Над вымыслом слезами обольюсь
рабочая программа (11 класс) по теме

Цель: дать ответ на вопрос: знаем ли мы русскую литературу? Повторить и обобщить полученные на уроках литературы знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nad_vymyslom_slezami_obolyus.doc444.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное            учреждение  

             Средняя общеобразовательная школа №14

                                 г-к Анапа.

        

                     

                                  Урок по литературе

        «Над вымыслом слезами обольюсь»

                                                 

          Учитель русского языка и                          

                                                                                     литературы

                                                                                       Казанцева А. Е.

 

                             

Тема: Над вымыслом слезами обольюсь.

Цель: дать ответ на вопрос: знаем ли мы русскую литературу? Повторить и обобщить полученные на уроках литературы знания.

                         Ход урока

      1. Слово учителя.

Сегодня у нас урок повторения и обобщения изученного на уроках литературы.

   

2. Учитель.

Я знаю: книги не кривят душой,

И много смысла в правде их большой.

Они – мои советчики, друзья,

Попутчики в далекие края.

Мне лишний груз в дороге – ни к чему,

Но книги – обязательно возьму.

       Так сказал ваш сверстник, Игорь Тихонов, оканчивая школу и выходя на самостоятельную дорогу жизни. Вот почему мы взяли эти слова эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку, который проведем под девизом: «Над вымыслом слезами обольюсь». В чем значение нашей литературы ?Почему нужно знать ее?                                          

Ответить    на это можно высказыванием Максима Горького: «Русская литература – лучшее, что создано нами как нацией».(Плакат со словами М.Горького на доске.)

      3. Учитель.

Давайте начнем урок с вопроса, заданного редакцией одной газеты вашим сверстником Максимом. Он написал:

«В жизни все больше преуспевают убежденные не читатели… Если бы книги что-то смогли, мир давно бы изменился полностью. Не было бы ни насилия, ни лжи, ни жалости, ни жестокости. Угрозы войны тоже не было бы. И значит, книги не могут ничего… Так для чего она вообще нужна, эта литература? Согласны ли вы с автором письма?                                                                                                   Ответы учащихся:

         а) читать –это очень интересно. Я люблю читать. Увлекаюсь живописью, современной музыкой ,но побыть наедине с интересной книгой –это как пообщаться с умным старшим другом.

            б) чтение – не  самое мое любимое занятие, но все ,что нужно читать по курсу литературы, я читаю. И мне всегда интересно. Думаю, если б у меня было больше времени, я мог бы стать страстным читателем. Я не согласен с Максимом, и считаю, что книги учат; по крайней мере , оценивать поступки и характеры людей можно учиться на литературных героях.

        4.Учитель.

Ну что ж, у каждого из вас, ребята, есть поэты, писатели, чье творчество вам ближе, понятнее. Именно они, на ваш взгляд, и их произведения дают ответы на многие вопросы, учат многому, именно они ваши «советчики и друзья». А теперь вы расскажете нам о свои любимых поэтах и писателях. (Учащиеся рассказывают о выбранных ими  писателях и их творчестве.)

  1. М. Горький
  2. А. Блок
  3. С. Есенин
  4. М. Зощенко
  5. Е. Евтушенко
  6. К. Симонов
  7. В. Пушкова
  8. В. Высоцкий

        5. Учитель.

Ребята, вы с большой любовью говорили о «своих» писателях и поэтах. Их, конечно, больше. Просто рамки урока тесны дл того, чтобы сполна выразить нашу признательность всем. Мне хотелось бы, чтобы слова любви вы подкрепили делами – знанием их произведений.

   В классе работает бюро литературных находок.

На столе – забытые вещи героев многих известных книг. Верните их хозяевам.(Предметы заранее разложены на столе и накрыты.Над столом надпись «Бюро литературных находок».)

 

     6. Девочки проводят викторину.

    Викторина. Бюро забытых вещей.

1. Топор                Федор Михайлович

                        Достоевский – автор «Преступление и наказание»

                        Герой Родион Раскольников

                        Убил старуху-процентщицу.

