Конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Гаврюшенко А.В. «Мои первые сюжеты. Осенний город»
методическая разработка (6 класс) на тему

Гаврюшенко Анна Витальевна

Перед вами конспект открытого занятия «Мои первые сюжеты. Осенний город». Это урок развития речи, на котором учащиеся проявят свои творческие способности и опишут любимые уголки своего родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие речи описание города152.07 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект открытого занятия

педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко

Тема: «Мои первые сюжеты. Осенний город»

Дата: 31.10.2016 г.

Цели и задачи:

  • образовательная: познакомиться с работами художников Горячего Ключа и  научить «читать» картину;
  • развивающая: развивать письменную связную речь, творческие способности и эмоциональную сферу;
  • воспитательная: воспитывать чувство любви к природе, родному краю.

Тип занятия: практическое занятие по развитию речи

Технология: творческая лаборатория

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая (ребята работают в группе)

Оборудование: презентация; репродукция картины В.М.Савченко «Осень на Псекупсе» (2008 г.)», раздаточный материал – отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество»; толковые и орфографические словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

время

Ход занятия

Действия педагога

Действия учащегося

Результат

работы

1.

7 мин

Орг момент

-Здравствуйте, ребята. У нас с вами сегодня необычное занятие, к нам в гости пришла сама красавица золотая Осень.

(педагог указывает на пейзаж за окном).

-Расскажите, что особенное вы увидели сегодня по дороге?

-Именно она поможет нам по-новому, по-осеннему рассмотреть наш красивый город.

-Тема нашего занятия: «Мои первые сюжеты. Осенний город»

Приветствие.

Описывают осенние улицы, прохожих, аллею.

Записываю тему занятия в тетрадь

Создание положительного эмоционального настроя

Активизация эмоциональной, мыслительной, речевой деятельности.

Конкретизация темы занятия

2.

3 мин

Формулировка цели и задач

-Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с работами современных художников нашего города.  Понаблюдаем за особенностями их осенних пейзажей, в течение занятия поработаем  с художественными средствами языка и напишем сочинение-эссе на тему «Осенний город»

Прослушивание информации

Планирование работы

3.

15 мин

Знакомство с новым материалом

-Что такое наш Горячий Ключ? Это удивительное место, где кубанская степь сливается с предгорьем Главного Кавказского хребта.

С трех сторон наш маленький курортный городок окружен горами, поросшими густым лесом. Кристально чистый воздух и великолепная девственная природа города-курорта дарят хорошее настроение его жителям и гостям, пробуждают вкус к жизни и творчеству.   Не случайно именно здесь расположился Дом творчества, или творческая дача художников.

Многие художники любили и любят писать в Горячем Ключе.

Они едут сюда за солнцем, за буйством красок, за неповторимыми пейзажами, прекрасными в любое время года. Но есть у нас и свои уникальные звездочки, среди них Виктор Михайлович Савченко. Это наш современник. В качестве творческого девиза он взял слова античного философа Еврипида «Нет не покину, Музы, алтарь ваш… Истинной жизни нет без искусства». В его копилке 46 работ, из которых 31 пейзажи живописных местечек нашего города. Сегодня мы подробнее рассмотрим пейзаж «Осень на Псекупсе» (2008 г.).

Просмотр презентации.

Расширение краеведческого кругозора

4.

5 мин

Рефлексия

- Давайте устно опишем сюжет картины и сравним его с тем пейзажем, который царит за окном.

Учащиеся устно описывают картину, письменно фиксируют понравившиеся речевые обороты

Активизация визуальных  художественных образов, разминка в создании связных устных текстов.

5.

10 мин

Работа с лингвистическими понятиями

- Давайте вспомним, что представляет собою жанр эссе?

Педагог раздает отрывки из произведений русских классиков, которые содержат описания городов.

Учащиеся называют жанровые особенности эссе

Учащиеся зачитывают отрывки, обсуждают, отмечают детали, на которые стоит обратить внимание при написании текста.

Актуализация теоретических знаний

Подбор словесного материала, синтаксических конструкций.

6.

10 мин

Перемена

Педагог выходит с детьми на прогулку для наблюдения за осенними изменениями города.

Играют в устные словесные игры «Калейдоскоп осенних синонимов», «На что похоже»

Подъем эмоциональных и творческих идей.

7.

 5 мин

Работа над составлением плана сочинения

- Давайте вспомним разновидности планов сочинения (метод ключевых слов, тезисный).

Учащиеся вспоминают виды планов, индивидуально составляют план.

Подготовка плана сочинения

8.

10 мин

Работа со словом, работа по методике «каркас-тренажёр»

Педагог наблюдает, как ученики собирают ряды синонимов, сравнений, олицетворений; обсуждают синтаксические конструкции построения предложений, предложенные методикой «каркас-тренажёр»

Учащиеся разбиваются на группы, набирают словесные ряды, формулируют отдельные предложения.

Заготовка образной системы и средств художественной выразительности.

9.

20 мин

Написание сочинения

Педагог отвечает на индивидуальные вопросы, правит предложения.

Учащиеся оформляют сочинение

Создание связного письменного текста

10.

