Итоговая контрольная работа по родной (русской) литературе 8 класс
методическая разработка (8 класс)

Зарипова Милеуша Хабибулловна

Итоговая контрольная работа по родной (русской) литературе 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_kontrolnaya_rabota_po_rodnoy.docx46.92 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по родной (русской) литературе 8 класс

I вариант.

II вариант.

1.Какая основная  проблема освещается в произведении Е.Мурашовой  «Класс коррекции»?

А) проблема экологии

Б) проблема охраны природы

В) проблема взаимоотношений между людьми

1.Кому из перечисленных авторов принадлежит  стихотворение «Братские могилы»?

А) С. Есенин                     Б) А. Пастернак         

В) В. Высоцкий         Г) В. Набоков

2. Кого из перечисленных авторов относят к писателям российско-американского происхождению?

А) С. Есенин                 Б) А. Пастернак         

В) В. Высоцкий         Г) В. Набоков

2. Кто из перечисленных авторов родился на рязанской земле?  

А) С. Есенин                 Б) А. Пастернак         

В) В. Высоцкий         Г) В. Набоков

3. Назовите автора произведения «Хождение за три моря»?

А) К. Рылеев                 Б) Е. Баратынский         

В) А. Никитин         Г) Е. Шварц

3. К кому периоду развития литературы относится произведение А.Н.Толстого «Князь Михайло Репнин»?

А) поэзия пушкинской поры         

Б) поэзия второй половины 19 века         

В) поэзия начала 20 века

4. Кто является автором стихотворений «Из окон вагона», «Тройка», «Родине»?

А) Демьян Бедный                                Б) Андрей Белый

В) Иннокентий Анненский          Г) Саша Черный

4.  Кто из поэтов пушкинской поры считал так, «… мой дар убог…»?

А) А.С. Пушкин         Б) Н. Языков                

В) А. Одоевский         Г) Е. Баратынский  

5. О жизни каких древних племен писал А.И. Куприн?

А) сунниты         Б) листригоны         

В) славяне         Г) варвары

5. На какой реке происходят события, которые описываются в произведении И.С. Шмелева «Мартын и Кинга»?

А) Ока                 Б) Иртыш         

В) Волга                     Г) Москва

6.  Кого из перечисленных авторов можно назвать глубоко верующим автором?

А) А. Блок         Б) И. Шмелев         В) С. Есенин

6.  К какому литературному жанру  относится произведение  А.Алексина «Безумная Евдокия»?

А) рассказ         Б) сказка         

В) повесть         Г) драма

7. К чему призывает читателей автор А.Алексин в произведении «Безумная Евдокия»?

А) к богатству         

Б) к сохранению мира на планете         

В) к внимательному отношению близких людей

Г) к охране природы

7. В каком из произведений А.С.Пушкина главным героем является молодой офицер Герман?

А) «Евгений Онегин»                 

Б) «Сказка о золотом петушке»         

В) «Руслан и Людмила»

Г) «Пиковая дама»

8. Какая была особенность у пса  в произведении Ю.Казакова «Арктур – гончий пес»?

А) он был глухим         Б) он был слепым         

В) он был хромым         Г) он умел петь          

8. Данное произведение было написано автором в 1944 году. О ком и о каком   произведении идет речь?

А) А.К.Толстой «Князь Михайло Репнин»

Б) И.Анненский «Дети»         

В) Е.Шварц  «Дракон»

9. Этот известный автор, русский писатель и переводчик в своей жизни освоил около 20 профессий. Кто он?

А) А.Куприн          Б) Ю.Кузнецов                 

В) А.Белый                     Г) А.Блок  

9. Кто является автором произведения «Атомная сказка»?

А) А.Куприн          Б) Ю.Кузнецов         

В) А.Белый         Г) А.Блок  

10. Какой  проблеме посвящается произведение Е.Рудашевского  «Куда уходит кумуткан»?

А) проблема воспитания детей         

Б) проблема охраны природы         

В) проблема взаимоотношений между людьми

10.  Назовите литературную сказку 20 века  

А) Е.Шварц "Дракон"          

Б) А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»         

В) Л.Петрушевская «Два окошка»  

11. Как называлась выдуманная страна в произведении Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки»?

А) Синегория                Б) Красноречье        

В) Бизозерская

11. В каком жанре написано произведение Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки»?

А) рассказ        Б) повесть         В) пьеса

12. Определите средства художественной выразительности в стихотворении Анны Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью»

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся
спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

А) олицетворение        Б) оксюморон               В) метафора

12. Определите средства художественной выразительности в стихотворении Анны Ахматовой «Я научилась просто мудро жить»

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни
тленной, тленной и прекрасной.