2. Гармошка        3 танкиста в поэме Твардовского

кто, кому и           «Василий Теркин» Василию Теркину.

когда подарил

Этот предмет?

3. Галоша                Михаил Зощенко рассказ «Галоша»

                        Герой потерял в трамвае галошу, и, пока

                        Отыскал ее, потерял и другую!

4. Перстень                А. С. Пушкин «Дубровский»

                        Дубровский положил кольцо в дупло

                        Дерево для Маши.

5. Ключ                Островский «Гроза»

                         Ключ от калитки в саду украла Варвара у

                        Матери для Катерины.

6. Шаль                Л. Н. Толстой роман «Война и мир»

                        Наташа Ростова, накинув шаль, танцевала

                        Русский танец в деревни у дядюшки.

7. Пельмени        М. Горький пьеса «На дне»

                        Квашня торговала на рынке пельменями

                        И оставила тарелочку умирающей Анне.

8. Бусы                Иван Бунин «Олеся»

                        Нитка бус оставлена была Олесей в избушке,

                        Как последнее прощай.

9. Леденцы                Антон Павлович Чехов «Вишневый сад»

                        Гаев, хозяин усадьбы, проел имение на леденцах.

10. Зонтик,                Антон Павлович Чехов «Человек в футляре»

очки,                        главный герой – учитель словесности Беликов

галоши                Кредо жизни «как бы» чего не вышло.

11. Рукавицы        Н. Некрасов «Крестьянские дети»

                        … Лошадку ведет под узцы паренек.

                        В больших сапогах, в полушубке овчинном, в

                        Больших рукавицах,  сам с ноготок.

12. Пистолеты        А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

                        Дуэль Онегин и Ленский.

                        М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

                        Дуэль Печорин и Грушницкий.

     

   7. Анализ анкеты.                                                                                               Анкетирование проводилось заранее. К уроку анкеты должны быть уже обработаны учителем.                                  Анкета.                                                                       1.Нужна ли литература как ие учебный предмет? 2.За что ты любишь этот урок? 3. На какие вопросы можно получить ответы на уроках литературы?

    Учитель.  Анализируя ваши анкеты, я сделала такие выводы, что                                                                                                                                    (зачитывает некоторые ответы, фамилии не называет)

  1. Все вы любите читать, вы еще больше любите, когда вам рассказывают содержание художественного произведения.
  2. 16 человек в классе хотят быть порядочными людьми и учились этому, читая классиков русской литературы.
  3. Почти все считают, что на уроках литературы можно получить ответы на многие вопросы о любви, дружбе, долге перед Родиной, родителями, о предательстве и порядочности. Вы написали: «Можно научиться разбираться в характера людей и научиться стать  высокоморальным человеком.»

       

        

   Сообщение учащихся о любимых писателях.

                  Ф. М. Достоевский.

Федор Михайлович Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник- реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. «Гениальность Ф.М.Достоевского,- писал М.Горький,- неоспорима, по силе изобразительности, его талант равен, может быть, только Шекспиру».

Его романы отличаются пристальным интересом к  интеллектуальной и психологической жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека. «Преступление и наказание» - это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки  метущаяся человеческая душа к постижению истины .Зло и добро действуют в человеке через страдания и ,часто ,через сострадание. Достоевский с непревзойденной силой раскрывал «темную»сторону в человеке, силу разрушения и эгоизма, его страшный аморализм, таящийся в глубине души. Поиск дороги к добру –вот смысл романа. Именно Ф.М.Достоевский приводит нас к пониманию бесспорной истины, что «справедливость требует вступаться за людей страдающих».

                    Н. В. Гоголь.

Н.В.Гоголь! Сколько искрометного веселья, радости в его произведениях. Сколько мягкого юмора и злого сарказма. Гоголь-это «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород», «Ревизор» и «Мертвые души». Крупным планом в поэме нарисованы образы помещиков, этих «хозяев» страны. По своим духовным качествам они, конечно, не Чацкие, Онегины и не  Печорины. Все они принадлежат к высшему сословию, но как никчемны и пошлы, лишены гражданского долга, чести, совести.

