Экологическая викторина-путешествие "Берегите воду!"
план-конспект

Козарезова Ольга Юрьевна

Экологическая викторина-путешествие проводилась 22 марта в День воды. Обучающиеся участвовали во всеросийском флешмобе "Голубая лента".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_beregite_vodu.docx59.08 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая викторина-путешествие "Берегите воду!"

Ссылка на публикацию: https://vk.com/public204546339?w=wall-204546339_512

Цель мероприятия: доказать необходимость бережного отношения к воде как источнику жизни и здоровья человека.

Задачи:

Образовательные: уточнить и дополнить представления обучающихся об огромной роли воды в быту и хозяйственной деятельности человека; расширить представления детей о значении воды в нашей жизни и экологических проблемах, связанных с водой;

Развивающие: развивать внимание, мышление, интеллектуальные умения (анализ), память, воображение, речь;

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к природе, формирование понятия «экологическая проблема» и убеждения в необходимости охраны воды в природе.

Планируемые результаты: научатся устанавливать источники загрязнения водоемов, бережному и экономному отношению к воде.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей; умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность;

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные: формулировать тему урока; искать и выделять необходимую информацию; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, мультфильм «Берегите воду», макет Земли, бумажные цветы, клей, банка с водой, стакан, пипетка, глобус.


Оформление: красочный заголовок мероприятия; мультимедиа презентация «Вода, вода, кругом вода…», запись мультфильма «Берегите воду» (Экран, 1982 г.), фотозона «День волы», голубые ленты, конфеты-капельки, воздушные шары.

Участники мероприятия: две сборные команды (4А, 4В, 3А классы).

Ход мероприятия

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Рыжова Н. Волшебная вода

Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…
Ты самое большое богатство на свете…
Антуан де Сент-Экзюпери

- Здравствуйте, ребята! 22 марта отмечается праздник – Всемирный день воды. Впервые он был объявлен в 1994 году по предложению Международной ассоциации водопользователей.

Сегодня мы отправляемся в путешествие. В нашем путешествии мы посетим несколько островов. На каждом из этих островов вы, ребята, будете отвечать на мои вопросы или знакомиться с водными обитателями. Итак, в путь!

Конкурс 1. Загадочный остров
На Загадочном острове много воды, поэтому жители этого острова подготовили для вас, ребята, загадки о воде и различных водных объектах.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/6/17030_33dcbe0d4bdb417b47138ff01c9542d5.png.jpg


Вопросы к кроссворду:
1.
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода)
2.
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
(Болото)
3.
В земле живёт,
И бежит, и бьёт,
Чистый да свежий –
И никто в земле сырой
Его не удержит.
(Родник)
4.
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.
(Роса)
5.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды –
В нём всё отражается ...
Как это зеркало называется?
(Пруд)
6.Реклама

Не перина, не подушка,
Положить его под ушко
Не получится никак –
Над тобой оно плывёт,
В даль туманную зовёт.
(Облако)
7.
Говорю я брату:
- Ох, с неба сыплется горох!
- Вот чудак, - смеётся брат, -
Твой горох ведь это ...
(Град)
В выделенных клетках по вертикали получилось слово – ВОДОПАД.
Вниз летит воды каскад!
Это милый водопад!
Это место, где вода
Вниз торопится всегда.
Через край крутых обрывов
Вниз летит с огромной силой.
Водопад всегда шумит:
То тихонечко журчит,
То ревёт раскатом грома,
Под собой создав каньоны.
Андреева-Доглядная М. Водопад

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Наша планета Земля – планета воды. Более ¾ поверхности Земли занимают воды океанов, морей, озёр и льдов, поэтому из космоса наша планета выглядит голубой. Кажется, что беспокоится не о чем – уж чего-чего, а воды хватает. Но странная вещь: не всякую воду мы пьём. Со времён первых мореплавателей самым ценным грузом на корабле была пресная вода. Чем же объяснить жажду человечества при таких огромных запасах воды?
Дело в том, что большая часть воды – это солёная вода морей и океанов, которую пить нельзя. Часть пресной воды надёжно «заморожено» в ледниках и в виде пара содержится в атмосфере. Поэтому готовой к употреблению доступной пресной воды, которая находится в реках, озёрах и под землёй очень мало. Если всю воду Земли представить в виде литровой банки с водой, то, набрав оттуда пипеткой воды, мы увидим доступные пресные воды планеты. А их, как вы можете убедиться сами, очень мало. (Ведущий показывает литровую банку с водой и пипеткой набирает оттуда воду).

