Семинар "«Особенности речевого развития детей с РДА. Методические рекомендации по развитию речи на раннем этапе обучения»
презентация к уроку

Майсюк  Альвина   Мунировна

«Особенности речевого развития детей с РДА.

  Методические рекомендации по развитию речи

на раннем этапе обучения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_04.06.21_g.rda_.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КУ ХМАО – ЮГРЫ « Урайский специализированный Дом ребенка» « Особенности речевого развития детей с РДА. Методические рекомендации по развитию речи на раннем этапе обучения» Подготовил логопед: Майсюк А.М. г . Урай , 2021 г.

Слайд 2

Аутизм Слово «аутизм» происходит от греческого слова « autos », что означает «я»; «сам» уход от действительности в свой внутренний мир утрата контактов с окружающими Одним из основных проявлений синдрома раннею детского аутизма (РДА ) являются особые отклонения в речевом развитии . При всем клиническом разнообразии этих отклонений их основной общей чертой является недоразвитие коммуникативной функции речи, как одно из характерных проявлений общей коммуникативной недостаточности.

Слайд 3

СУЩЕСТВУТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ АУТИЗМА Согласно исследованиям Лорны Винг и Джудит Гоулд Одни дети - аутисты "отчужденные" с низким уровнем сознания и серьезными нарушениями поведения: агрессией, стереотипиями, манипулятивной игрой. Другие - "пассивные" с крайним ограничением социальных контактов, не получающие удовлетворение от предлагаемого общения и частой эхолалией . Третьи — "активные, но странные» с недостаточным развитием социального сознания, имеют также отклонения в поведении. Дети с последней формой аутизма повторно разыгрывают одни и те же ситуации, имеют абстрактные интересы, при полном отсутствии интереса ко всему остальному и отсутствии практической направленности в действиях. Выделение и описание в педагогической практике различных форм аутизма может сделать воспитательную работу с аутистами более дифференцированной, а, следовательно, и более успешной.

Слайд 4

«ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РДА» Приводимые различными авторами описания отклонений в речевом развитии детей с РДА в основном совпадают. Наиболее характерными проявлениями обычно считают: « мутизм » у значительной части детей; нарушение коммуникативной функции речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; большое количество слов штампов и фраз-штампов, фонографичность (« попугайность ») речи; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи; р ебёнок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице; речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи. несостоятельность в диалоге; реверсия местоимений, позднее появление в речи личных местоимений; нарушения просодических компонентов речи; Можно сказать, что речевое развитие детей с РДА достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к окружающему миру.

Слайд 5

Коррекция речевых нарушений представляется одной важнейших составляющих комплексной коррекционной работы при аутизме в целом. Необходимые условия для коррекционной работы Успех коррекционной работы с аутичными детьми зависит от многих факторов, в том числе в значительной степени от условий, в которых она проводится. Рекомендации: Методика установления эмоционального контакта с аутичными детьми подробно описана в книге В.В.Лебединского и др. «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция» (1990).

Слайд 6

НЕОБХОДИМО Развитие речи детей, с ранним детским аутизмом ведётся поэтапно и последовательно. Нельзя забывать, что ребенок с РДА (ранним детским аутизмом ) не должен приспосабливаться к окружающим его взрослым, а они должны приспосабливаться к нему! Усилия педагогов, занимающимися формированием речи ребенка, порой проявляющаяся однообразными звуками, должны быть направлены на то, чтобы включить в процесс обучения максимальную зрительную опору, так как мышление аутичного ребёнка имеет тип «буквального». Реальные предметы, картинки, применяются на всех этапах работы с детьми. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми с РДА. При этом материал должен быть разнообразным, ярким. Для организации коррекционно – развивающей деятельности необходимо выявить актуальную зону развития ребёнка и обозначить зону ближайшего развития, т.е. провести детальную диагностику сформированности речи.

Слайд 7

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ Развитие речи у детей с аутизмом должно быть сосредоточено на улучшении: имитации (вербальной/невербальной); общего навыка концентрации внимания; навыка использования жестов; поведенческих запросов; скорости общения; восприятия навыков; понимания смысла действий и слов. Развитие речи у детей с аутизмом должно быть сосредоточено на уменьшение: стереотипного поведения; невнимательного поведения. Выбор методики развития речи зависит от умений и мотивации ребенка с РАС.

