Рабочая программа по русскому языку 7 класс/УМК С.И. Львовой/
рабочая программа (7 класс) на тему

Соколовская Анна Сергеевна

   Данный материал может быть полезен учителям русского языка, работающим по УМК С.И. Львовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpne_fgos_russkiy_yazyk_7ab.doc380.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 (программа С.И. Львовой, В.В. Львова)

на 2015-2016 учебный год

7а, 7б классы

Программу разработала:

А.С.Соколовская,

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ № 279

г. Гаджиево

Пояснительная записка

Статус документа

Наименование курса: русский язык

Класс: 7

Уровень общего образования: основная школа

Рабочая программа составлена на основе:

-Примерной программы основного общего образования 2009 года;

-Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009;

-учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2014;

-Основной общеобразовательной программы МБОУ ООШ № 279.

         Рабочая программа обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.  

Общая характеристика и структура документа

     Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

         Главной особенностью данной программы является её направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоение основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

         Большое внимание в процессе обучения уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.    

         Данная  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно – тематический план, основное содержание тем; требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе, календарно – тематическое планирование, формы и средства контроля, перечень  учебно – методических средств обучения, список литературы.

Цели курса:

  • обеспечение языкового развития  обучающихся;
  • усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа;
  • достижение единства процессов познания окружающего мира через родной язык.

 Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  • освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка;
  • умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами;
  • интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности;
  • осмысление основных закономерностей языка;
  • приобретение навыков самостоятельной учебной деятельности, речевого самосовершенствования;
  • успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи

(способностью осознанно воспринимать  и понимать звучащую речь и печатное слово, грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения).

     В программе предусмотрено введение регионального компонента, которое  направлено на то, чтобы, формируя языковую личность, рассматривая язык как культурно-историческую среду, знакомя с местной спецификой речи, способствовать формированию у обучающихся представления о языке как о живом, развивающемся явлении.

Планирование содержания  регионального компонента по русскому языку:

Содержание раздела

Содержание регионального компонента

Кол-во часов

Повторение изученного в 5-6 классах.Лексикология.

Топонимика Кольского Севера

1

Текстоведение. Языковые средства выразительнсти.

Средства художественной выразительности в диалекте кольских поморов.

1

Наречие

Особенности образования и употребления наречий в севернорусских диалектах

1

Повторение изученного в конце года. Лексикология.

Диалектная лексика как отражение истории народов Кольского края, его духовной культуры.

1

Итого:

4

Срок реализации программы.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе – 168 часов.

Количество часов соответствует программным требованиям,  рассчитанным на 4 часа в неделю.

Преподавание  предмета ведётся на основе учебно-методического комплекса по русскому языку:  Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс: учебник для  общеобразоват.  учреждений в 3 ч./ С.И.Львова, В.В.Львов. – 11-е изд., исправл. -  М.: «Мнемозина», 2014.

Учебники реализуют идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.

Рабочая тетрадь предлагает систему проверочных заданий для организации самостоятельной работы учеников и навыков самоконтроля. Задания составлены таким образом, что правильность выполнения каждого из них может быть проверена и оценена самими учащимися.

В методических рекомендациях имеется важная для учителя информация об основных направлениях обучения русскому языку, характеризуется методическая система, заложенная в учебнике, предлагается краткий комментарий по каждой теме с описанием ее лингвистических и методических аспектов, даются конкретные советы по изучению наиболее сложных тем курса. Содержатся также описание системы упражнений, рекомендации по оценке письменных и устных работ малых форм (сочинения-миниатюры, изложения-миниатюры, небольшие по объему устные высказывания). Предложено планирование по триместрам, система итоговых контрольных работ.

Требования к уровню подготовки учащихся

Речевая деятельность.

Аудирование.  Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи; составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный или письменный); обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника.

Чтение. Осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней организовывать свою работу; проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.); с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух.

Говорение. Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; формулировать выводы (резюме) по итогам урока; соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные); уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации.

Письмо. Сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; писать тексты-размышления; соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные); уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы с связном тексте; использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста; редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии.

Текстоведение. Анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста; устанавливать в тесте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением; определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте.

Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; правильно произносить широко употребляемые наречия и служебные части речи; анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование. По типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов; определять способы образования слов разных частей.

Лексикология и фразеология. Соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами лексических словарей; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении.

Морфология. Различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи.

Орфография. Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания.

Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи; различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в речи. Устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Виды и формы контроля, используемые в процессе реализации программы для оценки достижений обучающихся:

  • Система контрольных работ:

– Контрольный диктант

– Тест

– Зачет

– Контрольное упражнение

– Контрольное сочинение

– Контрольное изложение

– Контрольная проверочная работа

– Взаимоконтроль

– Самоконтроль.

  • Диагностика уровней сформированности компонентов  учебной деятельности (Г.В.Репкин, Заика)
  • Диагностика орфографической грамотности «Грамотей»


п/п

Наименования разделов,

тем

Количество часов

В том числе на:

Уроки

Уроки развития речи

(в т.ч. контрольные изложения (КИ) и сочинения (КС)

Контрольные диктанты (в том числе словарные)

1.

