Применение обучающих возможностей схемы на уроках русского языка
статья на тему

В настоящее время необычайно возрос интерес учителя к использованию в процессе обучения разнообразных форм наглядности, которые предлагают всевозможные способы организации и предъявления теоретического материала в виде «традиционных» таблиц, схем или в форме опорных конспектов, презентаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._primenenie_shem_na_urokah_russkogo_yazyka.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Применение обучающих возможностей схемы на уроках русского языка

Комарова Л. А.,

  учитель русского языка МОУ «СОШ поселка Красный Текстильщик»

Саратовского района

В настоящее время необычайно возрос интерес учителя к использованию в процессе обучения разнообразных форм наглядности, которые предлагают всевозможные способы организации и предъявления теоретического материала в виде «традиционных» таблиц, схем или в форме опорных конспектов, презентаций.

Безусловно, обращение  к подобным средствам наглядности имеет  свои причины. Одна из них заключается в том, что, несмотря на ярко выраженную практическую направленность, курс русского языка не может  быть усвоен без овладения системой лингвистических знаний, в которой каждый элемент имеет свое особое место.

Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствует быстрому его запоминанию, причем не механическому и бездумному, а  осмысленному и более прочному, поскольку  при такой подаче  учащимся информации наглядно демонстрируются логические связи между явлениями языка. Из всех существующих  форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы, представляющие собой особую организацию теоретического материала  в форме графического изображения, которое обнажает и зрительно подчеркивает  соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему.

Такое изображение создается в упрощенно - обобщенном виде.

 Систематическое использование даже одного  какого-то методического приема способно придать сложному процессу обучения определенную цельность   и стабильность. Но дело, конечно,  не в количестве наглядных средств, употребленных в учебное время, а в том, как организована работа с ними. Схема может стать объектом  осознанного восприятия и анализа теоретического материала, орудием  практических действий при языковом анализе лишь для того,  кто приучен к языковым символам, кто  способен  в особой организации материала увидеть логическую закономерность, кто понимает особый смысл  графического распределения материала, расстановки  условных обозначений  и употреблений терминов, кто хорошо понимает, когда ему может пригодиться такая информация, преподнесенная в обобщенном виде. Понимание обучающих возможностей схемы приходит к школьнику не сразу. Требуется тщательно обдуманная работа, которую, конечно, лучше всего начать с первых уроков в 5 классе, когда одно за другим следуют орфографические правила, грамматические понятия, которые вроде бы и не новы для учащихся, но недостаточно усвоены ими и требуют серьезной работы еще длительное время. Работа по схемам напоминает работу по алгоритмам, но схема отличается от него  предельно упрощенной лаконичностью, которую пятиклассники быстро перепишут (за 3  минуты) .

При  изучении  темы «Имя существительное» в 5 классе по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова обучающимся  предлагается работа по нескольким схемам [Львова 2009: 78]

Эта запись позволяет не только повторить сведения  о распределении имен существительных по склонениям, но и дать новый материал, пока только для ознакомления. Здесь вводится термин «нулевое окончание», и обучающиеся тренируются в выделении этого окончания в имени существительном, состоящем в форме именительного падежа единственного числа.

Схема отчетливо и немногословно выделяет грамматические признаки, по которым имена существительные распределяются на  группы. Выполняя упражнения, ученики фиксируют эту зависимость грамматических признаков.

Таким образом, запись в виде схемы, работа по ней  дисциплинирует  мысль ученика, направляет ее в нужное русло, позволяет ликвидировать пробелы в знаниях.

Следующая схема помогает  вспомнить нелегкое  для учащихся орфографическое правило. Она помогает разобраться в случае, когда  возникает вопрос о выборе буквы е или и в окончаниях существительных.    [Львова 2009: 84]

 Схема помогает выделять в орфограмме ключевые понятия, без которых невозможно обойтись при выборе окончаний –е ил –и: склонение и падеж. Работая по данной схеме учение поневоле запомните уже потому, что зрительная память у школьников этого возраста неплохо развита.

При выполнении тренировочных упражнений дома и в классе пятиклассники по мере необходимости обращаются к схеме, она же поможет организовать изучение  параграфа 59 ,где предусмотрено знакомство с правописанием окончаний существительных на –ия, -ие,-ий. [Львова 2009: 80]

В 6-7 классах работа по схемам идет уже осознанно. Школьники составляют устные рассказы на лингвистические темы, проводят исследовательскую работу. Например, при изучении темы «Причастие» в 6 классе ребята доказывали, какие признаки глагола и прилагательного  совмещает в себе эта форма глагола. А при изучении темы «Деепричастие»  выясняли, почему деепричастие неизменяемая форма глагола и доказывали, какие признаки глагола и наречия совмещены в этой форме глагола. Проводить эту исследовательскую работу помогали учащимся тоже схемы.  

 Способность учащихся «читать» схему,  т.е. понимать ее глубинный смысл,  отрабатывается с помощью специальных заданий. Приведем некоторые из них:

ЗАДАНИЯ из учебников 5-7 классов [Брусина 1997: 40, 45]

Итак, схема как форма наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач ( развитию умения применять теорию на практике), устранять пробелы в знаниях. Демонстрируя логическое противопоставление языковых  фактов, схема направляет  обучающихся на верный путь рассуждения, подсказывает верный способ решения лингвистических задач.

Работа со схемой на уроках русского языка учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления  обучающихся, умения в конкретном лингвистическом факте выявлять языковую закономерность.

Схема привлекает простотой  составления и применения . При умелом применении схема может быть уместна на разных этапах обучения: при вводе нового материала, при знакомстве с орфографическими правилами, при обработке, закреплении и повторении темы. Важна роль схемы и  на этапе систематизации и обобщении изученного.

Библиографический список

Львова, С.И. Русский язык 5-7 классы учебники для общеобразовательных учреждений / С.И. Львова. -   М., 2009.

Угроватова, Т.Ю. Подсказки на каждый день / Т.Ю. Угроватова -  М., 1995

Брусина, А. Е. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 полугодие. 6 класс/ Учебно – метод. Пособие/ Дизайн обл. А. Андреева. – СПб., 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка

Мини-опыт, рассказывающий о применении алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка, способствующих формированию орфографических навыков письма. Ежегодно повышаются требования к уровню грамотнос...

Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка (презентация)

Презентация к мини - опыту "ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМОВ, ТАБЛИЦ И СХЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"...

Обучающие возможности схем на урок русского языка

Сообщение из опыта работы по применению обущающих возможностей схем на уроках русского языка (по УМК Льмовой С. И.)...

ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ И СХЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Сегодня пристальное внимание учителей-словесников направлено на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока.  На мой взгляд,  из всех существующих форм наглядности на урока...

Методический проект " Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка при подготовке обучающихся к ГИА"

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе. Сегодня необходимо, чтобы каждый у...

Возможности применения информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы один из способов повышения мотивации обучения, способствующих развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя....

Применение пословиц и поговорок на уроках русского языка и чтения в коррекционной работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Представлен практический материал для работы с пословицами и поговорками, который может использовать учитель русского языка и чтения на своих уроках....