Конспект комплексного логопедического занятия по коррекции стёртой формы дизартрии с применением БОС технологии 1 класс Тема: «Дифференциация [Ж-З, Ш-С] в слогах, словах, предложениях.
план-конспект

Железнова Юлия Анатольевна

Конспект комплексного логопедического занятия с применением БОС технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного логопедического занятия по коррекции

 стёртой формы дизартрии с применением  БОС технологии 

Тема: «Дифференциация [Ж-З, Ш-С] в слогах, словах, предложениях.

Цель:  нормализация мышечного тонуса, моторики артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры. Добиваться снятия напряжения с органов артикуляции и синхронизация выдоха со скоростью произношения речевого материала.

Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания с большим упором на речь (проговаривание слогов, слов) на выдохе.

Задачи:

Образовательные:

• закрепить знания о [Ж-Ш]

• учить дифференцировать [Ж-Ш] в речи.

• закреплять умение чёткого произношения дифференцируемых звуков [Ж-З, Ш-С]

  путём переключения с одного артикуляционного уклада на другой.

• уточнять и обогащать словарный запас по содержанию сказки.

• развивать связную диалогическую речь.

 Коррекционно-развивающие:

 выработка правильного дыхания;

• развитие фонематического слуха;

• развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза на уровне слога, слова,

  предложения;

• развитие воображения, зрительного внимания, слухоречевого внимания, памяти,

  пространственных ориентировок;

• расширение и активизация словаря, объяснение значения слов насос, навес

• профилактика акустической дисграфии.

 Воспитательные:

•Воспитание волевых усилий;

•Формирование потребности в правильном произношении и воспитание культуры

  правильной  речи.

Оздоровительные:

•снятие спастического напряжения с мышц артикуляционного аппарата,

  функционального напряжения;

• улучшение функционирования дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

Оборудование: компьютерный комплекс (БОС-логотерапевтический), спиртовые салфетки, комплект видеослайдов, запись музыки для релаксационных упражнений,

мягкие игрушки героев сказки, карточки для составления схемы предложения, карточки с буквами азбуки.

Пояснительная записка к практической части занятия

с применение метода БОС-логотерапевтический

   Биологическая Обратная Связь (БОС) – это уникальная медицинская технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры, включающей увлекательные компьютерные игровые тренажеры.

   Применение метода БОС с компьютерной программой «Комфорт Лого» в СОГБОУ «Починковская школа-интернат» Ресурсный центр началось с сентября 2021 года.

  Использование в практике этой технологии даёт возможность осуществлять индивидуальный объективный подход в работе с ребёнком, сформировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца – новый дыхательный стереотип и новое функциональное состояние организма.  

   Под объективным контролем приборов БОС вырабатывается навык произвольной регуляции дыхания: силы, длительности и плавности выдыхаемой воздушной струи, что чрезвычайно важно при постановке таких звуков, как вибранты ([р], [р]), аффрикаты ([ц], [ч], [щ]), сибилянты (переднеязычные фрикативные согласные [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ж]). За счет постановки правильного дыхания быстро и эффективно исправляются речевые нарушения, сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной. Помогает в коррекции дислексии, дисграфии у младших школьников. Курс коррекции речевых нарушений предполагает от 40-80 занятий, который зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.

  Технология БОС в сочетании с традиционными методами комплексного коррекционного воздействия расширяет возможности практических логопедов и повышает качество и эффективность проводимой ими работы.

Данное занятие проводилось в 2021-2022 учебном году с учеником 1 класса, у которого наблюдалось полиморфное нарушение звукопроизношения с дизартрическими проявлениями. До поступления в школу мальчику не оказывалась логопедическая помощь,  поэтому во время диагностического обследования первоклассников, он сразу обратил на себя внимание. Помимо этого у него наблюдалось недостаточное развитие всех компонентов речевой системы, а также недостаточная подготовка к обучению в школе. У мальчика с трудом формировался навык чтения, что препятствовало успешному освоению школьной программы. Поэтому наметилась комплексная, долгая и кропотливая работа. Было решено (с согласия родителей) включить технологию БОС в систему коррекционно-развивающей работы. Был сформирован новый дыхательный стереотип  диафрагмально-релаксационного типа дыхания, а на его основе  отрабатывалась автоматизация звуков и введение их в речь на речевом материале, который  помещён в компьютерной программе. Компьютерная программа даёт возможность логопеду самостоятельно составить шаблон: где учитываются индивидуальные особенности, интересы ребёнка (по его желанию выбирается музыка, сюжеты и слайды для периода отдыха и работы), сказочные сюжеты.

По теме занятия логопед подбирает соответствующий речевой материал, который предполагает проговаривание как  отдельных звуков, слогов, слов, так и  чтение предложений, текстов, что помогает в работе по профилактике дислексии.

Программа предполагает формирование навыка  связной речи (беседы, по содержанию сказок, текстов составление рассказов по сюжетам слайдов и т.д.)

