Трофимова Любовь Григорьевна СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня
статья

Трофимова Любовь Григорьевна

Трофимова Любовь Григорьевна

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня

 

Реализация в образовательном процесс воспитательного потенциала математики как основа достижения обучающимися личностных образовательных ресурсов

 

Совсем недавно главной целью изучения математики являлось обучить всех детей установленным знаниям, умениям и навыкам.

Сегодня особенность Федеральных государственных образовательных стандартов образования – их деятельный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося:создание условий для максимального развития интересов, склонностей, способностей обучающегося, человека, способного выбирать, оценивать свою жизнь.[1;112]

На современном этапе развития общества необходим человек способный к творческому овладению знаниями, который может применить знания в нестандартных ситуациях, человек, который умеет работать в команде, обладающий мобильностью и развитым чувством ответственности. Этого нельзя добиться, если не развивать деятельностныеличностные способности обучающихся, формирование которых происходит не при пассивном усвоении новых знаний, а тогда, когда обучающиеся включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность: обучить их формам, методам и средствам самостоятельно добывать знания, научить ориентироваться.

Поэтому для решения основной задачи – развитию творческой личности обучающегося, его интереса к учению, каждому преподавателю необходимо пересмотреть систему своей работы (урочной и внеурочной) и особое внимание уделять личностно-ориентированному подходу в обучении, как обучению, выявляющему особенности ученика-субъекта, признающему «самобытность и самоценность субъективного опыта ребенка, выстраивающему педагогические  воздействия на основе субъективного опыта учащегося».

Для достижения личностных результатов (самоопределения, самооценки, смыслообразования, морально-этической ориентации, самосознания, самоуважения) прежде всего нужно использовать урок. Еще В.А.Сухомлинский писал: «У учителя, умеющего  воспитывать знаниями, эти знания …выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».[5]

Реализовать воспитательный потенциал можно, проводя и традиционный урок, если на разных его этапах четко поставить воспитательные цели:

  • организационный момент: формируются умения быстро сосредоточиться, организоваться, воспитывается внимательность;
  • проверка домашнего задания: воспитывается умение слушать товарища, выступать публично, реагировать на неожиданную ситуацию, ответственность за порученное дело;
  • объяснение нового материала: воспитывает умение выделять главное из полученной информации, умение сосредоточиться;
  • проверка усвоения нового материала: воспитывается критическое отношение к оценке эффективности своих знаний;
  • объяснение домашнего задания: воспитываются терпение, умение слушать.

Немало важную роль для реализации воспитательного потенциала играют и задачи, упражненияи задания, в условия которых содержат факты и информацию о процессах окружающей жизни.[3;58] Они способствуют формированию логического и критического мышления обучающихся, умению отбирать  нужную информацию, выделять главное. Решая такие задачи, уобучающихся формируется стремление доводить начатую работу до конца, выбирать более рациональные пути их решения, умение использовать нужные правила при выполнении задания. Также задания с практическим содержанием способствуют воспитанию бережного отношения к окружающей среде, осознано применять достижения современной науки и технологий, формированию основ экологической грамотности.

В настоящее время существует много образовательных технологий, которые предполагают организацию активной деятельности обучающихся на уроке, способствуют развитию познавательной самостоятельности, что и является важнейшим условием реализации воспитательного потенциала. [2;109]

Для реализации личностно-ориентированногообучения чаще всего я использую следующие технологии:

  • разноуровневое обучение (например: при проведении зачета, самостоятельных работ),
  • исследовательскую (проблемно-поисковую) (например:«Правила вычисления производных функций», «Схема исследования функций» и др.)
  • коммуникативную,
  • игровую (например: при проведении зачета по теме «Производная», «Первообразная»-математическое лото, домино, составление кроссвордов)

Эти технологии наиболее эффективны для учебного процесса в условиях классно-урочной системы. Они позволяют достигать целей, поставленных стандартам и программой учебной дисциплины, обеспечить интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся

