Формирование читательской грамотности при обучении предметам «Русский родной язык» и «Родная литература (русская)»
статья (6 класс)

Читательская грамотность — это умение обучающегося воспринимать тексты любого стиля и типа, пересказывать их, а затем использовать полученную информацию на практике. Читательская грамотность формируется не только на уроках чтения или литературы: абсолютно все предметы школьного курса помогают её развивать. Рассмотрим некоторые приёмы формирования читательской грамотности на уроках родного языка (русского) и родной литературы (русской).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности при обучении предметам «Русский родной язык» и «Родная литература (русская)»

Чибышева Ирина Филипповна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Рудногорская СОШ»

Читательская грамотность — это умение обучающегося воспринимать тексты любого стиля и типа, пересказывать их, а затем использовать полученную информацию на практике. Читательская грамотность формируется не только на уроках чтения или литературы: абсолютно все предметы школьного курса помогают её развивать. Рассмотрим некоторые приёмы формирования читательской грамотности на уроках родного языка (русского) и родной литературы (русской).

Приём смыслового чтения «Тонкий и толстый вопрос». Суть этого приёма, уже ставшего привычным для обучающихся, содержится в том, что дети, прочитав текст, составляют по его содержанию «толстые» и «тонкие» вопросы. «Толстые вопросы» — это те вопросы, которые требуют развёрнутый ответ с примерами и доказательствами, «тонкие» же вопросы требуют односложный ответ.

Приём «Реставрация текста» заключается в том, что обучающимся предлагается текст с пропущенными словами. После внимательного прочтения текста, осмысления его темы, а также после определения ключевых слов дети пытаются восстановить пропуски. Не всегда ответы получаются однозначными, возникает дискуссия, ко всему прочему воспитывающая коммуникативные умения.

Приём «Реконструкция текста» похож на предыдущий: обучающимся предлагается поменять порядок предложений (в более старших классах — абзацев) для создания полноценного текста. Здесь стоит сказать про синтез двух названных приёмов: ученикам с повышенной степенью обученности предлагается набор предложений, которые не только стоят не по порядку, но и содержат пропущенные слова.

Нужно подчеркнуть, что, работая над развитием функциональной грамотности, мы исследуем не только слова, логично выстроенные в предложения, но и изображения, диаграммы, схемы и таблицы. На уроках предметной области «родной язык (русский) и родная литература (русская)» мы часто используем схемы или таблицы по теме урока: обучающийся, рассмотрев их, должен составить связный текст. Или же после изучения какой-либо обширной темы предлагаем детям создать собственную опорную схему, интеллект-карту, облако слов.

Таким образом, на уроках родного языка (русского) и родной литературы (русской) формируются все уровни понимания текста: понимание слов, предложений, текста и подтекста.

Литература

  1. Иноземцева Н.В. Развитие читательской грамотности подростка как педагогическая проблема // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-chitatelskoy-gramotnosti-podrostka-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 28.03.2022).
  2. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10–15-летних школьников // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 123–150
  3. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-толкая // Вопросы образования. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-chitatelskoy-gramotnosti-ili-novye-pohozhdeniya-tyani-tolkaya (дата обращения: 28.03.2022).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

Приказ УО Администрации г. Когалыма о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и родная литература». Программы (5-9 классы).

Данные программы конкретизируют содержание Стандарта, дают распределение учебных часов по разделам курсов, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, ...

Язык и культура. Исконно русская лексика. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.

Язык и культура. Исконно русская лексика. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы....

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ (ГИСТОГРАММАМИ И ДИАГРАММАМИ)

Умение работать с несплошными текстами становится основой для усвоения информации в современном мире. В данной статье рассматриваются такие виды несплошных текстов, как гистограммы и диаграммы,  ...

Конспект познавательного развлечения, посвященного Всемирному Дню родного языка "День родного языка"

Познавательное развлечение "День родного языка" предназначено для детей подготовительной к школе группе....

«Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО» (удостоверение).

laquo;Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»...