Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме:
    Имя существительное (уроки русского языка в 6 классе)

    Желтухина Наталья Викторовна
    Данный дидактический материал по изучению темы "Имя существительное" можно использовать по усмотрению учителя: индивидуально, для работы в парах или группах, при модульном обучении.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Имя существительное как часть речи (§ 70-72)

    1. Подберите к именам нарицательным имена собственные.

    Город-…., деревня - …, океан - …, река- …., озеро - …, рассказ - …, писатель - …., композитор - …

    1. Заполни таблицу.

    существительные

    Однокоренные слова

    Разные формы слова

    Свет

    Белизна

    Ученик

    Знание

    Родина

    1. Запиши текст. Графически объясни пропущенные орфограммы.

    Какие светлые ночи в ф…врале! В лесу легко зам…чаешь следы. Д…леко уходит узкая тр…пинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша. На ее с..неющей б…лизне отражается м..рцание звезд. В такие ночи охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев. Вся снежная равнина как зеркальный зал.

    1. Заполни таблицу примерами из предыдущего текста (синтаксическая роль имени существительного).

    Член предложения

    Пример из текста

    Подлежащее

    Сказуемое

    Дополнение

    Определение

    Обстоятельство

          5. Словарь: охотник, мерцание, равнина, пороша, композитор

    Имя существительное как часть речи (§ 70-72)

    1. Подберите к именам нарицательным имена собственные.

    Город-…., деревня - …, океан - …, река- …., озеро - …, рассказ - …, писатель - …., композитор - …

    1. Заполни таблицу.

    существительные

    Однокоренные слова

    Разные формы слова

    Свет

    Белизна

    Ученик

    Знание

    Родина

    1. Запиши текст. Графически объясни пропущенные орфограммы.

    Какие светлые ночи в ф…врале! В лесу легко зам…чаешь следы. Д…леко уходит узкая тр…пинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша. На ее с..неющей б…лизне отражается м..рцание звезд. В такие ночи охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев. Вся снежная равнина как зеркальный зал.

    1. Заполни таблицу примерами из предыдущего текста (синтаксическая роль имени существительного).

    Член предложения

    Пример из текста

    Подлежащее

    Сказуемое

    Дополнение

    Определение

    Обстоятельство

          5. Словарь: охотник, мерцание, равнина, пороша, композитор


    Предварительный просмотр:

    Понятие об имени существительном ( § 70-72)

    1. Заполни таблицу

    Общее грамматическое значение

    Группы по значению

    Морфологические признаки

    Синтаксические признаки

    1. Выпишете из текста все существительные, поставив (если необходимо) их в начальную форму.

    Всему название дано –

    И зверю, и предмету.

    Вещей вокруг полным-полно,

    А безымянных – нету!

    И все, что может видеть глаз –

    Над нами и под нами, -

    И все, что в памяти у нас,-

    Означено словами.

    1. Сколько одушевленных имен существительных вы можете увидеть в тексте, выпишите их.

    Старая графиня сидела в своей уборной пред зеркалом. Три девушки окружали ее. Одна держала банку румян, другая коробку со шпильками, третья высокий чепец с лентами огненного цвета.

    1. Среди следующих слов найдите имена собственные, запишите их в тетрадь.

    А) (К, к)уликовская битва, (Р, р)еволюция, (Ф, ф)естиваль, собака (Т, т)узик, (Р, р)омашка;

    Б) (К, к)ощей (Б, б)ессмертный, город (О, о)ренбург, дерево (Л, л)ипа, праздник (В, в)осьмое марта.

         5. Запишите текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

    Февраль – самая … пора зимы. В лесу под … огнем яркого, но … солнца висят на ветках кустов и деревьев … шапки снега. Свет … заката румянит снег. От леса падает … тень. Днем небо поражает голубизной, а к вечеру оно становится…  На таком фоне удивительно красива в … кружевах береза.

    1. Найдите в тексте существительные, соответствующие схемам:

    А)                                                                   Б)

         7.  Словарь: сопровождение, закат, бессмертие, удивительный, память, поражать.

           

    Понятие об имени существительном ( § 70-72)

    1. Заполни таблицу

    Общее грамматическое значение

    Группы по значению

    Морфологические признаки

    Синтаксические признаки

    1. Выпишете из текста все существительные, поставив (если необходимо) их в начальную форму.

    Всему название дано –

    И зверю, и предмету.

    Вещей вокруг полным-полно,

    А безымянных – нету!

    И все, что может видеть глаз –

    Над нами и под нами, -

    И все, что в памяти у нас,-

    Означено словами.

    1. Сколько одушевленных имен существительных вы можете увидеть в тексте, выпишите их.