Были в России и умные, и образованные хозяева – помещики. Но не о них хотел нам рассказать. Гоголь, не хотел их показать. Хотел отразить духовное вырождение поместного дворянства. И сделал это блестяще.

             Константин Симонов.

    Война.… Одно из самых страшных слов на земле. Война.     Это кровь, смерть, страдания, это особое состояние тела и души, это и испытание на нравственную прочность, на подлинную человечность для каждого, кого коснется она. И в мирной жизни  человеку часто приходится делать выбор между подлостью и порядочностью, между трусостью и смелостью, между верностью и предательством. Но только на войне выбор этот так обнажает человеческий характер, что раскрывает души  до самого донышка.

        О таких характерах, о русских солдатах, о «живых и мертвых», о тех, кто ковал и приближал победу, писал К.Симонов.

Он сам был солдатом, и писал о солдатах. Наверное, поэтому к памятному камню на Могилевском поле, где был развеян прах писателя, не « зарастает народная тропа».

Я очень люблю Симонова. Впервые с его творчеством я познакомился в 5 классе. Это был «Сын артиллериста». Потом было много других: «Родина», «Суркову», «Жди меня». На языках  многих народов эти два коротких слова «жди меня» стали солдатским паролем.

Владимир Высоцкий

Я с огромным удовольствием взяла тему о В. Высоцком. Просто очень хочется рассказать об этом замечательном  человеке, композиторе, певце обладавшим удивительным голосом, актере театра и кино, великом поэте, в стихах которого воплощены удивительная человечность.

У каждого человека, знакомого с песенным творчеством, есть свой Высоцкий, есть песни которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, удивительнее, «Свой Высоцкий » есть и у меня. Первые свои песни Владимир писал .для своих близких друзей в жанре «городского романса». Эти песни явились отражением того времени, ведь 40-50 годы - это время станлинских репрессий, время войны и разрухи, голода и холода, нищеты, но все - таки большой веры в настоящее и лучшее будущее, ( следующий этап творчества Высоцкого наступает с момента поступления в московский театр драмы и комедии на таганке под руководством Юрия Любимова, где поэт проработал до самой смерти. Играя в театре, Высоцкий начинает писать песни для спектаклей, а также для кинофильмов. Очень часто песни, созданные им оказывались как бы на несколько размеров больше самого спектакля или фильма. И каждый раз  этих песен начиналась своя жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, будто бы минуя сцену и экран.

Огромное значение в творчестве Высоцкого занимают песни, написанные на тему о войне. Почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне все-таки пишет о ней, более того не может не писать? Поэт считал, что пусть война давно закончилась, но в памяти народа должна остаться вечная память о погибших в боях за Отечество. Я хочу чтобы вы сейчас услышали самого поэта прослушав песню в его исполнении,

« Здесь раньше вставала, земля на дыбы, А нынче гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы Все судьбы в единую слиты У братских могил нет заплаканных вдов Сюда ходят люди покрепче На братских могилах не ставят крестов

Но разве от этого легче?...

Не верьте, когда скажут или напишут, что он был кумиром мещанства, потакал массовой культуре и сознательно работал на эту популярность. Это говорится для того чтобы унизить его отучить нас думать и верить открытый и честный.

Александр Блок.

О, я хочу безумно жить: Все сущее увечковечить Безличное - вочеловечить. Несбывшемся - воплотить!

Кого из нас не волновали эти знаменитые строки Александра Блока? Особенно когда тебе 17. Блок был одним из поэтов, воспевающих красоту любви. В поэтическом отношении ощущении мира у Блока не было разрыва между личным и общим, а в эпоху бурь и тревог нежнейшие струны души поэта звучат грозно и тревожно.

Представить себе Блока старым также трудно, как и Льва Толстого молодым.

