Интерес к предмету через индивидуализацию и дифференциацию
материал (5 класс) на тему

Корнева Валентина Николаевна

На примере  открытого урока "Путешествие по басням И.А. Крылова" был проведен анализ урока через индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся 7 и 8 вида. Урок был дан двумя учителями-словесниками в 5-ых классах: Корневой В.Н. и Тимошенко Е.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

на тему «Интерес к предмету через

индивидуализацию и дифференциацию»  

учителей-словесников

ГБС(К)ОУ школы № 487

Корневой В.Н. и

Тимошенко Е.А.

на Методической неделе

учителей VП и VШ видов  

«Использование индивидуального и

дифференцированного подходов

в обучении детей с ограниченными

возможностями здоровья»

февраль, 2012 год

Интерес к предмету

через индивидуализацию и дифференциацию

     Методика преподавания в школе переживает сложный период: происходит перестройка общеобразовательной школы, создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описаны не только содержание, но и требования к результатам обучения. Не обошло это и специальную (коррекционную) школу VШ вида.

     Остро встает вопрос методического мастерства учителя, способного творчески подходить к организации учебного процесса, совершать переход от школы запоминания к школе развития мышления и творчества.  Только так каждый учитель сможет заинтересовать каждого ученика своим предметом, поднять значимость предмета в дальнейшей его жизни.

      Главным стимулом в познавательной деятельности учащихся является «ощущаемое каждым учителем движение вперёд», вера в возможность усвоения изучаемого материала. Именно поэтому учителя должны помнить об индивидуализации и дифференциации учебного процесса, когда перед учащимися ставятся посильные задачи с дальнейшим выходом на развивающий уровень, который является закономерным и приводит  к сознательной мотивации учебной деятельности.

     Что же мы понимаем под индивидуализацией и дифференциацией.

     «Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся; позволяет создать условия для реализации потенциальных  возможностей  каждого ученика». [1, с.359]

     «Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности». [1, с.276] 

      Но нам более близко определение Унт И.Э. - одного из исследователей данной проблемы:

      «Индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются» ». [2, с.31]

      «Дифференциация - учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения». [2, с.31]

      В учебном процессе индивидуализация обучения и дифференцированная форма работы с учащимися являются  принципами  индивидуального подхода в обучении детей. Учитель должен помнить об индивидуальных познавательных, психологических особенностях каждого ребенка или группы учащихся, сформированных по каким-либо признакам. К этому можно отнести  неравномерность усвоения знаний, умений и навыков учащимися одного класса.

     Следует отметить, что индивидуализация обучения - это не самоцель.  Необходимость и характер ее зависят от уровня подготовленности учащихся того или иного класса, степени трудности учебного материала и этапа изучения каждой темы. Нужно также помнить, что большое влияние на ученика оказывает и его психическое состояние на уроке: чувство заинтересованности, влечение, сосредоточенность, умственное напряжение, удивление, недоумение, рассеянность, скука и т.д. Умение вызвать и активизировать желаемые нам психические состояния также требует индивидуального подхода к  каждому ученику, и они  должны представлять собой целую систему воспитания личности.

     Чем же индивидуальный подход отличается от индивидуализации.

     Индивидуальный подход – это:

 - принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;

- ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;

- учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;

- создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.

     Индивидуализация обучения – это:

- организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;

- различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

    Индивидуализация обучения направлена на каждого ученика в классе, независимо от уровня его успеваемости.   Главной же целью индивидуализации является стимулирование интереса и желания учащихся к изучению предмета, обеспечение максимальной продуктивной работы каждого из них, недопущение пробелов в их знаниях.  

     В каждом классе есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные  возможности. Научить ребёнка самостоятельно и творчески работать, учитывая индивидуальные способности, дать ему возможность в высший миг творчества испытывать поглощение всего себя предметом труда – одна из главных задач нашей педагогической деятельности.

     Коммуникативная направленность, взаимодействие, сотрудничество, самовыражение, индивидуализация и дифференциация – основное в деятельности учителей-словесников. Поэтому  нами всегда ставятся  следующие  конкретные задачи:

 - обучать каждого ученика на уровне его возможностей и способностей;

- создавать оптимальные условия для работы всем участникам деятельности;

- формировать личностные качества: самостоятельность и трудолюбие;

- выявлять и развивать способности учащихся.