Конкурс 2. Остров Водных животных
На этом острове есть озеро, в котором живут разные животные. Давайте познакомимся с ними поближе. (Дети отгадывают загадки о животных пресных водоёмов, а ведущий рассказывает о них, показывает слайды).
1. В водных зарослях живёт,
Страшный хищник пресных вод,
Рыбу ест, лягушек тоже,
Угадайте, это кто-же? (Щука)
Щука – самый известный и крупный хищник наших водоёмов. Недаром её зовут «водяным волком». В отличие от настоящих волков щука охотится не стаями, а в одиночку. Она караулит добычу в засаде, спрятавшись среди водных зарослей, а затем неожиданно набрасывается на проплывающую мимо беспечную рыбку. Пасть щуки – очень страшное оружие. Зубы у неё острые и загнуты назад. Морда похожа на крокодилью. Из такого капкана добыче уже не вырваться. Щуку часто называют подводным санитаром, так как она питается не только живой, но и мёртвой рыбой. Щуки – долгожительницы. Некоторые из них доживают до 100 лет.

2. Рыба полосатая,
Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков,
Красный цвет у плавников! (Окунь)
На теле окуней отчётливо видны чёрные и белые полоски, за это в народе их называют «матросиками» или «морячками». Плавники и хвост у них красного цвета. Окуни в отличие от щук охотятся стаями. Они загоняют в круг свою добычу, а затем хватают сбившихся в панике в плотный ком мальков. Главная их пища — мелкая рыбёшка и икра; крупные окуни любят раков.

3. Все движутся вперёд,
А он наоборот,
Он может два часа подряд.
Всё время пятиться назад. (Рак)
У раков пять пар конечностей. Четыре из них – это ходильные ноги, а пятая пара – клешни. Своими клешнями рак защищается и ловит добычу. Усами он ищет себе дорогу. Пятиться назад ему помогает хвост. У каждого рака имеется своя отдельная нора или даже несколько нор, вырытых в стенке берега. В реках с каменистым дном, раки укрываются под камнями, делая под ними углубления. При опасности, а также на зимовку, они закапываются в ил. Живут раки очень долго — не один десяток лет. Всеядны, но кормятся, в основном, мёртвыми животными, попавшими в воду. Раки могут жить только в чистой воде. Если люди будут беречь водоёмы от загрязнений, то в них будут обитать раки.

4. У воды живёт плутовка
И скрывается так ловко,
Что беднягам мухам, мошкам
Не уйти от этой крошки. (Лягушка)
Весной в прудах и болотах слышно, как поют лягушки. В это время проходят лягушачьи свадьбы. Немного позднее на водных растениях можно увидеть икру лягушек, из которой потом появляются головастики – личинки лягушек. Сначала они совсем не похожи на взрослых лягушек. Но постепенно у них вырастают лапки, исчезает хвост, и они становятся лягушатами. Лягушки приносят большую пользу в природе: поедают комаров, очищают воду, являются кормом для речных птиц, а ещё лягушки украшают реку своим пением – кваканьем.

5. Есть такой на свете жук –
Может в воду прыгнуть вдруг.
Но не тонет жук-храбрец,
Плыть умеет… (Плавунец)
По названию этого жука можно догадаться, что он хороший пловец. Этот жук – хищник. Сам маленький, а питается головастиками и мальками рыб.

6. Кровь пью,
А жизнь даю. (Пиявка)
Пиявок с древности использовали для того, чтобы убрать «излишки» крови и понизить кровяное давление. Сейчас это делают редко. Раньше во многих странах медицинских пиявок вылавливали и специально разводили тоннами. Вспомните Дуремара из сказки про Буратино, который ловил в пруду пиявок и продавал их. Пиявки, живущие в водоёмах, присасываются медленно. Поэтому, во время купания, бояться их не стоит. К тому же медицинские пиявки сейчас встречаются редко, а другие виды пиявок к человеку не присасываются. Кровь жертвы в кишечнике пиявок переваривается долго, поэтому они способны на длительные голодовки.

7. Я в пруду живу,
На себе свой дом ношу. (Прудовик)
Прудовые улитки (прудовики) живут в прудах, небольших озерах или в затонах рек, где, особенно в тихий солнечный день, они оживленно ползают по дну или по прибрежной растительности. Также они часто плавают на поверхности водоёма, повиснув на поверхностной водяной плёнке. Питаются растениями. С помощью мускулистого языка, покрытого шипиками, они скоблят стебли и листья подводных растений. В случае опасности прудовики прячутся в раковину.

8. В воде родится,
А воды боится. (Стрекоза)
Летом над водой можно увидеть много летающих стрекоз. Эти насекомые живут на суше, но размножаются в воде. На водные растения в стоячих или медленнотекущих водоёмах они откладывают свои яйца. Из них потом появляются личинки стрекозы – наяды. Они очень опасные хищники. Охотятся на головастиков, мальков рыб, личинок других насекомых.