Язык как развивающееся явление

2

2

2.

Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6-м классах)

61

49

2.1

Фонетика. Орфоэпия

2

2

2.2

Словообразование самостоятельных частей речи

6

6

КД словарный

2.3

Лексика и фразеология

6

5

1 КД, входной контроль

2.4

Грамматика: морфология и синтаксис

12

9

3

2.5

Орфография

9

6

2

1 КД

2.6

Пунктуация         

7

5

2 КД

2.7

Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи

2

2

2.8

Текстоведение

17

14

3 (из них

КС -2)

КД словарный

3.

Наречие

29

26

2 (КИ)

(1)КД

4.

Служебные части речи и междометия

32

26

4.1

Роль служебных частей речи

1

1

4.2

Предлог

9

8

4.3

Союз

10

8

2(КС)

4.4

Частица

10

7

1(КИ)

(2) КД

4.5

Междометие

2

2

5.

Повторение изученного в 7-м классе

10

8

5.1

Трудные случаи разграничения языковых явлений

4

2

(2) КД, итоговый

5.2

Правописание: орфография и пунктуация. Культура речи

4

4

КД словарный

5.3.

Обобщение

2

2

Резерв

2

ИТОГО:

136

111

16

6+3

Перечень планируемых практических работ:

  • диктантов –6,  
  • контрольных работ – 2,
  • самостоятельных работ – 3,  
  • словарных диктантов – 10 (контрольных – 3),
  • сочинений – 4 (контрольных – 2),  
  • изложений –5 (контрольных – 2)

                                 Содержание тем курса

VII КЛАСС (136 ч)

Язык как развивающееся явление (2 час)

Наш язык. Исторические изменения русского языка 

Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах) (62 часа)

Фонетика и орфоэпия (2 часа) Звуки и буквы. Орфоэпия как раздел лингвистики. Звукопись.

Словообразование самостоятельных частей речи (6 часов) Основные способы образования существительных и прилагательных. Омонимичные морфемы. Основные способы образования наречий. Неморфемные способы образования слов.

Лексика и фразеология (5 часов) Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные. Переносное значение слова. Фразеологизмы. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Устаревшие слова. Топонимика Кольского Севера

Грамматика: морфология и синтаксис (12 часов) Части речи. Именные части речи. Глагол. Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Причастные и деепричастные обороты. Виды предложений. Простое осложнённое предложение.

Орфография (9 часов) Разделы русской орфографии. Правописание морфем. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, в полных и кратких прилагательных и причастиях. Слитные, раздельные и дефисные написания. Правописание не с причастиями.

Пунктуация (7 часов) Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения. Предложения с обособленными членами. Постановка знаков препинания перед союзом и. предложения с прямой речью.

Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи

 (2 часа) Правильное употребление имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, деепричастий и причастий.

Текстоведение (18 часов) Основные признаки текста. Этапы работы над сочинением. Точность и логичность речи. Виды связи предложений в тексте. Выразительность речи. Фонетические, лексические, морфологические и синтаксические средства выразительности. Средства художественной выразительности в диалекте кольских поморов. Выразительные возможности словообразования. Общее содержание, композиционные особенности и основные средства оформления текстов – рассуждений. Типы речи и их сочетание в тексте.

Наречие (29 часов)

Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Местоименные наречия. Различение грамматических омонимов. Выразительные возможности наречий. Слова категории состояния. Образование степеней сравнения наречий. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний. Слитное и раздельное написание не и ни  с наречиями. Правописание н и нн в наречиях на –о(-е). Суффиксы –о и –а на конце наречий. О и е(ё) на конце наречий после шипящих. Употребление ь на конце наречий после шипящих. Синтаксическая роль наречий. Функции наречий в тексте. Правильное произношение наречий. Особенности образования и употребления наречий в севернорусских диалектах. Правильное образование форм степеней сравнения наречий. Лексические нормы.

Служебные части речи и междометия (33 часа)

Роль служебных частей речи (1 час)

Предлог (9 часов). Предлог как часть речи. Предложное управление. Грамматические значения предлогов.. разряды предлогов по происхождению (производные и непроизводные) и по составу. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Роль предлогов в словосочетании и предложении. Использование предлогов в соответствии со стилистической задачей.

Союз (10 часов). Союз как часть речи. Разряды союзов по синтаксической роли и по значению. Синтаксическая роль союза и. Синтаксическая роль подчинительных союзов. Морфологический разбор союза. Различение союзов и союзных слов. Правописание составных союзов. Различение омофонов. Правописание союзов разных разрядов. Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов.

Частица (10 часов). Понятие о частице. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Слитное, раздельное, дефисное написание частиц. Правописание частиц не и ни. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. Роль частиц в речи. В предложении и тексте. Правильное употребление предлогов. Союзов и частиц. Орфоэпические и грамматические нормы.

Междометие (3 часа)  Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова.

Повторение изученного в 7-м классе (10 часов)

Трудные случаи разграничения языковых явлений.

