П Р О Е К Т В старшей группе № 40 «Удивительный мир загадок»
проект

Супонина Ольга Николаевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Город детства»

 

 

 

 

 

 

П Р О Е К Т

В старшей группе № 40

«Удивительный мир загадок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Воспитатель 1ой квалификационной категории

Супонина О.Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дрожжино

2022 год

ПРОЕКТ

«Удивительный мир загадок»

ПРОБЛЕМА: Что делать, чтобы научиться отгадывать и составлять загадки?

Вид проекта: творческий, групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный – январь 2022 год

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители

Цель проекта: формирование умения у детей отгадывать и самим составлять загадки

Задачи проекта: 1.Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.

2.Формировать умение сочинять загадки, разнообразные по структуре. При описании предметов и явлений использовать признаки, действия и назначение предмета или явления.

3. Учить детей активно мыслить, развивать память, наблюдать, сравнивать, обобщать.

Актуальность проекта:

Развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важные – развитие быстро реакции, сообразительности, воспитание находчивости, стимуляция умственной активности, памяти, внимания. Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире,

Развивая умственные способности детей, важно не только просто отгадывать знакомые загадки, но и научить их самостоятельно составлять собственные.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение интереса к устному народному творчеству
  2. Расширение знаний об окружающем мире, расширение кругозора детей
  3. Совершенствование диалогической и монологической речи .

ЧТО ТАКОЕ ЗАГАДКА?

В народной речи «загадывать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения.

Признаки загадки:

  1. По содержанию загадка – это замысловатое описание, которое необходимо расшифровать;
  2. Описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;
  3. Как правило, это описание лаконично;
  4. Загадке часто присущ ритм

Загадка – это маленький вопрос, который задается стихами или обычными предложениями с целью получить короткий и точный ответ.

С давних пор на Руси любили отгадывать загадки. Если человек отгадывал загадку, то его считали умным, сообразительным. Много загадок о семье, труде, о родной природе, о животных, о домашних вещах создано народом.

Подготовительный этап:

1. Определение темы проекта.

2. Постановка цели и задач.

3. Подбор методической и художественной литературы по теме проекта.

4. Подбор дидактических игр и наглядного материала по теме проекта.

5. Составление плана основного этапа проекта.

6. Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности.

7. Привлечение родителей к совместной работе над проектом:

- предложить родителям вместе с детьми найти и выучить русские народные загадки по различным лексическим темам, красочно оформить найденный материал;

- предложить родителям совместно с детьми составить и оформить собственную загадку.

Основной этап.

1. НОД согласно календарно-перспективному планированию в подготовительной к школе группе:

- НОД по окружающему миру «Загадки в природе»,

- НОД по развитию речи: «Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

- НОД по познавательному развитию (математика) «Загадки леса»,

- НОД по чтению художественной литературы «Помощница загадка»

- НОД по изобразительной деятельности: аппликация «Загадки», лепка «Загадки и отгадки», рисование «Отгадки на загадки».

2. Тематическая беседа с воспитанниками: «История возникновениязагадки».

3. Беседы на темы: «Что такое загадки?», «Какие бывают загадки?», «Как составить загадку?», «Как отгадывать загадки?».

4. Разучивание русских народных загадок по различным лексическим темам.

5. Чтение художественной литературы:

- русские народные загадки;

- русские народные сказки - «Мудрые ответы», «Кощей Бессмертный», «Дочь-семилетка», «Загадки», «Царевна, разрешающая загадки», «Неразгаданная загадка».

6. Лепка и рисование отгадок к загадкам в режимных моментах, в свободной и совместной с воспитателем деятельности ребенка.

7. Дидактические игры: «Что бывает таким же?», «Найди отличия», «Скажи по-другому», «Кто самый внимательный?», «Поиск общего», «Загадки и отгадки», «Подбор эпитетов к предмету». Речевые игры «Подбери рифму», «Общее слово»

8. Самостоятельное составление загадок с помощью таблиц-подсказок.

9. Информация для родителей «Учите детей отгадывать загадки».

Заключительный этап:

1. Оформление альбома загадок, созданных детьми.

2. Оформление картотеки русских народных загадок.

3. Викторина на тему «Лучшие загадайки и отгадайки».

4. Составление презентации проекта.

Ход проекта.

Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был подобран иллюстративный материал, методическая и художественная литература, дидактические игры, составлен план основного этапа реализации проекта, разработан конспект непосредственной образовательной деятельности. Родители помогли подобрать художественную литературу по теме проекта. Также родителям было дано творческое задание: вместе с детьми найти и выучить русские народные загадки по различным лексическим темам, красочно оформить найденный материал.

Во время реализации основного этапа проекта были проведены беседы с детьми «Как возникла загадка», «Какие бывают загадки?», «Что такое загадки?», из которых дети узнавали о том, что такое загадка, как она возникла, о тематике загадок. Вся непосредственная образовательная деятельность была связана с темой проекта. На занятии по познавательному развитию «История возникновения загадки», целью которого было формирование представлений детей о том, как возникла загадка, ее исторические корни, дети с интересом слушали сообщение воспитателя, принимали активное участие в диалоге с ним. На занятиях по чтению художественной литературы мы вместе с детьми читали русские народные загадки, отгадывали их, выделяли свойства и признаки загаданного предмета и доказывали правильность отгадки. На занятиях по развитию речи разгадывали кроссворд, учились составлять свои собственные загадки с помощью таблиц. Заучивание загадок обогатило словарный запас дошкольников, способствовало формированию представлений об окружающей действительности.

На занятиях по художественному творчеству дети создавали на бумаге загадку – рисовали загадочные образы, делали аппликацию из цветной бумаги «Загадки», создавая изображение из различных вырезанных геометрических фигур; лепили отгадки на загадки. Эти занятия доставили детям большое удовольствие.

Для закрепления знаний по теме проекта были проведены дидактические игры: «Что бывает таким же?», «Найди отличия», «Скажи по-другому», «Кто самый внимательный?», «Формы», «Поиск общего», «Загадки и отгадки», «Подбор эпитетов к предмету»; речевые игры «Подбери рифму», «Общее слово». С помощью этих игр дети учились находить отличительные особенности тех или иных объектов живой и неживой природы, составлять загадки. Также были заучены загадки по различным лексическим темам. На основе схематических таблиц и мнемотаблиц «Расскажи-ка» ребята составляли свои загадки об овощах, фруктах, диких и домашних животных, птицах. Наибольший интерес вызвало составление загадок об овощах и фруктах. Во время режимных моментов в вечернее время мы с детьми читали русские народные сказки, связанные с загадками: «Мудрые ответы», «Кощей Бессмертный», «Дочь-семилетка». Многие дети сами читали загадки для своих друзей. Во время самостоятельной деятельности дети организовывали разнообразные игровые ситуации: «В продуктовом магазине», где дети покупали продукты в магазине за загадки; «Семья». С детьми были разученные русские народные игры: игра в загадки «Бабка» и «Ты, веревочка, кружись». На прогулке дети придумывали загадки о различных природных явлениях, окружающих растениях, предметах одежды.

На заключительном этапе была оформлена картотека русских народных загадок по разным лексическим темам. Данная картотека может использоваться воспитателем в течение всего учебного года, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах в разнообразной деятельности. Совместно с родителями и детьми был оформлен альбом «Загадки, придуманные детьми». Дети с интересом рассказывали свои загадки сверстникам, показывали иллюстрации к ним.

По итогам ознакомления детей с загадками была проведена викторина «Лучшие загадайки и отгадайки».

Результатом всех форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей стало установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их. Проанализировав свой опыт по реализации проектной модели, можно с уверенностью заключить, что данный вид деятельности наиболее приемлем в работе, так как дает возможность более тесному взаимодействию с семьями, вовлечению их в воспитательно-образовательную деятельность в детском саду. Проекты дают возможность родителям быть ближе к своим детям, педагогам, понимать их желания и интересы. Только в тесном сотрудничестве с родителями, можно ставить творческие цели, которые будут успешно реализованы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_mir_zagadok.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Город детства»

П Р О Е К Т

В подготовительной группе № 40

«Удивительный мир загадок»

Подготовила:

Воспитатель 1ой квалификационной категории

Супонина О.Н

Дрожжино

2021 год

ПРОЕКТ

«Удивительный мир загадок»

ПРОБЛЕМА: Что делать, чтобы научиться отгадывать и составлять загадки?

Вид проекта: творческий, групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный – январь 2021 год

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители

Цель проекта: формирование умения у детей отгадывать и самим составлять загадки

Задачи проекта: 1.Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.