Слайд 8

Эффективные стратегий борьбы с патологиями речи при аутизме, которые будут способствовать развитию языка у детей . Игра и социальное взаимодействие — большинство детей изучают основы языка посредством игры и взаимодействия со своими педагогами и родителями. Играйте с детьми , встречайтесь чаще лицом к лицу и проговаривайте каждое действие. Внимание – помогите ребенку обратить внимание на вас, когда вы играете вместе. Подберите забавную игру, например, выдувание пузырьков или катание разноцветных мячей. Это учит удерживать свое внимание на одном действии. Если дети научатся концентрировать внимание, они будут готовы к развитию речевого навыка. Проговаривание действий – не забывайте коротко проговаривать действия, например, в период игры с мячом проговорите «мяч», «прыгает», «красивый » и т.д. поможет ребенку научиться понимать и копировать язык. Но не перегружайте ребенка новыми словами. Имитация – прежде чем дети научатся копировать слова и говорить, они учатся копировать жесты и движения. Например , хлопать в ладоши, махать рукой «до свидания», стучаться в дверь, стучаться в барабан и т.д.

Слайд 9

Основными этапами работы по развитию речи детей с РДА могут быть: 1. Первичный контакт, установление контакта. 2. Выработка учебного стереотипа. 3. Установление зрительного контакта. Формирование начальных коммуникативных навыков. Работа над указательным жестом и жестами “ да”, “нет ”. 4. Обучение пониманию речи, выполнение инструкций. 5. Обучение экспрессивной речи.

Слайд 10

Первый этап работы . «Первичный контакт. Установление контакта». Основная цель данного этапа - адаптация ребенка, диагностика сформированности речи, а также установление эмоционального контакта ( ребенок должен почувствовать “неопасность” ситуации и быть готовым находиться с педагогом в одном помещении).

Слайд 11

Второй этап работы . «Выработка учебного стереотипа». Целью данного этапа является выработать умение сидеть за столом . (организация рабочего места, разложение дидактического материала, минимальное использование речевых инструкций, установление зрительного контакта, работа с картинками, фиксация взгляда ребенка на картинке). Здесь , со стороны ребёнка мы следует негодование, отторжение и полное неприятие учебной ситуации, уходит немало времени, чтобы ребёнок не чувствовал страхов и угрозы со стороны педагога. Первоначально возникает необходимость просто привлечь внимание ребенка и удерживать его некоторое время, достаточное для выполнения нескольких манипуляций. Первые несколько занятий могут быть очень кратковременными (5-7 минут, а порой и 2 – х минут бывает достаточно), так как у детей все еще преобладает «полевое» поведение и удержать ребенка за столом достаточно сложно. Иногда , для выработки учебного стереотипа, приходиться прибегать к удержанию ребенка за столом до окончания выполнения им задания . В данный период, на занятиях, педагог фиксирует и анализирует реакции ребенка на предложенный материал, а так же поведение ребенка во время и после занятия.

Слайд 12

Третий этап работы . «Установление зрительного контакта». Формирование начальных коммуникативных навыков. Работа над указательным жестом и жестами “да”, “нет”. Регулярно задаем прямые вопросы типа: “ Ты убрал картинку?”, отвечаем; отрабатываем указательный жест, фиксируя палец ребенка на картинке). Как замена взгляда «глаза в глаза », сначала вырабатывается фиксация взора на картинке, или интересующую вещь ребёнка, имеющую для него большое значение в данный момент, которую педагог держит на уровне своих глаз. Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу. Когда это происходит, вещь отдают ребёнку. Добавляется инструкция «Посмотри на меня ». Постепенно время фиксации взора на предъявляемом материале будет возрастать и заменяться взглядом в глаза. Зафиксированный взгляд можно поощрить. На этом этапе отрабатывается реакция оживления и слежения, умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметами, предлагаемыми педагогом и захваченными рукой ребенка. Отрабатывается указательный жест, для этого пассивно охватывают указательный палец ребенка, касаются им объемных предметов, оконтуривают их и называют. Параллельно отрабатывается жест «да». На занятиях и в повседневной жизни специально созданные ситуации помогают овладеть ими. Задаются вопросы, которые требуют ответа «да». При этом педагог сам слегка нажимает ладонью на затылочную область его головы. Как только жест стал получаться, пусть с помощью рук педагога, вводится жест «нет». Постепенно помощь педагога сводится к минимуму и сходит на «нет». Ежедневные тренинги позволяют сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребёнка с близкими людьми.

