Методические аспекты проектирования и реализации программ нового поколения
статья

Рыбалко Татьяна Геннадьевна
Методические аспекты проектирования и реализации программ нового поколения: -разработка структуры и содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы; -разноуровневые дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: особенности проектирования и реализации; -модульные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: основные аспекты проектирования и реализации; -сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические аспекты проектирования

и реализации программ нового  поколения

1. Разработка структуры и содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Объективно в современной социокультурной ситуации есть потребность в реализации воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ. Поиск вариантов разработки воспитательного модуля дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, рабочих программ воспитания, направленных на реализацию воспитательного потенциала предметной деятельности в дополнительном образовании детей идет с учетом приоритетов государственной, региональной и муниципальной политики в области воспитания.

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы конкретной образовательной организации определяется региональными методическими рекомендациями, которые составлены с учетом требований современного законодательства. В данной лекции освещается примерная структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. В каждой организации дополнительного образования должен быть разработан пакет локальных актов, которые определяют специфику проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ. Как пример, это может быть Положение о корректировке и разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на учебный год.

При        разработке        дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагогу рекомендуется максимально целостно представить образ программы и выполнить следующие этапы разработки:

  • этап        основной        подготовки        к        разработке        образовательной программы дополнительного образования детей
  • разработка        основополагающих        элементов        программы        – образовательных результатов, концепции, новизны.
  • оформление текста образовательной программы.
  • методическая разработка заявленных разделов и тем учебно- тематического плана программы.
  • порядок        проверки        и        утверждения        дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

В соответствии с нормативными документами структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляют два основных раздела:

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты», в состав которого входят следующие структурные элементы программы: пояснительная записка; цель и задачи программы; содержание программы;

планируемые результаты.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации», в состав которого включены следующие структурные элементы программы: календарный учебный график; условия реализации программы; формы аттестации; оценочные материалы; методические материалы; рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы; список литературы.

Титульный лист программы - страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа.

Титульный лист включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения: наименование вышестоящего органа образования; наименование     учреждения     дополнительного        образования детей (обязательное соответствие формулировке согласно устава образовательной организации); дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу к реализации; гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа); наименование вида программы (дополнительная общеразвивающая программа); название программы, которое должно отображать её содержание; адресат программы (возраст учащихся); срок реализации программы; Ф.И.О., должность разработчика (- ов) программы; место (населенный пункт) и год разработки/переработки программы.

С момента утверждения программы приказом руководителя, программа считается принятой к работе в образовательной организации. В грифе утверждения программы на титульном листе указывается дата и номер приказа образовательной организации.

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты».

Пояснительная записка программы включает в себя:

  • направленность дополнительной общеобразовательной программы;
  • актуальность, новизну, педагогическую целесообразность;
  • отличительные особенности;
  • адресат программы;
  • уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы;
  • формы обучения;
  • режим занятий;
  • особенности организации образовательного процесса.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы. При характеристики направленности дополнительной общеобразовательной программы, разработчику важно обосновать принадлежность программы именно к данной направленности. Новизна может быть объективной, корпоративной, субъективной.

Актуальность определяет решение значимых для дополнительного образования проблем через реализацию программы.

Педагогическая целесообразность определяется обоснованием определенных педагогических приемов, форм, средств и методов в соответствии с целями и задачами дополнительного образования.

Адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе - возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе, иные медико-психолого-педагогические характеристики.

Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы. Указывается продолжительность образовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год. Могут быть выделены этапы, определен уровень программы.

Формы обучения - очная, очно-заочная, очно-дистанционная, заочная («допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» ФЗ № 273, г.2, ст.17, п.4).

Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий - общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю;

Особенности организации образовательного процесса указывается состав групп, виды учебных занятий.

Цель и задачи программы - это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. Цель общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей предполагает выделение перспективных и промежуточных целей, если срок реализации программы более одного года.

Специфика современного взгляда на образование предопределяет деятельностно-ориентированный характер целей и задач и фиксацию в них планируемых изменений в деятельности обучающегося. При формулировании целей и задач следует обращать внимание на конкретность их формулировок.

Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:

  • образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.
  • личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;
  • метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;

Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами, если программа имеет срок реализации больше одного года, целесообразно задачи поставить на каждый год обучения.

