Урок русского языка в 9 классе
план-конспект урока (9 класс) по теме
Цели:
Познавательные:
- актуализация знаний о строении сложноподчиненных предложений (СПП);
- закрепление знаний о средствах связи его структурных частей, о месте придаточного по
- отношению к главному предложению;
- отработка умения конструировать и использовать в речи СПП;
- отработка умения составлять схемы СПП;
- отработка умения характеризовать предложения;
- совершенствование пунктуационных навыков;
- овладение синтаксической терминологией.
Развивающие:
- развивать речевые навыки составления связного текста;
- развивать потребности к речевому самосовершенствованию.
Воспитательные:
- воспитание любви к родной природе;
- воспитание сознательного отношения к возможностям языка;
- воспитание интереса к урокам русского языка средствами самого урока.
Методы: по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый; по степени активности учащихся: продуктивные, творческие; по источнику знаний: словесные, практические; стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные; интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения; контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль; по организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.
Оборудование: презентация учителя, компьютер, мультимедиапроектор, экран, учебники, тетради, книга Граник Г.Г, Бондаренко СМ. “Секреты пунктуации”, сигнальные карточки (1 – с изображением гуся, 2 – с изображением матрешки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Спасская основная общеобразовательная школа.
Урок русского языка в
9 « В» классе
"Место придаточного в сложноподчиненном предложении"
Работу выполнила
учитель русского
языка и литературы
М.И. Коршунова
Цели:
Познавательные:
- актуализация знаний о строении сложноподчиненных предложений (СПП);
- закрепление знаний о средствах связи его структурных частей, о месте придаточного по
- отношению к главному предложению;
- отработка умения конструировать и использовать в речи СПП;
- отработка умения составлять схемы СПП;
- отработка умения характеризовать предложения;
- совершенствование пунктуационных навыков;
- овладение синтаксической терминологией.
Развивающие:
- развивать речевые навыки составления связного текста;
- развивать потребности к речевому самосовершенствованию.
Воспитательные:
- воспитание любви к родной природе;
- воспитание сознательного отношения к возможностям языка;
- воспитание интереса к урокам русского языка средствами самого урока.
Методы: по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый; по степени активности учащихся: продуктивные, творческие; по источнику знаний: словесные, практические; стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные; интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения; контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль; по организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.
Оборудование: презентация учителя, компьютер, мультимедиапроектор, экран, учебники, тетради, книга Граник Г.Г, Бондаренко СМ. “Секреты пунктуации”, сигнальные карточки (1 – с изображением гуся, 2 – с изображением матрешки).
1. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке, продолжая изучение структуры сложноподчиненного предложения, мы должны углубить свои знания о его строении; о средствах связи его структурных частей; о месте придаточного по отношению к главному предложению; отрабатывать умение составлять и использовать в речи СПП (сложноподчиненные предложения); совершенствовать пунктуационные навыки.
2. Проверка домашнего задания
Какие предложения называются сложноподчиненными?
Приведите примеры из домашнего упражнения.
Из каких частей состоит СПП?
Чем связывается придаточное предложение с главным?
Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?
Расскажите о роли указательных слов в СПП.
3. Наблюдение над языковым материалом
Определите вид сложного предложения.
Назовите главную и придаточную часть.
Укажите место придаточной части по отношению к главной.
Если осенью выдается свободный денек, мы отправляемся в лес.
Хороша природа, когда под солнцем сверкает золото листвы.
Рябина, что растет у дороги, похожа на пылающий костер.
Вывод формулируют учащиеся: структура СПП гибкая; придаточная часть может перемещаться по отношению к главной, т.е. может стоять
перед главной (...), [...].
после главной [...],(...).
в середине главной [... ,(...), ...].
4. Конструирование предложений
Простые предложения преобразуйте в сложноподчиненное. Запишите все возможные варианты. Составьте схемы сложноподчиненных предложений.
1. Туман рассеялся. 2. Мы вышли к реке.
Отличаются ли эти предложения по смыслу? В чем заключается их различие?
Вывод формулируют учащиеся.
5. Работа с книгой Граник Г.Г, Бондаренко СМ. “Секреты пунктуации”. (Книга для учащихся среднего и старшего возраста. М. “Просвещение” 1987 г.), глава “Гуси и матрешки”, стр. 85–86 (11 слайд).
“Сейчас вы прочтете два предложения, которые не отличаются друг от друга по смыслу, но “устроены” по-разному. Попробуйте объяснить эти различия.
- Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке.
- Партия геологов, когда садилось солнце, уже подходила к реке.
“Устройство” этих сложных предложений различается расположением входящих в них простых. В первом примере простые предложения следуют одно за другим, как гуси на прогулке. Во втором примере предложение оказалось внутри другого, как матрешка в матрешке.