А) олицетворение        Б) метафора        В) оксюморон

Итоговая контрольная работа по родной (русской) литературе по курсу 8 класса

В.П.Астафьев

ВЕСЕННИЙ ОСТРОВ (8 баллов)

(Из книги «Затеси»)

Пароход миновал Осиновский порог, и сразу Енисей сделался шире, раздольней, а высота берегов пошла на убыль. Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты.

Я один стоял на носу парохода и, счастливо успокоенный, смотрел на родную реку, вдыхал прохладу белой, тихой ночи. Нос парохода время от времени так глубоко срывался в воду, что брызги долетали до меня. Я слизывал с губ капли и ругал себя за то, что так долго не был на своей родине, суетился, работал, хворал и ездил по чужим краям. Зачем?

Пароход шёл по Енисею, разрезая, как студень, реку, светлую ночь и тишину её.

Все на пароходе спали. Не спал лишь сам пароход, рулевой не спал, и я не спал. Вахтенный матрос хотел прогнать меня с палубы, но посмотрел на меня, постоял рядом и ушёл.

Я ждал солнце. Оно с час назад укатилось в лес и зависло в вершинах его. Туман поднялся над рекою, выступил по логам и распадкам, окурил берега. Он был недолговечен и пуглив, этот летний туман, и пароходу идти не мешал. Вот-вот после короткой дрёмы оттолкнётся солнце от острых вершин леса, взойдёт над синими хребтами и спугнёт туманы. Они потянутся под срез тенистых берегов, заползут в гущу леса и там падут росою на травы и листья, на пески и прибрежный камешник.

И кончится так и не начавшаяся ночь.

Утром-то, на самом взлёте его, я увидел впереди остров. На острове перевалка мигала ещё красным огнём. В середине острова навалом грудились скалы, меж скал темнели кедрачи, местами выгоревшие, а понизу острова кипел вершинами лес.

Берега яркие, в сочной зелени - так бывает здесь в конце весны и в начале лета, когда бушует всюду разнотравье, полыхают непостижимо яркие цветы Сибири. В середине лета, к сенокосу, цветы осыпаются и листья на деревьях блекнут.

Но на подоле острова живая лента зелени! Это только что распустившийся гусятник и низенький хвощ. За ними синяя полоса, окроплённая розовыми и огненными брызгами. Цветут колокольчики, жарки, кукушкины слёзки, дикий мак. Везде по Сибири они давно отцвели и семя уронили, а тут…

- Весна на острове! Весна!…

Я побежал на корму парохода, я торопился. Остров всё удалялся, удалялся, а мне хотелось насмотреться на нечаянно встреченную весну!

Остров зарябил птичьим косяком, задрожал в солнечном блике, свалился на ребро и затонул вдали.

Я долго стоял на палубе и отыскивал глазами такой же остров. Встречалось много островов, одиноких и цепью, но весеннего больше не попадалось. Тот остров оставался долго под водою, и когда обсохли его берега, - всюду уже было лето и всё отцвело, а он не мог без весны - и забушевал, зацвёл яркой радугой среди реки, и ничто не могло сдержать торжества природы. Она радовалась, буйствовала, не соблюдая никаких сроков.

Вспоминая о весеннем  острове, я думаю и о нас, людях.  Ведь к каждому человеку поздно или рано приходит  своя весна. В каком облике, в каком цвете – неважно. Главное, что она приходит.

Задания

Задание 1. Путешествие автора происходит на Севере России. Что в тексте говорит об этом?

Задание 2. В какое время года происходят события, описанные в рассказе? Выберите правильный ответ. Опираясь на текст, объясните свой выбор.

A. Весной. B. Летом.

Задание 3. Герой рассказа не спал всю ночь, потому что он:

A. Ждал встречи с весенним островом.

B. Хотел полюбоваться восходом солнца.

C. Был взволнован встречей с родной землей.

Выберите ответ, который кажется вам неправильным, и объясните свой выбор.

Задание 4. Найдите в тексте ответ на вопрос: почему весна на остров пришла с опозданием? Выпишите его.

Задание 5. Выпишите из текста описание весны в Сибири.

Задание 6. Опираясь на текст, объясните, почему В.П.Астафьев решил написать про весенний остров.

ключи

Ответы к заданиям теста:

I вариант

В

Г

В

Б

Б

Б

В

Б

А

Б

А

Б

II вариант

В

А

Б

Г

Г

Г

Г

В

Б

А

Б

В

баллы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого:

12

Лист ответов и рекомендации к оцениванию текста

Задание 1

Деятельность: Понимание на содержательном уровне, поиск информации, работа с

деталью, привлечение дополнительных знаний, аргументация.

