Урок русского языка в 9 классе
план-конспект урока (9 класс) по теме

Коршунова Маргарита Ивановна

 

                                                                              Цели:

Познавательные:

  • актуализация знаний о строении сложноподчиненных предложений (СПП);
  • закрепление знаний о средствах связи его структурных частей, о месте придаточного по
  • отношению к главному предложению;
  • отработка умения конструировать и использовать в речи СПП;
  • отработка умения составлять схемы СПП;
  • отработка умения характеризовать предложения;
  • совершенствование пунктуационных навыков;
  • овладение синтаксической терминологией.

Развивающие:

  • развивать речевые навыки составления связного текста;
  • развивать потребности к речевому самосовершенствованию.

Воспитательные:

  • воспитание любви к родной природе;
  • воспитание сознательного отношения к возможностям языка;
  • воспитание интереса к урокам русского языка средствами самого урока.

Методы: по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый; по степени активности учащихся: продуктивные, творческие; по источнику знаний: словесные, практические; стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные; интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения; контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль; по организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.

Оборудование: презентация учителя, компьютер, мультимедиапроектор, экран, учебники, тетради, книга Граник Г.Г, Бондаренко СМ. “Секреты пунктуации”, сигнальные карточки (1 – с изображением гуся, 2 – с изображением матрешки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл municipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Спасская основная общеобразовательная школа.

Урок русского языка  в

9 « В» классе

"Место придаточного в сложноподчиненном предложении"

Работу выполнила

 учитель русского

языка и литературы

М.И. Коршунова

                                                                              Цели:

Познавательные:

  1. актуализация знаний о строении сложноподчиненных предложений (СПП);
  2. закрепление знаний о средствах связи его структурных частей, о месте придаточного по
  3. отношению к главному предложению;
  4. отработка умения конструировать и использовать в речи СПП;
  5. отработка умения составлять схемы СПП;
  6. отработка умения характеризовать предложения;
  7. совершенствование пунктуационных навыков;
  8. овладение синтаксической терминологией.

Развивающие:

  1. развивать речевые навыки составления связного текста;
  2. развивать потребности к речевому самосовершенствованию.

Воспитательные:

  1. воспитание любви к родной природе;
  2. воспитание сознательного отношения к возможностям языка;
  3. воспитание интереса к урокам русского языка средствами самого урока.

Методы: по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый; по степени активности учащихся: продуктивные, творческие; по источнику знаний: словесные, практические; стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные; интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения; контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль; по организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.

Оборудование: презентация учителя, компьютер, мультимедиапроектор, экран, учебники, тетради, книга Граник Г.Г, Бондаренко СМ. “Секреты пунктуации”, сигнальные карточки (1 – с изображением гуся, 2 – с изображением матрешки).

1. Сообщение темы и цели урока 

Сегодня на уроке, продолжая изучение структуры сложноподчиненного предложения, мы должны углубить свои знания о его строении; о средствах связи его структурных частей; о месте придаточного по отношению к главному предложению; отрабатывать умение составлять и использовать в речи СПП (сложноподчиненные предложения); совершенствовать пунктуационные навыки.

2. Проверка домашнего задания 

Какие предложения называются сложноподчиненными?

Приведите примеры из домашнего упражнения.

Из каких частей состоит СПП?

Чем связывается придаточное предложение с главным?

Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?

Расскажите о роли указательных слов в СПП.

3. Наблюдение над языковым материалом 

Определите вид сложного предложения.

Назовите главную и придаточную часть.

Укажите место придаточной части по отношению к главной.

Если осенью выдается свободный денек, мы отправляемся в лес.

Хороша природа, когда под солнцем сверкает золото листвы.

Рябина, что растет у дороги, похожа на пылающий костер.

Вывод формулируют учащиеся: структура СПП гибкая; придаточная часть может перемещаться по отношению к главной, т.е. может стоять

перед главной (...), [...].
после главной [...],(...).
в середине главной [... ,(...), ...].

4. Конструирование предложений 

Простые предложения преобразуйте в сложноподчиненное. Запишите все возможные варианты. Составьте схемы сложноподчиненных предложений.

1. Туман рассеялся. 2. Мы вышли к реке.

Отличаются ли эти предложения по смыслу? В чем заключается их различие?

Вывод формулируют учащиеся.

5. Работа с книгой Граник Г.Г, Бондаренко СМ. “Секреты пунктуации”. (Книга для учащихся среднего и старшего возраста. М. “Просвещение” 1987 г.), глава “Гуси и матрешки”, стр. 85–86 (11 слайд).

“Сейчас вы прочтете два предложения, которые не отличаются друг от друга по смыслу, но “устроены” по-разному. Попробуйте объяснить эти различия.

  1. Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке.
  2. Партия геологов, когда садилось солнце, уже подходила к реке.

