Общие принципы организации проектно-исследовательской деятельности в школе в соответствии с ФГОС СОО
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кармалита Елена Анатольевна

Введение ................................................................................................................... 2

Раздел 1. Общие принципы организации проектно-исследовательской деятельности в школе в соответствии с ФГОС СОО ..........................................

           1.1 Понятие проектной деятельности и виды проектов.

           1.2 Различие проектной и исследовательской деятельности.

           1.3 Основные продукты проектной и исследовательской деятельности обучающихся.            

Раздел 2. Заключение

Литература: ............................................................................................................

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение ................................................................................................................... 2

Раздел 1. Общие принципы организации проектно-исследовательской деятельности в школе в соответствии с ФГОС СОО ..........................................

           1.1 Понятие проектной деятельности и виды проектов.

           1.2 Различие проектной и исследовательской деятельности.

           1.3 Основные продукты проектной и исследовательской деятельности обучающихся.            

Раздел 2. Заключение

Литература: ............................................................................................................

Раздел 1. Общие принципы организации проектно-исследовательской деятельности в школе в соответствии с ФГОС СОО

Для успешности реализации задач, стоящих перед системой образования, становится востребованным метод проектов. Это активный метод обучения, стимулирующий интеллектуальную активность, формирующий умение работать в команде, способствующий развитию навыка самостоятельной постановки и решения проблемы, повышающий степень заинтересованности учащихся в результатах своей деятельности.

Учащиеся ждут от учителей знаний для жизни. Необходимо так организовать обучение, чтобы актуализировать имеющиеся знания, дополнять их, обобщать и структурировать учебный материал. Надо учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Одной из ценностей современного общества становится коммуникативная компетентность. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: какие умения необходимо развивать у учеников для продуктивного общения со сверстниками, с Интернетом, с информационным полем? Как научить формулировать вопросы для общения и поиска информации?

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Отсюда и новые требования, предъявляемые к педагогу. Учитель, реализующий задачи поисковой проектной и исследовательской деятельности должен:

− занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к проектной и исследовательской деятельности;

− уметь прогнозировать перспективу как собственной деятельности, так и деятельности учащегося;

− уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области.

1.2 Понятие проектной деятельности и виды проектов.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. При этом происходит самостоятельное освоение обучающимися научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный продукт в современной электронной или иной форме, предназначенный для распространения и применения в различных видах деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования:

- выделение целей и задач,

- выделение принципов отбора методик,

- планирование хода исследования,

- определение ожидаемых результатов,

- оценка реализуемости исследования,

- определение необходимых ресурсов.Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Виды проектов

По ведущей деятельности

поисковый, исследовательский

По используемым технологиям

технологический, имитационный, конструирующий, творческий мультимедиа, телекоммуникационный, технология 3D, театрализация, использующий бумагопластику, лоскутную мозаику и другие материалы

По предметно-содержательной области

-монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект; надпредметный;

По объему и виду информации

экологический, страноведческий, социологический, краеведческий, этнографический, лингвистический, культурологический, маркетинговый, экономический, шоу бизнеса, технический/технологический;

По сфере применения результатов

издательский, инсценирующий, макетирующий, видео демонстрирующий, интернет представительствующий;

По видам презентации

мозаика, конференция, конкурс, состязание, концерт, саммит

По срокам исполнения

проектная задача (для урока (занятия), учебного дня), краткосрочный (до одной недели), среднесрочный (до одного месяца), долгосрочный (до одного года в основной школе, до двух лет в средней школе);

По количеству участников

индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 10 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете)

 1.3 Различие проектной и исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

Отсутствует гипотеза

Цель - получить конкретный продукт, обладающий определенными свойствами и необходимый для конкретного использования

Должно быть выработано представление о конечном продукте деятельности как результате проекта.

Наличие гипотезы обязательно

Цель - получить новое знание

Представления о конечном результате исследования нет

Структура проекта: постановка цели и задач, определение способов действия, составление плана работы по проекту, работа с информацией, создание продукта, как результата проектной деятельности.

Структура исследования: постановка проблемы, цели и задач, предварительный анализ информации, формулировка гипотезы; планирование и организация эксперимента; анализ деятельности - презентация – рефлексия и обобщение.

Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, формулированными в его замысле

Результат исследования определить достаточно сложно

1.4 Основные продукты проектной и исследовательской деятельности обучающихся:

Уровень образования

Продукт проектной деятельности

Продукт исследовательской деятельности

НОО

серия иллюстраций, фотоальбом, гербарий, игра, спектакль, викторина, газета, журнал, альбом, буклет, чертёж, макет, модель, коллаж, стенд, выставка, оформление кабинета, мультимедийный продукт, возможные варианты презентаций

Интеллектуальна форма представления продукта:

- игра,

-спектакль,

-викторина и т.д.

- доклад,

- стендовый доклад,

- эссе

ООО

сценарий/разработка мероприятия/игры,

- пакет рекомендаций,

- чертёж, макет, модель, коллаж.

-бизнес-план,

- стенд, выставка, оформление кабинета, школы и пр.,

-видеофильм, видеоклип,

-мультимедийный продукт, программный продукт, возможные варианты презентаций.

Интеллектуальна форма представления продукта:

- игра,

- спектакль,

-викторина,

- дискуссия и т.д.

- реферат

- доклад, стендовый

доклад

- статья

- эссе,

СОО

-газета, журнал, альбом,

-фотоальбом, буклет,

-серия иллюстраций,

- справочник,

-сценарий/разработка мероприятия/игры,

- пакет рекомендаций,

- чертёж, макет, модель, коллаж.

-гербарий,

- бизнес-план,

- стенд, выставка, оформление кабинета, школы и пр.,

- видеофильм, видеоклип,

-web-сайт, мультимедийный продукт, программный продукт, ЗD-модель.

