Рабочая программа по родному русскому языку для 5 класса
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа по родному русскому языку для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_rodnoy_russkiy_yazyk.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Данная рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (9 часов) разработана на основе рабочей программы учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов), рекомендованной авторами-составителями О.А.Приказчиковой, Т.В.Самсоновой,  Е.В.Медянкиной.

Планируемые результаты обучения

Примерная рабочая программа базируется на системно-деятельностном, компетентностном, коммуникативном и культурологическом подходах обучения родному (русскому) языку. Основное содержание обучения родному (русскому) языку в  общеобразовательной организации направлено на формирование коммуникативной, лингвистической и социокультурной  компетенций учащихся.

 Освоение программы 5 класса предусматривает формирование у обучающихся следующих личностных результатов по родному (русскому)  языку:

уважительное отношение к родному языку как средству межличностного и межкультурного общения;

 оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм; целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;

доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу, компетентность в межкультурном диалоге.

К метапредметным результатам обучения родному языку относятся:  

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

 владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы;

 умение оценивать качество работы, опираясь на определенные критерии;

умение анализировать и понимать причины удач и неудач в учебе;

 умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

компетентность в области использования информационно- коммуникационных технологий.

 К предметным результатам обучения родному языку в 5 классе относятся:

 совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

расширение и систематизацию научных знаний о родном языке;

 осознание взаимосвязи его уровней и единиц;  формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

 приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. Основное содержание учебного предмета

Содержание

Раздел 1. Язык и культура.

– искусство и язык – эстетические возможности языковых единиц.  Выразительное чтение. Единицы техники речи.  Художественное чтение. Лучшие образцы художественного чтения.

Наш родной русский язык. Из истории русской письменности.

Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры.

История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды и русского быта.

Образность русской речи: метафора, олицетворение.

Живое слово русского фольклора. Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки.

О чем могут рассказать имена людей и названия городов

Раздел 2.  Культура речи.

Современный русский литературный язык. Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы. Стилистическая окраска слова.

Речь правильная. Основные грамматические нормы. Речевой этикет: нормы и традиции.

Раздел 3. Экология языка.  

Язык и речь. Средства выразительности устной речи.

Формы речи: монолог и диалог. Текст и его строение.

Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения. Средства связи предложений и частей текста.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение.

Официально-деловой стиль. Объявление.

Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Особенности языка фольклорных текстов.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (17 часов)

Название темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

Наш родной русский язык. Из истории русской письменности

1

Обучающиеся знакомятся с понятием родного языка, с группой славянских языков, совершенствуют коммуникативные навыки и умения

2

Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры

1

Знакомятся с понятиями «языковая картина мира», «языковая личность»; учатся использовать их при составлении устного высказывания;  закладываются основы формирования русской языковой картины мира, осознание особенностей родного языка, его своеобразия.

3

История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды и русского быта

1

Знакомятся  с предметами традиционного русского быта; узнают о происхождении названий традиционной русской одежды

4

Образность русской речи: метафора, олицетворение

1

Формируют представления о метафоре и олицетворении; развивают  навыки связной монологической и  диалогической речи.

5

Живое слово русского фольклора. Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки

1

Закрепляют навыки работы с текстом, определяют признаки текста; определяют виды связи предложений в тексте, определяют грамматические и лексические средства связи предложений в тексте.

6

О чем могут рассказать имена людей и названия городов

1

Знакомятся с понятиями «антропонимы», «топонимы», «ономастика»; учатся использовать их при составлении устного высказывания

7

Современный русский литературный язык. Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

1

Знакомятся с понятиями «современный русский язык», «хорошая речь». Актуализируют знания о нормах произношения. Знакомятся с единицами техники речи. Учатся передавать смысл высказывания с помощью выразительного чтения. Развивают умение выразительно читать, четко и ясно говорить

8

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы. Стилистическая окраска слова

1

Продолжают развивать речь, расставлять правильно логические ударение через выразительное прочтение художественных произведений

9

Речь правильная. Основные грамматические нормы. Речевой этикет: нормы и традиции

1

Знакомятся со стереотипами русского речевого этикета, включая речевой этикет, осознают себя как языковую личность.

10

Язык и речь. Средства выразительности устной речи

1

Актуализируют знания и практические навыки при составлении устного сочинения с использованием средств выразительности

11

Формы речи: монолог и диалог. Текст и его строение.

1

Развивают  навыки связной монологической и  диалогической речи.

12

Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения. Средства связи предложений и частей текста

1

Определяют основные типы речи, коммуникативную цель повествования, рассуждения,

описания.

13

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение

1

Развивают навыки разговорной речи; учатся правильно выражать просьбу и извинение

14

Официально-деловой стиль. Объявление

1

Знакомятся с таким жанром официально-делового стиля, как объявление; учатся их составлению

15

Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста

1

Учатся составлять план ответа, тезисный план текста

16

Публицистический стиль. Устное выступление

1

Развивают навыки устного выступления

17

Язык художественной литературы. Особенности языка фольклорных текстов

1

Разграничивают жанры «литературная сказка» и «рассказ». Выявление особенностей языка фольклорных текстов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс

    Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...

Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)

Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...

Рабочая программа по родному ( русскому ) языку 5 класс

Рабочая программа по родному ( русскому ) языку для 5 класса, базовый уровень...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 6 класс на 17 часов

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Русский родной язы...

рабочая программа по родному русскому языку 9 класс

В этом году я столкнулась с необходимостью срочно разрабатывать рабочую программу к новому учебномму предмету. Вот что получилось. Надеюсь, пригодится кому-нибудь. Нормативную правовую основу нас...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 5 класс

Рабочая программа по родному (русскому языку) 5 класс...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс...