Трофимова Любовь Григорьевна СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня
статья

Трофимова Любовь Григорьевна

Трофимова Любовь Григорьевна

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня

 

Реализация в образовательном процесс воспитательного потенциала математики как основа достижения обучающимися личностных образовательных ресурсов

 

Совсем недавно главной целью изучения математики являлось обучить всех детей установленным знаниям, умениям и навыкам.

Сегодня особенность Федеральных государственных образовательных стандартов образования – их деятельный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося: создание условий для максимального развития интересов, склонностей, способностей обучающегося, человека, способного выбирать, оценивать свою жизнь.[1;112]

На современном этапе развития общества необходим человек способный к творческому овладению знаниями, который может применить знания в нестандартных ситуациях, человек, который умеет работать в команде, обладающий мобильностью и развитым чувством ответственности. Этого нельзя добиться, если не развивать деятельностные личностные способности обучающихся, формирование которых происходит не при пассивном усвоении новых знаний, а тогда, когда обучающиеся включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность: обучить их формам, методам и средствам самостоятельно добывать знания, научить ориентироваться.

Поэтому для решения основной задачи – развитию творческой личности обучающегося, его интереса к учению, каждому преподавателю необходимо пересмотреть систему своей работы (урочной и внеурочной) и особое внимание уделять личностно-ориентированному подходу в обучении, как обучению, выявляющему особенности ученика-субъекта, признающему «самобытность и самоценность субъективного опыта ребенка, выстраивающему педагогические  воздействия на основе субъективного опыта учащегося».

Для достижения личностных результатов (самоопределения, самооценки, смыслообразования, морально-этической ориентации, самосознания, самоуважения) прежде всего нужно использовать урок. Еще В.А.Сухомлинский писал: «У учителя, умеющего  воспитывать знаниями, эти знания …выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира». [5]

Реализовать воспитательный потенциал можно, проводя и традиционный урок, если на разных его этапах четко поставить воспитательные цели:

  • организационный момент: формируются умения быстро сосредоточиться, организоваться, воспитывается внимательность;
  • проверка домашнего задания: воспитывается умение слушать товарища, выступать публично, реагировать на неожиданную ситуацию, ответственность за порученное дело;
  • объяснение нового материала: воспитывает умение выделять главное из полученной информации, умение сосредоточиться;
  • проверка усвоения нового материала: воспитывается критическое отношение к оценке эффективности своих знаний;
  • объяснение домашнего задания: воспитываются терпение, умение слушать.

Немало важную роль для реализации воспитательного потенциала играют и задачи, упражнения и задания, в условия которых содержат факты и информацию о процессах окружающей жизни. [3;58] Они способствуют формированию логического и критического мышления обучающихся, умению отбирать  нужную информацию, выделять главное. Решая такие задачи, у обучающихся формируется стремление доводить начатую работу до конца, выбирать более рациональные пути их решения, умение использовать нужные правила при выполнении задания. Также задания с практическим содержанием способствуют воспитанию бережного отношения к окружающей среде, осознано применять достижения современной науки и технологий, формированию основ экологической грамотности.

В настоящее время существует много образовательных технологий, которые предполагают организацию активной деятельности обучающихся на уроке, способствуют развитию познавательной самостоятельности, что и является важнейшим условием реализации воспитательного потенциала. [2;109]

Для реализации личностно-ориентированного обучения чаще всего я использую следующие технологии:

  • разноуровневое обучение (например: при проведении зачета, самостоятельных работ),
  • исследовательскую (проблемно-поисковую) (например: «Правила вычисления производных функций», «Схема исследования функций» и др.)
  • коммуникативную,
  • игровую (например: при проведении зачета по теме «Производная», «Первообразная» - математическое лото, домино, составление кроссвордов)

Эти технологии наиболее эффективны для учебного процесса в условиях классно-урочной системы. Они позволяют достигать целей, поставленных стандартам и программой учебной дисциплины, обеспечить интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся

Большое значение для развития интересов и способностей обучающихся имеет и внеурочная работа. Эта работа имеет разнообразные формы: вечера, защита проекта, интеллектуальные бои, предметные гостиные, КВН, посиделки, конкурсы и др. [4;88]

Организация и проведение внеурочных мероприятий способствует повышению интереса к предмету, познавательной активности обучающихся, формированию умений нестандартного решения задач и ответов на вопросы, способствует развитию речи, умению работать в команде, самостоятельно оценивать результаты своей работы, проводить поиск нужного материала, способствуют расширению кругозора обучающихся, ставить цели и добиваться их достижения, слаженности коллектива, привитию таких качеств, как организованность, ответственность, эстетичность, развитие памяти и внимания.

 

 

Список литературы:

 

1. Левитес Д.Г. Практика обучения. Современные образовательные технологии-Мурманск, 2010.- 288с.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - М.: «Академия», 2000.- 273с.

3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования -М.:Мастерство, 2001.- 272с.

4. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М. 2005. – 160с.

5. Воспитательный потенциал урока: цели, функции, компоненты. Пути повышения воспитательного потенциала урока [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.school15-bar.guo.by/e/2243-puti-povyisheniya-vospitatelnogo-potentsiala-uroka

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trofimova_statya_22g.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Трофимова Любовь Григорьевна

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня

Реализация в образовательном процесс воспитательного потенциала математики как основа достижения обучающимися личностных образовательных ресурсов

Совсем недавно главной целью изучения математики являлось обучить всех детей установленным знаниям, умениям и навыкам.

Сегодня особенность Федеральных государственных образовательных стандартов образования – их деятельный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося: создание условий для максимального развития интересов, склонностей, способностей обучающегося, человека, способного выбирать, оценивать свою жизнь.[1;112]

На современном этапе развития общества необходим человек способный к творческому овладению знаниями, который может применить знания в нестандартных ситуациях, человек, который умеет работать в команде, обладающий мобильностью и развитым чувством ответственности. Этого нельзя добиться, если не развивать деятельностные личностные способности обучающихся, формирование которых происходит не при пассивном усвоении новых знаний, а тогда, когда обучающиеся включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность: обучить их формам, методам и средствам самостоятельно добывать знания, научить ориентироваться.

Поэтому для решения основной задачи – развитию творческой личности обучающегося, его интереса к учению, каждому преподавателю необходимо пересмотреть систему своей работы (урочной и внеурочной) и особое внимание уделять личностно-ориентированному подходу в обучении, как обучению, выявляющему особенности ученика-субъекта, признающему «самобытность и самоценность субъективного опыта ребенка, выстраивающему педагогические  воздействия на основе субъективного опыта учащегося».

Для достижения личностных результатов (самоопределения, самооценки, смыслообразования, морально-этической ориентации, самосознания, самоуважения) прежде всего нужно использовать урок. Еще В.А.Сухомлинский писал: «У учителя, умеющего  воспитывать знаниями, эти знания …выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира». [5]

Реализовать воспитательный потенциал можно, проводя и традиционный урок, если на разных его этапах четко поставить воспитательные цели:

  • организационный момент: формируются умения быстро сосредоточиться, организоваться, воспитывается внимательность;
  • проверка домашнего задания: воспитывается умение слушать товарища, выступать публично, реагировать на неожиданную ситуацию, ответственность за порученное дело;
  • объяснение нового материала: воспитывает умение выделять главное из полученной информации, умение сосредоточиться;
  • проверка усвоения нового материала: воспитывается критическое отношение к оценке эффективности своих знаний;
  • объяснение домашнего задания: воспитываются терпение, умение слушать.

Немало важную роль для реализации воспитательного потенциала играют и задачи, упражнения и задания, в условия которых содержат факты и информацию о процессах окружающей жизни. [3;58] Они способствуют формированию логического и критического мышления обучающихся, умению отбирать  нужную информацию, выделять главное. Решая такие задачи, у обучающихся формируется стремление доводить начатую работу до конца, выбирать более рациональные пути их решения, умение использовать нужные правила при выполнении задания. Также задания с практическим содержанием способствуют воспитанию бережного отношения к окружающей среде, осознано применять достижения современной науки и технологий, формированию основ экологической грамотности.