Содержание программы может включать учебный план и содержание учебного плана.

Учебный план общеобразовательной общеразвивающей программы должен содержать: наименование разделов и тем, определять последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля). Учебный план оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год обучения.

Таблица 1. Примерная форма учебного плана

Учебный план

н/п

Название раздела, темы

В

сего

Те

ория

Пра

ктика

Формы аттестации/

контрол

я

Вводное занятие.

Раздел / модуль 1

В учебном плане рекомендуется учитывать часы на:

  • вводное занятие (введение в программу);
  • итоговое занятие, отчётное мероприятие.

Содержание учебного плана должно быть направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения. Содержание учебного плана - реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме.

Планируемые результаты. В данном блоке программы рекомендуется сформулировать:

  • предметные результаты: требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести учащийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);
  • личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • метапредметные   результаты,   которые    приобретет ребенок по итогам освоения   программы,   означают   усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций.

При проектировании программы важно учитывать соответствие поставленных задач планируемым результатам.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»:

  • календарный учебный график;
  • условия реализации программы;
  • формы аттестации;
  • оценочные материалы;
  • методические материалы;
  • рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;
  • список литературы.

Календарный учебный график программы - это составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая: даты начала и окончания учебных периодов/этапов; количество учебных недель или дней; продолжительность каникул; сроки контрольных процедур; организованных выездов, экспедиций и т.п.;

Календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной программе и составляется для каждой учебной группы (ФЗ

№ 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).

Организация дополнительного образования имеет право выбора оформления календарного учебного графика, закрепив его форму через локальный акт образовательной организации.

Условия реализации программы. К условиям   реализации программы относится характеристика следующих аспектов:

  • материально-техническое обеспечение - характеристика помещения для занятий по программе;
  • перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся);
  • информационное обеспечение - аудио-, видео-, фото-, интернет источники;
  • кадровое обеспечение - целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора.

Формы аттестации. Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и

познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также диагностировать мотивацию достижений личности .

Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (ст.75), но и не запрещает ее проведение (ст.60).

Аттестация (промежуточная и итоговая) по дополнительным общеразвивающим программам может проводиться в формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной программы, и в порядке, установленном локальным нормативным актом организации дополнительного образования (ст.30, ст.58), который должен быть размещен на официальном сайте организации в сети «Интернет»; формы, порядок и периодичность аттестации учащихся определяется образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (Приказ

№196).

Отслеживание и фиксация образовательных результатов может отражаться в следующих документах: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, и др.

Демонстрация образовательных результатов учащихся отражается в следующих формах: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие и др.

Оценочные материалы. В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5).

Методические материалы. Настоящий раздел представляет краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся.

В разделе «Список литературы» дается библиографическое описание изданий. Список должен быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок, в том числе и для интернет-ресурсов.

Программа может содержать приложения, в которые целесообразно включать материалы к занятиям.

Технология разработки концепции дополнительной общеразвивающей программы:

Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы являются ключевым элементом всей программы, её смысловым центром.

Цель должна быть связана с названием программы, отражать её основную направленность, содержание. Для постановки цели требуется предварительный анализ образовательного уровня и особенностей детей. Цель достигается в ходе решения ряда задач.

Задачи                дополнительной                общеобразовательной        общеразвивающей программы        есть результат                конкретных стадий реализации программы. Задачи технологичны, они в совокупности есть некий фундамент, на основе которого и происходит достижение качественного сдвига в развитии ребенка. Задачи – это ступеньки лестницы, ведущей к достижению поставленной цели.        Следует        стремиться        к        максимальной        точности        и        четкости        в определении задач, чтобы сразу было ясно, что они конкретны, достижимы, измеряемы.

Сформулировать задачу – значит указать направленность усилий педагога на получение заданного результата к фиксированному моменту времени (по итогам года, всего периода обучения).

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:

Глаголы: способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, обучить, сформировать, обеспечить, поддержать, расширить, углубить, познакомить, предоставить возможность и т.д.

Существительные: помощь, развитие, приобщение, воспитание, обучение, формирование, обеспечение, поддержка, расширение, углубление, знакомство, предоставление возможности и т.д.

При проектировании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы необходимо использование педагогических принципов.

Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей.

