Дополнительный курс по выбору "Названия малых географических объектов"
рабочая программа (10 класс)

Шевандо Ирина Владимировна

Дополнительный курс по выбору «Названия малых географических объектов села Денисковичи Злынковского района Брянской области» предназначен для учащихся 10 класса, является предметно-ориентированным, носит теоретико-практический характер.

Содержание курса направлено на развитие патриотических ценностей у школьников. В ходе изучения курса учащиеся осознают русский язык как форму выражения национальной культуры, выявляют его национально-культурную специфику и связь с историей народа. Изучение лингвокраеведческого материала способствует формированию культуроведческой компетенции. Освоение данного курса позволяет расширить и углубить знания учащихся о названиях малых географических объектов (микротопонимии) Брянского края, обогатить их словарный запас, расширить лингвистический кругозор. При изучении курса актуализируются межпредметные связи: русского языка, истории, географии и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ «НАЗВАНИЯ МАЛЫХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ СЕЛА ДЕНИСКОВИЧИ ЗЛЫНКОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Пояснительная записка

Аннотация. Дополнительный курс по выбору «Названия малых географических объектов села Денисковичи Злынковского района Брянской области» предназначен для учащихся 10 класса, является предметно-ориентированным, носит теоретико-практический характер.

Содержание курса направлено на развитие патриотических ценностей у школьников. В ходе изучения курса учащиеся осознают русский язык как форму выражения национальной культуры, выявляют его национально-культурную специфику и связь с историей народа. Изучение лингвокраеведческого материала способствует формированию культуроведческой компетенции. Освоение данного курса позволяет расширить и углубить знания учащихся о названиях малых географических объектов (микротопонимии) Брянского края, обогатить их словарный запас, расширить лингвистический кругозор. При изучении курса актуализируются межпредметные связи: русского языка, истории, географии и литературы.

Рабочая программа дополнительного курса по выбору «Названия малых географических объектов села Денисковичи Злынковского района Брянской области» разработана на основе

– Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;

– Примерной программы среднего общего (полного) образования по русскому языку (базовый уровень);

– Положения о рабочей программе;

– Учебного плана.

Данный курс разработан с целью ознакомления учащихся с названиями малых географических объектов родного села́, призван воспитывать патриотические чувства к малой Родине, уважение к его традициям.

Целями курса являются:

 формирование у учащихся представления о микротопонимии села Денисковичи Злынковского района Брянской области;

 углубление навыков лингвистического анализа языковых региональных фактов;

 развитие патриотических ценностей посредством обращения к региональному ономастическому материалу;

 развитие поисково-исследовательских умений;

 расширение лингвистического кругозора;

 развитие правильной речи;

 повышать познавательного интереса к родному языку.

Цели курса достигаются путем решения следующих задач:

 собирание и лингвистическое, историко-культурное изучение топонимии села Денисковичи Злынковского района Брянской области;

развитие навыков исследовательской работы, умения анализировать, классифицировать, систематизировать явления языка, работать со словарями;

 развитие предметного общения внутри ученического коллектива;

 развитие интеллектуальной инициативы путем формирования научного образа мышления и творческого подхода;

 формирование профессиональной ориентации учащихся.

Организация деятельности школьников на занятиях курса базируется на принципах занимательности, научности, сознательности и активности, наглядности, связи теории с практикой.

Общая характеристика курса

Курс имеет познавательно-практическую направленность. При проведении занятий применяются методы и формы работы, направленные на организацию самостоятельной, учебно-познавательной деятельности, имеющей поисково-исследовательский характер.

Школьники собирают и исследуют названия малых географических объектов села Денисковичи, выясняют их особенности и историю возникновения. У школьников формируются навыки исследовательской работы с лингвокраеведческим материалом.

Место курса в учебном плане

Согласно учебному плану, на изучение курса в 10 классе отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю, 34 недели).

Ценностные ориентиры в содержании курса

Курс направлен на формирование познавательного интереса к микротопонимам родного села. Он способствует развитию умения анализировать, классификацировать, работать со словарями, научной, справочной литературой. У учащихся формируются такие качества личности, как настойчивость, трудолюбие, объективность, самокритичность, самостоятельность, общительность.

Проблемы, которые решает курс:

– расширение и углубление знаний региональной ономастике;

– совершенствование умения работать с лингвистическими словарями, научной, справочной литературой;

– пробуждение познавательного интереса к изучению языковых явлений;

– развитие навыков исследовательской работы;

– расширение лингвистического кругозора.