Омонимия слов разных частей речи. Омонимия и многозначность. Использование омонимии как средства художественной выразительности. Различение грамматических омонимов. (4 часа)

Нормы орфографии, пунктуации. Культура речи. Диалектная лексика как отражение истории народов Кольского края, его духовной культуры. (4 часа)

Обобщение (2 часа)

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.  Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Для учителя:

Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 5 класс. /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур. –М.: «Интеллект-Центр», 2009

Роговик Т.Н. Русский язык. 7 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации / Т.Н. Роговик. –М.: «Экзамен», 2004

Для учащихся:

Львова С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2011.

Львов В.В. Тетрадь оценки качества знаний по русскому языку. 7 класс /В.В.Львов. –М.: Дрофа, 2011

Львова С.И. Практикум по русскому языку. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И.Львова. –М.: Просвещение, 2010

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.

Сенина Н.А., Гармаш С.В. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009

Страхова Л.Л. Словарные диктанты. 5-7 классы - СПб: Издательский Дом «Литера», 2008.

Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 7 класс: К учебнику М.Т.Баранова. «Русский язык. 7 класс» / И.В.Текучева. –М.: Издательство «Экзамен», 2004

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений  (в трёх частях). Часть 1. – Мнемозина. М.2012. – 216с.
  2. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений  (в трёх частях). Часть 2. – Мнемозина. М.2012. – 174 с.
  3. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений  (в трёх частях). Часть 3. Справочные материалы. Приложение к учебнику. – Мнемозина. М.2012 – 48с.
  4. Васильевых И.П. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык.5класс» . под редакцией С.И.Львовой. – Мнемозина. М. 2010 – 366с.
  5. Прохватилина Л.В. Проверь себя. Рабочая тетрадь по русскому языку. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.И.Львовой – Мнемозина. М.2013 – 95с.
  6.  Бажанова И.А., Львова С.И.. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по русскому языку для 5 класса (в двух частях). Часть 1. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Мнемозина. М. 2013. – 72с.
  7. Бажанова И.А., Львова С.И.. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по русскому языку для 5 класса (в двух частях). Часть 2. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Мнемозина. М. 2013. – 77с.
  8. Львова С.И. Рабочая тетрадь по русскому языку. Часть 1. – Экзамен. М. 2013 – 95с.  
  9. Львова С.И. Рабочая тетрадь по русскому языку. Часть 2. – Экзамен. М. 2013 – 94с.

Интернет – ресурсы

  1. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru
  2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org
  3. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru
  4. Мир слова русского   http://www.rusword.org
  5. Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru
  6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
  7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
  8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  http://www.svetozar.ru
  9. Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru
  10. http://rusolimp.kopeisk.ru/ 
  11. Оцифрованный «Словарь ударений русского языка» на Яндексе  
  12. ГРАМОТА.РУ  http://www.gramota.ru/
  13. Орфоэпические словари http://www.udarenie.info/dictionaries/
  14. Яндекс.Словари  slovari.yandex.ru
  15. Электронный учебник русского языка
  16. Справочник Розенталя
  17. Мир словарей
  18. Правила русского языка

Техническое обеспечение образовательного процесса

  • Материальное обеспечение кабинетов:
  • Мультимедийный компьютер;
  • Проектор;
  • Экран;
  • Интернет;
  • Программное обеспечение
  • Операционная система Windows 98/Me(2000/XP)
  • Текстовый редактор MS Word
  • Графический редактор Paint
  • Программа MS  Power Point


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела, урока

Кол-во

 часов

Тип

урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Основные понятия, употребление языковых единиц в речи

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

Факт

1-2

Язык как развивающееся явление.

2

Комбинированный

Чтение, составление плана, пересказ, работа со словарем

Этимология,

эволюция языка,

нормы языка

Понятие о языке как развивающемся явлении, об историческом изменении языковой нормы.

Умение работать с учебным этимологическим словарём.

Разделы лингвистики

(на основе изученного в 5-6 классах)

Фонетика и орфоэпия  (2 ч)

  1. 2

3-4

Фонетика. Орфоэпия.

2

Комбинированный

Фонетический разбор, решение лингвистических задач, транскрипция, сочинение-миниатюра

Выполнение фонетического и орфоэпического разборов слов.

Оценка собственной и чужой речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике, морфемике, грамматике в практике правописания.

Сравнительный анализ омонимов разных видов.

Умение использовать учебный словарик омонимов.

*Элементарный анализ текстов с целью выявления использованных в них выразительных средств фонетики*

  1. 2

Словообразование  (6 ч)

5

Словообразование. Основные способы словообразования в русском языке

1

Комбинированный

Устное высказывание, работа со словарями, поморфемное письмо, разные виды диктантов, самостоятельная работа

Морфема, лексическое значение, корневые чередования, морфемный состав, словообразовательный анализ, поморфемное письмо, префикс,постфикс,чередование в суффиксах, словообразовательная пара (цепочка, гнездо)

Основные способы образования самостоятельных частей речи (морфологические и * неморфологические*).

Морфемно-словообразовательный состав слов.

Определение основных способов образования  наречий.

Анализ и составление словообразовательных цепочек,  словообразовательных гнёзд на основе учебного словообразовательного словаря. Морфемный разбор самостоятельных частей речи с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова, предполагающий построение словообразовательной цепочки.

