Лингвистическая игра "Умники и умницы" по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
методическая разработка (7 класс)

Итоговый урок по изучению творчества Л.Н.Толстого в 7 классе. Формируя желание детей читать классическую литературу учитель разрабатывает уроки под девизом: "Учение с увлечением". На данном уроке учащиеся имеют возможность показать знание текста, проявить свои творческие способности и артистизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy_kavkazskiy_plennik_tolstoy_l.n.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:


Литературная игра «Умники и умницы» по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Цель: Обобщение изученного; проверить знание текста произведения, умение применять отрывки из текста при ответах на вопросы, умение высказывать собственное мнение по вопросу; раскрыть философские взгляды и нравственные ценности великого русского писателя в рассказе «Кавказский пленник»
Задачи:
Предметные : знать содержание рассказа «Кавказский пленник» ; уметь работать с текстом, стоить развернутые высказывания; характеризовать героев и их поступки;
Метапредметные : понимает информацию, предоставленную в изобразительной, схематичной форме; строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группах, с учетом конкретных учебно-познавательных задач;
Личностные : положительно относится к учению, познавательной деятельности;
Межпредметные связи : принимает и сохраняет учебную задачу ; планирует необходимые операции, действует по плану.
Оборудование: портреты Л.Н.Толстого, презентация; тестовые задания; высказывания л Л.Н.Толстом и его рассказе.
Ход урока:
Организация класса;
Слово учителя:
Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь,
И чудный вой мгновенных, громких бурь.
М.Лермонтов
М.Ю.Лермонтов с самого детства был влюблен в Кавказ. А.С.Пушкин был на Кавказе два раза и посвятил ему несколько стихотворений и поэм. Да и великий писатель Л.Н.Толстой участвовал в Кавказской войне (которую царское правительство начало в 1817 г. и которая продолжалась до 1964 г.) . Толстой написал несколько рассказов о тех местах и о тяжелом военном времени.
Как Толстой попал на Кавказ? ( 30 мая 1851 г.. Лев Толстой вместе с братом Николаем, офицером 20-ой артиллерийской бригады, отправился в действующую армию на Кавказе);
На Кавказе Толстой пробыл 2,5 года;
Какой гуманный поступок совершил Толстой будучи офицером на Кавказе? (Георгиевский крест, который был предназначен Толстому, он уступил солдату, для которого знак отличия означал получение пожизненной пенсии);
Работа над рассказом «Кавказский пленник» была завершена 25 марта 1872 года, и был он написан для «Азбуки»и адресован детям. По этой книге занимались крестьянские дети в Яснополянской школе Толстого
Как вы думаете , что хотел сказать Толстой детям этим произведением?
В каком веке происходят события, описанные в этом рассказе (в XIX в.)
Горцев Кавказа Толстой называет татарами
А кто такие горцы?
Толстой называет горцев татарами, но это не обозначение национальности : во времена Толстого так называли мусульман вообще. В рассказе под татарами подразумевались горцы - жители гор.
В рассказе нет четкой привязанности к определенной дате. « На Кавказе тогда война была». Видимо, это не так уж и важно для самого писателя. Важнее - как ведут себя во времена этих военных действий люди, какие нормы поведения выбирают в экстремальной ситуации. Какие нравственные ориентиры остаются неизменимыми.
Сегодня мы проводим урок в виде литературной игры, во время которой вы покажите знание текста и умение высказывать собственное мнение по вопросу.
Три команды ( мои помощники )
Красный стол
Капитан Желтый стол
Капитан Зеленый стол
Капитан
I ТУР: «Разминка»
Действие рассказа происходит:
а)        летом,
б)       весной,
в)       осенью.
Жилин поехал домой:
а)        жениться,
б)       лечиться,
в)       проведать старую мать.
Жилин поехал:
а)        один,
б)       с обозом,
в)       вдвоем с Костылиным.
Офицеры, оказались одни, потому что:
а)        они и поехали вдвоем.
б)       других всех убили,
в)       обоз шел медленно, они не хотели ждать.
У Жилина:
а)        было ружье,
б)       не было ружья,
в)       ружье он потерял.
Жилин:
а)        бедный,
б)       богатый,
в)       об этом в рассказе не говорится.
Костылин:
а)        бедный,
б)       богатый,
в)       об этом в рассказе не говорится.
Костылин попал в плен:
а)        вместе с Жилиным,
б)       отдельно от него,
в)       он не попал в плен.
Дине:
а)        10 лет
б)       17 лет
в)       13 лет
Пленных держали:
а)        в сарае,
б)       в доме,
в)       в мечети.
Жилин лепил кукол:
а)        из хлеба,
б)       из глины,
в)       из пластилина.
Жилин вылечил татарина:
а)        потому что был врачом,
б)       вспомнил способ лечения, о котором когда-то читал,
в)       случайно так получилось.
Пленников велел убить:
а)        красный татарин,
б)       старик,
в)       черный татарин.
Офицеры были в плену:
а)        неделю,
б)       меньше месяца,
в)       больше месяца.
Костылин не мог бежать из плена, потому что:
а)        испугался,
б)       разболелся,
в)       надеялся и ждал, что его выкупят.
Жилину помогли бежать:
а)        Дина,
б)       красный татарин
в)       Костылин.
Жилин:
а)        сразу убежал,
б)       бежал дважды,
в)       остался у татар до выкупа.
Жилин вернулся в крепость:
а)        на коне,
б)       в колодках пешком,
в)       его привели татары.
II ТУР : «Блиц-вопрос». Минута на раздумывание
Вопросы (красной команде):
Назовите время написания рассказа (70-е годы 19 века).
Где происходили события? (на Кавказе).
В какое время года происходили описанные события? (Дело было летом).
Вопросы(желтой команде):
Как называется татарская деревня? (аул).
Сколько вёрст нужно было проехать? (25 вёрст).
сколько денег заплатил Жилин за свою лошадь, когда она была жеребёнком? (100 руб.)
Вопросы(зеленой команде):
Что в переводе обозначает слово «джигит»? («молодец»).
Как называется украшение не шее Дины? (монисто).
Как называется татарское пиво? (буза).
Дополнительные вопросы:
Какое оружие было при Жилине? (Шашка).
Почему Жилину не удалось приметить дорогу? (Глаза были замазаны кровью, а руки крепко связаны).
Из чего было сделано монисто Дины? (из русских полтинников).
Что висело на ленте, которая была вплетена в косу Дины? (бляхи и рубль серебряный).
Что пообещал Жилин малому татарчонку за возможность сходить за аул на гору? (сделать лук и стрелы).