Домашнее задание логопед записывает в индивидуальной тетради, которая помогает родителям закреплять полученные знания и навыки.

Ученик прошёл курс (30 занятий) комплексной коррекции звукопроизношения с применением технологии БОС. По завершении курса наблюдались улучшения, как звукопроизношения, так и формирования навыка чтения и письма.

 

Содержание занятия:

I. Организационный момент:

Учитель-логопед и ученик приветствуют друг друга.

В кабинете помещены изображения: Жука, Змеи, Комара. Обратить внимание ученика на гостей, которые пришли на занятие.

- Логопед интересуется, видел ли их мальчик в жизни.

- Гости спрашивают ученика,  для чего он приходит к логопеду?

  (Ответ: чтобы научиться правильно и красиво говорить)

-Почему надо учиться правильно проговаривать звуки, слова?

(Ответ: чтобы люди тебя понимали, чтобы не делать ошибок в словах, когда их записываешь)

- Они хотят помочь, научить правильно произносить и различать звуки.

- Предлагают игру: «Угадай, кто это?»

Ученик закрывает глаза и угадывает, чья песенка звучит:

Жук-жужжит - жжжжжж;  змея-шипит - шшшшш;  

Комар - звенит - зззззз; ветер-свистит - ссссс.

- Давай попробуем пропеть их песенки. Но сначала подготовим наши губы, язычок,  (артикуляционный аппарат), дыхание  к работе.

II. Основная часть: (23 мин)

 Артикуляционная гимнастика у зеркала  (2 мин.)

 -Упражнения для губ: Трубочка, улыбка,

-Упражнения для языка: «Иголочка»,  «Блинчик», «Окно», «Вкусное варенье»,

  «Футбол», «Чашечка»

- Закрепление правильной артикуляции звуков  [Ж-З, Ш-С] и их

   дифференцированное  произношение, закрепление графического изображения

   этих звуков (Знаем, что каждый звук можно записать с помощью буквы, а

  посмотрев на букву можно произнести соответствующий ей звук)

   Показ карточки с написанными на ней буквами. Ж, Ш., З., С — ребёнок произносит

   соответствующий звук по указанию логопеда.

  Усложнение: чтение слогов на заданный звук с гласными: а, о, у, ы, э, е  

   Карточки    СА – ЗА, ША – ЖА,       СО – ЗО, ШО – ЖИ,        СЫ – ШИ,

   на доске:     СЫ – ЗЫ, ШИ – ЖИ,      СУ – ЗУ, ШУ – ЖУ        

                  СЭ – ЗЭ, ШЕ – ЖЕ,        ЗА – ША, СА – ША

  Скороговорка:  Жук шёл, шёл, шёл

                 Жёлтый камешек нашёл.

 

 Дыхательная гимнастика с применением метода БОС (1 мин)

Подключение датчиков и закрепление техники дыхания до начала сеанса.

Ребёнок кладёт одну руку себе на диафрагму, другую на грудную клетку

(контроль за правильной техникой дыхания).

            -Как надо дышать? (когда делаем вдох — животик надувается и без паузы, плавно делаем

            выдох - через слегка сомкнутые губы, живот сдувается,  возвращается в исходное положение)

             Инструкция: Выдох должен быть плавным и  длиннее вдоха.

                                   Дышим легко, спокойно, ровно без лишнего напряжения.

                                    

             Тренировка до включения прибора ПБС БОС.

             Худ. слово: Вот так шарик надуваем и рукою проверяем,

                                 шарик лопнул — выдыхаем,

                                 наши мыщцы расслабляем.

             

             Работа над дыханием с включением прибора ПБС БОС (10 мин)

Шаблон: 

Период «Отдых»

Предлагаю для прослушивания сказку «Блин»

инструкция: дышать спокойно, ровно, без напряжения, стараться слушать сказку

внимательно, запомнить содержание. – (1мин.)

Период «Работа»

Сюжет: «Полосы» тема - «Природа», выбрать звуковой фон – (2 мин.)

Продолжаем учиться делать длинный, плавный выдох.

инструкция: произвольно делаем вдох и как только полоска начинает открываться слева направо делаем выдох, он должен быть длинный, плавный.

Период «Отдых»

Прослушивание продолжения  сказки «Блин» - (1мин.)

Период «Работа»

Сюжет: «Открывание» – (2 мин.)

На этом этапе работы необходимо делать очень длинный плавный выдох, иначе программа снова будет предъявлять это же задание.

инструкция: произвольно делаем вдох ↑ и как только полоска начинает открываться слева направо делаем длинный, плавный выдох↓ и произносим гласные звуки (как бы поём)

Период «Отдых»

Прослушивание продолжения  сказки «Блин» - (1мин.)

Период «Работа»

Сюжет: «Открывание» – (2 мин.)

