«Нет прав без обязанностей»
творческая работа учащихся

Рукавицына Ирина Геннадьевна

Муниципальный конкурс творческих работ  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл net_prav_bez_obyazannostey.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОЛОХОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН

Муниципальный конкурс творческих работ

НОМИНАЦИЯ: эссе по теме:

«Нет прав без обязанностей»

Работу выполнил учащийся 8 класса Бычков Даниил

Руководитель: Рукавицына И.Г.

Бывают ли права без обязанностей?

Обязанность без права есть рабство;

право без обязанности – анархия.

Ламене

В послеобеденное время в нашем парке обычно бывает тихо. На детской площадке и на аллеях, где обычно гуляют мамы с малышами, не слышно крика, песен, детских голосов. Здесь не так уж много прохожих. Жаркие солнечные лучи запутались в кроне густых берёз и дубов. Приятная прохлада. На скамейке сидят два подростка и лузгают семечки. Всё пространство вокруг заплевано шелухой. А подростки ведут неспешный разговор: «Вот почему мы с тобой, Мишка, не родились в стране, где кругом чистота, где всё убрано и красиво? Вон даже на лавочку сесть нельзя, вся искорежена, как будто по ней танки ехали. Всё завалено бумагами, пакетами от сухариков, семечек, бутылками. Урны перевернуты, мусор из них образует целые горы. Нет, надо валить из нашего города, да и из страны этой. Ведь такое, наверняка, в каждом городе творится. Надо ехать туда, где тебя уважают. А то как только что – нибудь начинаем делать во дворе, сразу выбегают вот такие старые бабки, как вон та, что сидит на соседней лавочке, и начинают нас жизни учить. Ох, как я их ненавижу. И до всего – то им дело есть, всё – то они знают».

А пожилая женщина, сидящая на соседней скамейке, смотрела на этих двух молодчиков усталыми глазами и думала о том, как изменилась жизнь. Она ходила проведать свою подругу и возвращалась домой. Проходя мимо детской площадки, увидела нескольких подростков, которые раскачивали качели так, что, казалось, столбы, врытые в землю, вылетят и прихлопнут этих «чудо-богатырей». Другие били стеклянные бутылки на бревне, по которому ходили малыши с мамами. Женщина сделала замечание в очень корректной форме: «Ребята, зачем же вы ломаете качели, бьёте стекло, ведь здесь играют совсем маленькие дети. Люди старались, делали, чтобы было красиво, и интересно».

«Да шли бы вы, бабуля, отдыхать домой" - был ответ. Может быть, она и попробовала поговорить с ними, но была сильно расстроена, болело сердце, душили слёзы. Она шла по аллее, и когда в глазах потемнело, решила присесть. Скамейка вся была ободрана, сломана в нескольких местах, залеплена жвачкой. Кое-как примостившись, она увидела наших уже знакомых молодчиков, услышала монолог одного из них, но ничего не стала говорить. Только подумала: «Эх, дать бы вам пожить, как мы жили, да поучить бы, как нас родители учили. Глядишь - и поумнели бы».

Этой пожилой женщиной была моя бабушка. Она пришла домой и через некоторое время рассказала мне и дедушке о том, что видела и слышала в парке.

И тут я услышал слова деда: «Да, права – то они свои хорошо знают, а вот обязанности вряд ли. Видно, мало им об этом родители говорят и не учат, как себя вести в обществе».

А я подумал, что общаясь со сверстниками, много раз слышал, как они рассуждали о своих правах и произносили фразу, относящуюся к взрослым: «Да прав у них таких нет!»

Нас в школе знакомят с положениями Конвенции о правах ребёнка, говорят о наших правах. И у многих моих сверстников складывается представление, что все вокруг обязаны заботиться о детях, уважать их свободу мысли, обеспечивать им развлечения и отдых, защищать от эксплуатации и т. д., а если вдруг сделали замечание или поругали взрослые, то на них пожаловаться можно. Пусть потом оправдываются.

И я решил во всём разобраться с помощью деда, ведь он у нас в семье авторитет. Именно дед мне и объяснил, что всё идёт из семьи.

С рождения ребёнок имеет права на имя, на заботу, на то, чтобы жить и воспитываться в семье, на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства .

Хорошо, когда у ребёнка есть полноценная семья, любящие, заботливые родители. С ними можно делиться своими мыслями, проблемами. Но вот, как оказалось, более чем в 60% семей детей воспитывает одна мама. Их так и называют «неполные семьи». Мать тянет весь груз воспитания и обеспечения семьи на себе. Хорошо, если дети понимают, как ей трудно, и помогают. А если нет, если дети озлоблены, не слушаются, не вникают в то, что происходит, а ещё и нередко обвиняют мать, что не может их лучше обеспечивать,- тогда в доме беда.