*Элементарный анализ текстов с целью выявления использованных в них выразительных средств словообразования.*

6-7

Словообразование самостоятельных частей речи (существительные, прилагательные, глаголы)

2

Комбинированный

Устное высказывание на лингвистическую тему, словообразовательный разбор, тестирование, поморфемное письмо

8-9

Словообразование самостоятельных частей речи

(наречия)

2

Комбинированный

Устное высказывание на лингвистическую тему, словообразовательный разбор, тестирование, поморфемное письмо, разные виды диктантов

10

Контрольный словарный диктант.

Неморфемные способы образования слов

1

Комбинированный

Контрольный словарный диктант, решение лингвистических задач, викторина, самостоятельная работа

Лексика и фразеология (6 ч)

11

Лексика. Лексикология как  раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные.

1

путешествие

Беседа, работа со словарями, сочинение, выразительное чтение, осложненное списывание

Смысловая связь слов, стилистическое единство лексики

  1. 333333

12

Основные лексические нормы русского языка. Фразеологизмы: понятие, группы, место в языке

1

Комбинированный

Тестирование, решение лингвистических задач, работа со словарями, конструирование предложений (текста), осложненное списывание

Паронимы, идиома

Употребление слова в переносном значении.

Определение исконно русских и заимствованных слов на основе учебного этимологического словаря.

Точное употребление *паронимов в речи.

Работа с фразеологическим словарём.

Оценка своей и чужой речи с точки

зрения точного, уместного и

выразительного словоупотребления.

*Элементарный анализ текстов с целью выявления использованных в них выразительных средств лексики и фразеологии.*

13-14

Деление лексики русского языка на группы.

2

Урок-практикум

Тестирование, решение лингвистических задач, работа со словарями, исследовательская работа

Лексический разбор слова.

Подбор синонимов, антонимов с учётом  многозначности слова. Использование синонимов для предупреждения ненужных повторов слов, точной передачи разных оттенков

 мыслей и чувств, создания стилистического единства текста.

15

РК  Отражение истории и культуры народа в географических называниях. Топонимика Кольского края.

1

Экскурсия

Исследовательская работа, решение лингвистических задач, работа со словарями

Топонимы

Осмысление связи языка с историей и культурой народа в целом и населяющим ту или иную местность, умение работать со словарями, проводить элементарное лингвистическое исследование

16

Контрольная работа № 1 (диктант с   языковым

анализом)

1

Урок контроля

Диктант         с грамматическим заданием

Освоение алгоритма написания диктанта с грамматическим заданием.

Грамматика: морфология и синтаксис (12 ч)

17

Анализ контрольного диктанта.

Морфология. Система самостоятельных частей речи.

1

Комбинированный

Устное высказывание, разные виды диктантов, лингвистический эксперимент, тестирование

Самостоятельные и служебные части речи

Распознавание слов самостоятельных частей речи, в том числе и наречий.

Морфологический разбор имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, глагольных форм (деепричастий и причастий). Различение деепричастий и причастий.

Овладение основными морфологическими нормами русского литературного языка.    

   Распознавание наиболее типичных моделей словосочетаний.  Синтаксический разбор словосочетаний.

Правильное употребление форм имён существительных. Прилагательных в форме сравнительной степени, некоторых личных форм глагола, причастий и деепричастий.

18-19

Склоняемые части речи: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

2

Комбинированный

Контрольный словарный диктант, морфологический разбор, осложненное списывание, сочинение-миниатюра

Морфологический разбор

20-21

Глагол. Причастие и

деепричастие как особые

 формы глагола.

2

Комбинированный

Работа по карточкам, анализ текстов, экспресс-опрос, составление опорных таблиц

Причастие, деепричастие

22

Причастные и деепричастные обороты.

1

Комбинированный

Составление устного высказывания по схеме, пунктуационный и синтаксический анализ предложений

Обособленные определения и обособленные обстоятельства

23-24

РР Подготовка и написание сочинения «Гимн русской зиме» (по картинам   И.И.Шишкина и К.Ф.Юона)

2

Урок развития речи

Беседа, текстоведческий анализ, искусствоведческий анализ, составление плана, запись ключевых слов, определение темы и идеи текста

Пейзажная живопись, эскиз картины, передний и задний план, романтический образ

Умение определять тему и идею текста, определять особенности текста-описания, авторское отношение, составление плана сочинения, грамотное использование лексического богатства языка

25

Синтаксис. Виды словосочетаний по способу выражения главного слова

1

Комбинированный

Различные виды разборов, осложненное списывание, лингвистическое исследование

Именные, наречные, глагольные словосочетания, типичные модели словосочетаний

Синтаксический разбор словосочетаний.

Элементарный анализ текстов с целью выявления использованных в них выразительных средств грамматики (морфологии и синтаксиса).

26

Синтаксис. Основные виды предложений.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа, устный синтаксический и пунктуационный анализ предложений, конструирование предложений  тестирование

Синтаксический разбор предложений изученных конструкций.

Элементарный анализ текстов с целью выявления использованных в них выразительных средств грамматики (морфологии и синтаксиса).