Принцип        природосообразности        –        идея        построения        учебно- воспитательного процесса и воспитательных отношений в соответствии и на основе уровня возрастного и индивидуального развития учащихся.

Принцип гуманизации - это идея приоритета человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными и др.

Принцип целостности педагогического процесса означает достижение единства и относительной завершенности всех входящих в него компонентов и факторов, т. е. условий, обеспечивающих его эффективность.

Принцип демократизации реализовывается в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

Принцип     культуросообразности        предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона).

Порядок проверки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке:

Внутренняя экспертиза предполагает обсуждение программы на педагогическом/методическом совете образовательной организации.

Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол педагогического/методического совета.

Утверждается программа приказом директора образовательного учреждения (руководителя организации) на основании решения педагогического/методического совета. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол педагогического совета (экспертного совета). Только после утверждения программы приказом директора образовательного учреждения (руководителя организации) она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (Приказ № 196, п.11).

Содержание, технологии, методы и формы организации дополнительного образования, используемые в образовательном процессе, должны быть ориентированы на создание многомерного, вариативного, свободного пространства для становления культурной и самостоятельной личности обучающегося. А дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с группой детей или с отдельным ребенком.

2. Разноуровневые дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: особенности проектирования и реализации

Среди основных приоритетов развития дополнительного образования детей – обеспечение его доступности и качества для различных категорий детей в соответствии с их индивидуальными и образовательными потребностями, предоставление им возможности для самореализации, развития талантов и профессионального самоопределения.

В реальной практике дополнительного образования сформировать однородную группу практически невозможно, поэтому часто возникают

проблемы, связанные с неоднородностью состава обучающихся по разным характеристикам (учебным, физическим, психическим и пр.). Дети неповторимы в своей индивидуальности: по-разному воспринимают информацию, по-разному анализируют, переключаются на новый вид деятельности, у них разные интересы, внимание, память, работоспособность. Но их надо включить в деятельность, обозначив зоны актуального и ближайшего развития. Традиционные образовательные системы, ориентированные на обучение всех детей по единым методикам, не могут обеспечить их всестороннего развития. Разные дети требуют разного подхода в обучении (индивидуализации и дифференциации). И именно современное дополнительное образование способно реализовать идеи разноуровневого обучения, так как в силу присущих ему особенностей может:

  • максимально        приспосабливаться        к        запросам        и        потребностям обучающихся;
  • реализовать        обучение        в        соответствии        с        их        особенностями, возможностями и способностями;
  • обеспечить        их        психологический        комфорт        и        личностную значимость;
  • дать шанс каждому раскрыть свою индивидуальность;
  • предоставить детям возможности творческого развития по силам, интересам, в индивидуальном темпе;
  • побуждает к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке, самоанализу и профессиональному самоопределению1.

Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.

Разноуровневость дополнительных общеобразовательных программ характеризует продвижение детей по этапам – от первого знакомства с содержанием предмета к творческой, проектной и исследовательской деятельности.

Разноуровневое обучение позволяет:

  • реализовать право каждого ребенка на обучение в индивидуальном темпе, объеме и уровне сложности;
  • учесть разный уровень развития обучающихся, их интересы и разные возможности освоения ими содержания программ;

  • создать условия для включения каждого обучающегося в обучение в зоне его ближайшего развития;
  • организовать параллельные процессы освоения содержания программы на разных уровнях сложности, в разных темпах и объемах на основе диагностики;
  • обеспечить наилучшие условия, направленные на приобретение обучающимися собственного практического опыта и самостоятельную активную познавательную деятельность.

Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы; развитие мотивации к определенному виду деятельности.

«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно- тематического направления программы.

«Углубленный уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

Проектирование разноуровневых программ должно обеспечивать достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, ценностей.

Под разноуровневостью программ так же понимается соблюдение педагогами таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоения содержания детьми и подростками.

Принципы дифференциации содержания образования.

Принцип модульной организации.

Модуль – это единица объёмной совокупности учебного содержания и материала по конкретному тематическому направлению. Модуль характерен тем, что он с достаточной лёгкостью встраивается в прочие жизненные и образовательные контексты учащегося, устраняя тот или иной дефицит, который был зафиксирован самим учащимся. Таким образом, целесообразно говорить о том, что разноуровневая программа может быть представлена как совокупность модулей, отражающих ту или иную актуальную для интересов ученика тематику.

Принцип открытой маршрутизации.