    Старая графиня сидела в своей уборной пред зеркалом. Три девушки окружали ее. Одна держала банку румян, другая коробку со шпильками, третья высокий чепец с лентами огненного цвета.

    1. Среди следующих слов найдите имена собственные, запишите их в тетрадь.

    А) (К, к)уликовская битва, (Р, р)еволюция, (Ф, ф)естиваль, собака (Т, т)узик, (Р, р)омашка;

    Б) (К, к)ощей (Б, б)ессмертный, город (О, о)ренбург, дерево (Л, л)ипа, праздник (В, в)осьмое марта.

         5. Запишите текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

    Февраль – самая … пора зимы. В лесу под … огнем яркого, но … солнца висят на ветках кустов и деревьев … шапки снега. Свет … заката румянит снег. От леса падает … тень. Днем небо поражает голубизной, а к вечеру оно становится…  На таком фоне удивительно красива в … кружевах береза.

    1. Найдите в тексте существительные, соответствующие схемам:

    А)                                                                   Б)

         7.  Словарь: сопровождение, закат, бессмертие, удивительный, память, поражать.

               

       


    Предварительный просмотр:

    Род имени существительного (§ 73)

    1. Заполни таблицу, запиши примеры имен существительных

    Мужской род

    Средний род

    Женский род

    Существительные общего рода

    Неизменяемые существительные

    1. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания  прилагательных. Определите род имен существительных.

    Знаменит… фамилия, яблочн… повидло, пассажирск… такси, старин… рояль, почтов… бандероль, запасн… путь, горяч… кофе, авторитетн…. жюри, прост… имя, известн… маэстро, черн… лебедь, полев… мышь, свеж… воздух, военн… атташе, красив… тюль.

    1. Запишите словосочетания, графически объясняя пропущенные орфограммы в корнях слов. Определите род существительных.

    Распол…гаться на н…члег, ш..пот в зар…слях, высокий р..стения, тихий ш…рох, уд…вительные насекомые, маленький р…сточек, насл…ждаться природой, сокр…щать урок, увл..каться музыкой, ж..лтенький ц…пленок, б…лизна снега.

    1. Подберите прилагательные к неизменяемым существительным, полученные словосочетания запишите.

    Шимпанзе, колибри, кольраби, иваси, солями, пепси, чили.

    1. Используя данные существительные, составьте рассказ на тему «Осенний двор», определите род имен существительных.

    Дорога, скамейка, деревья, клумба, качели, песочница, цветы, листья, асфальт

    1. Словарь: цыпленок, растение, росток, шорох, желтый, жюри.

    Род имени существительного (§ 73)

    1. Заполни таблицу, запиши примеры имен существительных

    Мужской род

    Средний род

    Женский род

    Существительные общего рода

    Неизменяемые существительные

    2. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания  прилагательных. Определите род имен существительных.

    Знаменит… фамилия, яблочн… повидло, пассажирск… такси, старин… рояль, почтов… бандероль, запасн… путь, горяч… кофе, авторитетн…. жюри, прост… имя, известн… маэстро, черн… лебедь, полев… мышь, свеж… воздух, военн… атташе, красив… тюль.

    3. Запишите словосочетания, графически объясняя пропущенные орфограммы в корнях слов. Определите род существительных.

    Распол…гаться на н…члег, ш..пот в зар…слях, высокий р..стения, тихий ш…рох, уд…вительные насекомые, маленький р…сточек, насл…ждаться природой, сокр…щать урок, увл..каться музыкой, ж..лтенький ц…пленок, б…лизна снега.

    4. Подберите прилагательные к неизменяемым существительным, полученные словосочетания запишите.

    Шимпанзе, колибри, кольраби, иваси, солями, пепси, чили.

    1. Используя данные существительные, составьте рассказ на тему «Осенний двор», определите род имен существительных.

    Дорога, скамейка, деревья, клумба, качели, песочница, цветы, листья, асфальт

          6. Словарь: цыпленок, растение, росток, шорох, желтый, жюри.


    Предварительный просмотр:

    Число имени существительного (§ 74).

    1. Заполни таблицу примерами из § 74.

    Существительные в форме

    единственного числа

    Существительные в форме множественного числа

    Сущ. только в форме единственного числа

    Сущ. только в форме множественного числа

    1

    1

    2

    2

    3

    3

    4

    4

    5

    1. Образовать от данных существительных форму множественного числа, выделить окончания.

    Магазин, адрес, отпуск, офицер, лестница, директор, шофер, торт, столяр, растение, доктор.

    1. Выписать существительные, которые имеют только форму множественного числа, опреде- лить их группу по значению, составить с ними словосочетания.

    Очки, удивление, молоко, тиски, погода, весы, опилки, ворота, керосин, макароны, горелки.