2.Формировать умение сочинять загадки, разнообразные по структуре. При описании предметов и явлений использовать признаки, действия и назначение предмета или явления.

3. Учить детей активно мыслить, развивать память, наблюдать, сравнивать, обобщать.

Актуальность проекта:

Развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важные – развитие быстро реакции, сообразительности, воспитание находчивости, стимуляция умственной активности, памяти, внимания. Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире,

Развивая умственные способности детей, важно не только просто отгадывать знакомые загадки, но и научить их самостоятельно составлять собственные.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение интереса к устному народному творчеству
  2. Расширение знаний об окружающем мире, расширение кругозора детей
  3. Совершенствование диалогической и монологической речи .

ЧТО ТАКОЕ ЗАГАДКА?

В народной речи «загадывать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения.

Признаки загадки:

  1. По содержанию загадка – это замысловатое описание, которое необходимо расшифровать;
  2. Описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;
  3. Как правило, это описание лаконично;
  4. Загадке часто присущ ритм

Загадка – это маленький вопрос, который задается стихами или обычными предложениями с целью получить короткий и точный ответ.

С давних пор на Руси любили отгадывать загадки. Если человек отгадывал загадку, то его считали умным, сообразительным. Много загадок о семье, труде, о родной природе, о животных, о домашних вещах создано народом.

Подготовительный этап:

1. Определение темы проекта.

2. Постановка цели и задач.

3. Подбор методической и художественной литературы по теме проекта.

4. Подбор дидактических игр и наглядного материала по теме проекта.

5. Составление плана основного этапа проекта.

6. Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности.

7. Привлечение родителей к совместной работе над проектом:

- предложить родителям вместе с детьми найти и выучить русские народные загадки по различным лексическим темам, красочно оформить найденный материал;

- предложить родителям совместно с детьми составить и оформить собственную загадку.

Основной этап.

1. НОД согласно календарно-перспективному планированию в подготовительной к школе группе:

- НОД по окружающему миру «Загадки в природе»,

- НОД по развитию речи: «Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

- НОД по познавательному развитию (математика) «Загадки леса»,

- НОД по чтению художественной литературы «Помощница загадка»

- НОД по изобразительной деятельности: аппликация «Загадки», лепка «Загадки и отгадки», рисование «Отгадки на загадки».

2. Тематическая беседа с воспитанниками: «История возникновениязагадки».

3. Беседы на темы: «Что такое загадки?», «Какие бывают загадки?», «Как составить загадку?», «Как отгадывать загадки?».

4. Разучивание русских народных загадок по различным лексическим темам.

5. Чтение художественной литературы:

- русские народные загадки;

- русские народные сказки - «Мудрые ответы», «Кощей Бессмертный», «Дочь-семилетка», «Загадки», «Царевна, разрешающая загадки», «Неразгаданная загадка».

6. Лепка и рисование отгадок к загадкам в режимных моментах, в свободной и совместной с воспитателем деятельности ребенка.

7. Дидактические игры: «Что бывает таким же?», «Найди отличия», «Скажи по-другому», «Кто самый внимательный?», «Поиск общего», «Загадки и отгадки», «Подбор эпитетов к предмету». Речевые игры «Подбери рифму», «Общее слово»

8. Самостоятельное составление загадок с помощью таблиц-подсказок.

9. Информация для родителей «Учите детей отгадывать загадки».

Заключительный этап:

1. Оформление альбома загадок, созданных детьми.

2. Оформление картотеки русских народных загадок.

3. Викторина на тему «Лучшие загадайки и отгадайки».

4. Составление презентации проекта.

Ход проекта.

Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был подобран иллюстративный материал, методическая и художественная литература, дидактические игры, составлен план основного этапа реализации проекта, разработан конспект непосредственной образовательной деятельности. Родители помогли подобрать художественную литературу по теме проекта. Также родителям было дано творческое задание: вместе с детьми найти и выучить русские народные загадки по различным лексическим темам, красочно оформить найденный материал.