27

Простое осложнённое предложение.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа, устный синтаксический и пунктуационный анализ предложений, конструирование предложений  тестирование

28

РР  Изложение (по упр.171)

1

Урок развития речи

Частичный текстоведческий анализ текста, изложение

Текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль текста).

Составление плана текста (простого или сложного).

Орфография (9 ч)

29

Разделы русской орфографии. Правописание морфем.

2

Практикум

Словарный диктант с грамматическим заданием, орфографический анализ текстов

Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях.

Использование  алгоритма действий при выборе правильного написания слов

Использование этимологического словаря для аргументации правописания слов.

Слитное и раздельное написание не с причастиями и деепричастиями.

30

Правописание приставок

1

Практикум

Устное высказывание, разные виды диктантов, тестирование, самостоятельная работа

Префикс, поморфемное письмо

31

Правописание суффиксов и окончаний

1

Практикум

Беседа, осложненное списывание, изложение-миниатюра, самостоятельная работа

Чередование в суффиксах,

формообразующие морфемы

32

Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

2

Практикум

Использование алгоритма действий при выборе правильного написания слова,  самостоятельный текстоведческий анализ текста

33

Контрольный тест

по теме «Орфография»

34

Слитные, раздельные и

дефисные написания.

1

Практикум

Разные виды диктантов, осложненное списывание, сочинение-миниатюра

35

Слитные, раздельные и

дефисные написания НЕ с причастиями и деепричастиями

1

Практикум

Контрольный словарный диктант, осложненное списывание, тестирование

36

Правописание не с причастиями.

1

Комбинированный

Контрольный словарный диктант, осложненное списывание, тестирование

37

Контрольная работа №2

(диктант с грамматическим заданием) по теме «Морфология. Орфография»

Пунктуация (7 ч)

38

Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения.

1

Практикум

Разные виды диктантов, синтаксический и пунктуационный разборы, осложненное списывание

Функции знаков препинания, одиночные и парные знаки препинания

Постановка знаков препинания перед союзом и; в предложении с однородными членами; в предложениях с обращениями, вводными словами, деепричастными и причастными оборотами. Интонационно правильное и  выразительное чтение предложений с указанными конструкциями.

39-40

Предложения с обособленными членами.

2

Практикум

Устное высказывание по схеме, выразительное чтение предложений

41

Постановка знаков препинания перед союзом и. Предложения с прямой речью.

1

Практикум

Устный и письменный пунктуационный анализ предложений

42

Пунктуационный и орфографический минимум

1

Практикум

Устный и письменный пунктуационный анализ предложений, тестирование, конструирование предложений

43

Контрольная работа № 3

(диктант с грамматическим заданием) по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

Урок контроля

Написание диктанта

44

Анализ контрольного диктанта по теме «Орфография и пунктуация»

1

Практикум

Анализ контрольного диктанта

Культура речи. Правильное употребление

самостоятельных частей речи  (2 ч)

45-46

Культура речи. Правильное употребление

самостоятельных частей речи.

2

Редактирование деформированных текстов

Орфоэпические, грамматические и лексические нормы

Употребление слов самостоятельных частей речи в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

Текстоведение (17 ч)

47

Текст как произведение речи.

Точность и логичность речи.

1

Урок рефлексии

Чтение, анализ текстов, рецензирование чужих текстов, пересказ, создание и редактирование текста

Определение основных признаков текста. Поэтапное создание текста.

Соблюдение требований к построению текста: соответствие теме; чёткое выражение и логическое развитие основной мысли; строгая последовательность в изложении фактов; использование языковых средств  связи предложений и смысловых частей устного и письменного высказывания.

Рецензирование чужих текстов и редактирование собственных с учётом требований к построению связного текста.

Использование лингвистических словарей при подготовке к сочинению и при редактировании текста.

Анализ текстов с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи.

Выделение ключевых слов в прочитанном или прослушанном тексте.

Создание собственных высказываний, соответствующих точности и логичности речи. Редактирование текстов с целью исправления нарушений этих требований.

Соблюдение основных лексических, грамматических и произносительных норм (орфоэпических, интонационных) устной  речи.

Выразительное чтение текстов.

Рецензия на устный ответ (сообщение, доклад) как вид речевого высказывания.

Соблюдение языковых норм письменной речи (орфографических, пунктуационных).

Экспрессивное использование разных частей речи в текстах художественной литературы.

*Употребление фонетических и словообразовательных средств выразительности.*

*Использование лексических средств создания языковых каламбуров, художественных тропов (многозначность, переносное значение слова), экспрессивное использование синонимов, омонимов, антонимов.*

Употребление пословиц, поговорок, крылатых выражений, фразеологизмов в связном тексте

*Использование морфологических и синтаксических средств выразительности.*

Редактирование текста с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии.

Использование этикетных формул с учётом речевой ситуации.

*Уместное использование жестов, мимики в устном общении.*

Использование специальных слов для связи частей текста-рассуждения.

Рассуждение на морально-этические, лингвистические темы.

Анализ типологической структуры текста.

48-49

РР  Контрольное сочинение

по картине А.А.Пластова

«Первый снег»

2

Урок развития речи

Беседа, текстоведческий анализ, искусствоведческий анализ, составление плана, запись ключевых слов, определение темы и идеи, сочинение

50

Связь предложений в тексте

1

Комбинированный

Чтение, беседа, формулировка вопросов, анализ предложенных текстов, редактирование текста, конструирование предложений

Повтор однокоренных слов, лексически повтор как средство выразительности

51

Языковые средства выразительности. Выразительность речи.

