Рабочая программа по проектной деятельности "К проекту шаг за шагом!"
рабочая программа (6 класс) на тему

Пискарёва Елена Вячеславовна

Это первый опыт использования в работе технологии проектной деятельности. Многое пересмотрела, перечитала и попыталась соединить. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ                                    

Директор ГБОУ СОШ № 227                          ____________________                

Е.А. Рыбальченко  

                                     

«____» ________2014 г.

СОГЛАСОВАНО:                              

Зам. директора по УВР                      

____________________                

Н.Б.Гусева

                                                                                                                               

«____» ________2014 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры филологического образования

протокол № _______

   «____» ________2014 г.

     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«К проекту шаг за шагом!»

Направление: литературно-языковое

Классы: 6 А

Учитель: Пискарёва Е.В.

Количество часов – 34 (1 час в неделю)

МОСКВА

2014-2015 учебный год

1. Пояснительная записка

                На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по русскому языку акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

                 Приступая к работе над проектами, важно понимать, что в основе организации проектной деятельности лежит метод учебного проекта, одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

               Предлагаемая образовательная программа «К проекту шаг за шагом!» для работы с  учащимися 5-6 классов по русскому языку и литературе - одна из попыток использовать богатейшие возможности  в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал.                      

 Программа отражает деятельностно-ориентированный подход к  образованию, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.

               Содержание программы построено на чередовании теоретических занятий с практическими. В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке, материалы для бесед, тесты, презентации по темам занятий.

              Последовательность расположения материала предполагает накопление опыта работы над проектом, вырабатывает навыки самостоятельного анализа языковых единиц и литературных текстов.

              Программа составлена с учётом возможности для дифференцированного и индивидуального подхода, построена по принципу от простого к сложному.

             Программа   «К проекту шаг за шагом» имеет большое познавательное и воспитательное значение. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по стилистике, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык, уважение к труду учёных-языковедов.

             Программа имеет большое практическое значение: её средствами повышается культура речи, развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный запас детей. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.

             Настоящая программа предназначена для дополнительного образования школьников 5-6 классов, интересующихся русским языком и литературой и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста, содержит возможности для развития через игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей положительной оценке себя в коллективе.

             Занятия проводятся с постоянным составом детей в количестве 10 человек 1 раз в неделю по 1 часу на базе ГБОУ СОШ № 227.

             Программа рассчитана на 34 часа на 1 год обучения.  В дальнейшем предполагается продолжение работы  с учащимися 7-8, 9, 10-11 классов.

Цель программы:

  • углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания и литературы, повышение общей языковой культуры школьников;
  • формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Задачи программы

          Образовательные:

- обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

- привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;

- приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;

- предупреждение речевых и грамматических ошибок;

- овладение техникой цитирования, составления выписок, правильного оформления ссылок.

Развивающие:

- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение

 уровня культуры речи;

- развитие потребности в речевом самосовершенствовании;

- развитие способности критически относиться к услышанному.

Воспитательные:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, приобщение к культуре и литературе русского народа;

- овладение культурой общения;

- формирование профессионального интереса к лингвистике;

-формирование социально активной личности;  

- воспитание толерантности.

Формы занятий

- индивидуальные;

- групповые;

- массовые.

Виды деятельности педагога и детей

-теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);

- практические (тематические конкурсы, олимпиады, лингвистические игры,  работа над словом, работа с книгой, словарём; составление диалогов, анкет; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газет-постеров; подготовка сообщений, научный дебют);

-индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к созданию презентации и защита его, написание заметки в газету).

Методы

- словесный;

- игровой;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- наглядно-демонстрационный;

- проблемный.

        Межпредметные связи

- русский язык;

- литература;

- история;

- музыка;

- живопись;

- латинский язык.

         Внутрипредметные связи

- фонетика, орфоэпия, орфография;

-  лексика, орфография, этимология;

- морфология, орфография, этимология;

- морфология и стилистика.

2. Ожидаемые результаты.

Обучающие должны знать:

- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;

- назначение лингвистических словарей;

- историю современного русского письма;

- материал из жизни и деятельности выдающихся учёных  – языковедов;

- приёмы работы с текстом;

- художественно – выразительные средства языка.

Обучающие должны уметь:

- самостоятельно выполнять различные творческие работы;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их  с точки зрения нормативности;

- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами;

- уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры.

