Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса
рабочая программа (7 класс)

Манзык Мария Васильевна

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакцией Т.Б. Лаптандер, В.Н. Няруй, Р.Р. Скамейко, Н.Н. Уразаева, Л.В. Фёдорова – Салехард, 2001; на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» Цымбалистенко Н.В., Попов Ю.И. (5-7 классы) – Салехард – ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2007

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_knya_7_klass.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакцией Т.Б. Лаптандер, В.Н. Няруй, Р.Р. Скамейко, Н.Н. Уразаева, Л.В. Фёдорова – Салехард, 2001; на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» Цымбалистенко Н.В., Попов Ю.И. (5-7 классы) – Салехард – ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2007.

Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:

  • Культура народов Ямала: Учебник. 5-7 классы/ Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.Г.; Тюмень, издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2007.
  • Попов Ю. И., Цымбалистенко Н. В. Мифология, фольклор и литература Ямала /    Учебник. 5–7 классы. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
  • Мифология, фольклор и литература Ямала / Хрестоматия. 5–7 классы / Составители

Ю. И. Попов, Н. В. Цымбалистенко. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

Изучение предмета направлено на достижение следующей цели:

ознакомление учащихся с основами культуры коренных народов Ямала; воспитание уважения к коренным жителям Ямала, к их культуре, обычаям, верованиям и нравам; приобщение учащихся к общекультурным, общечеловеческим ценностям, их адаптация к жизни в многонациональном сообществе народов.

Задачи предмета:

  • введение учащихся в мир культуры народов Ямала;
  • ознакомление учащихся с основами культуры коренных народов Ямала;
  • познакомить с чертами национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта;
  • понять истоки выразительности различных видов профессионального искусства;
  • ознакомление учащихся со спецификой климата и природы Севера;знакомство с представлениями о прекрасном у коренных народов Ямала и их эстетическими приоритетами;
  • формирование у учащихся чувства уважения, толерантности к обычаям и нравам народов Севера;
  • развитие экологической культуры учащихся;
  • знакомство и понимание живописи, декоративно-прикладного искусства коренных народов Ямала.

Рабочая программа  по КНЯ для 7-х классов рассчитана на 35 часов в год, из расчёта 1 часа в неделю.

С целью реализации практических задач курса «КНЯ» в 7-х классах специально выделены часы на уроки контроля  за учебными достижениями учащихся в форме тестов в количестве 4, контрольной работы- 1.

Текущими формами контроля уровня обученности учащихся являются: устный и письменный опрос, собеседования,  сообщения, творческие работы,  презентации,   викторины, кроссворды. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения в форме контрольной работы.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Личностными результатами пятиклассников, формируемыми при изучении предмета являются:

  • осознание  российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • личностные представления о целостности природы и населения Земли;
  • осознанная доброжелательность к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • основы социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • основы здорового и безопасного образа жизни, экологического сознания, осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты изучения предмета проявляются в:

  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • ответственном отношении к учению, готовности  к саморазвитию и самообразованию на основе мотиваций к обучению и познанию;
  • умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • основы  компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметные результаты состоят в следующем:

  • умении использования разнообразных  знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
  • развитии художественного мышления, вкуса, воображения и фантазии, формирование единства эмоционального и интеллектуального восприятия на материале;
  • ориентировании в социально-эстетических и информационных коммуникациях.
  • понимании культуры народов, проживающих на территории Ямала,  как одной из основных национально-культурных ценностей данного народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

2.Содержание учебного предмета, курса

Раздел I. Введение (2ч.)

Повторение и расширение сведений, изученных в 6 классе. Углубление представлений о народах Ямала. Численность каждого из народов, места их проживания за пределами округа. Мироощущение северных народов, отношение к природе и божеству. Заговоры, заклинания и обереги, их связь с традиционными верованиями. Черты родоплеменных отношений у ненцев и хантов в 20 веке. Родословная. Имя и характер. Значение имен. Патронимы у северных народов. Происхождение имен и фамилий от названий родов.

Раздел II.  Мифы (4ч.)

Мифология. Понятие о мифе в древности и в настоящее время. Объяснительная и гармонизирующая функция мифа.  Отличие мифа от легенды и сказки.

.)

