Дополнительная общеразвивающая программа « Дорогою добра »
рабочая программа

Погосян Варсеник Мелсикова

Дополнительная общеразвивающая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopprogramma_dorogoyu_dobra.docx117.08 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 «Пташка»

Отдел образования администрации  муниципального образования  муниципального района   «Боровский район»

249018 Калужская обл., Боровский район      д. Совьяки       ул. Школьная, д. 10  тел\факс 3-11-01     Е-mail sad22ptashka@yandex.ru        www.sad22ptashka.ru     ОКПО, 48362250ОГРН-1114025004653 ИНН/КПП 4003032008/400301001                                                                                                        

  

Принята на заседании                 Утверждаю:

педагогического совета                                         Заведующий ____Л.В. Кондюрина                                                  

Протокол № __________________                          Приказ №____от «___» ________ 2023г.  

         

        

         Дополнительная  общеразвивающая программа

« Дорогою добра »

                       Духовно- нравственному воспитанию

Возраст обучающихся: 4-7 лет

Срок реализации: 1 год

 

Автор-составитель:

воспитатель МДОУ № 22

Погосян В.М. 

2023 г.

Содержание:

1 . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

  1. . Цель и задачи  программы

1.3. Принципы и подходы к формированию программ

1.4. Планируемы результаты освоения программы

1.5. Взаимодействие с родителями

 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 2.1. Учебный план программы

 2.2.  Календарно - тематическое планирование 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Методическое обеспечение программы

3.2. Материальное обеспечение

 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

4.1. Список  литературы, рекомендуемой воспитателям

  1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

     1.1  Пояснительная записка.

 Направленность дополнительной общеразвивающей программы (далее программа) культурологическая. Содержание программы ориентировано на отечественные православные  культурные традиции и общечеловеческую  культуру, включает развитие речи ребенка, его знакомство с духовно-нравственными ценностями. Через различные виды деятельности Программа охватывает следующие области:

  • Социально – коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Физическое развитие
  • Речевое развитие

 

1.2 Цель программы «Дорогою добра»: формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.

Программа направлено   на  развитие   ценностно­ смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско- взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах

Задачи рабочей программы:

 

  • Через сказки,  легенды, поэзию, музыку, возродить  духовно - нравственное воспитание детей.
  • Ознакомить детей с ценностями православной культуры.
  • Содействовать родителям в развитии личности ребёнка на основе ценностей отечественной культуры.
  • Создать в коллективе атмосферу дружбы и сотрудничества.

Помочь детям:

  1. Проявить нравственные качества (терпимость и терпение, доброжелательность, любовь к Природе, к Человеку, к Богу, наблюдательность и т.д.);
  2. Устремиться к Добру.
  3. Увидеть прекрасное в самых обычных предметах , явлениях природы;
  4. Научиться слушать и слышать одновременно;
  5. Развить воображение.

1.3 Принципы и подходы к формированию программ

  -принцип культурологического характера содержания, позволяющий всем детям, независимо от национально-культурной принадлежности, познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России;

 -исторического и культурного соответствия религиозным традициям России; - целостности и интеграции образовательных областей программы дошкольного образования ,систематичности, последовательности.

1.4. Планируемые результаты:

    - Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.

- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

- Потребность и готовность проявлять сострадание.

- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

- Деятельное отношение к труду.

- Ответственность за свои дела и поступки.

1.5. Взаимодействие с родителями:

  • - родительские собрания, семинары;
  • - «Дни открытых дверей»;
  • - проведение совместных выставок, конкурсов, родительских семинаров на диалоговой основе;
  • - наглядные формы работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • - совместные с родителями праздники, спектакли, дни рождения детей;
  • - помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников).

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Учебный план программы  

Тема

Общее

количество

занятий

Кол – во

минут

 

1

Мы отправляемся в путешествие и наблюдаем наш мир.

1

30 мин.

2

Прогулка первая. «Свет, день, ночь»

1

30 мин.

3

Прогулка вторая. «Небо»

1

30 мин.

4

Прогулка третья. «Земля, вода, растения»

1

30 мин.

5

Прогулка четвёртая. «Солнце, луна, звёзды».

1

30 мин.

6

Прогулка пятая. «Птицы, рыбы, насекомые».

