ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5 КЛАСС По учебнику О. М. Александровой, О. В. Загоровской, С. И. Богданова и др.,
рабочая программа (5 класс)

Антонова Оксана Владимировна

17 ЧАСОВ (1 час в неделю в первом полугодии.) БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.yaz5_.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Елисеевская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета МОБУ Елисеевская  ООШ

Протокол №___

от«___» ________2021   г

«Утверждаю»

Директор МОБУ Елисеевская  ООШ

__________/Е.Н.Вохмянина/

Приказ №______

от «___» _________2021   г

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»  НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

5 КЛАСС

По учебнику О. М. Александровой, О. В. Загоровской, С. И. Богданова и др.,

17 ЧАСОВ (1 час в неделю в первом полугодии.)

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

2021-2022ГОД

Составила учитель I категории Антонова Оксана Владимировна

Д. Елисеевка

2021-2022 учебный год

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе «методических рекомендации по введению учебного предмета «Русский родной язык»  на уровне основного общего образования»  (Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования) и образовательной программы МБОУ Елисеевской оош.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено
на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.

Целью курса «Русский родной язык» является расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся
к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания
и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, понимание важнейших социокультурных функций языковой классификации.

Программа предусматривает расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку
не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

В основание курса положена коммуникативная методика обучения русскому языку, где предлагается идти от значения к форме его выражения. Этот приём в наше время, когда современные школьники испытывают огромные трудности с подборами нужного способа выражения  мысли  в конкретной ситуации, является наиболее результативным.

Формы организации образовательного процесса:

  •  обобщающая беседа по изученному материалу;
  • -проверка знаний при помощи тестов;
  • -индивидуальный устный опрос;
  • -фронтальный опрос;
  • - опрос с помощью перфокарт;
  • - выборочная проверка упражнения;
  • - взаимопроверка;
  • - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
  • - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
  • - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
  • - составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);
  • - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • - написание сочинений;
  • -письмо под диктовку;
  • -комментирование орфограмм и пунктограмм;
  • -Контрольное списывание;
  • Зрительные диктанты
  • Проект (в т.ч.творческий),
  • Учебное исследование,
  • Флэш-моб,
  • Игра

ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

  • 1. Библиотечный урок.
  • 2. Клуб.
  • 3. Мультимедийный урок (видео-лекторий  и др.)
  • 4. Игра (ролевая, деловая и пр.).
  • 5. Учебный театр.
  • 6. Экскурсия (в т.ч. виртуальная).
  • 7. Полигон.
  • 8. Выставка.
  • 9. Диспут.
  • 10. Дискуссия.
  • 11. Дебаты.
  • 12. Тренинг.
  • 13. Мастерская.
  • 14. Диагностика.
  • 15. Проектирование /Проект.
  • 16. Консультация.
  • 17. Соревнование («бой» и др.).
  • 18. Лаборатория
  • 19. Кейс
  • 20. Квест и др.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного
в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает
и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации,
но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

в первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка
и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения. Это уровень культуроведческой компетенции.

Во втором блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи, культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. это уровень Здесь на первом месте развитие речевой компетенции учащихся.

Третий блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм. Этот блок подразумевает становление и развитие коммуникативно-деятельностной компетенции школьников.

Язык и культура. Речь. Текст. 5 часов.

Русский язык — национальный язык русского народа, язык межнационального общения. Бережное отношение  к родному языку как одно из необходимых качеств Русский язык — национальный язык русского народа, язык межнационального общения. Бережное отношение  к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека.

Слова  с национально-культурным компонентом значения в словарном составе языка (с возможностью опоры на эту информацию в 6 кл. при изучении темы 1).

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые.

Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску.

Названия общеизвестных  старинных русских городов. Их происхождение.

Речь. Текст. 5 часов

Как   строится   текст.   Композиция   текста: вступление,   основная   часть,   заключение. Смысловая часть и абзац.