 Трудно и тем, у кого родители вынуждены в поисках работы уезжать в другой город и там жить, а дети, в лучшем случае, остаются с бабушкой и дедушкой. Получается опять неполноценная семья. И здесь тоже свои проблемы.

Семья должна многому научить своего ребёнка, внушить, что прав без обязанностей не бывает: «Мы, родители, заботимся о тебе, любим, играем, развиваем. Но и ты должен быть благодарен за заботу, и пока ещё маленький, прояви свою заботу о нас: принеси тапочки, когда родители пришли домой, потихоньку поиграй, когда кто-то из взрослых уснул, прислушивайся к совету старших- ведь они желают тебе только добра. Соблюдай правила поведения в школе, дома, в общественных местах. Общайся с людьми так, как тебе хотелось бы, чтобы общались с тобой. И тогда жизнь будет яркой и приятной».

 А чтобы так случилось, мне кажется, очень многое зависит от взрослых членов семьи, взрослого населения планеты.

Совсем недавно в нашем дворе всех насмешила и растрогала пятилетняя девочка. Она гуляла с куклой, что- то ей объясняя. Сосед, взрослый мужчина сорока с лишним лет, жарил шашлык. Ему помогала его мать. И что-то ему показалось, что не очень быстро она режет лук. Он начал на повышенных тонах « объяснять», как надо работать. И тогда эта девочка сказала: «Ты что, на маму не надо кричать, маме надо помогать. Вот я своей всегда помогаю, у меня даже есть маленький нож. Хочешь, возьми его и порежь лук». Все засмеялись, услышав это из уст маленького ребенка. А мужчина, помолчав, извинился перед матерью и сказал, что  не хотел её обидеть.

Таким образом, живя в семье, взрослые воспитывают детей, а дети в чём – то взрослых.

Мне очень понравилось высказывание французского писателя и общественного деятеля Ламене: «Обязанность без права есть рабство; право без обязанности – анархия». По моему мнению, и родители, и школа, и окружающие нас взрослые люди должны обязательно внушать детям, что помимо прав у каждого есть обязанности. Важно внушить детям, что эти обязанности каждый гражданин должен выполнять добросовестно. Своим примером родители ежедневно и ежечасно должны подтверждать это. Только тогда ребёнок будет видеть, как надо правильно поступать, организовывать свою деятельность, а значит, делать лучше жизнь своих родных и окружающих. Участвуя в субботниках по уборке территории своего дома вместе с отцом, дедом, мамой, он потом никогда не пойдет мусорить и громить детские площадки и скамейки. Отдыхая на природе, никогда не будет задавать вопросы, почему за собой нужно убрать, а не оставлять горы мусора. Такой ребенок не останется равнодушным, когда увидит репортаж в новостях о том, как в частном зоопарке от жестокого обращения и голода погибают звери. Никогда не пройдет мимо изуверов, оскверняющих памятники. Видя, как его родные дружелюбно общаются с соседями, знакомыми, дети будут также уважительны и добры. И если взрослые внушат детям, что надо уважать права и законные интересы других людей, то только тогда те смогут рассчитывать на такое же уважение со стороны окружающих.

А тем мальчишкам, рассуждающим о том, как им не повезло родиться в этом городе  и в этой стране, я бы хотел пожелать лучше изучать историю и извлекать из неё уроки. Ведь, действительно, история знает массу примеров, когда бесправные рабы безропотно выполняли свои обязанности, ненавидя тех, кто относился к ним, как к «говорящим орудиям труда». Но как показывает жизнь, если люди требуют только соблюдения своих прав, забывая об обязанностях, в обществе и наступает анархия, одним из проявлений которой и явилась обстановка в парке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"

Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...

Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"

В каждом обществе есть свои права и обязанности,  которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...

открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"

Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...

Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Правила поведения на улице с незнакомыми людьми"

Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации. Содержит краткую информацию о безопасном поведении на улице и с незнакомыми людь...

Классный час о правах и обязанностях ребенка на тему «Требуешь своих прав - не забывай о других!»

Представленный классный час может быть проведен для детей среднего и старшего звена школы (5-11 классы). Мероприятие позволит познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах реб...

Деловая игра по праву "Я - человек! Мои права и обязанности"

Краткое описание деловой игры по праву...