Для каждого участника программы на старте должен быть обеспечен доступ к каждому из обозначенных выше уровней. Это требование должно реализоваться через организацию процедур оценки исходной готовности участника к работе на определенном уровне сложности программы (необходимо определить степень готовности к освоению содержания, решению заданий и задач, мотивации на практическое освоение материала на заявленном участником уровне).

Принцип широкого доступа.

Дифференцированный по соответствующим уровням учебный материал должен предлагаться в разных формах и типах источников для участников образовательной программы. Предлагается предусматривать при разработке и реализации образовательной программы размещение методических и дидактических материалов на ресурсах в информационно- коммуникационной сети «Интернет»; в печатном виде (учебники, рабочие тетради, методические пособия и т.д.); в формате, доступном для чтения на электронных устройствах (на персональных компьютерах, планшетах, смартфонах и т.д. в форматах *pdf, *doc, *docx и проч.); в наглядном виде, посредством макетов, прототипов, реальных предметов и средств деятельности.

Принцип инклюзивной открытости.

Каждый из трех уровней должен предполагать универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. В свою очередь, материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом и для этого должен иметь специфические формы представления для облегчения его использования.

3. Модульные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: основные аспекты проектирования и реализации

При разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ может применяться модульная технология построения программ (ФЗ №273, ст.13, п.3; Порядок №196, п.10).

Модульная образовательная программа – образовательная программа, построенная на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающая в себя относительно самостоятельные дидактические единицы (части образовательной программы) – модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность. Каждый модуль имеет определенные деятельностные цели, достижение которых обеспечивается конкретным объемом логически завершенного содержания учебного материала.

Модульность позволяет более вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраиваясь под интересы и способности обучающихся. Особенность модульной программы в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с ней, так как каждый модуль включает в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических задач. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно- координирующей.

Содержание модульной программы структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объем которых зависит от дидактических целей, уровневой дифференциации учащихся, самостоятельного выбора учащегося.

Образовательный модуль – это структурный элемент программы, направленный на формирование одной компетенции или группы компетенций учащегося.

Образовательный модуль имеет «входные требования» в виде набора необходимых для его освоения компетенций (или знаний и умений) и четко сформулированные                планируемые        результаты                обучения,        которые        в совокупности                должны                обеспечить                учащемуся                освоение                заявленной компетенции        (группы        компетенций).                Рекомендуется        начинать        каждый модуль: 1) с входной диагностики знаний и умений для определения уровня готовности учащихся к предстоящей самостоятельной работе; 2) с выдачи индивидуального задания, основанного на результатах входной диагностики. Образовательный        модуль        может                        иметь        междисциплинарное содержание, состоять из разделов различных программ, объединенных для решения образовательной задачи модуля. Кроме того, один модуль возможно

встраивать в содержание нескольких программ, если это является необходимым условием достижения целей данных программ.

По модульной технологии построения программ может быть разработана как вся программа, так и какой-то один ее уровень (например, стартовый), учебный год.

Схемы построения модульной программы:

  • линейная (или вертикальная) схема включает последовательно изучаемые модули, нацеленные на достижение определенного образовательного результата;
  • нелинейная (или горизонтальная) схема: составляющие модули вносят приблизительно равный и относительно независимый вклад в образовательный результат, их можно изучать параллельно, последовательность изучения жестко не задана. Вариант нелинейной последовательности модулей в программе представляет учащемуся возможность выбора модулей, а значит возможность построения индивидуального учебного плана (Порядок №196, п.7);
  • комбинированная схема, сочетающая линейную и нелинейную схемы. Программа может включать базовый (обязательный, инвариантный) модуль и модули по выбору (вариантные: (например, модули для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; модули разного уровня освоения программы; выстроенные в логике определенных видов деятельности по программе, например, модуль проектной деятельности, модуль исследовательской деятельности и т.п.; модули, выстроенные по

содержанию образования).

Модульный принцип построения содержания и организации образовательного процесса больше всего удобен для оказания краткосрочных (не более 4 месяцев) образовательных услуг. Рекомендуемый объем каждого модуля – не менее 8 академических часов, не более 1/3 всего объема программы.

Структура модульной программы оформляется в соответствии с общими требованиями к структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Рабочая программа модуля (примерная структура):

Каждый модуль должен иметь наименование. Наименование модуля не должно дублировать наименование ДООП.