Оборудование и материалы:

- научно-популярные книги о русском языке;

-  лингвистические словари;

-  тексты художественных произведений;

-  олимпиадные задания;

-  памятки по составлению планов, правилам конспектирования, редактированию текста;

-  образцы рефератов, деловых бумаг

-  портреты учёных – языковедов;

-  рисунки и творческие работы учащихся;

-  компьютер, диски с материалами по русскому языку.

3. Документы и материалы, с учётом которых составлена программа

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Е.Ю.Ривкин. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии/Е.Ю.Ривкин. – Волгоград: Учитель, 2013. – 183 с.
  3. Г.В.Цветкова. Русский язык. 6-11 класс: проектная деятельность учащихся / сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169 с.
  4. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию/М.М.Новожилова, С.Г.Воровщиков, И.В.Таврель; Науч. Ред. Т.И.Шамова. – 3-е изд. – М.: 5 за знания, 2008. – 160 с.
  5. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты 5-11 классы: учебно-методическое пособие/А.Г.Нарушевич/Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 78 с. – (Мастер-класс.)
  6. Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта: сб. нормативных документов. – М.: Дрофа,2009

4. Учебно – тематический план

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Из истории возникновения проектов

1

-

1

2

Основные требования к проекту

1

-

1

3

Типология проектов

1

-

1

4

Структура проекта

1

-

1

5

Определение проблемы проекта как начало исследования

1

1

2

6

Требования к выбору и формулировке темы

1

1

2

7

Актуальность и практическая значимость проекта

1

1

2

8

Объект и предмет исследования (Что и как рассматриваю в проекте?)

1

1

2

9

Определение цели и задач исследования

-

1

1

10

Формулирование гипотезы

-

1

1

11

Планирование исследования

-

1

1

12

Виды литературных источников информации

1

-

1

13

Виды чтения

1

1

2

14

Виды фиксирования информации

1

2

3

15

Виды обобщения информации

1

1

2

16

Библиографическое описание

1

1

2

17

Эксперимент и исследование (Планирование, выбор методов эксперимента, подтверждение гипотезы, анализ данных)

1

1

2

19

Оформление работы и подготовка приложений. Рекомендации по размещению иллюстраций в работе

-

1

1

20

Основные подходы к составлению защитной речи

1

1

2

21

Тезисы и рецензия: основные правила написания.

1

1

2

22

Успех презентации – залог признания! (Презентация и защита проекта)

-

2

2

Итого

16

18

34

5. Этапы педагогического контроля

Какие знания, умения и навыки контролируются

Формы контроля

Сроки

1

Умение связно и логично излагать мысли, подбирать доказательства из своей жизни.

Сочинение-рассуждение

Cентябрь

2

Умение работать со справочной литературой, научно – популярными книгами о языке.

Подбор материала для сообщения о проблеме проекта

 

Октябрь

3

Знание языковых норм.

Редактирование предложений

Октябрь

4

Умение выразительно рассказывать, соблюдая языковые нормы.

Сообщение темы проекта, рассуждение о её актуальности

Октябрь

5

Умение писать заметку в школьную газету.

Заметка  о практической значимости проекта

Ноябрь

6

Назначение лингвистических словарей, умение пользоваться ими.

Выступление с сообщением

Ноябрь

7

Умение анализировать задания, делать логические выводы.

Лингвистический конкурс «Своя игра»

Декабрь

8

Умение писать реферат, использовать цитирование.

Написание основной части проекта

Январь

9

Умение пользоваться этимологическим, фразеологическим, толковым словарями.

Сообщения с использованием словарей

Февраль

10

Знание речевых норм, умение использовать их в разных ситуациях общения.

Тестирование, ролевая игра

Март

11

Умение видеть лексические и морфологические  средства связи предложений.

Анализ текста

Апрель

11

Умение защищать проект  по наработанной теме

Научный

 дебют

Май

6. Внеурочная деятельность по предмету

Мероприятие, форма проведения

Сроки

1

Праздник «День знаний»

Сентябрь

2

Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по РЯ и ЛИ

Октябрь

3

Игра – конкурс по языкознанию

«Русский медвежонок – 2014»

Ноябрь

4

Предметная неделя РЯ и ЛИ

Декабрь

5

Московская олимпиада школьников (филологическая, лингвистическая), предметные конкурсы, викторины.

Январь-март

6

«Научный дебют» (школьная научно – практическая конференция)

Май

7. УМК

В качестве учебного пособия  использованы методические рекомендации по проведению учебного исследования, разработке проекта «Как провести учебное исследование: От замысла к открытию» М.М.Новожиловой и др. М: 5 за знания, 2008.