Формы организации учебного процесса

При проведении курса учитель применяет индивидуальные и групповые формы работы:

1. Лекцию с элементами беседы;

2. Семинар;

3. Сбор материала;

4. Встречу с коренными жителями села;

5. Защиту индивидуальных проектов.

В ходе курса учитель применяет исследовательские, эвристические и репродуктивные методы обучения.

На начальном этапе программа курса предусматривает проведение лекционных занятий, на которых учитель рассказывает об основных понятиях топонимики, ее разделах, истории села Денисковичи Злынковского района Брянской области. Следующий этап предполагает сбор микротопонимов села Денисковичи посредством анкетирования, проведения бесед и интервью коренных жителей. Далее учащиеся под руководством учителя проводят анализ собранных имен собственных, выявляют их особенности и историю возникновения. В ходе выявления особенносте истории возникновения микротопонимов учащиеся готовят мини-проекты, театральные постановки. Изучение курса заканчивается уроком-зачетом, на котором школьники защищают индивидуальные проекты.

Ожидаемые результаты

В результате изучения курса учащиеся усваивают базовые понятия топонимики, знакомятся с историей возникновения названий малых географических объектов, развивают свои патриотические чувства, уважение к малой Родине, к традициям и обычаям местного населения, к родному языку и его истории. Учащиеся развивают навыки сбора языковых фактов, их классификации, анализа, синтеза и интерпретации. Совершенствуют умение анкетировать, интервьюировать, работать с лингвистическими словарями и справочной литературой, что приводит к развитию коммуникативных способностей школьников, формированию культуры общения.

Учебно-тематический план

Название темы

Всего часов

Форма занятия

1.

Введение в курс. Что такое топонимика, топонимы, микротопонимы?

2

Лекция с элементами беседы

2.

История села Денисковичи Злынковского района Брянской области

2

Лекция с элементами беседы

3.

Встреча с коренными жителями села

2

Анкетирование, беседа, интервью

4.

Микрогодонимы (названия улиц)

2

Семинар

5.

Микрооронимы (названия рельефа)

2

Семинар

6.

Микроагроонимы (названия лугов, оврагов)

2

Семинар

7.

Встреча с коренными жителями села

2

Анкетирование, беседа, интервью

8.

Микрогидронимы (названия водных объектов)

2

Семинар

9.

Микроспелеонимы (названия колодцев)

2

Семинар

10.

Встреча с коренными жителями села

2

Анкетирование, беседа, интервью

11.

Микродримонимы (названия рощ, садов)

2

Семинар

12.

Микродромонимы (названия дорог)

2

Семинар

13.

Встреча с коренными жителями села

2

Анкетирование, беседа, интервью

14.

Фитонимы (названия растений)

2

Семинар

15.

Зоонимы (клички животных)

2

Семинар

16.

Защита индивидуальных проектов

4

Урок-зачет

Итого:

34 часа

Содержание курса

Занятие № 1. Введение в курс. Что такое топонимика, топонимы, микротопонимы?

Цель: познакомить учащихся с понятиями «топонимика», «топонимы», «микротопонимы», особенностями их образования, группами, на которые их можно разделить.

Количество часов: 2 часа.

Форма урока: лекция с элементами беседы.

На занятии учитель знакомит учащихся с понятиями «топонимика», «топонимы», «микротопонимы». Учитель рассказывает об особенностях образования топонимов и микротопонимов, с их классификацией. Учащиеся готовят небольшие сообщения о том или ином классе микротопонимов.

Занятие № 2. История села Денисковичи Злынковского района Брянской области.

Цель: познакомить учащихся с историей села Денисковичи Злынковского района Брянской области; определить особенности микротопонимов данной местности.

Количество часов: 2 часа.

Форма урока: лекция с элементами беседы.

На уроке рассказывается история возникновения села Денисковичи Злынковского района Брянской области, дается общая характеристика исторического, географического и экономического положения данного региона.

Занятие № 3. Встреча с коренными жителями села.

Цель: собрать материал для анализа истории микроойконимов, микроонимов, микроагроонимов путем проведения интервью с коренным жителем села Денисковичи Злынковского района Брянской области.

Количество часов: 2 часа.

Форма урока: анкетирование, беседа, интервью.

На занятие приглашается два-три коренных жителя села. Учащиеся под руководством учителя проводят интервью, целью которого является сбор информацииоб истории возникновения микроойконимов, микроонимов, микроагроонимов.

Занятие № 4. Микрогодонимы (названия улиц).

Цель: выявить особенности образования микрогодонимов (названий улиц) села Денисковичи Злынковского района Брянской области.

Количество часов: 2 часа.

Форма урока: семинар.

