Рабочая программа дополнительного образования (элективного курса) "Шаг за шагом к экзамену"
рабочая программа (8 класс)

Кириченко Татьяна Алексеевна

Элективный курс русского языка «Шаг за шагом к экзамену» предназначен для обучающихся 8 класса. Рассчитан на 36 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kursa_shag_za_shagom_k_ekzamenu.docx37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования  

«Центр «Поиск»

Рассмотрена и принята на                                                          

заседании методического совета

от «__» ____________20___г.

Протокол  №_________

УТВЕРЖДЕНА

Директором  МБУ ДО

  «Центр Поиск»

_____________А.В. Попова

«____» _____________20____г.

 

Общеразвивающая программа дополнительного

образования

 «Шаг за шагом к экзамену»

 Социально -педагогической направленности

Срок реализации –     1 год

Возраст обучающихся - 13-14 лет

 Составитель  программы: педагог

дополнительного образования

 Кириченко Татьяна Алексеевна

 

 

 2019– 2020 учебный год

с. Саранпауль.

Паспорт программы

Полное наименование программы

Общеразвивающие программы дополнительного образования «Шаг за шагом к экзамену»

Руководитель

Попова Альбина Васильевна

Организация исполнитель

 МБУ ДО «Центр Поиск»

Адрес организации исполнителя. Телефон, факс.

628148, ХМАО-Югра, Березовский район, п. Саранпауль, ул. Школьная 8

тел. 45-3-86

Ф.И.О.

Должность автора

 Кириченко Татьяна Алексеевна

педагог дополнительного образования

География (территория) на которой реализуется программа

Ханты-Мансийский автономный округ  Тюменская область

Березовский район

Количество учащихся

Возраст

Социальный статус

 

 13-14 лет

учащиеся, подростки

Цель программы

 -   формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА

-  освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

 - овладение основными нормами русского литературного языка;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

 - формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;

- умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

10.

Срок реализации программы

  1 год

11.

Вид программы

Модифицированная

13.

Краткое содержание программы

Структура программы;

- пояснительная записка

- цели, задачи

- учебно-тематический план

- содержимое программы

- литература.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс русского языка «Шаг за шагом к экзамену» предназначен для обучающихся 8 класса. Рассчитан на 36 часов(для 2-х групп)

Программа включает в себя 3 модуля:

  • Модуль I.   Построение сжатого изложения
  • Модуль II. Практический. Тесты.
  • Модуль III. Сочинение – рассуждение.

Модуль I.   Построение сжатого изложения. Рассчитан выявление содержательных и языковых способах сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Модуль II. Практический. Тесты. Рассчитан на выявление пробелов в знаниях обучающихся и ликвидацию их путем практических занятий, на формирование навыков работы с тестами по русскому языку.

Модуль III. Сочинение- рассуждение. Рассчитана на формирование умений анализировать предложенный текст, выявляя его особенности, высказывать свое мнение и создавать сочинение- рассуждение.

Трехчастное построение курса предполагает свободный выбор обучающимися как всего курса, так и отдельных его частей.

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

Задачи изучения элективного курса:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  
  • применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;
  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
  • редактирование собственного текста;        
  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
  • соблюдение в практике письма основных норм языка;
  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

В соответствии с требованиями государственного стандарта  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

  Курс рассчитан на 36 часов(для 2-х групп). Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.    

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Модуль 1.

Тема 1.  Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. 

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.  

Обучающиеся должны уметь:

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • адекватно воспринимать авторский замысел;
  • вычленять главное в информации;
  • сокращать текст различными способами;
  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Модуль 2.

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.  

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

  Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.  

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  

Тема 4.  Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

 Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа  

Тема 5. Морфемика и словообразование.

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

Основные способы образования слов.

Обучающиеся должны знать:

  • виды морфем;
  • морфемный и словообразовательный анализы слова.

            Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные урпажнения.

Тема 6. Морфология.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Обучающиеся должны знать:

  • систему частей речи в русском языке.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 7.  Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.  

Обучающиеся должны уметь:

  •  использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

Модуль 3.

Тема 8. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования  лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования  лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

Тематическое планирование курса

Тема занятия

Виды работ

Дата

           Модуль 1.

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

Лекция учителя

2

Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания

3

Построение сжатого изложения.

 

4

Сжатое изложение. Редактирование изложения.

Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов.

5

Редактирование изложения.

Модуль 2.

6

Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

7

Средства выразительности речи.

8

 Пр/работа. Средства выразительности речи.

9

Стилистика русского языка.

10

Стилистика русского языка.

11

Нормы русской орфографии.

Орфограммы в корне.

Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование.

12

Нормы русской орфографии.

Орфограммы в корне.

13

Орфограммы в приставках и суффиксах.

14

Н – нн в различный частях речи.

15

Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование.

16

Морфология, морфологические признаки частей речи.

Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом.

17

Синтаксические и пунктуационные нормы.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование.

18

Виды односоставных предложений.

19

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

20

Характеристика предложений, синтаксический разбор.

21

Вводные слова и обращения.

22

Обособленные определение и приложения.

23

Обособленные обстоятельства.

24

Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

25

Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

26

Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

        Модуль 3.

27

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.

Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ.

28

Классификация грамматических и речевых ошибок.

29

Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием.

30

Редактирование сочинения С2.1.

31

Редактирование сочинения С2.2.

32

Редактирование сочинения С2.3.

33

Редактирование сочинения С2.3

34

Построение сочинения-рассуждения.

35

Построение сочинения-рассуждения.

36

Итоговое тестирование.

Литература:

1. Егораева Т.Г. Русский язык. Выполнение задания части С. – М., 2007.

2. Любичева Е.В. Русский язык на пути к экзамену. – М., 2007.

 3. Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. – Вып. 9: Русский язык и литература /Научн. ред. И.В. Мовнар. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.

4. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях. – М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по курсу: оздоровительная гимнастика для 5-9 классов (количество часов в год - 68 часов)

Программа составлена с учетом психо-физиологических особенностей обучающихся 5-9 классов...

Рабочая программа дополнительного образования по курсу "Этикет"

Данная программа рассчитана на воспитанников 5-9 классов кадетского корпуса.  Изучение этикета заложено в традициях кадетских корпусов России практически с самого их основания. Стать гармоничной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по курсу «Духовное воспитание на уроках английского языка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования по курсу «Духовное воспитаниена уроках английского языка»...

Рабочая программа дополнительного образования (Краткосрочный курс) "МХК", 10 класс."

Краткосрочный курс направлен на освоение программы МХК в дополнительном образовании, так как этот предмет из обязательного урочного плана был исключен....

Рабочая программа дополнительного образования (Краткосрочный курс) "Графика".

Краткосрочный курс в дополнительном образовании "Графика " является подспорьем в изучении изобразительного искусства в школе....

Рабочая программа дополнительного образования (Краткосрочный курс) "Военная песня".

Краткосрочный курс дополнительного образования "Военная песня" направлен для подготовки вокальных номеров на концерт, приуроченный празднику  "День Победы"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по курсу «Духовное воспитание на уроках английского языка»

Программа «Духовное воспитание на уроках английского языка» (далее – Программа) является многоступенчатым проектом языковой подготовки, реализующим идею целостной образовательной сре...