1

Комбинированный

Чтение, беседа, языковой анализ, конструирование текста

Языковой анализ, стилистический анализ

52

Фонетические средства выразительности.

Выразительные возможности словообразования.

1

Урок мастерская

Разные виды чтения, пересказ, письменный ответ на вопрос, текстоведческий анализ

Фонетическая и интонационная система русского языка

53-54

Лексические средства выразительности.

2

Урок мастерская

Разные виды чтения, пересказ, анализ лексических средств, письмо по памяти, конструирование предложений

Лексическая синонимия, каламбур

55-56

Морфологические средства выразительности

2

Комбинированный

Тестирование, беседа, анализ средств связи предложении, текстоведческий анализ

Грамматическая синонимия

57

Синтаксические средства выразительности.

1

Комбинированный

Тестирование, беседа, анализ средств связи предложении, текстоведческий анализ

Многосоюзие, попарное соединение, фигуры речи

58

РК   Средства художественной выразительности в диалекте кольских поморов.

1

Комбинированный

Текстоведческий анализ,анализ языковых явлений

Фигуры речи, диалект

59

Рассуждение как тип речи

1

Урок развития речи

Выразительное чтение, беседа, составление плана, высказывание на лингвистическую тему

Рассуждение-размышление, рассуждение-доказательство

60

РР  Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

1

Урок развития речи

Композиция рассуждения

Разные виды чтения, пересказ, беседа, анализ лексических средств, конструирование текста

61-62

Анализ сочинений

Сочетание разных типов речи в тексте.

2

Практикум

Рецензирование чужих текстов и редактирование собственных с учётом требований к построению связного текста, письменное изложение текста с творческим заданием

Типологический анализ текста

63

Контрольная работа 

по теме «Текстоведение» (тест)

1

Урок контроля

Наречие  (29 ч)

64

Наречие как самостоятельная часть речи. Общее значение наречий

1

Комбинированный

Коллективная (командная), индивидуальная,

самостоятельная, практическая, учебная игра «Кто больше?», выборочное чтение, конструирование наречных словосочетаний

Синтаксическая функция наречий, типичные суффиксы

Распознавание наречий на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов.

Морфологический разбор наречия.

Различение наречий и созвучных слов других частей речи (грамматических омонимов).

*Различение наречий и слов категории состояния.*

65

Употребление наречий в речи.

1

Комбинированный

Выборочное чтение, конструирование наречных словосочетаний, лингвистический анализ

66-67

Разряды наречий по значению.

2

Комбинированный

Разные виды диктантов, устное высказывание, сочинение-миниатюра

Морфологический разбор наречия, местоименные наречия

68-69

Различение наречий и слов категории состояния

2

Комбинированный

Разные виды диктантов, устное высказывание, тестирование, составление таблицы

Предикативные наречия, предложно-падежные сочетания

70-71

Степени сравнения наречий.

2

Комбинированный

Разные виды диктантов, устное высказывание, тестирование, составление таблицы

Сравнительная и превосходная степень

Правильное образование степеней сравнения наречий и употребление их в речи.

72-73

Контрольный словарный диктант

Образование степеней сравнения наречий

1

74

РР Контрольное изложение с типологическим анализом (упр.358)

1

Урок развития речи

Чтение, беседа, типологический разбор, подбор ключевых слов, составление плана, пересказ, написание изложения

75

Правописание наречий.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа, тематический опрос, контрольный словарный диктант

Слова, усилившие отрицание, наречия меры и степени

Использование орфографического словаря для определения слитного или раздельного написания наречий.

Различение на письме наречий и созвучных предложно-падежных сочетаний.

Дефисное написание наречий; словообразовательно – орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей.

Дефисное написание сложных наречий.

Слитное, дефисное и раздельное написание не с наречиями.

Различение приставок не- и ни-  в отрицательных наречиях.

Правописание н и нн в наречиях на      о(-е); суффиксы –а и –о на конце наречий; правописание е(ё) или о на конце наречий после шипящих.

Ь на конце наречий после шипящих.

76-77

Слитное, раздельное и

дефисное написание наречий

2

Комбинированный

Самостоятельная работа, тематический опрос, контрольный словарный диктант

78-79

Слитное и раздельное

 написание не и ни с наречиями

2

Практикум

Орфографический анализ текста, объяснительный диктант, тест

80

Самостоятельная работа по теме «Слитное, раздельное и

дефисное написание наречий»

1

Урок контроля

Самостоятельная работа

81

Правописание суффиксов наречий

1

Практикум

Объяснительный диктант, устное высказывание, осложненное списывание

82

Суффиксы –а и –о на конце наречий

1

Практикум

Контрольный словарный диктант, тестирование, устное высказывание, осложненное списывание, письменный ответ на вопрос

83

Правописание е(ё) или о на конце наречий после шипящих

1

Практикум

Контрольный словарный диктант, тестирование, устное высказывание, осложненное списывание, письменный ответ на вопрос

84-85

Употребление Ь в наречиях

2

Практикум

Контрольный словарный диктант, тестирование, устное высказывание, осложненное списывание, письменный ответ на вопрос

86-87

Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий»

2

Комбинированный

Творческий диктант, сочинение-миниатюра, объяснительный диктант, словарный диктант, тест

Соблюдение всех изученных правил употребления наречий в письменной речи.

