Рабочая программа. "Родной русский язык". 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Зайцева Наталья Викторовна

Рабочая программа учебного предмета "Родной русский язык" для 9 класса на 70 часов, т.е. 2 часа в неделю. При составлении мною использовано методическое пособие "Родной русский язык. 9 класс" издательства "Учебная литература"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

                          РОДНОЙ  РУССКИЙ  ЯЗЫК .  9 КЛАСС

На основании Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» в образовательную программу МБОУ  «Мглинская СОШ №2»  в 2019 году внесены изменения и дополнения: в  9 классе в учебном плане выделены учебные часы  (2 часа в неделю) на отдельный предмет «Родной (русский) язык».

Родной (русский) язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Родной (русский) язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Цели изучения предмета:

- воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к языковому наследию своего народа;

- познание языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека.

- осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение родного языка народа;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным (русским) языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм.

Задачи изучения родного (русского) языка в школе:

• формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;

• усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

• овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;

• овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»

Изучение предметной области «Родной (русский) язык» - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

- получение доступа к языковому и литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

- формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним, осознание взаимосвязи между своим социальным и культурным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов

Предметные результаты

Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» обеспечит:

- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

                                               

                                                             СОДЕРЖАНИЕ  

№ п/п

                              Раздел

Кол-во часов

Из них

проверочных

работ

1

Язык и культура

20

1

2

Культура речи

23

1

3

Речь. Текст

24

1

4

Итоговый контрольный урок

1

1

5

Резерв

2

ИТОГО

70

4

                   

                    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                (РРЯ. 9 класс. 70 часов)

№ п/п

                                         Тема урока

Кол-во часов

Примеч.

                         Раздел 1. Язык и культура

1

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. Важнейшие функции русского языка

1

2

Ключевые слова русской культуры

1

3

Основные тематические разряды ключевых слов русской культуры.

1

4

Ключевые слова, обозначающие мир русской природы; религиозные представления

1

5-6

Понятие о русской ментальности. Орфографический и пунктуационный практикум

2

7-8

Крылатые слова и выражения в русском языке

2

9-10

Развитие русского языка как закономерный  процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений

2

11

Основные тенденции развития современного русского языка

1

12-13

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. Активизация процесса заимствования иноязычных слов

2

14-15

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Стремительный рост словарного состава языка

2

16-17

Переосмысление значений слов в современном русском языке. Общее представление о процессах переосмысления имеющихся в языке слов

2

18-19

Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке. Общее представление о процессах изменения стилистической окраски слов и их стилистической переоценке

2

20

Проверочная работа по теме: «Язык и культура» (представление проектов, результатов исследовательской работы)

1

Раздел 2. Культура речи

21

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка

1

22

Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях

1

23

Лексические нормы современного русского литературного языка. Современные толковые словари

1

24

Лексическая сочетаемость слова. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость

1

25

Речевая избыточность и точность

1

26

Тавтология. Плеоназм

1

27

Грамматические нормы современного русского литературного языка

1

28

Отражение вариантов грамматической нормы в современных словарях и справочниках. Словарные пометы

1

29

Управление. Правильное построение словосочетаний по типу управления

1

30-31

Нормы употребления причастных оборотов

2

32-33

Нормы употребления деепричастных оборотов

2

34-35

Предложения с косвенной речью

2

36

Речевой этикет в деловом общении

1

37

Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики

1

38

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения

1

39

Правила сетевого этикета

1

40-41

Этика и этикет в электронной среде общения

2

42

Понятие нетикета

1

43

Проверочная работа по теме: «Культура речи» (представление проектов, результатов исследовательской работы)

1

Раздел 3. Речь. Текст

44

Русский язык в Интернете. Контактное и дистантное общение

1

45

Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях

1

46

Контактное и дистантное общение

1

47

Этикет интернет-переписки

1

48

Виды преобразования текстов. Аннотация. Конспект

1

49

Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации

1

50

Функциональные разновидности языка

1

51-52

 Разговорная речь. Анекдот, шутка

2

53

Официально-деловой стиль. Деловое письмо

1

54

Деловое письмо

1

55

Структурные элементы и языковые особенности делового письма

1

56

Учебно-научный стиль.  Доклад

1

57

Сообщение. Речь оппонента на защите проекта

1

58

Публицистический стиль

1

59

Проблемный очерк

1

60-61

Язык художественной литературы

2

62

Проверочная работа по теме: «Речь. Текст»

1

63

Диалогичность в художественном произведении

1

64

Текст и интертекст

1

65

Итоговый контрольный урок.

1

66

Афоризмы

1

67

Прецедентные тексты

1

68

Подведение итогов года

1

69-70

Резервные уроки

2



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Рабочая программа "Родная литература (русская)"

Рабочая программа учебного предмета "Родная литература (русская)" предназначена для обучающихся 5-9 классов....

Рабочая программа "Родной язык" 10 класс.Рабочая программа "Родная литература" 10-11 класс.

Рабочая программа "Родной язык" 10 классРабочая программа "Родная литература" 10-11 класс...

Рабочая программа Родная литература (русская) 8 класс

Пояснительная записка.I.Место предмета в учебном планеВ соответствии с ФГОС ООО предусматривается обязательное изучение родной литературы (русской) на базовом уровне основного общего образования в 8-ы...

Рабочая программа "Родная литература (русская)" 9 класс

Рабочая программа "Родная литература (русская)" 9 класс. 17 часов...