1

30 мин.

7

Прогулка шестая. «Человек, животные».

1

30 мин.

8

Прогулка шестая. «Человек».

1

30 мин.

9

Прогулка седьмая. «День отдыха» (покоя).

1

30 мин.

10

«Кто сотворил наш добрый красивый мир?»

1

30 мин.

11

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

1

30 мин.

12

«Что есть добро, а что - зло?»

1

30 мин.

13

Заповедь для самых маленьких о послушании.

1

30 мин.

14

Рассказ «Будь послушным».

1

30 мин.

15

Путешествие с книгой: «Как человек стал послушным».

1

30 мин.

16

Рассказ «Помоги, милосердный человек»

1

30 мин.

17

Рассказ «Не спорь, прости».

1

30 мин.

18

«Будь скромным, не хвастайся».

1

30 мин.

19

Путешествие с книгой: «Как человек стал послушным».

1

30 мин.

20

Моя семья

1

30 мин.

21

Наш род. Чтение текста «Мой род». 

1

30 мин.

22

Моя Родина.

1

30 мин.

23

Православный храм.

1

30 мин.

24

Наши меньшие друзья.

1

30 мин.

25

Как человек давал имена животным.

1

30 мин.

26

Чего себе не хочешь, другу не желай.

1

30 мин.

27

Обсуждаем – рассуждаем. «Чем я могу помочь птицам?»

1

30 мин.

28

Язык зверей.

1

30 мин.

20

Обсуждаем – размышляем. Беда, помощь, благодарность.

1

30 мин.

30

«Православные праздники»

1

30 мин.

31

 Итоговое

1

30 мин.

 

ИТОГО:

31

940 мин.

 2.2.  Календарно - тематическое планирование программы  «Дорогою добра»

Октябрь

Главные слова: МИР, ДАР, СПАСИБО.

  1. 1. Мы отправляемся в путешествие и наблюдаем наш мир. Приглашение к путешествию. Выбор объектов наблюдения. Две формы путешествия – на прогулках и с книгой. Наблюдаем, учимся видеть слышать в мире красоту. Премудрость. Чтение рассказа «Наш мир».
  2. Прогулка первая. «Свет, день, ночьа. Главные слова, которые разрабатываются через все занятия – дар, мир. Подвести в последующих занятиях к пониманию смысла благодарения. Наблюдаем на прогулках. Изображаем, обсуждаем, играем: рисуем ночь, свет, день. Выставка рисунков «День первый».
  3. Прогулка вторая. «Небо» .Наблюдаем на прогулках. Путешествуем с книгой: Библия рассказывает о сотворении неба. Обсуждаем – вспоминаем о том, что из сотворений второго дня мы видели на прогулке. Изобразительная деятельность: «Небо», «Облака». Слушаем песню про облака. Обсуждаем: какие видели облака, на что похожи и т.д.
  4. Прогулка третья. «Земля, вода, растения» . Наблюдаем на прогулке, вспоминаем, что видели на прогулке. Читаем стихи, рисуем: земля, море, волны. Обсуждаем о воде: Для чего? Откуда? Как?

                                         Ноябрь

Главные слова: СОЛНЦЕ, ЛУНА, ЗВЕЗДЫ.

  1. Прогулка четвёртая. «Солнце, луна, звёзды». Повторение по рисункам предыдущих занятий: что уже было сотворено в другие дни? Рассказ по тексту «Путешествие с книгой. Четвертый день». Работа с пословицей «Солнышко и светит, и греет». Слушание стихотворений о солнце, луне, звездах. Рисование сказки.
  1. Прогулка пятая. «Птицы, рыбы, насекомые». Беседа «Что мы встречаем на наших прогулках». Работа с иллюстрациями книги. Наблюдения на прогулке. Игра «Птицы». Рисование: лес – птицы. Стихи о ласточке. Рассматривание иллюстраций. Слушание  песни «Птичка». Чтение «Хлопотливая птичка».
  1. Прогулка шестая. «Человек, животные. Рассказ «Путешествие с книгой. Шестой день». Чтение рассказа «Спор животных», «Как на 13 земле появились люди», обсуждение.
  2. Прогулка шестая. «Человек».  Чтение стихотворения «Человек». Обсуждение по вопросам: как устроен человек, в чем его красота. Чтение стихотворения «Душа». Работа с иллюстрациями «Назови и покажи части человеческого тела», «Части головы, лица». Коллективная работа «Дерево райского сада» (аппликация, лепка).