Рабочая программа разрабатывается на учебный год под конкретную учебную группу, учитывает особенности и возможности учащихся, а также условия реализации.

Рекомендуем следующие структурные элементы:

  • учебная задача модуля;
  • тематическое планирование с указанием часов по каждую тему;
  • банк информации и методическое руководство по достижению поставленной дидактической задачи;
  • планируемые результаты по модулю (исходя из учебной задачи);
  • формы аттестации/контроля обучающихся по модулю;
  • календарный учебный график (на каждую группу).

4. Сетевая форма реализации

дополнительных общеобразовательных программ

Одной из основных задач современного дополнительного образования детей является обеспечение его доступности. Среди условий, которые повышают доступность дополнительного образования, сегодня называют сетевое взаимодействие организаций в процессе реализации образовательных программ.

Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разработать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов. Сетевое взаимодействие как современная технология, обеспечивает качественное решение ряда вопросов в сфере образования.

Среди целей и задач, на решение которых направлена реализация образовательных программ в сетевой форме2:

− повышение эффективности использования имеющихся у участников сетевого взаимодействия ресурсов (образовательных, материально- технических, кадровых);

− рациональное использование финансовых средств организаций, которые объединены решением общих задач;

− повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов, имеющихся у участников сетевого взаимодействия;

− повышение качества образования за счет использования ресурсов партнеров (материально-технических, инфраструктурных, кадровых);

− увеличение вариативности программ и иное.

Сетевое взаимодействие образовательных организаций и режим регулирования отношений между ними подкреплено нормативными документами, утвержденными на государственном уровне. Федеральный закон № 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ» (глава 2, статья 15) определяет нормативную основу сетевого взаимодействия в образовании.

Подробное нормативное и методическое разъяснение по реализации образовательных программ на сетевой основе представлено в Методических

рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ.

На государственном уровне определены 2 типовые модели образовательных программ, реализуемых в сетевой форме:

Типовая модель № 1. «Сетевое взаимодействие организаций, реализующих дополнительные образовательные программы»;

Типовая модель № 2. «Сетевое взаимодействие с образовательной организацией, не реализующей дополнительные образовательные программы».

При реализации программ, реализуемых в сетевой форме по типовой модели № 1, две или несколько организаций (в том числе иностранных), все из которых имеют лицензию на образовательную деятельность, на основании договора о сетевом взаимодействии и регламента о разработке совместной образовательной программы осуществляют подготовку к разработке, собственно разработку и реализацию совместной дополнительной программы.

Такие программы могут быть разноуровневыми или модульными. При этом, каждая из образовательных организаций будет реализовывать и, следовательно, отвечать за результат освоения обучающимися определенного уровня или конкретного модуля совместно разработанной образовательной программы. В Инструментарии работника системы дополнительного образования такой способ сетевого взаимодействия называется моделью совместной реализации дополнительных общеобразовательных программ (рис 1.).

Рис. 1. Модели совместной реализации программ3

При организации сетевого взаимодействия по типовой модели № 2 образовательная организация может реализовывать любые типовые модели дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: (традиционные, разноуровневые, модульные) и использовать при этом ресурсы организаций, которые не имеют лицензию на образовательную деятельность, но являются ресурсными организациями, так как, на основании договоров о сетевом взаимодействии и об аренде/безвозмездном пользовании, предоставляют свои ресурсы, необходимые для реализации ДОП. В лицензии на образовательную деятельность первой организации при этом указываются адреса ресурсных организаций. В Инструментарии работника системы дополнительного образования такой способ сетевого взаимодействия называется моделью ресурсной организации (рис. 1).

Таким образом, в рамках двух типовых моделей образовательных программ, реализуемых в сетевой форме, могут реализовываться 3 типовые модели дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (традиционные, модульные, разноуровневые). Кроме того, обучение по каждой из них может быть, в том числе, и дистанционным и/или электронным. Рост вариативности реализации дополнительных программ в сетевой форме обеспечивает индивидуализацию процесса обучения и предоставляет большие возможности для разработки индивидуальных образовательных маршрутов. Все это, в свою очередь, повышает доступность дополнительного образования для разных категорий, позволяя решать одну из основных задач современного дополнительного образования.

