ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 7 КЛАСС По учебнику О. М. Александровой, О. В. Загоровской, С. И. Богданова и др.,
рабочая программа (7 класс)

Антонова Оксана Владимировна

17 ЧАСОВ (1 час в неделю в первом полугодии.) БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.yaz7_.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Елисеевская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета МОБУ Елисеевская  ООШ

Протокол №___

от«___» ________2021   г

«Утверждаю»

Директор МОБУ Елисеевская  ООШ

__________/Е.Н.Вохмянина/

Приказ №______

от «___» _________2021   г

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»  НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

7 КЛАСС

По учебнику О. М. Александровой, О. В. Загоровской, С. И. Богданова и др.,

17 ЧАСОВ (1 час в неделю в первом полугодии.)

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

2021-2022ГОД

Составила учитель I категории Антонова Оксана Владимировна

Д. Елисеевка

2021-2022 учебный год

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе «методических рекомендации по введению учебного предмета «Русский родной язык»  на уровне основного общего образования»  (Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования) и образовательной программы МБОУ Елисеевской оош.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено
на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.

Целью курса «Русский родной язык» является расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся
к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания
и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, понимание важнейших социокультурных функций языковой классификации.

Программа предусматривает расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку
не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

В основание курса положена коммуникативная методика обучения русскому языку, где предлагается идти от значения к форме его выражения. Этот приём в наше время, когда современные школьники испытывают огромные трудности с подборами нужного способа выражения  мысли  в конкретной ситуации, является наиболее результативным.

Формы организации образовательного процесса:

  •  обобщающая беседа по изученному материалу;
  • -проверка знаний при помощи тестов;
  • -индивидуальный устный опрос;
  • -фронтальный опрос;
  • - опрос с помощью перфокарт;
  • - выборочная проверка упражнения;
  • - взаимопроверка;
  • - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
  • - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
  • - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
  • - составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);
  • - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • - написание сочинений;
  • -письмо под диктовку;
  • -комментирование орфограмм и пунктограмм;
  • -Контрольное списывание;
  • Зрительные диктанты
  • Проект (в т.ч.творческий),
  • Учебное исследование,
  • Флэш-моб,
  • Игра

ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

  • 1. Библиотечный урок.
  • 2. Клуб.
  • 3. Мультимедийный урок (видео-лекторий  и др.)
  • 4. Игра (ролевая, деловая и пр.).
  • 5. Учебный театр.
  • 6. Экскурсия (в т.ч. виртуальная).
  • 7. Полигон.
  • 8. Выставка.
  • 9. Диспут.
  • 10. Дискуссия.
  • 11. Дебаты.
  • 12. Тренинг.
  • 13. Мастерская.
  • 14. Диагностика.
  • 15. Проектирование /Проект.
  • 16. Консультация.
  • 17. Соревнование («бой» и др.).
  • 18. Лаборатория
  • 19. Кейс
  • 20. Квест и др.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного
в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает
и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации,
но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

в первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка
и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения. Это уровень культуроведческой компетенции.

Во втором блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи, культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. это уровень Здесь на первом месте развитие речевой компетенции учащихся.

Третий блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм. Этот блок подразумевает становление и развитие коммуникативно-деятельностной компетенции школьников.

Язык и культура. Речь. Текст.  4 часа.

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества.

Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте.

Лексические заимствования последних десятилетий.

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Речь. Текст. 5 часов

Текст как единица языка и речи.

 Основные признаки текстов. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы и информативная функция. Тексты аргументированного типа: рассуждение (как тезис и аргумент), доказательство, объяснение.

Культура речи. Речь. Текст. 8 часов

Основные лексические нормы современного русского языка.

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий, деепричастий, наречий; литературный и разговорный варианты грамматических норм.

Речевой этикет.

Русская этикетная речевая манера обращения: умеренная громкость речи, средний темп, сдержанная артикуляция, эмоциональность, ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

Язык и речь.  Виды речевой деятельности.

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Беседа. Спор. Виды споров. Правила поведения в споре. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.    

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

— распознаёт и правильно определяет значение устаревших слов с национально-культурным компонентом (понятия быта), правильно употребляет их
в современных ситуациях речевого общения;

— имеет общее представлениеоб активных процессах в современном русском языке.

— строит устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов: ответ-анализ, ответ-добавление (с опорой на самостоятельно созданный план без опоры на учебный, научно-учебный текст), ответ-обобщение, ответ-группировка

— с опорой на самостоятельно созданный план и подготовленные заранее тезисы;

— использует  языковые средства в разных частях устного ответа при самостоятельном спонтанном высказывании (согласно индивидуальной стилистике, возможны ошибки в речи, грамматике, орфоэпии);

— создаёт текст (с опорой на культурные образцы,
на основании прямых и косвенных цитат как исходных текстов, так и их интерпретаций в объёме до 55 % самостоятельного текста) как результат проекта / учебного исследования
(не менее 9 листов А4, Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5);

— представляет результат проекта / учебного исследования в устной (от 3 до 5 минут говорения без опоры на текст) / письменной форме как культурно оформленный текст;

— по задаче учителя использует основные компоненты аргументативного текста в учебном исследовании: тезис, доказательство, объяснение;

— различает стилистические варианты лексической нормы, типичные речевые ошибки;

— различает литературные и разговорные формы глаголов, причастий, деепричастий, наречий.

— безошибочно соблюдает этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета, соблюдает русскую этикетную вербальную
и невербальную манеру общения в официальных деловых ситуациях,
в неофициальных речевых ситуациях возможны недочёты.

— опознаёт и может по задаче привести примеры использования
в общении речевые тактики и приёмы, помогающие противостоять речевой агрессии.

- владеет различными видами слушания (детальным, выборочным, ознакомительным, критическим, интерактивным) и чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) для повествовательных и описательных текстов;

— умеет участвовать в беседе, споре, владеет правилами корректного речевого поведения в споре.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

№ урока

Тема урока

Дата

проведения

план

факт

1 четверть

Русский язык как развивающееся явление.  Связь исторического развития языка с историей общества.

4.09

Историзмы. Архаизмы. Употребление устаревшей лексики.

11.09

Употребление иноязычных слов.

18.09

Употребление иноязычных слов. Проект.

25.09

Орфоэпические нормы. Ударение.

2.10

Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях.

9.10

Контрольная работа за 1 четверть

16.10

Трудные случаи употребления паронимов.

23.10

Традиции русской речевой манеры общения.

30.10

2 четверть

Традиции русского речевого общения.

13.11

Текст. Виды абзацев.

20.11

Заголовки текстов, их типы.

27.11

Разговорная речь. Спор и дискуссия.

4.12

Публицистический стиль.

11.12

Путевые заметки.

18.12

Промежуточная итоговая аттестация.

25.12

16

Рекламное объявление.

15.01

17

Художественная литература. Притча.

22.01


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ для уровня основного общего образования (5 – 9 классы)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для уровня основного общего образования (5 – 9 классы)  разработана на срок действия основной образовательной программы основного общего образования (2014 –...

Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования

Основная образовательная программа среднего общего образования.  Воспитание и социализация обучающихся....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

проблемный подход в обучении русскому языку превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную ...

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)

на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...