Проект формирование коммуникативных умений старших дошкольников с РАС-2022 уч. г.
проект

Проект формирование коммуникативных умений старших дошкольников с РАС

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕКОММУНИКАТИВНЫХУМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ

АУТИСТИЧЕСКОГОСПЕКТРА, ИМЕЮЩИМИУМСТВЕННУЮ ОТСТАЛОСТЬ, СРЕДСТВАМИ ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВЫХ

УПРАЖНЕНИЙ»

THEPROJECT«FORMATIONOFCOMMUNICATIONSKILLSOFOLDER PRESCHOOLERS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS HAVING MENTAL RETARDATION, BY MEANS OF MOTOR AND GAME EXERCISES»

А.Н.Прокопенко        A.N.Prokopenko

Т.С.Прокопенко        Т.S.Prokopenko

НаучныйруководительИ.Ю.Жуковин

ScientificsupervisorI.Y.Zhukovin

Расстройствааутистическогоспектра,старшиедошкольники,коммуникативные умения, умственная отсталость, двигательно-игровые упражнения, коммуникация, умения.

В работе исследуется формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра, имеющими умственную отсталость, средствами двигательно-игровых упражнений в условиях групп компенсирующей и комбинированной направленности.

Autism spectrum disorders, older preschoolers, communication skills, mental retardation, motor-game exercises, communication, skills.

The paper investigates the formation of communicative skills in older preschoolers with autism spectrum disorders with mental retardation by means of motor-game exercises in the conditions of compensatory and combined orientation groups.

о данным Всемирной организации здравоохранения, на 160 детей приходитсяодинребеноксрасстройствомаутистическогоспектра.

Этаоценкаимеетсредний показательи постоянноменяетсявразных исследованиях. По статистике, с 2010 по 2020 годы число детей с расстройствами аутистического спектра увеличилось в 10 раз. В связи с этим возникает проблема в развитии общения, воспитания, социализации и адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.

Актуальность проектного исследования заключается в том, что на сегодняшний день в отечественной литературе отсутствует единая система диагностики и оценки коммуникативных навыков у детей с РАС. Доступные методы оценивают только одну из областей развития ребенка илинебольшую часть навыка. Отсутствие общей комплексной системы оценки затрудняет разработку индивидуальной коррекционно-образовательной программы для детей с РАС.

Исходя из актуальности, проблема исследования заключается в необходимости формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра, имеющими умственную отсталость, средствами двигательно-игровых упражнений в условиях групп компенсирующей и комбинированной направленности.

Согласно запросу муниципальных дошкольных образовательных учреждений: «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников «Колокольчик» г. Канска и «детский сад комбинированного вида «Большеулуйский детский сад» с. БольшойУлуй, мы запустили педагогический проект «Общение в движении», связанный с формированием коммуникативных умений старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра, с различной степенью интеллектуального нарушения средствами двигательно-игровых упражнений.

Идеяпроектазаключаласьвследующем:

  1. В среде дошкольников с РАС ключевой проблемой является адекватное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  2. Степень нарушения коммуникативных функций широко варьируется исходя из этиологии данного дизонтогенеза и наличия степени интеллектуальных нарушений.
  3. Сенсомоторноеразвитиеидвигательнаясфераявляютсяоднойиз предпосылок формирования коммуникативных функций.
  4. Идея заключается в том, что организация коммуникативного взаимодействия через двигательную сферу и игровые упражнения должны бытьбазовымикомпонентамивкомплекснойпрограммеформирования

«коммуникативныхумений».

  1. Определениеиподбордиагностическихметодик,учитывающихв томчислесенсомоторнуюорганизациюдетейсРАС,разработка

двигательно-игровых упражнений позволят оптимизировать работу специалистов по реализации задач «социально-коммуникативного развития» согласно ФГОС ДОО для детей с РАС [6].

Нарушение коммуникационных связей в процессе формирования личности играет огромную роль в негативном контексте: неспособностьсформироватьмногиеличностныекачества;нарушениеэмоциона льно- волевой сферы и общение с собеседником станет непродуктивным.

Нарушениявпсихическомразвитииивосприятиеребёнкомобразатела тесно связаны между собой. «Образ Я» как субъект, который проявляется в телесной жизни, довольно динамично обладает умением «получать сенсорный опыт, переведенный в образы и концепции, и способностью осознавать себя в телесном выражении». «Образ Я» – это объективное телесное состояние, отраженное субъективно и действующее как неотъемлемый жизненный элемент Эго. Именно благодаря «телоосознанию» фундаментусамосознания, происходит осознание себя, своей личности, всё это будет являться ключом к социализации ребёнка через коммуникацию. Умение ориентироваться на собственном теле будет играть важную роль в развитии трех систем: тактильной; проприоцептивной; вестибулярной.