В нашем представлении Блок навсегда останется молодым, поэтом-романтиком, поэтом большого сердца и страстных исканий, твердо верящим в завтрашний день. у        

С именем Александра Блока у меня ассоциируются тюльпаны. Эти весенние цветы выражают общую мажорную направленность лирики А.Блока.

О, весна без конца и без краю - Без конца и без края мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном меча!

Блок горячо всем сердцем принял Октябрьскую революцию. Красный цвет тюльпанов очень точно выражает революционную лирику поэта. Внутри тюльпана словно горит огонь. Этот огонь жизни, огонь любви, которой никогда не погаснет, мы видим и в сердце поэта. Блок учит нас бороться с трудностями и преодолевать их: как бы ни велики были трудности и беды, а жизнь, в сущности прекрасна.

Сотри случайные черты- И ты увидишь: Мир прекрасен!

                            Сергей Есенин.

По- моему, нет человека, которые был бы равнодушен к поэзии С. Есенина. Читая стихи поэта, я представляю душистый запах сена, тихи заводи с белыми лилиями и желтыми кувшинками... Но особенно дорога была Есенину белая береза. Этот образ неотделим от русского пейзажа, русской песни.

В ранних стихах поэта березы- лишь часть пейзажа: они стоят, как большие свечки, отражаясь в воде, в " лунных перьях серебра". В стихотворении " С добрым утром" Есенин создал новый образ березки- девушки, юной, прекрасной, целомудренной:

Улыбнулись сонные березки Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.

В поэзии Есенина мы видим березу во все времена года: зимой в пушистом серебряном убранстве; весной и летом « в зеленой прически»; осенью в золоте опадающих листьев.

Как символ жизни, красоты девичьей чистоты и непорочности останется в нашей памяти березка в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде «, посвященном сестре Шуре. Образы сестры и березы сливаются в нем.

Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан.

С этими строками перекликаются строчки стихотворения «Береза»:

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились листья Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне, А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.

Такие стихи учат видеть прекрасное, доставляют эстетическое наслаждение, пробуждают чувство любви к Родине.

Вот почему я приношу С. Есенину веточку русской березки, которую так любил поэт.

                           Владимир Маяковский

Маяковский (крупнейший поэт советского времени отношение его к миру всегда было полярным и, все делится у него на белое и черное "ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь" - девиз творчества Маяковского.) Создавая сатирические произведения, поэт часто доводит её до гиперболы. Маяковский не видел многих отрицательных черт революции, но он, как и Блок оправдывал их великой целью, он искренне верил в высокие идеалы. Но в скорее после победы революции в буднях строительства новой жизни поэт увидел, как искажаются на практике эти идеалы. Чрезвычайно характерен тот факт что сразу после стихотворения „Последняя страница - гражданской войны" он пишет стихотворение „О дряни " 1920 - 1921 гг. Поэт устремил "отточенные пики" своей сатиры в двух направлениях: на борьбу с мещанством и на борьбу с бюрократизмом. Мещанство у поэта не сословие, а нравственная категория „ бури. По мнению Маяковского мещане главный враг республики.

Второй враг-бюрократия. Излюбленный прием Маяковского- гротеск - сатира, доведенная до невозможного преувеличения, совмещение реального с фантастическим. В форме острого гротеска написано стихотворение Прозаседавшиеся которое похвалил Ленин, понимавший, что бюрократизация аппарата власти ведет к её перерождению. Факт заседаний и тогда и в наши дни часто доводят до абсурда. Заседают и любят заседать по поводу и без повода, для галочки предмет заседания любой пустяк («покупка склянки чернил») и тому подобное. В конце стихотворения делает вывод: указанием, о, хотя бы еще одно заседание по поводу искоренения всех заседаний". Сатира Маяковского актуальна и сегодня.

М. Цветаева

В декабре 1920 г. в заснеженной Москве в переполненном зале Политехнического музея проходил «Вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихотворения. Публика заметно скучала. Как вдруг ...словно из темноты студеной ночи, явилась взору настороженно притихшего зала женщина в черном, похожем на облачение монахини платье, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо.. Коротко остриженные волосы делали ее лицо вызывающе независимым. А вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим подобную ответную реакцию у рафинированной части зрителей.