“Устройство” этих сложных предложений различается расположением входящих в них простых. В первом примере простые предложения следуют одно за другим, как гуси на прогулке. Во втором примере предложение оказалось внутри другого, как матрешка в матрешке.

Запомните! То предложение, которое расположено внутри другого, выделяется запятыми с двух сторон.

Вот вам еще одно правило “хорошего пунктуационного поведения”: при работе со сложным предложением выясняйте, как расположены входящие в него простые - одно за другим (как гуси) или одно внутри другого (как матрешка)”.

6. Работа с сигнальными карточками “Гуси” и “Матрешки” 

Лес стоит неподвижно словно он всматривается в ночное небо.
В небе которое усеяно звездами вспыхивают зарницы.
Кругом тишина которую не нарушает ни один звук.
Когда появилась луна она осветила поляну загадочным светом.
Звезды что мерцают над головой постепенно бледнеют и гаснут.
Пока не наступит рассвет посидим у костра.
Небо где должно появиться солнце скоро медленно порозовеет.
В то время как я задремал показались первые солнечные лучи.

7. Объяснительное письмо 

Укажите предложения, в которых можно изменить место придаточного по отношению к главному. Запишите все возможные варианты. Постройте схемы СПП.

Я люблю бродить по лесу, когда наступает осень. Наблюдаю, как медленно осыпаются разноцветные листья. Листва усыпала дорожку так, что она кажется мягким ковром. Чтобы по-настоящему отдохнуть, вдыхаю свежий воздух полной грудью.

8. Валеологическая пауза. Гимнастика для глаз. 

9. Творческая работа. Сочинение-миниатюра по репродукции картины И.И.Левитана “Золотая осень” (15–16 слайд).

Примерные работы:

Чтобы представить себе осень, достаточно посмотреть на картину И.Левитана “Золотая осень”. Мы видим желтую траву, которая еще недавно по-летнему ярко зеленела. Березовая роща, что покрылась золотом листвы, манит к себе. Зовет на свои берега речушка, которая тонкой лентой убегает вдаль. Небо, что отражается в реке, уже дышит прохладой. Когда смотришь на эту картину, хочется присесть на пригорок и любоваться осенней природой. (Асеинова Александра)

Кажется, что прошел золотой дождь, украсивший природу. Мне всегда так думается, когда наступает осень. Хочется потрогать листву и травы, чтобы убедиться, что они настоящие. Если солнце освещает лес, наступает настоящий праздник золотой осени. Воздух настолько пронизан блеском, что до него можно дотронуться. Когда попадаешь в осеннюю пору в лес, на душе становится легко и спокойно. (Юркина Елена)

Наступило время, когда осень вступила в свои права. Листья падают с деревьев, если даже ветра нет совсем. Они ложатся на землю, чтобы укрыть ее разноцветным ковром. Рябина, что растет у моей калитки, горит словно костер. Подойду к рябине, чтобы вдохнуть ее свежий горьковатый запах осени. (Зыбкий Дмитрий)

10. Самостоятельная работа с учебником: § 9, стр. 41 

11. Выполнение теста 

1. В сложноподчиненном предложении простые предложения:

А. равноправны по отношению друг к другу и соединены интонационно;
Б. равноправны по отношению друг к другу и соединены союзами;
В. неравноправны по отношению друг к другу и соединены союзами.

2. Укажите сложноподчиненное предложение:

А. Если у березки появились золотые пряди, значит, наступила осень. 
Б. Рядом полыхает рябинка, горит костром ее листва даже в пасмурный день.
В. По дует ветерок, и задрожит осинка, расставаясь с последними листочками.

3. Укажите предложение, простроенное по принципу "гуси":

A. Солнышко, что разорвало тучи, посылает на землю скупые лучи.
Б. Грибы, которыми богат лес, уже перекочевали в корзинки заботливых хозяек.
B. Мы с грустью смотрим, как лес теряет свой пышный наряд.

3. Укажите предложение, построенное по принципу "матрешка":

A. Опадает листва, чтобы теплее укутать землю перед холодами.
Б. Птиц, которые щебетали все лето, уже давно не слышно.
B. Осенью в лесу так тихо, что слышно, как падают сосновые шишки.

4. Отметьте предложение, в котором нельзя изменить место придаточного:

A.  Дорогу размыло дождем, поэтому по краям образовались рытвины.
Б. Как только выпадает свободный денек, я отправляюсь за грибами.
B. Я отдыхаю душой, когда брожу с корзинкой по осеннему лесу.

5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Поляна(1) на которую (2) мы вышли (3) была окружена (4) молоденькими елями.

А. 1,4
Б. 1,3 
В.2,4

12. Итог урока.

Сегодня на уроке мы: вспомнили... узнали... выполнили...

Объяснение домашнего задания: составить сложный план § 9, упражнение 87

Литература

  1. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Учебник “Русский язык для 9 класса общеобразовательных учреждений”. – М.: “Просвещение”, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...