Большое значение для развития интересов и способностей обучающихся имеет и внеурочная работа. Эта работа имеет разнообразные формы: вечера, защита проекта, интеллектуальные бои, предметные гостиные, КВН, посиделки, конкурсы и др.[4;88]

Организация и проведение внеурочных мероприятий способствует повышению интереса к предмету, познавательной активности обучающихся, формированию умений нестандартного решения задач и ответов на вопросы, способствует развитию речи, умению работать в команде, самостоятельно оценивать результаты своей работы, проводить поиск нужного материала, способствуют расширению кругозора обучающихся, ставить цели и добиваться их достижения, слаженности коллектива, привитию таких качеств, как организованность, ответственность, эстетичность, развитие памяти и внимания.

 

 

Список литературы:

 

1.Левитес Д.Г. Практика обучения. Современные образовательные технологии-Мурманск, 2010.- 288с.

2.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - М.: «Академия», 2000.- 273с.

3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования -М.:Мастерство, 2001.- 272с.

4.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современныхподходах и концепциях воспитания. – М. 2005. – 160с.

5. Воспитательный потенциал урока:цели, функции, компоненты. Пути повышения воспитательного потенциала урока[Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.school15-bar.guo.by/e/2243-puti-povyisheniya-vospitatelnogo-potentsiala-uroka

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trofimova_statya.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Трофимова Любовь Григорьевна

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня

Реализация в образовательном процесс воспитательного потенциала математики как основа достижения обучающимися личностных образовательных ресурсов

Совсем недавно главной целью изучения математики являлось обучить всех детей установленным знаниям, умениям и навыкам.

Сегодня особенность Федеральных государственных образовательных стандартов образования – их деятельный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося:создание условий для максимального развития интересов, склонностей, способностей обучающегося, человека, способного выбирать, оценивать свою жизнь.[1;112]

На современном этапе развития общества необходим человек способный к творческому овладению знаниями, который может применить знания в нестандартных ситуациях, человек, который умеет работать в команде, обладающий мобильностью и развитым чувством ответственности. Этого нельзя добиться, если не развивать деятельностныеличностные способности обучающихся, формирование которых происходит не при пассивном усвоении новых знаний, а тогда, когда обучающиеся включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность: обучить их формам, методам и средствам самостоятельно добывать знания, научить ориентироваться.

Поэтому для решения основной задачи – развитию творческой личности обучающегося, его интереса к учению, каждому преподавателю необходимо пересмотреть систему своей работы (урочной и внеурочной) и особое внимание уделять личностно-ориентированному подходу в обучении, как обучению, выявляющему особенности ученика-субъекта, признающему «самобытность и самоценность субъективного опыта ребенка, выстраивающему педагогические  воздействия на основе субъективного опыта учащегося».

Для достижения личностных результатов (самоопределения, самооценки, смыслообразования, морально-этической ориентации, самосознания, самоуважения) прежде всего нужно использовать урок. Еще В.А.Сухомлинский писал: «У учителя, умеющего  воспитывать знаниями, эти знания …выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».[5]

Реализовать воспитательный потенциал можно, проводя и традиционный урок, если на разных его этапах четко поставить воспитательные цели:

  • организационный момент: формируются умения быстро сосредоточиться, организоваться, воспитывается внимательность;
  • проверка домашнего задания: воспитывается умение слушать товарища, выступать публично, реагировать на неожиданную ситуацию, ответственность за порученное дело;
  • объяснение нового материала: воспитывает умение выделять главное из полученной информации, умение сосредоточиться;
  • проверка усвоения нового материала: воспитывается критическое отношение к оценке эффективности своих знаний;
  • объяснение домашнего задания: воспитываются терпение, умение слушать.

Немало важную роль для реализации воспитательного потенциала играют и задачи, упражненияи задания, в условия которых содержат факты и информацию о процессах окружающей жизни.[3;58] Они способствуют формированию логического и критического мышления обучающихся, умению отбирать  нужную информацию, выделять главное. Решая такие задачи, уобучающихся формируется стремление доводить начатую работу до конца, выбирать более рациональные пути их решения, умение использовать нужные правила при выполнении задания. Также задания с практическим содержанием способствуют воспитанию бережного отношения к окружающей среде, осознано применять достижения современной науки и технологий, формированию основ экологической грамотности.