В настоящее время существует много образовательных технологий, которые предполагают организацию активной деятельности обучающихся на уроке, способствуют развитию познавательной самостоятельности, что и является важнейшим условием реализации воспитательного потенциала. [2;109]

Для реализации личностно-ориентированного обучения чаще всего я использую следующие технологии:

  • разноуровневое обучение (например: при проведении зачета, самостоятельных работ),
  • исследовательскую (проблемно-поисковую) (например: «Правила вычисления производных функций», «Схема исследования функций» и др.)
  • коммуникативную,
  • игровую (например: при проведении зачета по теме «Производная», «Первообразная» - математическое лото, домино, составление кроссвордов)

Эти технологии наиболее эффективны для учебного процесса в условиях классно-урочной системы. Они позволяют достигать целей, поставленных стандартам и программой учебной дисциплины, обеспечить интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся

Большое значение для развития интересов и способностей обучающихся имеет и внеурочная работа. Эта работа имеет разнообразные формы: вечера, защита проекта, интеллектуальные бои, предметные гостиные, КВН, посиделки, конкурсы и др. [4;88]

Организация и проведение внеурочных мероприятий способствует повышению интереса к предмету, познавательной активности обучающихся, формированию умений нестандартного решения задач и ответов на вопросы, способствует развитию речи, умению работать в команде, самостоятельно оценивать результаты своей работы, проводить поиск нужного материала, способствуют расширению кругозора обучающихся, ставить цели и добиваться их достижения, слаженности коллектива, привитию таких качеств, как организованность, ответственность, эстетичность, развитие памяти и внимания.

Список литературы:

1. Левитес Д.Г. Практика обучения. Современные образовательные технологии-Мурманск, 2010.- 288с.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - М.: «Академия», 2000.- 273с.

3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования -М.:Мастерство, 2001.- 272с.

4. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М. 2005. – 160с.

5. Воспитательный потенциал урока: цели, функции, компоненты. Пути повышения воспитательного потенциала урока [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.school15-bar.guo.by/e/2243-puti-povyisheniya-vospitatelnogo-potentsiala-uroka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология осуществления межпредметных связей на примере преподавания математики и информатики в аграрном колледже".

В презентации с различных точек зрения рассматривается проблема межпредметных связей, классификация межпредметных связей по И. Д. Звереву, рассматриваются межпредметные связи дисциплин "Математика" и ...

Доклад на тему "Опыт участников проекта по организации дистанционного обучения, проблемы и перспективы на примере СОГБПОУ "Рославльский многопрофильный колледж"

Доклад на тему "Опыт участников проекта по организации дистанционного обучения, проблемы и перспективы на примере СОГБПОУ "Рославльский многопрофильный колледж"...

Материалы всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения» Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М.Ф. Тимашовой

Материалы всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения» Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М.Ф. Ти...

"КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА"- Выступление с докладом на конференции. Публикация в сборнике. И.Р. Шабуров, преподаватель ГАПОУ «Нижнекамский многопрофильный колледж»

quot;КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА"- Выступление с докладом на конференции. Публикация в сборнике.   И.Р....

Об организации профориентационной работы в дистанцинном формате с использованием сетевых ресурсов (на примере совместной работы ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж» и Детского технопарка «Кванториум-Тамбов»

В данной статье на примере совместной работы ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж» и Детского технопарка «Кванториум-Тамбов» описывается опыт организации профориентацтонной р...

Программа развития СОГБПОУ "Рославльский многопрофильный колледж" на 2021-2024 гг.

Программа развития СОГБПОУ "Рославльский многопрофильный колледж" на 2021-2024 гг....

Трофимова Любовь Григорьевна СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня

Трофимова Любовь ГригорьевнаСОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня Реализация в образовательном процесс воспитательного потенциала математики как основа ...