Пантеон богов. Пантеон ненецких богов (Нум, Я*Миня,Нга и др.). Хантыйские боги (Нуми Торум, Калташ-Эква, Мир-Сусне-Хум, Хинь и др.)

Рождение и строение мира.  Создание земли, людей и болота. Небесный, земной и подземный миры. Мифы северных народов о сотворении Земли.

Явления природы и бедствия. Космос северных народов. Мифы о сотворении человека и животных. Священные животные на Ямале.

Раздел III.  Шаманы (3ч.)

Шаманизм. Противоречивость фигуры шамана. Понятие о камлании. Призывание духов.

Ритуальная одежда шамана. Получение ритуальной одежды. Подражание животным.

Бубен и колотушка. Камлание шамана. Практика шаманов.

Раздел IV.  Обряды. Ритуалы (2ч.)

Жертвоприношение. Почитаемые места. Священные деревья. Понятие о верованиях северных народов. Различия между язычеством (многобожием) и христианским единобожием.

Культовые предметы. Погребальный и бытовой обряды. Святые места у ненцев, ханты, селькупов. Культ предков и умерших. Ненецкие идолы.

Раздел V.   Творчество (4ч.)

Керамика. Орнамент на керамике. Общие представления о роли искусства в жизни коренных народов. Виды творческой деятельности: орнамент и его виды.

Бисер. Сукно.  Мастерство северных женщин в украшении одежды бисером. Вязание кружев, поясов, подвязок.

Плетение из бересты, прутьев деревьев и жил животного. Изделия из бересты. Техника работы с берестой.

Раздел VI.  Литература народов Ямала (12ч.)

Рождение литературы Ямала в 20 веке. Творчество писателей и поэтов Ямала (обзор).

Очерк жизни и творчества И.Ф.Ного. Первые пьесы о жизни ненцев («Шаман», «Вавле Ненянг»).

Очерк жизни и творчества И.Г.Истомина. Глава «Встань-трава» из романа «Живун».

Очерк жизни и творчества Л.В.Лапцуя. Поэзия о родном крае. Поэма «Мальчик из стойбища».

Дорога на тропу познания. Притча «Начало пути».

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Жизнь и творчество Г.Махмута. «Татарчонок» - повесть о трудном послевоенном детстве.

«Много других народов живет вокруг нас»

Взрослый мир детскими глазами

Раздел VII.  Мастера (5ч.)

Центры традиционного прикладного искусства.  Цвет и цветовая символика. Особенности творчества и жанровое своеобразие. Творчество Панкова К.Л., Сязи А.М., Лар Л.А., Хартаганова Г.Е.

Музыка и песни Ямала. Зарождение музыкального искусства на Ямале.

Первый национальный ненецкий композитор. Первые профессиональные певцы на Ямале.

Древние танцы народов Ямала. Известные ансамбли «Сыра-Сэв», «Сёюте Ямал»

Народные праздники и обряды – важнейший элемент традиционной культуры народов Ямала. Национальные блюда и напитки. Способы приготовления рыбы, мясо, ягоды, травы.

Северная деревня. Форма расселения. Быт: домашняя утварь, посуда, орудия труда

Раздел VIII.  Итоговые занятия (2ч.)

Повторение и закрепление изученного материала в 7 классе.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

творческие

 работы

контрольные работы

Тест

1.

Введение

2

1

2

Мифы

4

3.

Шаманы

3

4.

Обряды. Ритуалы

2

5.

Творчество

4

1

6.

Литература народов Ямала

12

1

7.

Мастера

5

1

8.

Итоговое повторение

3

1

Итого:

35

1

1

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Культура народов Ямала" (7 класс)

Согласно закону Российской Федерации "Об образовании", одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурны...

КТП. Культура народов Ямала. 6 класс.

КТП. Культура народов Ямала. 6 класс....

Учебная программа по культуре народов Ямала

Культура народов Ямала в основной школе изучается  только в  5 классе, всего -  35 ч.   Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю. Курс нацелен...

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...

Рабочая программа по Культуре народов Ямала для 6 класса

Рабочая программа по предемету "Культура народов Ямала" предназначена для работы в 6 классе по учебнику Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Издатеьство ИПОС СО РАН, 2002 г. Про...