III ТУР: Узнай по портрету героя или героиню
1 задание:
Зеленый стол:Мужчина грузный, толстый… (Костылин).
Желтый стол:Барин, служивший офицером на Кавказе. Не велик ростом, да удал. (Жилин).
Красный стол:Глаза у него черные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо весёлое…Одет в бешмет шёлковый, синий, обшитый галунчиком; башмачки красные, сафьянные, обшитые серебром (чёрный татарин Абдул-Мурат, отец Дины).
2 задание:
Зелёный стол. Тоненькая, худенькая девочка, лет тринадцати (Дина).
Жёлтый стол. У него красная борода, одет в бешмет шёлковый, на ремне кинжал серебряный. На голове шапка высокая, баранья, чёрная…(красный татарин Кази-Мугамед).
Красный стол. …она в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, ( а на голове большой кувшин жестяной с водой). (Молодая татарка).
3 задание:
Зелёный стол. … У него шея жилистая, бритый затылок синеется из-под шапки. (Татарин, который вёз на лошади пленённого Жилина).
Жёлтый стол. Лицо у него скуластое. Рубаха на нём оборванная…вся грудь голая (работник ногаец).
Красный стол. Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано. Бородка и усы подстрижены, белые как пух; а лицо сморщенное и красное как кирпич; нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые, и зубов нет – только два клыка. (Старик, проживающий уединённо, «…первый джигит был…»).
IV ТУР: Продолжи описание (словами близкими к тексту)
Задание 1:
Зелёный: «Пришло ему раз письмо из дома. (Пишет ему старуха-мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с Богом поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься»).
Жёлтый: «Ехать было 25 вёрст. Обоз шёл тихо…(то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит или лошадь станет, и все стоят- дожидаются. Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошёл. Пыль жара, солнце так и печёт, и укрыться негде. Голая степь; ни деревца, ни кустика по дороге.)»
Красный: Спастись от погони Жилину не удалось. «Выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху. Навалилась Жилину на ногу…(Хотел он подняться, а уж на нём два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, да ещё соскакали с коней трое на него, начали прикладами бить по голове. Помутилось у него в глазах, и зашатался. Схватили его татары, сняли с сёдел подпруги запасные, закрутили ему руки за спину, завязали татарским узлом, поволокли к седлу. Шапку с него сбили, сапоги стащили, всё обшарили – деньги, часы вынули. Платье всё изорвали. Оглянулся Жилин на свою лошадь. Она, сердечная, как упала на бок, так и лежит, только бьётся ногами- до земли не достаёт; в голове дыра, а из дыры так и свищет кровь чёрная, на аршин кругом пыль смочила.)»
Задание 2:
Зелёный. Жилин пролежал в сарае всю ночь без сна. Когда наступил рассвет, он раскопал щёлку и стал смотреть. Что он увидел? («Видна ему из щёлки дорога – под гору идёт, направо сакля татарская, два дерева подле ней. Собака чёрная лежит на пороге, коза с козлятами ходит – хвостиками подёргивают. Видит - из-под горы идёт татарка молоденькая, в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой. Идёт, в спине подрагивает, перегибается, а за руку татарчонка ведёт бритого, в одной рубашонке.»)
Жёлтый. «Пришёл Жилин в дом… (Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. В передней стене пуховики пёстрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки – всё в серебре. В одной стене печка маленькая вровень с полом. Пол земляной, чистый, как ток, и весь передний угол устлан войлоками; на войлоках ковры, а на коврах пуховые подушки. И на коврах в одних башмаках сидят татары…)
Красный. За спинами у всех татар пуховые подушки подложены, а перед ними…(опиши трапезу) «на круглой дощечке блины просяные, и масло коровье распущено в чашке, и пиво татарское – буза, в кувшинчике. Едят руками, а руки все в масле. …. Поели татары блины, пришла татарка… унесла масло, блины, подала лоханку хорошую и кувшин с узким носком. Стали мыть руки татары, потом сложили руки, сели на коленки, подули во все стороны и молитвы прочли.»)