8. Литература для педагога и обучающихся

Методическая литература

  1. Акимова М.К. Способности и одарённость. /М.К. Акимова, В.Т. Козлова//Рабочая книга школьного психолога.–М.: Просвещение, 1991.–330с.
  2. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.–М., Л.: Просвещение, 1966.–160с.
  3. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев.–М.: Просвещение, 1974.–142с.
  4. Введенская Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.: Просвещение, 1971.–143с.
  5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.–М.: Просвещение, 1988.–205с.
  6. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.–Л.: Просвещение, 1990.–253с.
  7. Иванов В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. / В.В. Иванов, З.А. Потиха.–М.: Просвещение, 1985.–160с.
  8. Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание: учебное пособие для студентов пед. институтов. / Б.А. Ларин, Б.Л. Богородский, Н.А. Мещерский.–М.: Просвещение, 1977.–224с.
  9. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. / В.В. Львов.–М.: Просвещение, 1989.–141с.
  10. Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.–М.: Знание, 1976.–142с.
  11. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая школа, 1990.–158с.
  12. Морозова М.М. Виды внеклассной работы по русскому языку./ М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1968.–267с.
  13. Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 классов. / Е.И. Никитина.–М.: Просвещение, 1994.–188с.
  14. Успенский М.Б. Когда закончились уроки. / М.Б. Успенский, М.В. Голованова, З.Г. Кеворкова.–СПб.: Просвещение, 1992.–125с.

Научно – популярные книги о русском языке

  1. Вартаньян Э.А. Путешествие  в слово. / Э.А. Вартаньян.– М.: Просвещение,  1987.–207с.
  2. Введенская Л.А. От собственных имён к нарицательным. / Л.А. Введенская,    Н.П.Колесников.– М.: Просвещение, 1989.–142с.
  3. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.– М., Л.: Просвещение, 1966.–158с.
  4. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев.– М.: Просвещение, 1974.–124с.
  5. Голанова Е.И. Как возникают названия. / Е.И. Голанова.– М.: Просвещение, 1989.–142с.
  6. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1988.–207с.
  7. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. / М.В. Горбаневский.– М.: Знание, 1983.–191с.
  8. Горбачевич К.С. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее. / К.С. Горбачевич.– М.: Просвещение, 1984.–190с.
  9. Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка /Пушкин в истории русского языка.// А.И. Горшков.– М.: Просвещение, 1993.–175с.
  10. Граник Г.Г. Секреты орфографии. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая.– М.: Просвещение, 1991.–220с.
  11. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.– М.: Просвещение, 1988.–205с.
  12. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.– Л.: Просвещение, 1990.–252с.
  13. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. / В.В. Колесов.– М.: Просвещение, 1982.–190с.
  14. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. / В.Г. Костомаров.– М.: Просвещение, 1975.
  15. Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.– М.: Знание, 1976.–142с.
  16. Львова С.И. Язык в речевом общении. / С.И. Львова.– М.: Просвещение, 1992.–189с.
  17. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.– М.: Высшая школа, 1990.–158с.
  18. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. / В.В. Одинцов.– М.: Просвещение, 1988.–171с.
  19. Постникова И.И. Фонетика – это интересно. / И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая.– М.: Просвещение, 1992.–95с.
  20. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. / Л.А. Шкатова.–М.: Просвещение, 1989.–95с.

Лингвистические словари

  1. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. / О.С. Ахманова. - М.: Русский язык, 1976.–448с.
  2. Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов. / Ю.А. Бельчиков, М.С.Панюшева.– М.: АСТ. Астрель, 2002.–459с.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. / В.И. Даль.– М.: Олма – пресс, 2002.–1450с.
  4. Евгеньева А.П. Словарь синонимов русского языка в двух томах. / А.П. Евгеньева.– М.: Астрель. АСТ, 2001.–1536с.
  5. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. / М.Р. Львов.– М.: Русский язык, 1984.–381с.
  6. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов. / В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолицкая, Е.П. Голанова, И.А Василевская. – М.: Просвещение, 1990.–256с.
  7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова.–М.: 2001.–940с.
  8. Педчак Е.П. Орфоэпический словарь. / Е.П. Педчак.–М.: Феникс, 2001.–351с.
  9. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. / Е.М. Поспелов.– М.: Просвещение, 1988.–224с.
  10. Тихонов А.Н. Морфемно – орфографический словарь. / А.Н. Тихонов.– М.: Астрель. АСТ, 2002.–701с.
  11. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: Просвещение, 1991.–576с.
  12. Тихонов А.Н. Учебный фразеологический словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: АСТ. Астрель, 2001.–521с.
  13. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков.– М.: Просвещение, 1984.–224с.
  14. Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка. / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.– М.: Прозерпина, 1994.–400с.

