Смоленск. Методическая работа. Киров, 2014
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям

Положение о порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым должностям. В положении рассматриваются основные задачи и принципы пров...

Итоги районного заочного конкурса методических разработок «Лучшие педагогические практики педагога дополнительного образования», 2022

Итоги районного заочного конкурса методических разработок «Лучшие педагогические практики педагога дополнительного образования», 2022...

Методическая разработка "ПОЛОЖЕНИЕ о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении "

Положение о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении (далее – Конкурс) определяет цели...

Конкурс методических разработок среди педагогических работников «Формула здоровья». Номинация: «Психологическое здоровье школьников» Тема: «Психолог о здоровье»

ВведениеЖизнь невозможна без взлетов и падений. Жизненные сложности могут быть тягостными для одних людей и могут привести к стрессу, депрессии, а в дальнейшем и к ухудшению здоровья. Другие же люди и...

Конкурс методических разработок педагогических работников «Методическая копилка» Тема: «У района юбилей»

Цель: расширить понятие о пейзаже. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своѐ отношение к природе своего родного края и работам художников пейзажистов....

Итоги регионального конкурса методических разработок "Уроки Победы-2023".

Итоги регионального конкурса методических разработок "Уроки Победы-2023"....