Я расскажу тебе - про великий обман:                      Я рассказу тебе как ниспадает туман                       На молодые деревья, на старые пни.                         Я расскажу тебе, как погасают огни                          В низких домах, как - пришелец египетских стран - В узкую дудку под деревом дует цыган.                   Я расскажу тебе - про великую ложь:                        Я расскажу тебе, как зажимается нож                         В узкой руке, как вздымаются ветром веков           Кудри у юных - и бороды у стариков.

Это была Марина Цветаева. Поэтесса, которую уже стала забывать литературная Москва. Видели, что она сторониться общества молодых московских поэтов, живет почти в полном отчуждении. И поэтому ее появление, столь неожиданное, воспринималось как вызов происходящему.

И не на то мне пара крыл прекрасных Дана, чтоб на сердце держать пуды. Спеленатых, безглазых, безгласных Я не умножу жалкой слободы.

Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, с ним постоянно обращаются композиторы. И тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

8 Конкурс чтецов.

Учащиеся ,не делавшие на этом уроке сообщений, читают любимые стихи поэтов,о которых говорили .

Чтение оценивается классом.

        

        

8. Заключительное слово учителя.

Вы оканчиваете школу. Многие из вас больше не соприкоснутся с литературой как с учебным  предметом. Но мне хочется, чтобы вы всегда помнили своих  духовных учителей-писателей и поэтов, и всегда с любовью читали их. Помните слова А.Блока: «В душе каждого человека есть клапан, открывающийся только поэзией.»

В заключении я хочу снова вернуться к началу нашего урока, к письму Максима. Если честно, мне нравится этот юноша, потому что он умеет думать, пусть даже и  ошибаясь. Помните, ребята, как у Льва Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться ,путаться,  биться,  начинать и опять бросать. Вечно бороться. А спокойствие- духовная подлость.» Я считаю, что литература формирует отношение человека к действительности, помогает самому разобраться в вопросах ,которые ставит перед каждым сама жизнь. Иногда читаешь книгу и удивляешься: да ведь это же написано про тебя, дан ответ на самые важные вопросы,  и кажется - это твои собственные мысли, для которых просто еще не нашел слов. Теперь эти слова есть. И уже нельзя забыть произведение. Оно стало частью твоего «я» и твоей жизни, оно «сделало» тебя.

9. Подводится итог урока. Выставляются оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И жизнь, и слезы, и любовь.

Литературно-музыкальная композиция в которой используются лирические стихотворения таких авторов,как М.Цветаева, С.Есенин, Я.Смеляков, А.Блок....

статьи: "Декада воинской славы-2011", "Это праздник со слезами на глазах!"

Приближается праздник, в котором сплелись воедино торжество и скорбь. Найдется ли семья, где некого будет вспомнить 9 Мая?   Ежегодно наша страна отмечает великий праздник—День Победы. Победы в...

Исследовательская работа "Правда жизни и правда вымысла в сказках Юрия Литвинова".

Данная работа основана на  творчестве Ю. Литвинова. Цель работы -  изучение восприятия единства правды жизни и правды вымысла героями произведений Ю. Литвинова как единственного способ...

Современные возможности фотографии: грань между реальностью и вымыслом.

Презентация к уроку изобразительного искусства в 8 классе по теме "Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка"....

Классный час "Фейки: как отличить правду от вымысла"

Данная методическая разработка классного мероприятия была опробирована на всей параллели 7х классов в 2022-2023 учебном году. А также на конкурсе педагогических достижений "Лучший классный руково...

Классный час "Фейки: как отличить правду от вымысла"

Данная методическая разработка классного мероприятия была опробирована на всей параллели 7х классов в 2022-2023 учебном году. А также на конкурсе педагогических достижений "Лучший классный руково...

Классный час "Фейки: как отличить правду от вымысла"

Данная методическая разработка классного мероприятия была опробирована на всей параллели 7х классов в 2022-2023 учебном году. А также на конкурсе педагогических достижений "Лучший классный руково...