Общая характеристика содержания и композиции основных типов речи: описания, повествования, рассуждения.

План устного ответа на уроке, план прочитанного текста. Виды плана: на основе назывных предложений (практически, без акцента на понятие), вопросный, тезисный.

Культура речи. Речь. Текст. 7 часов

Повествование как тип речи. Средства  связи предложений в повествовании.

Рассуждение, описание  как типы речи (ознакомительный акцент). Виды рассуждения по коммуникативной задаче: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство (в логике выстраивания учебного ответа).

Сферы и ситуации общения и функциональные разновидности  языка.  

Определение стилевой принадлежности  текста:

стилевые черты и языковые средства (художественный, в т.ч. фольклорный текст).

Знакомство с стилевыми чертами и языковыми средствами публицистического стиля применительно к устному выступлению (как вариант — к газетной публикации). Девиз, слоган как элементы самопрезентации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

— распознаёт и правильно объясняет значение изученных слов
с национально-культурным компонентом (имена, названия городов), правильно употребляет их в современных ситуациях речевого общения;

— строит устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-добавление, ответ-группировка) с  опорой на учебный учебно-научный) текст;

— оценивает устные и письменные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, объясняет основные причины коммуникативных неудач;

— оценивает собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

— редактирует собственный текст с целью совершенствования его содержания
и формы (после указания на ошибки), возможны неточности и вторичные правки;

 —сопоставляет черновой и отредактированный тексты;

— создаёт текст (с опорой на культурные образцы, на основании прямых цитат как исходных текстов, так и их интерпретаций в объёме до 35 % самостоятельного текста) как результат проекта / учебного исследования
(не менее 5 листов А4, Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5);

— представляет результат проекта / учебного исследования в устной (до 5 минут говорения с опорой на текст) / письменной форме как культурно оформленный текст;

— под контролем учителя использует основные компоненты аргументативного текста в учебном исследовании: тезис, доказательство, объяснение (возможна несамостоятельность элементов);

— определяет произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи и стилями речи (при повторном чтении по задаче, возможны ошибки);

— опознает частотные примеры тавтологии и плеоназма (по задаче);

— использует в официальной речевой ситуации русскую этикетную вербальную манеру общения (основные формулы), возможны ошибки;

— владеет различными видами слушания (детальным, выборочным, ознакомительным) и чтения (просмотровым, ознакомительным) для повествовательных текстов — допускает ошибки, читает с регрессиями, слушает текст учебный;

— оценивает свои умения грамотного письма (орфографические, грамматические), грамотной речи (соблюдение орфоэпических, лексических норм), планирует и осуществляет их корректировку и развитие с помощью доступных учебных ресурсов;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

№ урока

Тема урока

Дата

проведения

план

факт

1 четверть

Наш родной русский язык

2.09

Язык как зеркало национальной культуры.

9.09

Наименование предметов традиционного русского быта.

16.09

О чем могут рассказать имена людей и названия городов. Защита проекта.

23.09

Современный русский литературный язык.

30.09

Нормы произношения и ударения.

7.10

Контрольная работа за 1 четверть.

14.10

Основные грамматические нормы.

21.10

2 четверть

Обращение в русском речевом этикете. Защита проекта.

11.11

Средства выразительности устной речи.

18.11

Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения.

25.11

Функциональные разновидности языка.

2.12

Язык художественной литературы. Рассказ.

9.12

Научно-учебный стиль.  План ответа на уроке, план текста.

16.12

Промежуточная итоговая аттестация.

23.12

Особенности языка литературной сказки.

13.01

Особенности языка народной сказки.

20.01


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ для уровня основного общего образования (5 – 9 классы)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для уровня основного общего образования (5 – 9 классы)  разработана на срок действия основной образовательной программы основного общего образования (2014 –...

Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования

Основная образовательная программа среднего общего образования.  Воспитание и социализация обучающихся....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

проблемный подход в обучении русскому языку превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную ...

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)

на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...