V ТУР : Ответить на вопросы , используя цитаты из текста
Зелёный: Почему Жилин выехал из крепости не один, а с обозом? («На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в середине едет народ.»)
Жёлтый: Как случилось, что Жилин оказался вне обоза? (Обоз двигался очень медленно. «Выехал Жилин вперёд, остановился и ждёт, пока подойдёт к нему обоз. Слышит, сзади на рожке заиграли – опять стоять. Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар, - ускачу. Или не ездить?..» Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер - Костылин, с ружьём и говорит: «Поедем, Жилин, одни. Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми.… Подумал Жилин и говорит: «А ружьё заряжено?- Заряжено.- Ну, так поедем.»)
Красный. Как случилось, что Жилин остался без ружья? (Когда Жилин выехал на гору посмотреть, нет ли татар, он буквально столкнулся с ними. Их было человек 30. Жилин «увидал, стал назад поворачивать; а татары его увидали. Пустились к нему, сами на скаку выхватывают ружья из чехлов. Припустил Жилин под круч вовсе лошадиные ноги, кричит Костылину:
- Вынимай ружьё!- а сам думает на лошадь на свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой; спотыкнёшься - пропал. Доберусь до ружья, я сам не дамся». А Костылин заместо того, чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».)
Зелёный. Кто стал хозяином пленника. И почему татары сразу не расправились с ним? (Один из гостей-татар повернулся к Жилину, стал говорить по-русски.
- Тебя, говорит, взял Кази-Мугамед, - сам показывает на красного татарина, - и отдал тебя Абдул-Мурату, - показывает на черноватого.- Абдул-Мурат теперь твой хозяин….. Переводчик говорит: «Он тебе велит письмо домой писать, чтоб за тебя выкуп прислали. Как пришлют деньги, он тебя пустит».)
Жёлтый. Сколько денег закомандовал татарин, и как повёл себя Жилин? (Жилин подумал и говорит: «А много ли он хочет выкупа?» Поговорили татары; переводчик и говорит: «Три тысячи монет». «Нет, - говорит Жилин, - я этого заплатить не могу». Вскочил Абдул, начал руками махать, что-то говорит Жилину,- всё думает, что он поймёт. Перевёл переводчик, говорит: «Сколько же ты дашь?» Жилин подумал и говорит: «Пятьсот рублей». Тут татары заговорили часто, все вдруг. Переводчик говорит: «Хозяину выкупа мало 500рублей. Он сам за тебя 200 заплатил. Ему Кази-Мугамед был должен. Он тебя за долг взял. Не напишешь письмо - в яму посадят, наказывать будут плетью. «Эх,- думает Жилин, - с ними что робеть, то хуже». Вскочил на ноги и говорит: «А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак. Пересказал переводчик, опять заговорили все вдруг. Вскочил чёрный и говорит: «Урус джигит, джигит урус, что значит, «молодец». И сам смеётся. «Тысячу рублей дай.» Жилин стал на своём: «Больше пятисот рублей не дам. А убьёте - ничего не возьмёте.)
Красный. Что же на самом деле задумал Жилин? (Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: «Я уйду» «Где,- думает,- матери столько денег взять за меня заплатить. И то она тем больше жила, что я посылал ей. Если ей 500 рублей собрать, надо разориться вконец; Бог даст – и сам выберусь.).
Зеленый стол. Как повёл себя в ситуации с выкупом Костылин? (Вскочил Абдул, показывает на Костылина, что-то говорит. Переводчик перевёл, что они теперь принадлежат оба одному хозяину, и кто прежде денег даст, того и отпустят.
- Вот, - говорит Жилину, ты всё серчаешь, а товарищ твой смирный; он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют. Вот его и кормить будут хорошо и обижать не будут.)
Жёлтый стол. Сравни: как вели себя в заточении два пленника: Жилин и Костылин. О чём это говорит? (Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидел в сарае и считал дни, когда письмо придёт; или спал. Жилин ходил по аулу, высматривал, как ему бежать, а то сидит, что-нибудь рукодельничает – или из глины кукол лепит, или плетёт плетёнки из прутьев. Он на всякое рукоделье мастер был.)
Красный стол. Чем удалось Жилину заслужить расположение Дины? (Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу. Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Динка увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются. Жилин снял куклу, подаёт им. Они смеются, не смеют взять. Оставил он куклу, ушёл в сарай и смотрит, что будет? Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала. Наутро смотрит, на зорьке Дина вышла на порог с куклой. А уж лоскутками красными убрала и качает, как ребёнка, сама по-своему прибаюкивает. Вышла старуха, забранилась на неё, выхватила куклу, разбила её, услала куда-то Дину на работу. Сделал Жилин другую куклу, ещё лучше, отдал Дине. Принесла раз Дина Кувшинчик, поставила, села и смотрит на него, а сама смеётся, показывает на кувшин. «Чего она радуется?» – думает Жилин. Взял кувшин, стал пить. Думал - вода, а там молоко. «Хорошо», - говорит. Как взрадуется Дина! И с тех пор стала она ему каждый день крадучи молоко носить...)VI ТУР: Конкурс капитанов
Красный стол. Почему не удался первый побег? Как вели себя герои произведения? (Во время побега Костылин показал себя слабым человеком. Он оказался не соратником Жилина, а обузой, он проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость и только страдает. Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется за освобождение.)
Желтый стол. Почему Дина помогла Жилину? (В плену характер Жилина явно проявился, так как именно в сложных жизненных обстоятельствах характер человека становится очевидным. Перед нами мужественный, жизнестойкий человек, к тому же добрый и находчивый, что и нравится всем людям, независимо от национальности».)
Зеленый стол. Проанализировав поведение Дины по отношению к Жилину, других татар, которые стали доверять Жилину и даже обращались к нему за помощью, историю старика- отшельника, бывшего первого джигита, какой можно сделать вывод о взаимоотношениях людей разных национальностей? (Между народами не существует внутренней вражды, каждый народ имеет свои традиции, к которым должен с уважением относиться человек другой национальности, а война никому не нужна. Она несёт людям страдание и горе.)

VII ТУР : Работа с иллюстрациями
Прокомментировать иллюстрации
Вывод: Толстого считали и считают великим гуманистом. Какие нравственные уроки он нам преподносит в рассказе «Кавказский пленник» ?
Только мирное сосуществование может помочь людям оставаться людьми.
Чтобы люди могли жить в мире, необходим совместный труд , тогда проявляются их способности.
Каждый человек имеет право на свое мнение.
Дети могут спасти мир, но им нужно соответствующее воспитание
(Подвести итоги конкурсов)

VII ТУР: Работа с кроссвордом
Найти ключевое слово нашего кроссворда
Все творчество Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник» мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее ее и чужим по крови.
Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации , не перекладывая на чужие плечи своих бед.
Л.Н.Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:
«На все добро ответим мы добром,
На всю любовь ответим мы любовью»

IX ТУР:
Рефлексия . Составить Синквейн «Дружба»
«10 уроков жизни» Л.Н.Толстого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заключительный урок по произведению "Кавказский пленник"

Урок литературы в 5 классе по программе Коровиной...

Конспект урока «Решение лингвистических задач на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»

Тема урока: «Решение лингвистических задач на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»Тип урока: урок-исследованиеЦели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с ...

Лингвистический анализ первой главы рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Лингвистический анализ первой главы рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"...

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Обобщающий урок по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Обобщающий урок по чтению в 7 классе по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" содержит вопросы на которые обучающиеся ищут ответы в тексте произведения....

Тест по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Тест по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник", 5 класс....

Открытый урок по литературе в 5 классе на тему "Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Лингвистический анализ художественного текста" (2 часа).

Открытый урок по литературе в 5 классе на тему "Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Лингвистический анализ художественного текста" (2 часа)...