ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ
статья

Калина Виктория Геннадьевна

В статье раскрывается общее и специфическое в методике обучения русскому языку многонационального контингента учащихся в рамках одного класса, коммуникативная направленность обучения языку, ориентированность на достижение практического результата в обучении и особенности технологии сотрудничества при обучении русскому языку. Предлагаются коррективы рабочей программы по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ

Калина В. Г.1

Калина Виктория Геннадьевна - учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7

Село Чкаловское Приморского края

Аннотация: в статье раскрывается общее и специфическое в методике обучения русскому языку многонационального контингента учащихся в рамках одного класса, коммуникативная направленность обучения языку, ориентированность на достижение практического результата в обучении и особенности технологии сотрудничества при обучении русскому языку. Предлагаются коррективы рабочей программы по русскому языку.

Ключевые слова: школа, учителя, многонациональный контингент учащихся, речевая среда, виды деятельности, учебное сотрудничество, преподавание.

    Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах

школы – одна из сложных проблем современности, имеющая не только

образовательное, но и социальное значение. Школа - важнейший институт

формирования культуры межнациональных отношений в обществе.

   Методика обучения неродному (второму) языку разрабатывалась таким

образом, что приоритетной считалась цель – обучить школьников речи, научить их разговаривать, а потом уже читать и писать на этом языке. Однако

обучение русскому языку в многонациональных классах именно таким образом невозможно, так как:

- учащиеся и учитель работают по программе «Русский язык как родной», и

требования к уровню подготовленности учащихся на каком-то этапе обучения

(для конкретных детей этапы разные) начинают предъявляться одни и те же;

- работая с многонациональным контингентом, учитель русского языка решает задачу «выравнивания» и развития учащихся с целью их социализации в

российском обществе и подготовки к итоговой аттестации на общих (с русскими выпускниками) основаниях.

   Дети и из классов выравнивания, и из классов с многонациональным контингентом плохо читают, у них бедный словарь, они не воспринимают переносного значения слов, не могут своими словами пересказать текст.   Учащиеся, для которых русский язык является неродным, не владеют перечисленными обще учебными умениями в силу слабого владения русским языком. Однако минимум содержания по русскому языку ими должен быть усвоен в полной мере для дальнейшего успешного обучения.

   Обучаясь в российской национальной школе, дети должны продемонстрировать знания в соответствии с российским образовательным стандартом, и учитель преподаёт свой предмет именно с этой целью.

   При этом методика обучения не предполагает наличия в классе учащихся,

слабо владеющих русским языком. Таким образом, учитель вынужден вести занятия, ориентируясь и на носителей русского языка, и на нерусскоязычных школьников, слабо владеющих языком, одновременно или игнорируя последних. В обоих случаях возникает ряд методических, психологических и этических проблем.

   Поэтому необходимо формирование представления о самобытности этнических культур, а также о механизмах, обеспечивающих взаимопонимание,

необходимое при взаимодействии представителей различных этнических

общностей. Среди задач, служащих достижению этой цели, — необходимо

научить пользоваться данными этнолингвистических исследований в

практике преподавания русского языка как неродного.

   Для детей, воспитанных в инокультурной языковой среде, имеющих

другой уровень знания языка, требуются специальные программы, методики,

учебники.

   Преподавание русского языка в школе, в том числе - в школе с многонациональным контингентом, требует от учителя постоянного поиска, умения анализировать, находить и постоянно совершенствовать эффективные способы формирования компетенций школьников. Учитель русского языка моделирование своей деятельности основывает на понимании того, что в преподавании русского языка как родного и как неродного система изучаемого языка имеет разную степень важности. В преподавании русского языка как родного речь идет не столько о формировании, сколько о совершенствовании и развитии языковой компетенции школьника. При обучении русскому языку как неродному учащиеся осваивают новую для себя знаковую систему, овладевают новыми языковыми средствами.

   В школах с мононациональным контингентом учащихся обучение русскому языку предполагает прежде всего формирование представлений о русской культуре как материальной и духовной ценности, воспитание любви к русскому народу, формирование языковой картины мира, осознание особенностей русского языка, его своеобразия.

  Реализация культуроведческого аспекта в обучении русскому языку проходит по двум направлениям:

 – обучение русскому языку в контексте русской культуры, познание, постижение русской культуры, отраженной в языке;

– познание культуры русского народа в диалоге культур, осознание самобытности, уникальности русского языка, его богатства в сопоставлении с другими культурами и языками.

Список литературы

  1. Арипова У. А. Ситуативные упражнения как средство развития устной речи учащихся национальной школы: дис. ... канд. пед. наук, М., 1988. 190 с.
  2. Михеева Т. Б. Обучение русскому языку в полиэтнической школе: деятельность учителя. М.: Русское слово, 2008. 176 с.Гутов А. Г. Классическая и современная литература в школе //Литература в школе. 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения русскому языку в условии двуязычия

В школах появляется все больше детей, для которых русский язык не является родным, и часто он не был даже языком обучения, в лучшем случае изучался как предмет. Конечно, уровень владения русским языко...

Статья "Особенности обучения иностранному языку на современном этапе, направленные на формирование умений и навыков иноязычной речевой деятельности учащихся."

В статье рассматриваются основные направления и подходы в обучении иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции учащихся....

Психологические особенности обучения иностранному языку учащихся на старшем этапе.

Психологические особенности обучения иностранному языку учащихся на старшем этапе....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Особенности работы учителя с детьми билингвами. В презентации даны практические рекомендации, которые могут помочь при работе с двуязычными детьми....

Особенности обучения английскому языку учащихся с ОВЗ.

В статье рассказывается об особенностях обучения  английскому языку учащихся с ОВЗ, даются практические советы (из опыта работы).  Материал будет полезен педагогам, работающим с учащимися с ...

Проект.Особенности преподавания русского языка в школе с полиэтническим контингентом

Проект.Особенности преподавания русского языка  в школе с полиэтническим  контингентом...