В начале урока рассматривается понятие «микрогодоним», основные способы образования микрогодонимов. Затем проводится обработка материала об истории возникновения микрогодонимов, полученного в ходе беседы с коренными жителями села Денисковичи Злынковского района Брянской области.

Занятие № 5. Микрооронимы (названия рельефа).

Цель: выявить особенности образования микрооронимов (названий рельефов) села Денисковичи Злынковского района Брянской области.

Количество часов: 2 часа.

Форма урока: семинар.

Урок начинается с доклада одного из учеников об микрооронимах и способах их образования. Далее проводится обработка материала, полученного в ходе беседы с коренным жителем села Денисковичи Злынковского района Брянской области, об истории возникновения микрооронимов, выявляются особенности их образования для данного региона.

Занятие № 6. Микроагроонимы (названия лугов, оврагов).

Цель: выявить особенности образования микроагроонимов (названий лугов, оврагов) села Денисковичи Злынковского района Брянской области.

Количество часов: 2 часа.

Форма урока: семинар.

Путем обработки информации, полученной в ходе анкетирования коренных жителей села Денисковичи Злынковского района Брянской области, проводится анализ истории возникновения микроагронимов.

Занятие № 7. Встреча с коренными жителями села.

Цель: собрать информацию об истории возникновения микрогидронимов, микроспелеонимов путем проведения анкетирования коренных жителей села Денисковичи Злынковского района Брянской области.

Количество часов: 2 часа.

Форма урока: анкетирование, беседа, интервью.

Класс разбивается на подгруппу. Каждая подгруппа посещает двух коренных жителей села Денисковичи Злынковского района Брянской области с целью проведения интервью об истории возникновения микрогидронимов, микроспелеонимов.

Занятие № 8. Микрогидронимы (названия водных объектов).

Цель: выявить особенности образования микрогидронимов (названий водных объектов) села Денисковичи Злынковского района Брянской области.

Количество часов: 2 часа.

Форма урока: семинар.

Каждая подгруппа анализирует материал, полученный в ходе проведения интервью. Представитель каждой подгруппы рассказывает об истории возникновения того или иного микрогидронима села Денисковичи Злынковского района Брянской области.

Занятие № 9. Микроспелеонимы (названия колодцев).

Цель: выявить особенности образования микроспелеонимов (названий колодцев) села Денисковичи Злынковского района Брянской области.

Количество часов: 2 часа.

Форма урока: семинар.

Каждая подгруппа анализирует материал, полученный в ходе проведения интервью. Представитель каждой подгруппы рассказывает об истории возникновения того или иного микроспелеонима села Денисковичи Злынковского района Брянской области.

Занятие № 10. Встреча с коренными жителями села.

Цель: в ходе проведения анкетирования с коренными жителями села Денисковичи Злынковского района Брянской области выявить особенности возникновения микродримонимов, микродромонимов.

Количество часов: 2 часа.

Форма урока: анкетирование, беседа, интервью.

На занятие проводится встреча с коренными жителями села Денисковичи Злынковского района Брянской области. Учащиеся под руководством учителя проводят интервью, целью которого является сбор информации об истории возникновения микродримонимов, микродромонимов.

Занятие № 11. Микродримонимы (названия рощ, садов).

Цель: выявить особенности образования микродримонимов (названий рощ, садов) села Денисковичи Злынковского района Брянской области.

Количество часов: 2 часа.

Форма урока: семинар.

На уроке проводится обработка материала, полученного в ходе беседы с коренным жителем села Денисковичи Злынковского района Брянской области, об истории возникновения микродримонимов. Каждой подгруппе предлагается сделать мини-проект, отражающий историю возникновения микродримонимов.

Занятие № 12. Микродромонимы (названия дорог).

Цель: выявить особенности образования микродромонимов (названий дорог) села Денисковичи Злынковского района Брянской области.

Количество часов: 2 часа.

Форма урока: семинар.

На уроке проводится обработка материала, полученного в ходе беседы с коренным жителем села Денисковичи Злынковского района Брянской области, об истории возникновения микродромонимов.

Занятие № 13. Встреча с коренными жителями села.

Цель: собрать информацию об истории возникновения фитонимов, зоонимов села Денисковичи Злынковского района Брянской области путем проведения анкетирования коренных жителей села.

Количество часов: 2 часа.

Форма урока: анкетирование, беседа, интервью.

Учащиеся делятся на подгруппы и отправляются к коренным жителям села с целью проведения анкетирования для выявления истории возникновения фитонимов и зоонимов.

Занятие № 14. Фитонимы (названия растений).

Цель: выявить особенности образования фитонимов (названий растений) села Денисковичи Злынковского района Брянской области.