Сетевое взаимодействие при реализации дополнительных общеразвивающих программ на данном этапе развития системы дополнительного образования детей рассматривается уже не как дополнительные контакты, а как качественно новый вариант организации образовательного процесса, как современная технология, обеспечивающая решение ряда вопросов в сфере образования на новом уровне, в том числе совместное использование ресурсов. Поэтому сетевая форма реализации дополнительных общеразвивающих программ:

  • не является модернизированным вариантом традиционных форм обучения, а предполагает «тотальную образовательную метаморфозу с совершенно новой инфраструктурой, специфическим содержанием, особенным учебно-методическим обеспечением и специально подготовленными кадрами для работы в сети»;
  • позволяет решать образовательные задачи, которые ранее не могла решить отдельная образовательная организация, а также генерирует новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, обмен образовательными результатами, средства профессионального роста);

  • предполагает ориентацию на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в процессе совместной деятельности и с использованием ресурсов этих организаций;
  • содержит огромный потенциал для повышения качества, доступности и результативности дополнительного образования.
  • является сложным процессом взаимоотношений нескольких субъектов, поэтому в практике такого сотрудничества существуют различные формы организации сетевого взаимодействия, состав нормативных документов и форм сетевых договоров4.

Основная литература

  1. Буйлова Л.Н.О методических аспектах разработки разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ.//Про ДОД. 2021. №6. URL: https://prodod.moscow/wp-content/uploads/Pro_DOD_december_2021.pdf
  2. Дистанционные дополнительные общеобразовательные программы: проектирование и реализация : учеб.-метод. / В. А. Безуевская, Е. Н. Глубокова, Н. В. Смирнова; Сургут. гос. ун-т. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2017. – 60 с.
  3. Модульный        принцип        построения        дополнительных общеобразовательных программ в организации дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2022.

№74-1.        URL:        https://cyberleninka.ru/article/n/modulnyy-printsip-postroeniya- dopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh-programm-v-organizatsii-dopolnitelnogo- obrazovaniya

  1. Проектирование разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ: учебн.-метод. пособие / Л. Б. Малыхина, Н. А. Меньшикова, Ю. Е. Гусева, М. В. Осипова, А. Г. Зайцев / под ред. Л. Б. Малыхиной. – СПб: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. – 155 с.

Дополнительная литература

  1. Быкова Елизавета Викторовна Сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных программ как инструмент обновления системы дополнительного образования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019.

№11-2.        URL:        https://cyberleninka.ru/article/n/setevaya-forma-realizatsii- dopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh-programm-kak-instrument-obnovleniya- sistemy-dopolnitelnogo

2.         Пилюгина Светлана Анатольевна https://cyberleninka.ru/article/n/subektnost-pedagoga-v-kontekste-issledovaniya- luchshih-praktik-realizatsii-raznourovnevyh-dopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по реализации программы "Герои рядом" для учащихся 8-10 классов

Пособие содержит все необходимые материалы по организации  и проведению программы «Герои рядом», посвященной Году учителя, положения по конкурсам, нетрадиционные разработки игр, сценарии, р...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС.

В статье описывается структура внеурочной деятельности школы основанная на ФГОС II поколения....

доклад по теме Реализация программы кружка «Казачок» в рамках подпрограммы казачьего кадетского отряда «Сокол» как аспект духовно-нравственного воспитания кадет

Участие в международной научно-практической конференции «Формирование ценностного отношения к историческому прошлому – основа духовно-нравственного воспитания» Ф.И.О. автора (по...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «БЕЛГОРОДСКАЯ ПАЛИТРА»

Актуальность разработки данных методических рекомендаций состоит в том, что в настоящее время основной задачей в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, как основы жиз...

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К МЕТАПРЕДМЕТНОМУ СОЧИНЕНИЮ (МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

C введением в отечественную науку термина «концепт» в аппарате современной лингвистики стали разрабатываться, апробироваться и совершенствоваться методики концептуального анализа. Как заме...

Методическая разработка по реализации программы «Разговор о правильном питании» "Солнцеворот здоровья"

Работа отправлена на региональный этап конкурса "Разговор о правильном питании"...

Честная игра: Методическое пособие по реализации программ антикоррупционного просвещения для школьников

В пособии обобщается информация об эффективных антикоррупционных стратегиях, в которых антикоррупционное образование занимает одно из ключевых мест, наряду с политической волей, устойчивыми ...