88

Контрольный диктант №4

по теме «Правописание наречий»

1

Урок контроля

Написание и анализ контрольного диктанта

89

Правильное употребление наречий.

РК Особенности образования и употребления наречий в севернорусских диалектах.

1

Комбинированный

Различные виды разборов, конструирование предложений, редактирование текста

Орфоэпические, грамматические, лексические ннормы

90

Синтаксическая роль наречия в словосочетании

1

Комбинированный

Лингвистическая игра, лингвистический анализ, редактирование текста

Стилистическая роль наречий

91

Синтаксическая роль наречия в предложении

1

Комбинированный

Лингвистическая игра, лингвистический анализ, редактирование текста

92

Урок-семинар «Наречие»

1

Урок словесности

Сообщения учащихся, составление вопросов, лингвистическая игра

93

РР Сжатое изложение текста (упр.517)

1

Урок развития речи

Беседа, текстоведческий анализ, искусствоведческий анализ, составление плана, запись ключевых слов, определение темы и идеи, сочинение

Служебные части речи. Междометия (46 ч)

94

Роль служебных частей речи.

1

Комбинированный

Комментированное письмо, фронтальный опрос, изложение или изложение-миниатюра

Формообразующие частицы

Различение предлога, союза и частицы как служебных частей речи.

Предлог.

9

95

Предлог как служебная часть речи.

1

Комбинированный

Предупредительный диктант, конструирование предложений с последующей самопроверкой

Предложные словосочетания, грамматические значения предлогов

Опознавание предлога в составе словосочетания и предложения.

Определение падежной формы имени существительного и местоимения в составе предложного словосочетания.

*определение основных грамматических значений предлога (в ясных и простых случаях).*

96-97

Разряды предлогов

2

Практикум

Устное высказывание по теме с опорой на схему, сочинение-миниатюра

Пространственное значение предлогов

Различение предлогов разных разрядов.

98

РР  Изложение с творческим заданием

1

Урок  развития речи

Текстоведческий анализ, подробное изложение

Текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль текста).

Составление плана текста (простого или сложного).

Выделение ключевых слов в прочитанном или прослушанном тексте.

99-100

Правописание производных предлогов

2

Практикум

Словарный диктант с последующей самопроверкой, самостоятельная работа

Устойчивые сочетания, созвучные сочетания

Правописание производных предлогов.

Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний. Морфологический разбор предлогов.

*Наблюдение за экспрессивным использованием предлогов в художественных текстах.*

101

Предлог в словосочетании

1

Комбинированный

Редактирование предложений и текстов, сочинение-миниатюра

Правильное и точное употребление предлогов в и на, с и из и др.

Правильное употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки и др.

102

Предлог в предложении и тексте

1

Комбинированный

Редактирование предложений и текстов, тест

103

Контрольный диктант №5 по теме «Предлог»

1

Урок контроля

Написание контрольного диктанта и его анализ

Союз (10 ч)

104

Союз как служебная часть речи.

1

Практикум

Словарный диктант, взаимоопрос, лингвистический эксперимент

Экспрессивное использование союзов

Постановка знаков препинания в простом и сложном предложениях с сочинительными союзами.

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато и др. В отличие от созвучных сочетаний слов (то же, так же, за то, что бы и т.п.)

Морфологический разбор союза.

105-106

Разряды союзов.

2

Практикум

Устное высказывание по теме с опорой на схему, самостоятельное конструирование предложений, сочинение-миниатюра

Изъяснительные и обстоятельственные союзы, союзные слова

107-108

РР  Контрольное сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

2

Урок развития речи

Сочинение-описание картины

109-110

Правописание союзов.

2

Практикум

Словарный диктант с последующей взаимопроверкой в парах с использованием учебника

111

Союз в предложении и в тексте.

1

Урок словесности

Анализ текстов, выразительное чтение предложений.

Конструирование простых и сложных предложений по заданной схеме с использованием указанных союзов.

*Наблюдение за экспрессивным использованием союзов в художественных текстах.*

Орфоэпические нормы произношения союзов что, чтобы. Употребление союзов  с учётом их стилистической окраски.

112

Повторение и обобщение по теме «Союз как служебная часть речи»

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Объяснительный диктант, тест

113

Самостоятельная работа по теме «Союз как служебная часть речи»

1

Урок контроля

Самостоятельная работа и анализ ее результатов

Алгоритм написания выполнения самостоятельной работы

Частица (10 ч)

114

Частица как служебная часть речи.

1

Комбинированный

Устное высказывание по вопросному плану, выборочное чтение, работа со словарем, объяснительный диктант

Формообразующие и смысловые частицы

Использование частиц для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи.

Морфологический разбор частиц.