Количество часов: 2 часа.

Форма урока: семинар.

Каждая подгруппа готовит проект об истории возникновения фитонимов на основе информации, полученной в ходе анкетирования коренных жителей села Денисковичи Новозыбковского района Брянской области.

Занятие № 15. Зоонимы (клички животных).

Цель: выявить особенности образования зоонимов (кличек животных) села Денисковичи Злынковского района Брянской области.

Количество часов: 2 часа.

Форма урока: семинар.

Каждая подгруппа показывает небольшую театральную постановку в течение 10–15 минут, рассказывающую об истории возникновения того или иного зоонима.

Занятие № 16. Защита индивидуальных проектов.

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся, полученные в результате изучения элективного курса «Названия малых географических объектов села Денисковичи Злынковского района Брянской области».

Количество часов: 4 часа.

Форма урока: зачет.

Каждый учащийся готовит индивидуальный проект, рассказывающий об истории возникновения, способах образования одного из микротопонимов. Проводится защита творческих проектов.

Список литературы

- для учителя:

  1. Бондалетов, В. Д. Русская ономастика: вопросы теории ономастики, методы ономастических исследований, русская антропонимика и топонимика, общая и русская космонимика, ономастика в школе: учебное пособие для студентов № 2101 «Русский язык и литература» / В. Д. Бондалетов.  Изд. 2-е, доп.  Москва: URSS, cop. 2012.  223, [1] с.; 22 см. ISBN 978-5-397-03151-6. – Текст: непосредственный.
  2. Ономастика: [Сборник статей] / [Ред.: В. А. Никонов и А. В. Суперанская]; АН СССР. Ин-т языкознания.  Москва: Наука, 1969.  261 с. – Текст: непосредственный.
  3. Русская ономастика и ее взаимодействие с апеллятивной лексикой: сборник статей / редколлегия: А. К. Матвеев (отв. ред.) [и др.].  Свердловск: [б. и.], 1976.  144 с. – Текст: непосредственный.
  4. Русская ономастика и ономастика России: словарь / под ред. О. Н. Трубачева; [Вступ. ст. Е. С. Отина].  Москва: Школа-пресс, 1994.  287 с.; 21 см.  (Русская энциклопедия. РЭ). ISBN 5-88527-066-X. – Текст: непосредственный. 
  5. Сызранова, Г. Ю. Ономастика: учебное пособие / Г. Ю. Сызранова; М-во образования и науки Российской Федерации, Тольяттинский гос. ун-т, Гуманитарно-пед. ин-т.  Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013.  247 с.

- для учащихся:

  1. Русская ономастика и ономастика России: словарь / под ред. О. Н. Трубачева; [Вступ. ст. Е. С. Отина].  Москва: Школа-пресс, 1994.  287 с.; 21 см.  (Русская энциклопедия. РЭ). ISBN 5-88527-066-X. – Текст: непосредственный.
  2. Суперанская, А. В. Словарь народных имен / А. В. Суперанская. – Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 368 с. – ISBN 978-5-397-01018-4. – Текст: непосредственный.
  3. Рогалев, А. Ф. Топонимический словарь Гомеля и Гомельского района / А. Ф. Рогалев. – Гомель: Барк, 2012. – 292 с. – ISBN 978-985-6763-86-4. – Текст: непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План характеристики географических объектов

Приведены примерные планы характеристики географических объектов (6-9 класс). Примерные планы можно использовать при выполнении практических работ и подготовке устных сообщений....

Географические объекты (номенклатура)

Указаны географические объекты, расположение которых на географической карте ученики должны знать после изучения курса "Географии". Можно использовать для самостоятельной работы дома, при подготовке ...

Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности на примере изучения географических объектов родного села

На протяжении всей моей школьной жизни я активно занималась краеведением. Потому что на местном материале можно познать сложные взаимосвязи природы, хозяйства, истории и др. Краеведение как ме...

Карта педагогического опыта. Моделирование веб-страниц географических объектов как современный аспект образования

Целостный алгоритм актуального для развития системы образования образовательного ресурса: технологии обучения посредством разработки веб-страницы географического  объекта как способа развития тво...

Практическая работа №4: «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам».

Данная практическая работа №4 отличается от аналогичных разработок наличием:- карточки задания №1 - где учащиеся в качестве "стартового спринта" работают по завершению формирования представлений о пар...

Исследовательский проект "Топонимия как объект исторического изучения. Названия географических объектов как отражение исторических событий"

Исследовательский проект "Топонимия как объект исторического изучения. Названия географических объектов как отражение исторических событий"...