1 балл – в ответе содержатся ссылки на летнюю белую ночь, которая бывает только

на севере. Возможно цитирование: «Я… вдыхал прохладу белой, тихой ночи», «И

кончится так и не начавшаяся ночь».

0 баллов – другие ответы.

Задание 2

Деятельность: Понимание на содержательном уровне, поиск информации,

аргументация.

1 балл – ответ Б: «Летом». В ответе содержатся ссылки на летнюю ночь, возможно

цитирование «Всюду уже было лето и все отцвело». Ответ свидетельствует о понимании

того, что весна была только на острове и пришла туда с опозданием.

0 баллов – дан ответ Б, но нет объяснения. Другие ответы.

Задание 3

Деятельность: Понимание на содержательном уровне, поиск информации,

аргументация, перестраивание вопроса для удобства решения задачи.

2 балла – в ответе приводится понимание того, что встреча с весенним островом

происходит неожиданно, случайно, автор не мог знать о ней, поэтому ответ А является

неверным.

1 баллов – ответ А. Нет объяснения.

0 балл – другие ответы. Ученик не обнаруживает понимания текста.

Задание 4

Деятельность: Понимание на содержательном уровне, поиск информации,

вычленение ее в тексте, аргументация.

1 балл – в ответе содержится следующее объяснение: остров был затоплен, поэтому

весеннее цветение началось на нем с опозданием, когда «ушла» вода.

Вариант 4:ученик отмечает в предпоследнем абзаце строку 3: «Тот остров оставался

долго под водою». Или строки 3–4.

0 баллов – в ответе содержится другое объяснение.

Вариант 4: ученик отмечает не только строки 3–4, но и другие, весь абзац. Дает

избыточную информацию.

Задание 5

Деятельность: Поиск точной информации, вычленение ее в тексте.

1 балл – ученик обнаруживает умение работать с информацией, подчеркивает в

тексте в 8 абзаце предложение «Берега… цветы Сибири» (строки 1-3). Возможно

дополнение: в абзаце 9 предложение «Цветут колокольчики… дикий мак» (строки 3-4).

0 баллов – ученик подчеркивает весь абзац 8, другие абзацы.

Задание 6

Деятельность: Понимание на уровне подтекста, реконструкция авторского замысла,

интерпретация текста, аргументация.

2 балла – ученик объясняет решение автора тем, что остров не только удивительное

явление природы, но и образ (символ, знак) судьбы человека, юности, счастья. «Судьба»

острова сравнивается с судьбой человека.

1 балл – ученик объясняет выбор автора тем, что весенний остров поразил Астафьева

как удивительное явление природы, чудо. Весенний остров запомнился красотой и т.п.

Остров выделялся среди других островов своей необычностью.

0 баллов – общий ответ. Например: Астафьев любит природу, свой край. Возможна

подмена ответа. Например: весна похожа на юность.

задание

баллы

1

1

2

1

1

2

итого

8

«5»         100%-85%                 20-17 баллов

«4»          84%-65%                16-13 баллов

«3»          45%-64%                12-9 баллов

«2»          менее 45%                 8 и менее баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по родной русской литературе

Проблемные вопросы по литературе авторов 20 века: Г.Щербаковой, В.Солоухина, К.Симонова, А.Толстого, Б.Екимова....

Итоговая контрольная работа по родному (русскому) языку 5 класс

Итоговая контрольная работа по родному (русскому) языку 5 класс...

Итоговая контрольная работа по родной литературе для учащихся 6 класса

Итоговая контрольная работа по родной (русской) литературе составлена с целью проверки читательской грамотности как составляющей части функциональной грамотности. Основа организации оценки читательско...

Итоговая контрольная работа по родной русской литературе в 8 классе

Итоговая контрольная работа для проведения промежуточной аттестации в 8 классе общеобразовательной школы (учебник п/р О.М.Александровой, М.А.Аристовой...). Цель - определение уровня подготовки обучающ...

Контрольная работа по родной русской литературе по теме «Из литературы XIX века»

Форма проведения: комплексная контрольная работа по теме «Из литературы XIX века»Цель: оценить уровень освоения основной образовательной программы основного общего образования по родн...

Итоговая контрольная работа по родной (русской литературе)

Форма проведения: комплексная итоговая контрольная работа по родной (русской литературе)Цель: оценить уровень освоения основной образовательной программы основного общего образования по родной (русско...