Во время реализации основного этапа проекта были проведены беседы с детьми «Как возникла загадка», «Какие бывают загадки?», «Что такое загадки?», из которых дети узнавали о том, что такое загадка, как она возникла, о тематике загадок. Вся непосредственная образовательная деятельность была связана с темой проекта. На занятии по познавательному развитию «История возникновения загадки», целью которого было формирование представлений детей о том, как возникла загадка, ее исторические корни, дети с интересом слушали сообщение воспитателя, принимали активное участие в диалоге с ним. На занятиях по чтению художественной литературы мы вместе с детьми читали русские народные загадки, отгадывали их, выделяли свойства и признаки загаданного предмета и доказывали правильность отгадки. На занятиях по развитию речи разгадывали кроссворд, учились составлять свои собственные загадки с помощью таблиц. Заучивание загадок обогатило словарный запас дошкольников, способствовало формированию представлений об окружающей действительности.

На занятиях по художественному творчеству дети создавали на бумаге загадку – рисовали загадочные образы, делали аппликацию из цветной бумаги «Загадки», создавая изображение из различных вырезанных геометрических фигур; лепили отгадки на загадки. Эти занятия доставили детям большое удовольствие.

Для закрепления знаний по теме проекта были проведены дидактические игры: «Что бывает таким же?», «Найди отличия», «Скажи по-другому», «Кто самый внимательный?», «Формы», «Поиск общего», «Загадки и отгадки», «Подбор эпитетов к предмету»; речевые игры «Подбери рифму», «Общее слово». С помощью этих игр дети учились находить отличительные особенности тех или иных объектов живой и неживой природы, составлять загадки. Также были заучены загадки по различным лексическим темам. На основе схематических таблиц и мнемотаблиц «Расскажи-ка» ребята составляли свои загадки об овощах, фруктах, диких и домашних животных, птицах. Наибольший интерес вызвало составление загадок об овощах и фруктах. Во время режимных моментов в вечернее время мы с детьми читали русские народные сказки, связанные с загадками: «Мудрые ответы», «Кощей Бессмертный», «Дочь-семилетка». Многие дети сами читали загадки для своих друзей. Во время самостоятельной деятельности дети организовывали разнообразные игровые ситуации: «В продуктовом магазине», где дети покупали продукты в магазине за загадки; «Семья». С детьми были разученные русские народные игры: игра в загадки «Бабка» и «Ты, веревочка, кружись». На прогулке дети придумывали загадки о различных природных явлениях, окружающих растениях, предметах одежды.

На заключительном этапе была оформлена картотека русских народных загадок по разным лексическим темам. Данная картотека может использоваться воспитателем в течение всего учебного года, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах в разнообразной деятельности. Совместно с родителями и детьми был оформлен альбом «Загадки, придуманные детьми». Дети с интересом рассказывали свои загадки сверстникам, показывали иллюстрации к ним.

По итогам ознакомления детей с загадками была проведена викторина «Лучшие загадайки и отгадайки».

Результатом всех форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей стало установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их. Проанализировав свой опыт по реализации проектной модели, можно с уверенностью заключить, что данный вид деятельности наиболее приемлем в работе, так как дает возможность более тесному взаимодействию с семьями, вовлечению их в воспитательно-образовательную деятельность в детском саду. Проекты дают возможность родителям быть ближе к своим детям, педагогам, понимать их желания и интересы. Только в тесном сотрудничестве с родителями, можно ставить творческие цели, которые будут успешно реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность по с применением ИКТ в старшей группе по экологии "Зимний лес полон сказок и чудес" в старшей группе

Приоритетные направления деятельности в интеграции: "Познание", "Музыка", "Художественное творчество".Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе по экологии«Зимний лес полон сказок ...

Конспект логопедического занятия с группой детей ОНР III р.у. (старшая группа)

Цель:1.     Закрепление правильного произношения звука с.2.     Выделение звука с из ряда звуков и слов.3.     Деление слов на слоги.4....

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».

Родительское собрание в старшей группе.Воспитатель:Габоева МарианнаАнатольевнаТема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»....

Конспект открытого занятия в старшей группе с применением цифровой лаборатории Наураша в стране Наурандии. Тема : "Удивительные свойства магнита"

Конспект открытого занятия  в старшей группе с применением цифровой лаборатории Наураша в стране Наурандии.   Тема : "Удивительные свойства магнита"...

Занятие по экспериментированию в старшей группе "Удивительная вода"

Главная особенность в организации познавательной деятельности дошкольников на данном образовательном мероприятии заключается в том, что предмет изучения рассматривается как объект исследования. Наблюд...