В настоящее время существует много образовательных технологий, которые предполагают организацию активной деятельности обучающихся на уроке, способствуют развитию познавательной самостоятельности, что и является важнейшим условием реализации воспитательного потенциала. [2;109]

Для реализации личностно-ориентированногообучения чаще всего я использую следующие технологии:

  • разноуровневое обучение (например: при проведении зачета, самостоятельных работ),
  • исследовательскую (проблемно-поисковую) (например:«Правила вычисления производных функций», «Схема исследования функций» и др.)
  • коммуникативную,
  • игровую (например: при проведении зачета по теме «Производная», «Первообразная»-математическое лото, домино, составление кроссвордов)

Эти технологии наиболее эффективны для учебного процесса в условиях классно-урочной системы. Они позволяют достигать целей, поставленных стандартам и программой учебной дисциплины, обеспечить интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся

Большое значение для развития интересов и способностей обучающихся имеет и внеурочная работа. Эта работа имеет разнообразные формы: вечера, защита проекта, интеллектуальные бои, предметные гостиные, КВН, посиделки, конкурсы и др.[4;88]

Организация и проведение внеурочных мероприятий способствует повышению интереса к предмету, познавательной активности обучающихся, формированию умений нестандартного решения задач и ответов на вопросы, способствует развитию речи, умению работать в команде, самостоятельно оценивать результаты своей работы, проводить поиск нужного материала, способствуют расширению кругозора обучающихся, ставить цели и добиваться их достижения, слаженности коллектива, привитию таких качеств, как организованность, ответственность, эстетичность, развитие памяти и внимания.

Список литературы:

1.Левитес Д.Г. Практика обучения. Современные образовательные технологии-Мурманск, 2010.- 288с.

2.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - М.: «Академия», 2000.- 273с.

3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования -М.:Мастерство, 2001.- 272с.

4.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современныхподходах и концепциях воспитания. – М. 2005. – 160с.

5. Воспитательный потенциал урока:цели, функции, компоненты. Пути повышения воспитательного потенциала урока[Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.school15-bar.guo.by/e/2243-puti-povyisheniya-vospitatelnogo-potentsiala-uroka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология осуществления межпредметных связей на примере преподавания математики и информатики в аграрном колледже".

В презентации с различных точек зрения рассматривается проблема межпредметных связей, классификация межпредметных связей по И. Д. Звереву, рассматриваются межпредметные связи дисциплин "Математика" и ...

Доклад на тему "Опыт участников проекта по организации дистанционного обучения, проблемы и перспективы на примере СОГБПОУ "Рославльский многопрофильный колледж"

Доклад на тему "Опыт участников проекта по организации дистанционного обучения, проблемы и перспективы на примере СОГБПОУ "Рославльский многопрофильный колледж"...

Материалы всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения» Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М.Ф. Тимашовой

Материалы всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения» Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М.Ф. Ти...

"КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА"- Выступление с докладом на конференции. Публикация в сборнике. И.Р. Шабуров, преподаватель ГАПОУ «Нижнекамский многопрофильный колледж»

quot;КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА"- Выступление с докладом на конференции. Публикация в сборнике.   И.Р....

Об организации профориентационной работы в дистанцинном формате с использованием сетевых ресурсов (на примере совместной работы ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж» и Детского технопарка «Кванториум-Тамбов»

В данной статье на примере совместной работы ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж» и Детского технопарка «Кванториум-Тамбов» описывается опыт организации профориентацтонной р...

Программа развития СОГБПОУ "Рославльский многопрофильный колледж" на 2021-2024 гг.

Программа развития СОГБПОУ "Рославльский многопрофильный колледж" на 2021-2024 гг....

Трофимова Любовь Григорьевна СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня

Трофимова Любовь ГригорьевнаСОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня Реализация в образовательном процесс воспитательного потенциала математики как основа ...