15 мин

Перемена

Совместная познавательная игра «Загадочный листопад»/ «Угадай, о чем идет речь»/ «Раз, два, три – ну-ка, повтори» (при хорошей погоде подобные игры проводят на свежем воздухе, во дворе учреждения)

Смена деятельности для активизации последующих познавательных процессов.

11.

5 мин

Подготовка к презентации сочинения

Педагог помогает исправить грамматические и речевые ошибки.

Учащийся психологически готовится к выступлению.

Создание внутреннего настроя перед публичным выступлением

12.

20 мин

Презентация и обсуждение сочинений готовых сочинений

Педагог комментирует сочинения, помогает отвечать на вопросы.

Коллективное обсуждение работ.

Закрепление навыков формулирования своей точки зрения

13.

5 мин

Подведение итогов

Педагог задает ряд вопросов:

1. Что нового вы узнали на занятии?

2.Что понравилось в выполняемой работе?

3. Насколько вы довольны результатом и почему?

4. Что именно пригодиться вам из нашего занятия в обычной жизни?

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

Закрепление навыков формулирования связного, полного, конкретного и аргументированного ответа на вопросы.

120 мин

Приложение 1.

Репродукция картины В.М. Савченко  «Осень на Псекупсе» (2008 г.).

http://www.artlib.ru/objects/gallery_523/artlib_gallery-261833-b.jpg

Приложение 2.

Сочинение-описание

из цикла «Осенний город»

Осенний Ключ

Каркас - тренажёр

Вступление:   Вечер. Иду по центральной улице моего родного города. Сегодня наш Горячий Ключ совсем не горячий, а по-настоящему осенний. Вспоминаю строки Андрея Бонди : «В старом парке бродит осень. И раскрашивает листья. На часах пробило восемь – пролетает время быстро». Поэт так прав.

Основная часть

обстоятельство

сказуемое

определения

подлежащее

дополнения

1

неожиданно,

внезапно,

потихоньку,

поздно вечером

наступила

налетела

озолотила

одела

раскрасила

разбросала

подкралась

заиграла

заплакала

внезапная

неожиданная

золотая

дождливая

прохладная

яркие

разноцветные

осень,

золотая девчонка,

рыжая скрипачка

листья

ветер

дождь

небо

тучи

2

быстро

стремительно

плавно

бесшумно

по улицам

среди домов

среди прохожих

рассыпались

закружились

опали

заплясали

разлетелись

золотые

яркие

влажные

мокрые

холодные

бледные

листья

монетами,

золотым дождем, листопадом

3

утром

внезапно

резко

заплакало

нахмурилось

бледное

холодное

равнодушное

печальное

небо

тучами

дождем

4

потихоньку

как всегда

за тучами

улыбнулось

исчезло

спряталось

стало засыпать

тусклое

слабое

солнце

лучами

5

По-осеннему

задрожал

пахнет

наполнен

сырой

прохладный

влажный

приятный

воздух

Прохладой,

каплями дождя,

сыростью

6

грустно

равнодушно

невесело

одиноко

стояли

наклонились

обнажились

затосковали

обнаженные

стройные

высокие

развесистые

деревья

ветвями,

о лете,

о жарких летних вечерах

7

беспечно

спокойно

по парку

по улицам

гуляют

мечтают

рассматривают

наслаждаются

озябшие,

печальные,

торопливые,

отдыхающие,

гуляющие

люди

клумбы

ели

листья

8

по-осеннему

неожиданно

спряталось

появилось

ожидает

осеннее

спокойное

грустное

настроение

праздников

каникул

9

постепенно

живет

дышит

улыбается

засыпает

замирает

остывающий

пустой

осенний

город

листьями сказками

историями

осенью

Заключение:  Заканчиваю свой этюд об осеннем Горячем Ключе вновь строками Андрея Бонди, которые так подходят к погоде за моим окном: «Золотые осени монеты собирать никто не торопился. Под колеса дождевой кареты, каждый лист невольно, но ложился».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Примы Игоря Кондратьевича «Введение в образовательную программу. Модель космической ракеты» .

формирование у детей интереса План - конспект открытого занятия, подготовленный для Областного этапа Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям"- Введение в образовательную программу " Начальное косм...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Создание текстов (рассказ, сказка, рассуждение, описание)»

Перед вами конспект открытого занятия «Создание текстов (рассказ,сказка,рассуждение, описание)». Это урок развития речи, на котором учащиеся проявят свои творческие способности и напишут д...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Работа над словом»

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Работа над словом", на котором учащиеся научатся создавать и использовать такие средства художественной выразительности, как эп...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Культура речи и речевой этикет»

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему "Культура речи и речевой этикет"", на котором учащиеся поработают над исправлением детских речевых ошибок и в реальном вре...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Типы заголовков. Влияние заголовка на содержание текста»

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему "Типы заголовков.Влияние заголовка на содержание текста", на котором учащиеся узнают об основных правилах посторения заголовков...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Е.А. Клочковой Тема: «АРХИМЕД и ПИФАГОР» (для детей 9-11 лет)

Данный урок направлен на повышение познавательного интереса к предмету математики, знакомство с открытиями гениальных ученных, развитие математической любознательности и инициативы....

Конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Китманова Д. В.

Открытое занятие способствовало привитию  здорового образа жизни учащимся  с использованием здоровьесберегающих технологий: элементы методики М.Монтессори, дыхательная гимнастика Бутейко, по...