Проектная деятельность в казачьем кадетском корпусе
статья

Статья описывает опыт внедрения индивидуального проекта в казачьем кадетском корпусе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proektnaya_deyatelnost_v_kadetskom_korpuse.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Проектная деятельность в казачьем кадетском корпусе»

Коломийцева А. С.

Проектная деятельность – это сравнительно новая реалия современной российской школы 21 века, однако нет ничего лучше, чем хорошо забытое старое. Еще Джон Дьюи, американский философ и педагог, на заре 20 века предположил, что метод проектов – весьма важный инструмент для формирования ряда компетенций учащихся, важных для их дальнейшей предметной и социальной деятельности. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности и направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся. К сожалению, старые подходы, основанные на передаче знаний, умений и навыков, хоть и формируют определенную картину мира, но не учит изучать и понимать этот мир и, самое главное, не учит действовать в этом мире. Поэтому новая модель обучения, ориентированная на современные общественные, экономические и политические реалии, предполагает усиление практической составляющей образования.

Так, проектная деятельность в ГККК реализуется уже не первый год. Пока это 10-11 классы, но в дальнейшем планируется привлечение и кадет среднего звена. В течение одного учебного года обучающийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект.

В качестве руководителя проекта может выступать учитель-предметник, классный руководитель, педагог - организатор, педагог дополнительного образования. Проект может быть индивидуальным или групповым, но не более 2-х авторов.

В процессе работы над проектом обучающийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный (сентябрь-октябрь), основной (ноябрь-март), заключительный (апрель-май).

Так как Горожанский кадетский корпус казачий, то и темы проектной деятельности чаще всего сопряжены именно с казачеством в области школьных предметов. Предметы гуманитарного цикла оказались в большей степени интересными кадетам. Так, в большей степени выбор учащихся пал на такие предметы, как история и литература, так как именно в рамках этих предметов ученикам проще всего изучить историографический, этнический и этимологический компонент казачьего воспитания и казачьей культуры. Ведь для корпуса очень важно, чтобы учащиеся понимали суть казачества.

Зачастую кадеты без помощи педагога определяют для себя круг научных интересов. Так, это может быть и лингвистический компонент изучения казачьей лексики предшествующей и современной эпох, и особенности казачьей бытовой архитектуры, и, конечно, изучение казачьих персоналий, определивших историю казаков.

Среди самых интересных тем этого года в 10 классе под моим руководством можно выделить следующие:

«Казачий диалект (гутор), донская группа говоров: прошлое и современность», «Образ Емельяна Пугачева в произведениях классической литературы», «Терское казачество: история, культура и современность». Примечательно то, что в рамках подготовки проекта, учащиеся проводят реальные эксперименты (анкетирование и опрос представителей казачества; чтение литературы, выходящей за рамки школьного курса; изучение истории казачества своего родного края – Дагестана). Осуществлением таких проектов обычно становится выход на урок к учащимся младшего звена: проводятся интересные тематические занятия, то есть реализуется социальная значимость. Также кадеты Горожанского корпуса принимают участие в научно-практических конференциях и семинарах, посвященных теме индивидуального проекта. Так, в этом году кадет 11 класса Лев Юхнов был удостоен дипломом 3-й степени за участие в открытой региональной научно-практической конференции со своим проектом, посвященным вопросам сохранения усадьбы Веневитиновых-Чокловых, располагающейся на территории нашего корпуса.

Таким образом, казачий компонент в Горожанском кадетском корпусе реализуется не только в рамках предметной деятельности, но и при работе над проектом. Однако, за несколько лет осваивания данной деятельности выявился ряд сложностей. Так, результатом проектной деятельности в соответствии с положением корпуса может быть письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых экспериментах, стендовый доклад, программа); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, ИЗО, технологии), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, выставки изделий, видеопроекта, фильма); материальный объект, макет, иное конструкторское изделие. Однако среди предоставляемых работ чаще всего встречаются иллюстративно-письменные исследовательские работы (текст исследовательской работы и презентация). То есть кадеты проходят путь от привычной репродуктивной деятельности к исследовательской, требующей неких выводов. С одной стороны, это достаточно хороший результат, ведь кадеты выходят за рамки учебных дисциплин, изучая интересный именно им аспект казачества. С другой стороны, проектная деятельность - это уникальная возможность проявить себя еще и творчески, то есть предоставить какой-либо продукт деятельности, имеющий социальную значимость. К сожалению, материальных проектов в итоге получается крайне мало. Для выяснения причины таких результатом было проведено анкетирование, в рамках которого кадеты могли поделиться своими впечатлениями и мыслями насчет проектной деятельности. Изучив анкеты, мы пришли к выводу, что важным фактором является именно отсутствие времени и ресурсов для выполнения полноценной материальной работы. 60 % кадет посчитали, что 1 час в неделю – это слишком мало для создания продукта, в оставшееся время кадеты заняты другой внеурочной деятельностью, а дома работать получается не всегда. 30 % от общего числа выразили свои опасения по поводу выполнения таких работ («Не знаю, как реализовать», «Исследовать проще, чем создавать»). Оставшийся процент посчитал, что исследовательская работа – это именно то, что им хотелось бы выполнять.

Подводя итоги, можно сказать, что такой предмет, как индивидуальный проект в кадетском корпусе – это очень важная дисциплина, которая дает именно прикладные навыки, которые можно использовать в дальнейшей жизни. Но, как и при внедрении любой педагогической модели, есть свои подводные камни, над которыми нужно вести усиленную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников казачьего кадетского корпуса

Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников казачьего кадетского корпуса....

Воспитательная работа в ГБОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус"

Воспитательная работа в ГБОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус"...

ГБОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус"-неизменные участники Слета провославной молодежи Кубани

ГБОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус"-неизменные участники Слета провославной молодежи Кубани...

Положение Спартакиады казачьих кадетских корпусов Краснодарского края 2014 года

Популяризация гиревого спорта, привлечение кадетов к занятиям физической культурой и спортом, подготовка юношей к службе в армии, укрепление здоровья, повышение уровня спортивного мастерства, выявлени...

Положение Спартакиады казачьих кадетских корпусов Краснодарского края 2015 года (двоеборье)

Популяризация гиревого спорта, привлечение кадетов к занятиям физической культурой и спортом, подготовка юношей к службе в армии, укрепление здоровья, повышение уровня спортивного мастерства, выполнен...

Положение о проведении соревнования по гиревому спорту в зачёт Спартакиады казачьих кадетских корпусов Краснодарского края, 2016 год (Длинный цикл)

Популяризация гиревого спорта, привлечение кадетов к занятиям физической культурой и спортом, подготовка юношей к службе в армии, укрепление здоровья, повышение уровня спортивного мастерства, выполнен...