115

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

Комбинированный

Лингвистический эксперимент, разные виды диктантов, осложненное списывание

116

Правописание частиц

1

Практикум

Тестирование, устное высказывание, высказывание на лингвистическую тему, осложненное списывание

Смысловые различия частиц не и ни, различение их в письменной речи. Различение приставки не- и частицы не, их употребление с разными частями речи (обобщение).

Дефисное написание частиц –то, -таки, -ка. 

117

Правописание частиц НЕ и НИ

1

Практикум

Словарный диктант, взаимоопрос, лингвистический эксперимент

118

РР Контрольное изложение с элементами сочинения

1

Урок контроля и развития речи

Анализ текста, изложение с творческим заданием

Эпиграф, афоризм, идиома

Текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль текста).

Составление плана текста (простого или сложного).

Выделение ключевых слов в прочитанном или прослушанном тексте.

Создание микротемы текста с учётом соблюдения требований к построению текста: соответствие теме; чёткое выражение и логическое развитие основной мысли; строгая последовательность в изложении фактов; использование языковых средств связи предложений и смысловых частей письменного высказывания.

119

Анализ изложения.

Роль частиц в предложении и тексте

1

Комбинированный

Сочинение-миниатюра, сообщение по теме, письмо по памяти

*Наблюдение за экспрессивным использованием частиц в художественных текстах.*

Употребление частиц в соответствии с языковыми нормами современного русского литературного языка.

120

Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц.

1

Комбинированный

Редактирование текстов, самостоятельная работа

121

Повторение и обобщение пройденного по теме «Служебные части речи»

1

Комбинированный

Диктант с грамматическим заданием с последующей самопроверкой

Соблюдение всех изученных правил употребления предлогов, союзов и частиц в устной и письменной речи.

122

 Контрольная работа №5 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Служебные части речи»

1

Урок контроля

Написание контрольного диктанта и его анализ

123

Анализ диктанта

1

Комбинированный

Орфографический и пунктуационный  анализ предложений, самодиктант

Междометие  (2 часа)

124-126

Междометия и звукоподражательные слова

2

Комбинированный

Устное высказывание по теме с опорой на схему, объяснительный диктант

Формулы речевого этикета

Правильное и уместное употребление междометий для выражения эмоций. Этикетных формул. Команд. Приказов.

Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложении.

Дефисное написание междометий.

*Наблюдение за экспрессивным использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и художественных произведениях.*

Повторение изученного в 7-м классе (10 ч)

127

Омонимия слов разных частей речи

1

Урок словесности

Решение лингвистических задач, тестирование, свободный диктант

Омофоны, омографы, омоформы

Различение разных видов омонимов: фонетических(*омофонов), лексических (омонимов), грамматических (*омоформ), графических (*омографов).

Сравнительный анализ значения, строения, написания разных видов омонимов.

Работа с учебным словариком омонимов.

128

Использование омонимии как средства художественной выразительности.

1

Урок словесности

Конструирование предложений, редактирование текста, лингвистическое исследование

129

Правописание: орфография и пунктуация.

1

Комбинированный

Устное высказывание по теме с опорой на схему, объяснительный диктант

Соблюдение всех изученных правил употребления самостоятельных и служебных частей речи, междометий и звукоподражательных слов в устной и письменной речи.

Работа со всеми видами учебных словариков.

130

Знаки препинания в простом предложении

1

Комбинированный

Устное высказывание по теме с опорой на схему, объяснительный диктант

131

Морфология. Части речи. Особенности наречия как части речи.

1

Комбинированный

Устное высказывание по теме с опорой на схему, объяснительный диктант

132

Культура речи. «Живой» язык.

РК  Диалектная лексика как отражение истории народов Кольского края, его духовной культуры

1

Урок словесности

Лингвистическое исследование, составление словарика диалектизмов Кольского края

133

Итоговая контрольная работа №6 (диктант с языковым анализом)

1

Урок контроля

Диктант с языковым анализом и творческим заданием

134

Анализ контрольных работ и подведение итогов года

1

135-136

Обобщающий урок-игра «Брейн-ринг юных лингвистов»

2

Комбинированный

Орфографический и пунктуационный  анализ предложений, самодиктант

Резерв

2


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

7 класс

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

  • определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
  • особенности ударения в русском языке;
  • основные правила орфоэпии;
  • основные способы образования слов;
  • основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
  • правила русской орфографии;
  • морфологические признаки частей речи;
  • нормы употребления в речи языковых единиц;
  • виды словосочетаний;
  • виды предложений;
  • основные группы пунктуационных правил;
  • признаки текста.

Уметь:

  • адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к определённому типу речи;
  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
  • анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
  • правильно произносить широко употребляемые слова;
  • по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
  • определять способы образования разных частей речи;
  • соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
  • толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
  • различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
  • владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
  • составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
  • определять синтаксическую роль всех частей речи;
  • объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
  • строить пунктуационные схемы предложений

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.  Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку для 9 класса по УМК С.И.Львовой и В.В.Львова

программа рассчитана на 2 урока в неделю, содержит поурочное распределение материала, перечень знаний и умений по темам курса, требования к уровню подготовки учащихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой

Рабочая программа с развернуутым планированием, подготовкой к ОГЭ...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...