9. Возможные темы будущих проектов

Словарное и фразеологическое богатство русского языка.

  1. Русские писатели о словарном и фразеологическом богатстве русского языка.
  2. Русский язык – один из развитых языков мира.
  3. Русский язык как развивающееся явление.
  4. Русский язык в современном мире.
  5. Выдающиеся лингвисты А.А. Шахматов и С.И. Ожегов.
  6. Языкознание – удивительная наука.
  7. Сколько на планете языков.
  8. Русский язык – язык межнационального общения народов.

История языка.

  1.  Как возник язык?
  2.  Генеалогическое древо языков.
  3.  Происхождение и этапы развития письма.
  4.  История таинственных иероглифов.
  5.  Неязыковые средства общения.
  6.  Типы письма и их история.
  7.  Кириллица – основа русской азбуки.
  8.  Что читали на Руси в 11-12 веках.
  9.  Первая русская книга.
  10.  Роль Пушкина в становлении национального литературного языка.
  11.  Индоевропейская семья языков.
  12.  Тюркская группа языков.

Словарная система русского языка.

  1. Многозначные слова и их частотность (по данным толкового словаря С.И. Ожегова).
  2. Использование слов с переносным значением в разных стилях русского языка.
  3. Омонимы и словари омонимов.
  4. Использование омонимов в художественных произведениях.
  5. Синонимы и словари синонимов.
  6. Использование синонимов в разных стилях русского языка.
  7. Антонимы и словари антонимов.
  8. Использование антонимов в художественных произведениях.
  9. Паронимы и словари паронимов.
  10. Заимствованные слова.
  11. Неологизмы.
  12. Сопоставительно – типологическая характеристика татарского и русского языков.

        Происхождение и употребление слов

современного русского литературного языка.

  1. Старославянизмы в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
  2. Диалектные слова русского языка. Диалектные словари.
  3. Даль В.И. – составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».
  4. Использование диалектных слов в художественных произведениях.
  5. Современные профессии, профессионализмы и словари профессиональных слов.
  6. Использование профессионализмов в художественных произведениях.
  7. Архаизмы и историзмы.
  8. Использование устаревших слов в художественных произведениях.
  9. Этимологические словари и их назначение.
  10. Несклоняемые существительные.
  11. Переход собственных существительных в нарицательные.
  12. Иноязычные словообразовательные элементы.
  13. Этимология названий растений, птиц, животных.

Фразеология

  1. Фразеологизмы и свободные сочетания слов.
  2. Фразеологизмы – синонимы и антонимы.
  3. Этимология фразеологизмов.
  4. Фразеологизмы с именами собственными.
  5. Использование фразеологизмов в разных стилях русского языка.
  6. Фразеологические словари и справочники.
  7. Библейские выражения во фразеологии.

8.  Фразеологизмы с именем собственным.

9.  Фразеологизмы – синонимы и антонимы.

10. Фразеологизмы с общим для них словом.

11. Фразеологизмы со значением цвета.

А также ...

  1. Типы письма и их история.
  2. Русский язык как развивающееся явление.
  3. Появление буквы ё в русском алфавите.
  4. Использование синонимов и антонимов в названиях  художественных произведений.
  5. Переход собственных существительных в нарицательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативных занятий "К пятёрке шаг за шагом"

Факультатив по русскому языку для учащихся 7 классов содержит пояснительную записку и тематическое планирование, состоящее из 8 блоков...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Первые шаги в мире информатики"

Данная рабочая программа составлена на основе учебника для общеобразовательных учреждений «Информатика» 1 класс  Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов.Данная программа кружковых занятий по инфо...

Рабочая программа факультативного курса по немецкому языку "Первые шаги" для учащихся 5 класса

Данный курс разработан для учащихся, которые изучают второй иностранный язык(немецкий язык) с 5 класса (первый год обучения). УМК под редакцией Аверина М.М....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Школа экономики. Первые шаги. Разговор о правильном питании

Эта программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования внеурочного учебного курса «Шаги к олимпиаде»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями учебной программы к формированию комплексных коммуникативных умений учащихся при обучении английскому язы...

Рабочая программа дополнительного образования (элективного курса) "Шаг за шагом к экзамену"

Элективный курс русского языка «Шаг за шагом к экзамену» предназначен для обучающихся 8 класса. Рассчитан на 36 часов...