Слайд 13

Четвёртый этап работы . «Обучение пониманию речи, выполнение инструкций». Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного стереотипа», выполнение простых инструкций: « Дай» и «Покажи». Эти инструкции понадобятся для обучения понимания названий предметов. Выбирают один предмет, пониманию названия которого будут обучать ребенка . Этот предмет должен соответствовать двум характеристикам: 1. Часто встречаться в быту; 2 . Форма и размер предмета должны быть такими, чтобы ребенок мог взять его рукой.

Слайд 14

Пятый этап работы . «Обучение экспрессивной речи». Формирование навыков экспрессивной речи начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям. Навык подражания движениям является одним из первых при обучении, и к началу обучения речевым навыкам ребенок уже должен уметь повторять за взрослым простые движения в ответ на инструкцию: «Делай так» или «Повторяй за мной». Главная задача — установление контроля над подражанием.

Слайд 15

Для содействия приобретению ребенком - аутистом языковых навыков необходимо выполнение следующих рекомендаций : С ократить количество прямых вопросов, таких как “Что это?”, “Что ты делаешь?”, “Что ты хочешь?” и т.д .; комментировать действия ребенка (вопросы и команды задерживают развитие речи, комментарий способствует ее развитию ); Ж дать и подавать сигнал (при этом следует установить зрительный контакт, ребенок должен видеть, когда с ним хотят заговорить ); С оздавать коммуникативные ситуации; И спользовать больше жестов и мимику лица ; При каждой возможности повторять одни и те же слова и фразы; Н е корректировать, а моделировать (вместо исправления ошибок следует показать пример ); О блегчать сложность речи; А даптировать (постепенно усложнять) свою речь по мере развития возможностей ребенка; И спользовать преувеличение интонации, громкости и темпа речи (для удерживания внимания ребенка ). Выражение лица и интонации должны обозначать то же, что и слова; С мотреть в глаза (ребенок должен научиться смотреть в глаза собеседнику ); Р еагировать (всегда и немедленно отвечать на попытку ребенка что-то сказать, установить контакт ); Д елать общение удовольствием (приятный голос, улыбка ); П еть для ребенка (некоторые дети гораздо лучше могут понять информацию, если ее пропеть).

Слайд 16

Список рекомендуемой литературы: 1 . Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 381 с. 2. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутитаых детей: Методические разработки.— М.: Теревинф , 2003 - 160 с. 3. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - Спб .: Институт специальной педагогики и психологии, 1999 - 192 с. 4. Специальная психология и педагогика / Под ред. Г.И. Колесниковой. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 218 с . 5 . Нуриевой Л.Г. « Развитие речи аутичных детей ». 6. Морозовой С.С. «Аутизм. Коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах». 7. Ловаас О.И. «Модификация поведения аутичных детей». 8. Башиной В.М. и Симашковой Н..В. «К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом, а также научно – практические разработки Никольской О.С., Баенской Е.Р., Либлинг М.М. и др.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ладового слуха и навыков интонирования на ранних этапах обучения предмету сольфеджио

В статье кратко изложены некоторые методы поэтапного обучения интонированию детей в соответствии с целями и задачами комплексной программы "Детская хоровая капелла"...

Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения

Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...

Методические рекомендации по развитию воображения и творческих способностей детей на примере обучения бисероплетению

Данные рекомендации направлены на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству, выбранных на основе положительного опыта работы с бисером и для фор...

Методические рекомендации по развитию воображения и творческих способностей детей на примере обучения бисероплетению

Данные рекомендации направлены на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству, выбранных на основе положительного опыта работы с бисером и для фор...

Методические рекомендации для развития артикуляционной моторики у детей, имеющих речевые нарушения.

Данный материал предназначен для родителей детей, имеющих речевые нарушения. Подробно описываются комплексы упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также правила выполнения артикуляцион...

Методические рекомендации по развитию физических качеств, необходимых в процессе подготовки спортсменов-танцоров на этапе углубленной специализации.

В работе предлагается одна  из методик  развития физических качеств танцоров-спортменов, использующая разработанный комплекс тренировочных упражнений....

Развитие коммуникативных навыков на раннем этапе обучения ИЯ.

Теоритический материал по теме "Развитие коммуникативных навыков на раннем этапе обучения ИЯ"...