инструкция: произвольно делаем вдох ↑ и как только полоска начинает открываться слева направо делаем длинный, плавный выдох↓и произносим слоги со [Ж-З, Ш-С] (как бы поём).

Период «Отдых»

Прослушивание продолжения  сказки «Блин» - (1мин.)

Общая продолжительность работы на компьютере по методике БОС - 10 минут.

Релаксационные   упражнения (1 мин.)

Гимнастика для глаз (0,5 мин)

И.п.-  Ребёнок сидит в кресле, повёрнут спиной к компьютеру:

- Лоб сморщи, насупь брови — расслабь мышцы лба;

- Глаза сожми — разожми; расширь глаза — закрой слегка глаза; прищурь

  глаза – открой глаза;

- Губы сожми — разожми, расслабь; - поглаживание, - похлопывание одной

   губой  другую; лёгкое покусывание зубами то одной, то другой губы;

- Руки — напряги, сожми в кулак, разожми, расслабь; спину...; живот...;

- Ноги ....

  Период расслабления длиннее периода напряжения!

Общие физические упражнения (0,5 мин)

(рекомендуется  проводить для снятия статического напряжения в мышцах шеи, плечевого пояса, спины, ног). 

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать (ребенок шагает на месте)

Руки поднимать (поднимает руки)

Приседать и вставать, прыгать и скакать.

Работа у доски (4 мин)

По содержанию сказки из слайдов:

Вспомнить какую сказку слушали сегодня на занятии (Ответ: «Блин». Уточнить воспитательный момент сказки (Ответ: все должны жить дружно, заниматься своим делом, помогать друг другу.)

Сюрпризный момент: Стук в дверь, «входят» герои сказки (игрушки: воробей, мышонок, блин) Обращаются к ребёнку: -  узнал, кто мы такие? (Ответ: Крылатый, Мохнатый и  Масляный)

На доске записаны имена героев.

Прочитать и вставить пропущенные буквы.

(воробей  Крылатый,  мы…онок Мохнатый, блин  Ма…ляный,  ли…а)

- Какие буквы пропущены? (Ответ: [Ш], [С])

(мышонок, лиса, масляный), где стоят эти звуки (в середине слова)

- Уточнить характеристику этих звуков (согласные, глухие, парные)

 [Ш]— всегда твёрдый звук,  а  [С] — может быть и мягким и твёрдым звуком.

 Работа за партой с карточками-схемами, буквами азбуки (4 мин)

Герои предлагают рассказать, кто какую работу выполнял.

Мышонок «спрашивает», что он делал?

Ребёнок отвечает и графически записывает предложение:

-Ты мышонок дрова приносил? -│ _  _      [ш] ___  ______  ____[с]_.

- Ложечки на столе раскладывал. - │      [ж]_____   __  [с]_____    ____[с]___.

Ребёнок выкладывает на парте схему предложения.

В схеме предложения обозначает буквами [Ж] [Ш] [З] [С],

если таковые встречаются в словах.

Воробей и блин «просят» про них рассказать: (Ответ: Ты, воробей, еду проносил.

Блин - щи да кашу варил.)

Герои благодарят за гостеприимство, прощаются, уходят.

III. Заключительная часть (2 мин)

Итог занятия:

- Чему сегодня научился на занятии?

Проговаривать звуки [Ж] [Ш] [З] [С], различать их.

Оценка своей деятельности ребёнком на занятии, оценка- логопедом.

-Ты был молодец. Старался правильно произносить звуки [Ж-З, Ш-С], в слогах, словах, находил их среди других звуков, познакомился с героями сказки, составлял схемы предложений. Нашим гостям Жуку, Змее, Комарику очень понравилось, как ты работал.

Они не сомневаются, что ты скоро сможешь чётко произносить эти звуки.

 Домашнее задание: работать над техникой дыханием (по памятке для  закрепления навыка ДРД), продолжать учиться  дифференцировать звуки при произношении изолированно, в слогах, словах, читать тексты (по рабочей тетради), нарисовать понравившегося героя сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции смешанного вида дисграфии для учащихся 5-6 классов по теме:"Вода"

Данное занятие направлено на коррекцию смешанного вида дисграфии у учащихсчя 5-6 классов по лексической теме:"Вода" . В  ходе данного занятия  ученики, выполняя различные логопедические...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции письменной речи для учащихся 6-8 классов по теме "Великие творцы Победы"

Логопедические занятия, проводимые в школе, направлены не только на устранение недостатков устной и письменной речи, но и на развитие познавательных способностей учащихся, расширение их кругозора, фор...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции оптической дисграфии

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции оптической дисграфии у учащихся 2-х классов...

Конспект логопедического урока с группой обучающихся 2 класса «Дифференциация звуков ч и щ в слогах, словах, предложениях, тексте».

Представлен материал  для проведения учебного занятия с группой обучающихся  2 -го класса.  Материал состоит : - Конспект  логопедического урока  с группой обуча...