Запомните! То предложение, которое расположено внутри другого, выделяется запятыми с двух сторон.
Вот вам еще одно правило “хорошего пунктуационного поведения”: при работе со сложным предложением выясняйте, как расположены входящие в него простые - одно за другим (как гуси) или одно внутри другого (как матрешка)”.
6. Работа с сигнальными карточками “Гуси” и “Матрешки”
Лес стоит неподвижно словно он всматривается в ночное небо.
В небе которое усеяно звездами вспыхивают зарницы.
Кругом тишина которую не нарушает ни один звук.
Когда появилась луна она осветила поляну загадочным светом.
Звезды что мерцают над головой постепенно бледнеют и гаснут.
Пока не наступит рассвет посидим у костра.
Небо где должно появиться солнце скоро медленно порозовеет.
В то время как я задремал показались первые солнечные лучи.
7. Объяснительное письмо
Укажите предложения, в которых можно изменить место придаточного по отношению к главному. Запишите все возможные варианты. Постройте схемы СПП.
Я люблю бродить по лесу, когда наступает осень. Наблюдаю, как медленно осыпаются разноцветные листья. Листва усыпала дорожку так, что она кажется мягким ковром. Чтобы по-настоящему отдохнуть, вдыхаю свежий воздух полной грудью.
8. Валеологическая пауза. Гимнастика для глаз.
9. Творческая работа. Сочинение-миниатюра по репродукции картины И.И.Левитана “Золотая осень” (15–16 слайд).
Примерные работы:
Чтобы представить себе осень, достаточно посмотреть на картину И.Левитана “Золотая осень”. Мы видим желтую траву, которая еще недавно по-летнему ярко зеленела. Березовая роща, что покрылась золотом листвы, манит к себе. Зовет на свои берега речушка, которая тонкой лентой убегает вдаль. Небо, что отражается в реке, уже дышит прохладой. Когда смотришь на эту картину, хочется присесть на пригорок и любоваться осенней природой. (Асеинова Александра)
Кажется, что прошел золотой дождь, украсивший природу. Мне всегда так думается, когда наступает осень. Хочется потрогать листву и травы, чтобы убедиться, что они настоящие. Если солнце освещает лес, наступает настоящий праздник золотой осени. Воздух настолько пронизан блеском, что до него можно дотронуться. Когда попадаешь в осеннюю пору в лес, на душе становится легко и спокойно. (Юркина Елена)
Наступило время, когда осень вступила в свои права. Листья падают с деревьев, если даже ветра нет совсем. Они ложатся на землю, чтобы укрыть ее разноцветным ковром. Рябина, что растет у моей калитки, горит словно костер. Подойду к рябине, чтобы вдохнуть ее свежий горьковатый запах осени. (Зыбкий Дмитрий)
10. Самостоятельная работа с учебником: § 9, стр. 41
11. Выполнение теста
1. В сложноподчиненном предложении простые предложения:
А. равноправны по отношению друг к другу и соединены интонационно;
Б. равноправны по отношению друг к другу и соединены союзами;
В. неравноправны по отношению друг к другу и соединены союзами.
2. Укажите сложноподчиненное предложение:
А. Если у березки появились золотые пряди, значит, наступила осень.
Б. Рядом полыхает рябинка, горит костром ее листва даже в пасмурный день.
В. По дует ветерок, и задрожит осинка, расставаясь с последними листочками.
3. Укажите предложение, простроенное по принципу "гуси":
A. Солнышко, что разорвало тучи, посылает на землю скупые лучи.
Б. Грибы, которыми богат лес, уже перекочевали в корзинки заботливых хозяек.
B. Мы с грустью смотрим, как лес теряет свой пышный наряд.
3. Укажите предложение, построенное по принципу "матрешка":
A. Опадает листва, чтобы теплее укутать землю перед холодами.
Б. Птиц, которые щебетали все лето, уже давно не слышно.
B. Осенью в лесу так тихо, что слышно, как падают сосновые шишки.
4. Отметьте предложение, в котором нельзя изменить место придаточного:
A. Дорогу размыло дождем, поэтому по краям образовались рытвины.
Б. Как только выпадает свободный денек, я отправляюсь за грибами.
B. Я отдыхаю душой, когда брожу с корзинкой по осеннему лесу.
5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Поляна(1) на которую (2) мы вышли (3) была окружена (4) молоденькими елями.
А. 1,4
Б. 1,3
В.2,4
12. Итог урока.
Сегодня на уроке мы: вспомнили... узнали... выполнили...
Объяснение домашнего задания: составить сложный план § 9, упражнение 87
Литература
- Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Учебник “Русский язык для 9 класса общеобразовательных учреждений”. – М.: “Просвещение”, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....