Современные формы организации работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации
методическая разработка

Карпук Юлия Викторовна

ФГОС дошкольного образования определяет трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, цель которого – «формирование у детей позитивных установок по отношению к различным видам труда». Поэтому в дошкольном образовании особое значение приобретают вопросы раннего трудового ориентирования детей. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, определяющие в дальнейшем профессиональную направленность личности человека.  Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные формы организации работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации

Доминантной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни (социальная адаптивность). ФГОС дошкольного образования определяет трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, цель которого – «формирование у детей позитивных установок по отношению к различным видам труда». Поэтому в дошкольном образовании особое значение приобретают вопросы раннего трудового ориентирования детей. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, определяющие в дальнейшем профессиональную направленность личности человека.  Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации.

Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация – разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно упрощенно представить как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути.

Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве. Традиционно выделяют несколько этапов этого процесса:

I этап. Конкретно-наглядные представлений о мире профессий. Периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми.

Ранняя профориентация заключается, конечно, не в том, чтобы к концу дошкольного периода ребенок был готов осуществить осознанный выбор профессии, а в том, чтобы

  • сформировать представления о разнообразии и объективной специфике профессий;
  • сформировать        у        ребенка        эмоционально-положительное        отношение        к        труду        и профессиональному миру;
  • предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности с тем, чтобы позже в подростковом возрасте ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

  • профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
  • профессиональное        информирование        (обеспечение        детей        информацией        о        мире профессий).

Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

  • словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

  • наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
  • практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно- бытового труда);
  • игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
  • Лэпбуки и проектная деятельность.

Для осуществления ранней профориентации в ДОУ необходим комплекс психолого-педагогических условий:

  • профессиональная компетентность педагогов в вопросах профориентации дошкольников.

Следующим важным условием в осуществлении ранней профориентации детей в ДОУ является оснащение развивающей предметно-пространственной среды.

  • развивающая игровая среда профессиональной направленности;

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений.

  • социальное партнерство;

Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаём ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

  • сотрудничество с семьями воспитанников по ранней профориентации.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. В процессе сюжетно-ролевой игры происходит воспроизведение детьми взрослого мира, имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.

Сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. И сколько бы теоретических знаний не получили дети, мы, взрослые, должны придерживаться главного правила: ребёнку недостаточно знать о профессии, в неё нужно поиграть! При организации сюжетно-ролевых игр в младшем и среднем дошкольном возрасте, мы наблюдаем, что чаще всего дети используют жизненные ситуации, связанные с профессией их родителей.  Поэтому нами было принято решение - расширить круг знаний старших дошкольников о мире современных профессий, посредством обогащения развивающей предметно-пространственной среды группы.  Совместно с родителями мы изготовили большое количество игровых материалов и атрибутов для формирования ранней профориентации  детей через игру.

Чтобы познакомить детей с профессиями банкир, кассир, консультант, менеджер, охранник, мы организуем  сюжетно-ролевую игру  «Сбербанк». С большим интересом дети принимают участие в игре «Почта России», где берут на себя роль почтальона, сортировщика, оператора, водителя.

Играя в «Кафе», дети с удовольствием  выступают в роли  администратора,  шеф-повара, официанта, охранника. Разыгрывая ситуацию «День рождения», происходит знакомство с такими профессиями, как   оформитель подарков, аниматор.

Сюжетно-ролевая игра «Ювелирный магазин» позволяет  детям взять на себя роль  ювелира, продавца-консультанта, охранника.

Популярная игра для девочек нашей группы «Салон красоты». Такие профессии, как парикмахер, мастер по маникюру хорошо знакомы современным  детям.

Также  вызывает интерес  игра «Швейное ателье», в которой дети раскрывают себя как профессиональные   модельеры и закройщики.

Мальчики с увлечением  играют в «Строителей», осваивая такие профессии как каменщик, сварщик, бригадир.

Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения»  помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения, знакомит детей с профессией пожарного, полицейского, доктора.