                                       Декабрь

Главные слова: ПОКОЙ.

  1. Прогулка седьмая. «День отдыха».

 Повторение по предыдущим беседам. Рассматривание иллюстрации книги «Прогулки по дням творения». Чтение текста «Путешествие с книгой. Седьмой день» и стихотворение «Седьмой день». Стихотворение «Воскресенье». Обсуждение.

  1. «Кто сотворил наш добрый красивый мир?»

 Наблюдение на прогулках: что мы видим вокруг себя, кто построил дом, живое – неживое, что растет, что дышит, что создать легче: что живое или что неживое и т.д. Чтение стихотворения с театрализацией: «Кто сотворил наш мир». Выставка рисунков.

  1. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

 Стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?» - загадка детям. Работа с иллюстрациями: детский рисунок иконы «Спас Нерукотворный», «Христос спасает тонущего». Чтение текста «Совесть – добрый помощник», обсуждение.

  1. «Что есть добро, а что - зло?»

Добрые дела. Какими они бывают. Чтение рассказа «Кто виноват?» игра «Выбираем тропинку» Обсуждаем сказку «Кот и петух». Чтение стихотворения «Жучка». Игра «Подарки», «Противоположные качества».

                                                  Январь

    Главные слова: СОВЕСТЬ, ГРЕХ, ПОСЛУШАНИЕ, ТРУДОЛЮБИЕ, ЛЮБОВЬ.

  1. Заповедь для самых маленьких о послушании.

Чтение стихотворения «Заповедь для самых маленьких о послушании» обсуждение. Правила жизни детей (послушание). Выучить поговорку. Рассказ «Отчего зло?» обсуждаем – рассуждаем «Почему добро не умирает?»

  1. Рассказ «Будь послушным».

Размышление на тему послушания. Вспоминаем сказку «Колобок», рассуждаем.

  1. Путешествие с книгой: «Как человек стал послушным».

Чтение рассказа «Как человек стал непослушным». Рассуждаем – откуда появилось в мире зло, непослушание. Чтение рассказа «Непослушный сын». Творческая работа. Рисование по теме рассказов.

  1. Рассказ «Помоги, милосердный человек».

Чтение евангелистского текста «Милосердный человек» и примеры его проявления святыми людьми, и в жизни простых людей. Пересказ рассказа, опираясь на вопросы. Прослушивание музыкального произведения «Спаси, Владычица, Святую Русь». Чтение стихотворения «Любите всех».

 

                                               Февраль

Главные слова: ПОСЛУШАНИЕ, СМИРЕНИЕ, ВЕРНОСТЬ, ПРОЩЕНИЕ.

  1. Рассказ «Не спорь, прости».

Чтение. Обсуждение. «Путешествие с книгой. Верный Иов». Поговорка «Что Бог дает – все к лучшему». Обсуждение темы «Как мы прощаем»14 Стихотворение «Заповедь о прощении» Обсуждение темы: как мы относимся к людям. Слушание и разучивание песни «Улыбка».

  1. «Будь скромным, не хвастайся». Чтение «Путешествуй с книгой». «Скромный и хвастливый» Обсуждение. Текст «Кто самый главный?». Рассуждение по теме: хорошо ли, когда человек спорит? Работа с иллюстрацией «Бабушка и внучка» игра «Посмотри – угадай».
  2. Путешествие с книгой: «Как человек стал послушным». Чтение рассказов: «Как поспорили части человеческого тела», «Галка в чужих перьях», «Пылинка и капелька». Обсуждаем – рассуждаем. Творческая работа – сочиняем совместную сказку о послушании.
  3. Моя семья. Чтение рассказа К. Ушинского «Моя семья». Обсуждаем – рассуждаем. Рассказ детей о своей семье. Рисование «Моя семья».

 

                                     Март

Главные слова: РОД, РОДИТЕЛИ, ПРЕДКИЕ, ЛЮБОВЬ, ПОСЛУШАНИЕ.

