Викторина к 300-летию М.В.Ломоносова
методическая разработка (8 класс) по теме

В игровой форме учащиеся знакомятся с деятельностью М.В.Ломоносова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_o_lomonosove.docx844.4 КБ

Предварительный просмотр:


  Куда бежать от сплетен и доносов!

    В просторных залах смрадно, как в аду!

    И вот опять Михайло Ломоносов

    Шумит в академическом саду.

    Строптивый сын архангельских поморов,

    Прямой, как ветер северной реки,

    Он сохранил неукротимый норов

    И песни, что певали рыбаки.

    Не он ли в школе Заиконоспасской

    Одной латынью голод утолял,

    Молокососов укрощал указкой

    И сметкою монахов удивлял?

    Поднявшись вне параграфов и правил,

    Везде дыханьем родины храним,

    Не он ли в старом Марбурге заставил

    Немецких буршей трепетать пред ним?

    Не он ли дал российской музе крылья,

    Нашел слова, звучащие как медь!

    Доколь же иноземное засилье

    Придется в Академии терпеть?

    В нее вошел, достойный славы Россов,

    Как беломорский ветер молодой,

    Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

    Родившийся под северной звездой.


Викторина, посвящённая 300-летию М.В.Ломоносова

 1. «Соедините» части пословиц:  

Кто рано ложится и рано встаёт,

здоровье, богатство и ум наживёт

Не зная броду,

Пока не перепрыгнешь

Обжёгся на молоке,

Гуляй смело

 Не красна изба углами,

И я скажу, кто ты

Кончил дело-

Будешь дуть и на воду

Скажи мне, кто твой друг,

А красна пирогами

Не говори гоп,

Пригодится воды напиться

Не плюй в колодец-

Не суйся в воду


8 баллов
        

Задание № 2        

До Ломоносова в русской поэзии господствовало силлабическое

стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось.

М.В. Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в

определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.

Перед вами строки стихотворения А.С.Пушкина, зашифрованного определенным образом . Ключ в следующем:  
определите ритм (стихотворный размер) -(3Балла) , замените мягкие согласные звуки на твёрдые.  Расшифруйте текст (5 баллов), укажите его название (2 балла) .  Всего    (10 баллов)

 
Мяжя фэдкяя рячюшгя
Ы бэчярмя ы дэнмя.
Чде шэ ди, нёа здялюжгя,
Блыюмёргря ю ёгмя?




Задание №3

Михаил Васильевич Ломоносов установил, что в современный ему язык входят 3 основные группы слов.
К первой относятся слова, употребительные как в старославянском, так и в русском языке.

Вторая группа состоит из старославянских слов, которые в разговорной речи употребляются редко, но понятны каждому русскому человеку.

К третьей группе принадлежат слова, используемые только в разговорной речи.
Различные сочетания слов из этих групп образуют речевые штили (стили): высокий, средний и низкий.

Теория "трех штилей" имела демократический характер:

  * она ограничила употребление старославянских слов,

  * приблизила литературный язык к разговорному.

Вопрос:
Какие из данных слов можно отнести  к «высокому штилю»?  (2балла)

  * Рука, слава, ныне, дерзайте, восторг.

  * Отверзаю, взываю.

                          * Пока, говорю, лишь, ручей.



(1-рука, слава, ныне, 2- отверзаю( отворяю), взываю (зову), 3- пока, лишь, говорю, ручей)


Задание № 4

Составьте небольшой словарь устаревших слов и подумайте,

какие из них и при каких обстоятельствах могут быть использованы сегодня   (6 баллов) :

  * Вертел-                                        Чело-

  * Слыл-                                                Длань-        

  * Дерзать-                                        Уста-

  * Сомкнуть-                                        Ланита-        

  * Уязвить-                                        Уязвить-

  * Крушиться-                                        Кручиниться-



Задание № 5

Михаил Васильевич Ломоносов – автор многочисленных художественных произведений. Им созданы

33 похвальные оды, 12 од  духовных,

героическая поэма о Петре Великом, множество, так называемых, надписей – стихов на случай, пародий и сатирических стихотворений.

Вопрос:

-Какие из данных произведений принадлежат перу М.В.Ломоносова:

                                                            Ночною темнотою

                          Покрылись небеса,

                          Все люди для покою

                          Сомкнули уж глаза.

                          Внезапно постучался

                          У двери Купидон,

                          Приятный перервался

                          В начале самом сон.


                                  Мышь некогда, любя святыню,

                        Оставила прелестный мир,

                        Ушла в глубокую пустыню,

                        Засевшись вся в голландский сыр.

Памятник

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.





Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.


ПАМЯТНИК 

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

СОЛОВЕЙ 

На холме, сквозь зеленой рощи,
При блеске светлого ручья,
Под кровом тихой майской нощи
Вдали я слышу соловья.
По ветрам легким, благовонным
То свист его, то звон летит,
То, шумом заглушаем водным,
Вздыханьем сладостным томит.

Памятник

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.


Цветок засохший, бездыханный,


Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя


В прохладе сладостной фонтанов
И стен, обрызганных кругом,
Поэт, бывало, тешил ханов
Стихов гремучим жемчугом.

На нити праздного веселья
Низал он хитрою рукой
Прозрачной лести ожерелья
И четки мудрости златой.


Задание № 6

Найдите 5 афоризмов, принадлежащих  М.В Ломоносову
(5 баллов):

1          Дерзайте отчизну мужеством прославить.

2      Беда, коль пироги начнёт печи сапожник.

3       Кто малого не может, тому и большее невозможно.
4      Смелый там найдёт,где робкий потеряет.

5       Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно.
6       Последуй природе, никогда не будешь беден, последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.

7       Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

8      Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.

9       Ошибки замечать не много стоит: дать нечто лучшее — вот что приличествует достойному человеку.



( ответ: 1,3,5,7,9)
Крылову- 2,4
Фонвизину-6,8


Задание № 7  (10 баллов)

Составьте предложения или текст (+1 балл), используя для их начала буквы фамилии гениального ученого.

Л
О
М

О
Н
О
С
О
В


Приложение










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина ко 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Развивающая игра в форме викторины.Состоит из презентации с вопросами, ответами и иллюстрациями и текстовым файлом....

Презентация к 300 летия М.В.Ломоносова

Материалы для внеклассной работы...

Внеклассное мероприятие к 300-летию М.В.Ломоносова "Российской землей рожденный"

Мероприятие посвящено 300-летию М.В.Ломоносова. Ра зработка содержит в себе сценарий устного журнала о биографии и открытиях Ломоносова. Разработка подкреплена презентацией....

Презентация к 300-летию М.В.Ломоносова

Презентация ученицы 6 класса о жизни М.В.Ломоносова...

классный час, посвященный 300-летию М.В.Ломоносова

классный час-беседа о жизни и творчестве великого русского ученого М.В.Ломоносова...

Открытый классный час, посвященный 300-летию М.В. Ломоносова

Оснащение:1. На доске:- портрет М.В. Ломоносова;- эпиграфы к мероприятию:… может собственных Платонов и быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рождать!М.В. ЛомоносовЖалею только о том, что не ...