     Система работы основывается на следующих принципах:

- гуманизации и дифференциации;

- научности и новизны;

- практической направленности;

- интегрированных связей уроков и внеклассной работы;

- комфортности в классе, доброжелательности, взаимопомощи.

     Одним из путей, ведущим к повышению и развитию интереса к литературе, является отбор содержания учебного процесса, его преобразование. Хорошо подобранный материал помогает решению многих задач на уроке. С целью реализации индивидуализации и дифференциации используется технология разноуровневого обучения (разные требования при изучении той или иной темы сильными и слабыми учениками). И это помогает в работе с  детьми, т.к. в результате поддерживается обратная связь с каждым учеником на уроке.

     Именно это можно было  наблюдать  на нашем открытом уроке. Это был урок-путешествие по басням И.А. Крылова, проводили его два учителя, учащиеся были разных видов (VП и VШ виды). Основным на уроке было - обязательное развитие творческой активности учащихся, побуждение их к активному познанию окружающей действительности,  осмысление и нахождение ответов по басням, по их отрывкам, иллюстрациям, а это, известно, ведет  к развитию личности, развивает  коммуникативные способности детей.  

Большое внимание уделялось  на уроке дифференциации, как внутренней (индивидуальный подход), так и внешней дифференциации по частным способностям и интересам.

     Проводился урок в форме путешествия, что дало возможность детям, путешествуя на поезде, вспомнить, повторить и закрепить все, что было изучено на уроках литературы по программе школы и внеклассному чтению. А творческий подход учащихся  к заданиям, их интерес к происходящему на уроке показывал заинтересованность всеми остановками, которые были на пути их путешествия по басням И.А.Крылова.

      Использование такой формы урока, методов и приемов, создавали благоприятные условия для развития личности каждого ребенка, подняли интерес всех к литературе, ее изучению. Учащиеся увидели, что литература – это не только чтение и ответы на вопросы, но и разыгрывание сценок, интересный и познавательный материал. Дети  показали,  на что способны, показали свои знания и умения и если не в творчестве, то в тех знаниях, которые  им доступны. Дифференцированный подход в обучении у нас на уроке свелся  к выявлению и к максимальному развитию задатков,  и способностей каждого учащегося.

     Для реализации дифференцированного подхода на уроках литературы необходимо руководствоваться, прежде всего, организацией учебно-воспитательного процесса  на протяжении всего урока: подбирать доступные для  учащихся  формы, методы и приемы обучения.  При этом учитывать и возраст учащихся, уровень их подготовки, развития общеучебных умений и навыков.    В зависимости от этого стараться сбалансировать сочетание традиционных и новых методов обучения с применением  творческой деятельности,  словесных, наглядных, объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, частично-поисковых;  использовать  работу индивидуальную, в группах, коллективную с привлечением инновационных технологий.

     Применение информационно-компьютерных технологий, которые содержат в себе динамику, звук и изображение   помогает  осуществлять разноуровневое обучение. Суть дифференцированного подхода заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении пути, по которому должен ученик прийти к конечной цели, то есть к самостоятельному выполнению задания. Обучение с помощью компьютера даёт возможность организовать работу каждого ученика, позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Интересно подобранный материал и форма ее преподнесения в презентации позволяет экономить время.  Более того, любая  презентация дает возможность нам, как учителям- словесникам, самостоятельно скомпоновать материал, исходить из особенностей детей VII и VIII вида.

     Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют познавательный интерес, орфографическую зоркость, развивают мышление и речь. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, занимательных заданий воспитывают интерес к урокам литературы. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

     Большое значение играет на уроках работа в статических парах, т.к. она является важной организационной формой работы на уроке. Создавая пары, необходимо учитывать особенности и способности учащихся. Более слабым ученикам позволяется пользоваться подсказками, заглядывать в учебник, чтобы иметь текст «правил» перед глазами. Задания подбираются дифференцированно: для сильных ребят и материал сложнее, и объём больше; для слабых учеников задания несложные, а то и просто требующие проговаривания и ответов на самые простые вопросы по изучаемому материалу.

     Осуществляя на уроке дифференцированный подход, необходимо помнить о том, чтобы в классе не нарушался нормальный характер детских взаимоотношений, исходить из того, чтобы  были созданы все условия для взаимодействия учащихся разных видов, стараться привлечь их к оказанию помощи друг другу. А сделать это можно только при условии обучения учащихся коллективной форме работы. Только после того, как они действительно начнут понимать, что оценивается работа всей группы в целом, а не каждого ученика в отдельности – начинается коллективная работа, учащиеся  вслушиваются в ответы товарищей и при необходимости помогают друг другу. При  применении  такой  работы учащимся  разрешается двигаться, говорить, подсказывать, а это очень нравится детям. Активность и самостоятельность учащихся  в такой форме организации учебной деятельности способствует организации их внимания, сосредоточенности.  Ведущими в группах при коллективной форме работы можно поставить подготовленного учителем ученика или эту роль может играть и сам учитель.

    На каждом уроке нужно создавать «ситуацию успеха», что побуждает детей и дальше развивать ученическую деятельность, повышать уровень своих притязаний, растёт культура коллективной и групповой работы.                    

    Индивидуализация и дифференциация способствует сохранению и укреплению физического здоровья учащихся, повышает мотивацию к учению и развивает познавательный интерес.

     Сложно обучать каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, но дифференцированный подход в обучении необходим для формирования прочных и осознанных знаний, активизации мыслительной деятельности учащихся, развития их творческих способностей.

     Создавая на уроке атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе над произведениями и выполнении заданий, необходимо постоянно обращать внимание на эмоционально-личностный настрой каждого. Понятно, что не каждый ребенок  способен на изучение и понимание материала, который изучается  на уроках литературы, но если  созданы условия для реализации склонностей, способностей и интересов учащихся, то это способствуют развитию личности учащегося. Да, есть ребята, которым сложно заучить наизусть, но эти дети могут слушать и отвечать на вопросы, находить ответы по слайдам, иллюстрациям, иным подсказкам. А это доказывает, что через индивидуализацию и дифференциацию можно заинтересовать своим предметом, научить детей творчески мыслить, находить в частном общее.  Коррекция  психического, эмоционального состояния ребенка, развитие речи, памяти, внимания, мышления, логики  необходимы на каждом уроке, а это невозможно без индивидуального и дифференцированного подхода к любому ученику.

     Таким образом, индивидуализация и дифференциация -  являются неотъемлемой частью учебного процесса. Процесс обучения при их применении на практике направлен на личность ученика, на его индивидуальные познавательные и психологические особенности. Единственное мы должны помнить, что при  индивидуализации педагогические воздействия направлены на конкретного ученика, а при дифференциации - на группы учащихся, сформированных по каким-либо сходным признакам. При этом  цель перед всем классом стоит одна, но пути ее достижения с каждым ребенком или группой учащихся должны быть разными, и они должны стимулировать интерес и желание учащихся  изучать литературу как предмет.

Список литературы

1. Российская педагогическая энциклопедия, М.: Научное общество, 1993, т.1

2.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. / И.Э. Унт. - М.: Педагогика, 1990

3. Акимова, М. К., Козлова, В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М.: Знание, 1992.

4. Бутузов, И. Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке  / И. Д. Бутузов. - Новгород, - 1972.

5. Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема  / А. А. Кирсанов. - Казань, - 1982.

6. Кирсанов, А. А. Психологические основы индивидуализации учебной деятельности школьников / А. А. Кирсанов. – Казань: 1980.

7. Русских, Г. А. Технология уровневой дифференциации в практике работы учителя: Методические рекомендации  / Г. А. Русских. – Киров: 2001.

8. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособия  / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.

9. Личностно-ориентированное обучение в современной школе  / И. С. Якиманская. - М.: 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции через индивидуализацию и дифференциацию обучения

Материал предназначен для учителей иностранных языков, применяющих технологии индивидуального обучения (дифференцированный подход)....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Статья "Активизация познавательного интереса к предмету через внеклассную деятельность"

Методические рекомендации по активизации познавательного интереса к предмету математики через внеурочную деятельность....

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ НА ОБЪЕДИНЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одна из проблем  в школьном образовании - неуклонное сокращение времени, выделяемого на изучение химии: всего 4 ч в неделю в основной школе (по 2 ч в 8-м и 9-м классах) и по 1 ч в 10-м и 11-...

«Привитие познавательного интереса к предмету через использование современных информационно-коммуникационных технологий».

Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле - это желание ребенка освоить новые ...

Обобщение опыта работы по хореографии: « РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЮ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА».

Данная работа адресована педагогам дополнительного образования предметов художественно-эстетического цикла. Обобщение опыта работы по эстетическому воспитанию старших дошкольников в  процессе хор...