Мы составили и адаптировали диагностический инструментарий, состоящий из следующих методик: «Коммуникативные умения» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой; «Вербальные и невербальные средства коммуникации» В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. Особый интерес представляет разработанная нами диагностика целостности теловосприятия«Петрушка» на основе идеи теста «Гомункулус» А.В. Семенович.

Анализируя        полученные        результаты                на                этапе        предпроектного исследования, можно сделать вывод о том, что старшие дошкольники с РАС иумереннойумственнойотсталостьюпоподражаниюмогутпоказатьсвои частитела,припоказечастейтелаимтребуетсясопряженнаяпомощь«рука в руке».        У        большинства                испытуемых                наблюдается        низкий уровеньсформированностивербальныхиневербальныхсредствкоммуникации, таккакэтидетисначалаотказывалисьотвыполнениязадания,послемногократныхпробсталиприниматьсопряженнуюпомощьсостороны педагога.                Большинство        испытуемых        не        владеют        коммуникативными умениями.

Старшие дошкольники с лёгкой умственной отсталостью и РАС могут владетьвербальнымииневербальнымисредствамиобщения,датьимя

«человечку», назвать части тела, показать на себе, но требуется помощь педагога в определении своих частей тела. У 2-х испытуемых с лёгкой умственной отсталостью и РАС наблюдается средний уровень владения вербальными и невербальными средствами коммуникации, это значит, что дети самостоятельно выполняют задания с небольшим количеством ошибок. У 2-х испытуемых– низкий уровень, таким детям требовалась направляющая помощьсостороныпедагогов.Уиспытуемыхслёгкойумственной

отсталостью и РАС у 2-х детей наблюдался средний уровень владения коммуникативными навыками, у 2-х низкий.На разработческом этапе, мы составили программу развития коммуникативных умений, в которой были осуществлены подбор двигательных игр и разработка алгоритма «образ тела»+ «движение»= «действие» (как можно от действий перейти к играм). Такжебылиопределеныэтапыразвитиякоммуникативныхумений,а именно

-взаимодействиеребенкасовзрослымисверстниками.

Далее было проведено повторное исследование с целью выявления уровня сформированности коммуникативных умений на завершающем этапе проектного исследования.

Анализ результатов исследования свидетельствует о росте показателей сформированности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с РАС, имеющих умственную отсталость, средствами двигательно- игровых упражнений [6]. Положительная динамика отмечается у 2-х исследуемых групп. У детей с РАС имеющих умеренную умственную отсталость, уровень коммуникативных умений повысился на 25%. А дети с РАС, имеющие легкую степень, достигли 50 % повышениякоммуникативныхумений.Неводнойизгруппнебылодостигнутовысокого уровня.

Таким образом, реализация проекта «Общение в движении» завершилась подтверждением эффективности разработанной нами Программыи ее внедрением в практику образовательного учреждения.

Библиографическийсписок

  1. Алехина С.В. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина// Под общ. ред. Н.Я. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 80с.
  2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.- М.: Международная педагогическая академия, 2014. 216 с.
  3. Бернс Р. «Что такое Я-концепция» Из книги: Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1986. 176с.
  4. ДжеймсУ.Понятие«Я»,УильямомДжеймсомМ.Прогресс. 1996.284с.
  5. Каминская Н.А., Айламазян А.М. Исследования образа физического «Я»в различных психологических школах //Национальный психологический журнал, 2015. №3 (19). С. 45.
  6. Диагностика коммуникативных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста слегкойумственнойотсталостью/Т.А. Шкерина, А.В.Жарова,В.С.Розинкевич, К.Т. Филиппова // Вестник красноярского государственного педагогическогоуниверситета им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2021. № 57(3). С. 2737.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шуточные игры в развитии социоэмоциональной и коммуникативной сферы старших дошкольников с нарушениями в развитии

Картинный и речевой материал с шуточным  нелепым содержанием  в одинаковой степени  имеет как диагностическую, так и коррекционную направленность  в работе с детьми с нарушени...

Формирование коммуникативных умений и навыков в непосредственной образовательной деятельности английского яхыка

Формирование коммуникционных умений и навыков в непосредственной образовательной деятельности английского языка     Основная цель обучения – научить дошкольников понимать дос...

Формирование коммуникативных умений на уроках математики

Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. В современной...

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...

Руководство сюжетно-ролевой игрой как средство развития коммуникативного поведения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи

В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи средствами сюжетно-ролевой игры...

Педагогический проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии ТРИЗ"

В связи с введением ФГОС изменились требования к развитию коммуникативных способностей детей при поступлении в школу.Недостаточный уровень развития  коммуникативных способностей  у детей с р...