Организуя игру «Самолет», мы расширяем знания детей о профессиях, связанных с полетом (пилот, стюардесса).

Для знакомства с профессиями капитан корабля,  матрос, штурман, аквалангист, кок, врач, рыбак, мы включаем детей в игровой процесс на тему «Моряки».

Совершая путешествие в «Космос», дети проявляют желание быть похожими на космонавтов – сильных, здоровых, выносливых и решительных. Знакомятся с профессией – конструктор ракет, астроном,  командир корабля, врач, журналист.

С целью расширить знания детей  о жизни и хозяйственной деятельности народов Севера, была разработана игра «Хантыйские промыслы», в которой   дети отражают виды труда коренных жителей.

В рамках реализации программы «Социокультурные истоки», мы знакомим детей со старинными профессиями-ремеслами, такими как «гончар», «кузнец», «ткачиха».

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод: сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых.

Опыт нашей работы показывает большую заинтересованность детей в  выборе интересующего их вида деятельности, получив представления о мире профессий, они осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, а это всё поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации. Формы работы. Создание условий через активное взаимодействие с социальными партнерами и родителями Старший воспитатель Карпук Ю. В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Когалыма «Березка»

Слайд 2

Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация Этапы профессионального самоопределения I этап 2,5-3 года – 10-12 лет Конкретно-наглядные представления о мире профессий II этап 5 – 9 класс Профессиональное самопознание III этап Начинается в 10 – 11 классе Собственно профессиональное самоопределение

Слайд 3

Цели и задачи ранней профориентации Цель : допрофессиональное самоопределение дошкольников Общие задачи: дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях; сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру; предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Слайд 4

Основные направления ранней профориентации: Профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия); Профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Слайд 5

Формы и методы работы с детьми по ранней профориентации Словесный ( беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы) Практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда)

Слайд 6

Наглядный ( наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматриван и е картин, иллюстраций)

Слайд 7

Игровой ( сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации)

Слайд 8

Лэпбуки , проектная деятельность

Слайд 9

Условия для осуществления ранней профориентации в ДОУ: Профессиональная компетентность педагогов в вопросах профориентации дошкольников Развивающая игровая среда профессиональной направленности

Слайд 10

Социальное партнерство Экскурсия в пожарную часть Экскурсия в аптеку

Слайд 11

Экскурсия на почту, в магазин, на хлебозавод

Слайд 12

Экскурсия в школу

Слайд 13

Музейно-выставочный центр «Приключение нефтяной капельки», Библиотека «Путешествие в профессию»

Слайд 14

Сотрудничество с семьями воспитанников Встречи с интересными людьми

Слайд 15

Виртуальные экскурсии

Слайд 16

Стенгазеты, альбомы о профессиях родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы организации работы с одаренными детьми

Одаренный ребенок –это ребенок , который выделяется яркими красками, очевидными иногда выдающимися достижениями(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)в том или ином виде деятельности....

Презентация на тему "Использование элементов современных технологий сохранения и стимулирования здоровья в работе с детьми дошкольного возраста"

В условиях возрастания объёма учебно – познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребёнка – дошкольника. Он всё больше време...

Презентация - текст.Использование элементов современных технологий сохранения и стимулирования здоровья в работе с детьми дошкольного возраста.

В условиях возрастания объёма учебно – познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребёнка – дошкольника. Он всё больше време...

Организация индивидуальной логопедической работы с детьми дошкольного возраста при устранении дизартрии

В презентации раскрывается понятие дизартрии и стертой дизартрии, значимость комплексного подхода, актуальность ранней помощи. Коротко раскрыты этапы коррекции, особенности нарушений мышечного тонуса ...

презентация по теме: Использование разных форм и методов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В презентации   рассмотрен метод замещающего онтогенеза в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФОП дошкольного образования»

Здоровье – это не  только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.  Одна из основных задач в дошкольном учрежден...