-реферат (аналитического проблемного типа),

-доклад, стендовый доклад

- статья,

-пособие, учебное пособие,

- эссе

- отчёты о проведённых исследован

Этапы работы обучающихся:

Этапы работы над проектной деятельности

Этапы работы над исследованием

1. Выбор темы и задачи проекта.

2. Выдвижение первоначальных идей.

3. Выбор лучшей идеи.

4. Планирование проектного задания.

5. Непосредственное выполнение проекта.

6. Защита (представление) и оценка проекта.

1 .Актуализация проблемы.

2. Определение сферы исследования.

3. Выбор темы исследования.

4. Выработка гипотезы.

5. Выявление и систематизация подходов к решению.

6. Определение последовательности проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

8. Анализ и обобщение полученных материалов.

9. Подготовка отчета.

10. Доклад.

11. Обсуждение итогов завершенной работы.

12. Защита (представление) и оценка исследовательской работы.

Заключение

Конечно, метод проектов можно использовать не на каждом уроке и не в каждом классе. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Разумеется, работы учащихся не могут быть «новым словом» в науке. Но вполне достаточно, если это будет открытием для самого ребенка.

Внедрение проектной деятельности в традиционный учебный процесс помогает готовить выпускников, способных:

· адаптироваться в условиях сложного, изменчивого, взаимосвязанного мира;

· проявлять социальную ответственность;

· самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;

· самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;

· конструктивно сотрудничать с другими людьми;

· генерировать новые идеи, творчески мыслить.

Работа над проектами дает возможность нашим учащимся проявить себя и добиться успеха в различных видах деятельности, а не только учебной, и тем самым, способствует формированию у детей позитивной самооценки. Ощущение успешности в проектной работе, в свою очередь, положительно влияет на результаты учебной деятельности.

В проектную деятельность включаются учащихся 5-9 классов. При выборе тематики проектов мы, помимо вопросов, углубляющих учебные программы, ориентируемся на следующие направления, которые считаем основными, базовыми в проектной работе. Это - «Человек – творец», «Человек и окружающая среда», «Человек и здоровье». Данные направления представляют собой, по сути, основные грани жизни человека в обществе и таким образом поворачивают проектную деятельность «лицом к жизни».

Такой подход соотносится с лучшими традициям отечественной педагогики.

Формы реализации проектной деятельности должны быть интересны и близки детям, и поэтому, наряду с оформлением работ в виде рефератов, мы используем презентации. Хотелось бы в дальнейшем более широко использовать инсценировки, игры, видеофильмы, фоторепортажи ит.п.

Учащиеся, в основном, сами выбирают направления работы, но иногда следуют советам учителя (при формировании временных творческих групп руководителю следует учитывать также и оптимальное личностное взаимодействие). Работа творческих групп строится по следующим правилам:

а) все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;

б) ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющей проектное задание;

в) все члены команды должны получать радость от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектную работу.

На этапе подведения итогов проектной работы в качестве параметров оценки проектных работ выступают следующие:

а) активность каждого участника в соответствии с его индивидуальными возможностями;

б) глубина проникновения в задачу;

в) оригинальность мышления;

г) умение правильно, убедительно, доходчиво раскрыть основное содержание работы в устном выступлении, ответить на вопросы.

В качестве перспективных хочется видеть  ряд направлений развития проектной деятельности.

Во-первых, я считаю, что необходимо усилить исследовательский элемент в проектных работах учащихся. Большинство наших проектов относится к информационным или прикладным. Мы хотели бы, чтобы в нашей практике был больший процент исследовательских проектов. Разумеется, работы учащихся не могут быть «новым словом» в науке. Но вполне достаточно, если это будет открытием для самого ребенка. Составные части некоторых наших проектов являются реферативными. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и умение писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей не стоит. Участники проектной работы должны иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым они будут рассматривать реферируемые источники. Однако этого, к сожалению, пока недостает в нашей проектной деятельности.

Во-вторых, хотелось бы усилить методическую подготовку учителей, участвующих в проектной работе, прежде всего путем участия в семинарах, в том числе и по обмену опытом с другими учебными заведениями.

В-третьих, мы планируем продолжить включение в проектные работы там, где это уместно.

Дальнейшее развитие проектной деятельности учащихся позволит нам обеспечить продвижение учащихся по личностной образовательной траектории и способствовать подготовке высокообразованных и высококвалифицированных специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-

2. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. №3. С. 49-55.

3. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27

4. Данюшенков В.С., Сычкина Л.А. Педагогическая интерпретация как форма информационного взаимодействия в процессе обучения. // Наука и школа. 2000. №2. С. 19-25.

5. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.

Список информационных источников

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ «Об образовании в Российской федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645.
  • Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы»

Организация проектной и  исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационн...

"Организация проектно-исследовательской деятельности в преподавании предмета технология в условиях перехода на ФГОС ООО "

"Организация проектно-исследовательской деятельности в преподавании предмета технология в условиях перехода на ФГОС ООО "1.     Метод учебных проектов при  освоении школьникам...

Организация проектно – исследовательской деятельности в школе

     Проектно – исследовательская  деятельность прочно вписалась в практику работы нашей школы. Напомним, что учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческ...

Организация проектно-исследовательской деятельности в школе через интеллектуальные метапредметные игровые проекты

Технологии организации проектно-исследовательской деятельности в гимназии в условиях ФГОС...

Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.

Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...

Использование игровых и проектных технологий при организации внеурочной деятельности по математике в соответствии с ФГОС основного общего образования

В данной статье описывается значение и роль использования игровых технологий во внеурочной деятельности по математике в соответствии с ФГОС. Предложена программа проведения внеурочных занятий....