  1. Наш род. Чтение текста «Мой род».

 Рассуждение на заданную тему. Слушание и разучивание песни «Родной дом». Работа с иллюстрацией «Моя семья». Беседа. Рассказ В.А. Сухомлинского «Седьмая дочка». Игра «Проверь свое отношение».

  1. Моя Родина.

 Рассуждение по теме «Что мы называем Родиной». Обсуждение иллюстрации «Москва златоглавая». Слушание песен о Родине. Рисуем по содержанию песен о Родине.

  1. Православный храм.

 Слушание колокольного звона. Что он рассказывает? Чтение текста «Христиане». Рассуждение по заданной теме. Рассматривание иллюстрации храма. Обсуждение увиденного. Чтение «Храм». Слушание «Утренняя молитва». Рисуем православный храм. Выставка рисунков.

 

                                            Апрель

Главные слова: НЕ УБИВАЙ, ДРУГ, СВЯТЫЕ ЛЮДИ.

  1. Как человек давал имена животным.

 Чтение текста «Путешествие с книгой. Как человек давал имена животным». Повторение темы о сотворении человека и углубление ее темой отношений человека с другими творениями Бога. Наблюдения на прогулке.

  1. Чего себе не хочешь, другу не желай.

 Работа с иллюстрацией «Маленькие птички». Беседа по картине. Чтение рассказа «Кому забава, а кому смерть». Обсуждение прочитанного . Рисунки по сюжету рассказа.

  1. Обсуждаем – рассуждаем. «Чем я могу помочь птицам?»

Строим кормушку вместе с родителями. Конкурс «Чей домик лучше?» Стих «Воробей», «Ворона». Обсуждение. Чем мы можем помочь птицам зимой? Изготовление кормушки.

  1. Язык зверей.

 Слушаем голоса природы. Сочиняем сказку. Чтение стихотворения «Язык зверей». Сочиняем, рисуем по сюжету этих стихотворений «ответы» человеку.15

                                               Май

Православные праздники.

Главные слова: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, ПАСХА, ДЕНЬ АНГЕЛА.

1.Рождество Христово. Беседа о празднике, чтение стихотворений  «Вифлеемская звезда», «Скоро Рождество». Разучивание песни «Христос рождается – славьте его».

2.Праздник Христова. Пасха. Обсуждаем «Чему радуются в праздник Пасхи?». Чтение произведений «Светлое Воскресенье», «Ангельский хор». Рисуем пасхальное яйцо.

3.Небесные покровители. Чтение произведений « Молитва Ангелу Хранителю», «Добрый помощник». Обсуждаем « В честь кого я назван», поем песенку про «ангелов».

4.Благодарение. Обсуждаем, за что люди благодарят Бога? Чтение произведений «Спасибо», слушание песни «Слава Богу». Выставка рисунков «Добрый Божий Мир».

3.1.  Методическое обеспечение:

 Комплект методических пособий: Методическое пособие для воспитателя с программой. Наглядные материалы:

 Книга 1. Прогулки по дням творения.

 Книга 2. Хорошо - плохо.

 Книга 3. Семья. Родина. Православный Храм. Наши меньшие друзья.

 Книга 4. Чему мы радуемся.

3.2. Материальное обеспечение

Материально – техническое обеспечение программы дополнительного образования детей «Дорогою добра» включает: магнитная доска, проектор, экран, компьютер, краски, карандаши, мелки, альбомы, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, игрушки и т.д. 

4.  Информационные ресурсы:

4.1. Список  литературы, рекомендуемой воспитателям

1. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга  4. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга  8. А. В. Бородина  "Основы православной культуры" УМК «демонстрационный материал «2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по нравственно-этическому воспитанию"Дорогами добра"

Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отно...

воспитательная программа "Дорогою добра"

основана на духовно-нравственном воспитании...

Воспитательная программа "Дорогою добра"

Программа воспитательной работы с классом и родителями...

Игровая программа Дорога Добра

Игровая программа для воспитанников 1-4 класса...

Тесты по православию по программе «Дорогою добра»

Православие по программе "Дорогою добра"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Дорогою добра"

Дополнительная общеобразовательная программа "Дорогою добра" социально-педагогической направленности, рассчитана на подростков в возрасте от 14 до 17 лет....