Контрольное чтение с анализом текста по родной (русской) литературе.7 класс
методическая разработка (7 класс)

Суздальницкая Валентина Григорьевна

Контрольное чтение с анализом текста проводится с целью определения уровня освоения учащимися предметного содержания курса «Родная (русская) литература» в соответствии с требованиями ФГОС и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольное чтение с анализом текста по родной (русской) литературе

Учени___ 7. ___кл. ___________________________________________________________

        (1)Была ясная летняя ночь. (2)Луна светила весело и спокойно; она заливала своим серебром поляны и дороги, пронизывала лучами леса, золотила реки… (3)В эту самую ночь из дверей переселенческого барака крадучись вышел Сёмка, вихрастый бледнолицый мальчик лет одиннадцати, огляделся, перекрестился и вдруг побежал что было мочи по направлению к полю, откуда начиналась «расейская» дорога. (4)Это был один из тех бездомных детей, которые остаются сиротами после переселенцев. (5)Родители его умерли в пути от тифа, и Сёмка остался одиноким среди чужих людей и среди чужой природы, вдалеке от родины, которую он помнил лишь по белой каменной церкви, по ветряным мельницам, по речке Узюпке, где, бывало, купался с товарищами, и по селу, которое называлось Белое.

      (6)Проходили дни и недели, а Сёмка всё жил в ненавистном бараке, не смея никуда отлучиться. (7)Наконец, ему надоело. (8)Ведь вот же она та самая дорога, по которой они пришли сюда из «Расеи»!.. (9)Не пускают добром, так он сам убежит. (10)Разве долго?.. (11)Свет не без добрых людей, помогут найти дорогу к дому. (12)И опять он увидит родную Узюпку, село Белое, своих закадычных приятелей, пойдёт к учительнице Афросинье Егоровне, пойдёт к поповым мальчикам, у которых растёт много вишен и яблок…

          (13)Хотя страх быть пойманным и удерживал Сёмку долгое время, однако надежда увидеть свою речку, своих товарищей и родное село была так велика и соблазнительна, что Сёмка, затаив в душе заветную мечту, выбрал удобное время и, отказавшись навек от даровых щей, выбежал на дорогу и был вполне счастлив, что возвращается домой. (14)Ему казалось, что нигде нет такого хорошего места, как Белое, и во всём свете нет такой хорошей реки, как Узюпка. (15)Уже луна приближалась к горизонту, уже наступало утро, а Сёмка всё шёл по дороге, вдыхая свежий, росистый воздух и радуясь тому, что всякий шаг приближает его к дому.

(По Н.Д. Телешову)

1. Основная мысль текста. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

2. Какой тип речи представлен в предложениях 13-14 текста? _______________________________

3. Что заставило мальчика сбежать из переселенческого лагеря?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Выпишите из текста не менее 3 ключевых слова (словосочетаний), подтверждающих Ваш ответ. __________________________________________________________________________________

5. Определите и запишите лексическое значение слова «барак» из предложения 3.

______________________________________________________________________________________

6.Нйдите стилистически окрашенное слово в предложении 12, выпишите это слово, подберите к нему синоним. _________________________________________________________________________

7. Объясните значение пословицы «Свет не без добрых людей». _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ

Баллы

1

Мечта о возвращении домой, в родное село Белое, заставляет мальчика Сёмку бежать из барака переселенцев, куда его отправили после смерти родителей. Человек не может быть счастлив вдали от родного дома, где ждут его друзья, где ему всё близко и знакомо.

Основная мысль определена верно, полно

2

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно

1

Основная мысль не определена или определена неверно

0

2

Рассуждение

1

3

Объяснение поступка мальчика содержится в предложении 13. Не мог больше жить среди чужих людей и чужой природы, вдали от родины.

2

4

Бездомные дети, сирота, вдалеке от родины, среди чужих людей, заветная мечта, дорога к дому, вполне счастлив, возвращается домой

Выписано 3 слова или словосочетания

3

Выписано 2 слова или словосочетания

2

Выписано 1 слово или словосочетание

1

Не выписаны слова или словосочетания

0

5

Барак- это лёгкая постройка без особых удобств, используемая для временного проживания людей

Верно объяснено значение слова

1

Неверно объяснено значение слова

0

6

Закадычный

1

Закадычный- ближайший, близкий, давнишний, задушевный, сердечный

(Могут быть подобраны другие синонимы)

1

7

На свете есть не только злые, но и добрые люди, которые всегда могут бескорыстно прийти на помощь в трудную минуту.

(Могут быть представлены другие формулировки)

Верно объяснено значение пословицы

2

В целом верно объяснено значение пословицы, но в объяснении есть неточность

1

Неверно объяснено значение пословицы ИЛИ объяснение не дано

0

Максимальный балл

13

Отметка по пятибальной шкале

«5»

«4»

«3»

«2»

Первичные баллы

13-11

10-9

8-7

6-0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Анализ текста на уроках русской литературы как средство развития учащихся среднего звена (подготовка к ОГЭ по русскому языку, ч.3, 15.3.)

Тема урока: «От чего переменяется и направляется вся жизнь человека?..» (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)выявить нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Толстым в ...

тематическое планирование по родной русской литературе класс

календарно-тематическое планирование по родний литературе для 11 класса составлено на 1 час в неделю (33 часа год) с учетом рекомендаций НИРО...

Контрольное чтение с анализом текста по родной (русской) литературе. 5 класс

Контрольное чтение с анализом текста проводится с целью определения уровня освоения учащимися предметного содержания курса «Родная (русская) литература» в соответствии с требованиями ФГОС ...

Контрольное чтение с анализом текста по родной (русской) литературе. 6 класс

Контрольное чтение с анализом текста проводится с целью определения уровня освоения учащимися предметного содержания курса «Родная (русская) литература» в соответствии с требованиями ФГОС ...