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Человек может без пищи прожить около сорока дней, а без воды – лишь трое суток. Даже неприхотливый верблюд не может прожить без воды больше восьми дней.  Вот что значит вода в жизни человека!

Конкурс 3. Сказочный остров
На этом острове собрались герои сказок, которые сами живут в воде или сюжет сказки связан с водой.
1. Какая рыба исполняла желания Емели? (Щука, «По щучьему велению»)
2. Как зовут одного из героев мультфильма «Лунтик и его друзья», который следит за порядком в пруду? (Пескарь Иванович)
3. Какая рыбка исполняла желания старухи в одной из сказок Александра Сергеевича Пушкина? (Золотая рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Героиня какой сказки Андерсена жила в море, а мечтала жить на берегу? («Русалочка»)
5. В какой русской народной сказке главный герой не послушался сестры, и вода его наказала? (Иванушка выпил воды из копытца и превратился в козлёночка; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Ведущий показывает слайды с героями сказок.

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Вода жизненно необходима всем живым существам на Земле: животным, растениям и человеку. Ребята, а вы любите воду? Для чего вам нужна вода? (Чтобы пить и мыться).
Кроме утоления жажды и мытья воду люди используют и для других целей.
Так, большое количество воды применяется в промышленности, особенно при изготовлении бумаги. Для производства целлюлозно-бумажному комбинату требуется столько воды, сколько необходимо для населения крупного города. Ведь для получения 1 тонны бумаги необходимо потратить 20 тысяч литров воды.
Вода нужна и в сельском хозяйстве для полива растений и для питья животных.
Реки, озёра и моря используются в качестве транспортных путей, ведь по ним ходят корабли и пароходы.
С помощью воды получают электрическую энергию. Для этого на крупных реках строят плотины и в них размещают гидроэлектростанции (ГЭС). Эти станции производят электроэнергию, которая по проводам поступает к нам в дома.
Обычно о воде, особенно о пресной, не задумываются тогда, когда её много. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник». И ведь, действительно, мы не слишком-то бережем воду, иногда плохо закрываем водопроводный кран. А ведь из неплотно закрытого крана за сутки вытекает 15 литров воды!
Вот как об этом написал поэт С. Я. Маршак:

Стали жить по новой моде,
Завели водопровод.
Речка спятила с ума –
По домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном
К берегам её зелёным
Шли девицы за водой
По улице мостовой.

Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко,
Здравствуй, речка – наша мать!
Дай водицы нам набрать!

А теперь иной невежа
Захотел водицы свежей –
Шевельнул одной рукой –
И вода бежит рекой!

Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой.
И как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!
(Просмотр мультфильма «Берегите воду»).

Ответьте на вопросы:
1. Куда делась вода из реки?
2. Что случилось с рыбами?
3. Что мы должны делать, чтобы такое не случилось на самом деле?
Представьте себе, что вдруг на Земле кончилась вода. Что тогда произойдёт, ребята? (Всё живое погибнет).
Ребята, давайте будем беречь воду: закрывать краны дома, не мусорить на водоёмах и, конечно же, хвалить и благодарить воду. Ведь как говорится: Без воды и ни туды, и ни сюды!

Изготовление поделки «Вода на планете Земля»

- Выступление руководителя Экологического клуба «Green KSU» Ильи Мальцева.

- Подведение итогов мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление экологической культуры личности. Групповое занятие "Вода - главное богатство".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно-нравственную и социальную ценность, сф...

Экологическая игра "День воды"

Экологическая игра для 5-6 классов...

«Экологические проблемы загрязнения воды»

«Экологические проблемы загрязнения воды» в 8 классеЦели урока: - Обучающая:-  познакомить учащихся с видами загрязнения воды и экологическими проблемами, которые при этом возникают, методами раз...

Экологический проект "Вода-источник жизни.Бережное отношение к воде".

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответстве...

Внеклассное экологическое мероприятие "День Воды" 7-8 классы

Ежегодно в нашей школе проводится экологический месячник. В рамках этого месячника проводятся экологические мероприятия. Например "День воды"...

Экологические исследования природных объектов поселка – воды. Значение воды в жизни п. г. т. Ерофея Павловича.

Является ли вода, которую мы используем для нужд жителей посёлка, безопасной с экологической точки зрения?Цель работы – изучить и  составить характеристику питьевой  воды п. Ерофей Павлович,...

Занятие по экологическому воспитанию "ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА"

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношени...