Преподавание учебных предметов родной (русский) язык и родная (русская) литература: проблемы и их решения
материал (9 класс)

Пхайко Ольга Владиславовна

С 1 сентября 2019 года во всех школах появились новые дисциплины «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)». Первой проблемой, с которой пришлось столкнуться как учителям, так и обучающимся, – это отсутствие учебной и методической литературы. По русскому родному языку  школы не были в полном объеме укомплектованы учебными пособиями, а по русской родной литературе учебники не были изданы. Было рекомендовано использовать пособия по русскому языку и литературе. Если учебник по русскому языку можно было как-то соотнести с программой родного языка, то учебник по литературе не подходил, т.к. произведений, перечисленных в программе по родной литературе, в нём не было. Лишь в ноябре 2019 г. в федеральном перечне учебников [8] утверждается учебно-методический комплекс «Родной русский язык» (5-9 классы), разработанный коллективом авторов под редакцией О.М. Александровой. Позже, в декабре 2020 г. [9], список учебников по родному языку будет дополнен УМК «Русский родной язык» 5-9 классы (авторы Т.М. Воителева, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирнова и др.). По русской родной литературе в федеральном перечне никакого учебника, к сожалению, до сих пор нет.

Несомненным преимуществом курса «Родной язык (русский)» является погружение в историю языка и культуру русского народа. Этому уделено особое внимание в разделе «Язык и культура». Главное здесь показать школьникам русский язык не как свод правил и запретов, а как живой и изменчивый организм. Курс родного языка позволяет обогатить лексикон, знакомя обучающихся с метафорами, народно-поэтическими эпитетами и символами, с прецедентными именами и именами учёных и писателей, крылатыми выражениями, географическими названиями и др., и всё это с опорой на происхождение слов и последующее изменение их форм и значений. Этот раздел учебного предмета «Родной язык (русский)» особо привлекателен тем, что не имеет тесной связи с привычным курсом русского языка.

Безусловно, нужным и важным является закрепление языковой нормы, овладение культурой речи, речевым этикетом. Работа над точностью и выразительностью речи, правильностью, чистотой и связностью позволяет использовать язык как средство общения. Стоит заметить, что изучение именно этого раздела должно происходить в тесной связи с учебным предметом «Русский язык». Представляется логичным закрепление нормативных форм, например, родительного падежа множественного числа имён существительных после изучения этой части речи.

Ещё одним удачным решением видится работа по совершенствованию умений создавать и анализировать текст (устный и письменный), что также способствует формированию коммуникативной компетенции.

Во-первых, занятия по родному языку можно выстраивать в виде творческих и научных проектов, развивая тем самым критическое мышление.

Во-вторых, представляется возможным каждому региону включить в программу свой собственный диалектологический материал.

В-третьих, может быть, имеет смысл показывать особенности родного языка при сопоставлении с родственными языками, например, можно сравнить некоторые пласты лексики русского языка с украинским и белорусским, а также с польским и чешским, а затем с английским и немецким, воспитывая тем самым толерантность к другим культурам.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения

Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...

Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе «Русский язык – мой любимый предмет»

Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе«Русский язык – мой любимый предмет»Цель: создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в област...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по техническим специальностям. Дисциплина «Русский язык и литература» входит в об...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык для специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, ре...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫпо  учебной  дисциплине«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ  ЯЗЫК»...

Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"

Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...