    1. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе, определить их группу по значению.

    Сила, правда, богатство, слезы, веселье, старость, злость, белизна, беготня, свет, застой.

    1. Подобрать  к существительным антонимы, которые употребляются только во множествен- ном числе. Составить два предложения с любыми словами.

    Оттепель, праздник, встреча, рассвет

          6. Словарь: библиоте'ка, инструме'нт, киломе'тр, проце'нт, те'фтели, инжене'ры, догово'ры.

    Число имени существительного (§ 74).

    1. Заполни таблицу примерами из § 74.

    Существительные в форме

    единственного числа

    Существительные в форме множественного числа

    Сущ. только в форме единственного числа

    Сущ. только в форме множественного числа

    1

    1

    2

    2

    3

    3

    4

    4

    5

    1. Образовать от данных существительных форму множественного числа, выделить окончания.

    Магазин, адрес, отпуск, офицер, лестница, директор, шофер, торт, столяр, растение, доктор.

    1. Выписать существительные, которые имеют только форму множественного числа, опреде- лить их группу по значению, составить с ними словосочетания.

    Очки, удивление, молоко, тиски, погода, весы, опилки, ворота, керосин, макароны, горелки.

    1. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе, определить их группу по значению.

    Сила, правда, богатство, слезы, веселье, старость, злость, белизна, беготня, свет, застой.

    1. Подобрать  к существительным антонимы, которые употребляются только во множествен- ном числе. Составить два предложения с любыми словами.

    Оттепель, праздник, встреча, рассвет

          6. Словарь: библиоте'ка, инструме'нт, киломе'тр, проце'нт, те'фтели, инжене'ры, догово'ры.


    Предварительный просмотр:

    Склонение имен существительных в единственном числе ( § 75-76).

    1. Заполните таблицу примерами.

    1 склонение

    2 склонение

    3 склонение

     Рожь, тополь,  брошюра, цыган, местность, смелость, луч, шалаш, циркуль, шорох, цифра, чувство, аллея, ветка, ветвь, ель, елка

    1. Вставьте пропущенные окончания существительных, объясните выбор  гласных Е-И.

    Образец: рисовать в альбоме – м.р., 2 скл., ед. ч., П.п.

    Оказаться на опушк…, просить о помощ…., идти по дорог…, идти к деревн…, писать в тетрад…, рисовать в тетрадк…, лежать в постел…, в детской постельк…, направляться к качел…, находиться в госпитал…, петь от радост….

    1. Распределите словосочетания в таблицу, выделить окончания существительных.

    1, 2, 3 склонение

    -ия, -ие, -ий

    Шли к избушк…, побывали в музе…, росли на сирен…., учебник по биологи…, шли к чащ…, мечтать о професси…, рассказать о случа…, бежали по алле…, был на площад…, потолок в помещени…, участвовать в демонстрации…, написать Лидии…, вытащить из проруб…, помещение в планетари…, песня о счасть…, ехать по магистрал…, радоваться удач…, вырос на топол…, обрадоваться новост…, подошел к редакции…, лечился в санатории…

    1. Составить предложения со словами:  на площади – на площадке.
    2. Перепишите текст, объясняя правописание окончаний существительных. Произведите синтаксический разбор последнего предложения, начертить схему, дать характеристику

    Утром вышел к рек… и ахнул: не узнать старушку. Вечером уходил – ни камешка, все в серой тин…. А сегодня берег блестит. Ночью прошел ливень, и вот принарядилась, омылась Пинега.

          6.  Словарь: санаторий, сирень, циркуль, демонстрация, планетарий, редакция, магистраль.  

    Склонение имен существительных в единственном числе ( § 75-76).

    1. Заполните таблицу примерами.

    1 склонение

    2 склонение

    3 склонение

     Рожь, тополь,  брошюра, цыган, местность, смелость, луч, шалаш, циркуль, шорох, цифра, чувство, аллея, ветка, ветвь, ель, елка

    1. Вставьте пропущенные окончания существительных, объясните выбор  гласных Е-И.

    Образец: рисовать в альбоме – м.р., 2 скл., ед. ч., П.п.

    Оказаться на опушк…, просить о помощ…., идти по дорог…, идти к деревн…, писать в тетрад…, рисовать в тетрадк…, лежать в постел…, в детской постельк…, направляться к качел…, находиться в госпитал…, петь от радост….

    1. Распределите словосочетания в таблицу, выделить окончания существительных.

    1, 2, 3 склонение

    -ия, -ие, -ий

    Шли к избушк…, побывали в музе…, росли на сирен…., учебник по биологи…, шли к чащ…, мечтать о професси…, рассказать о случа…, бежали по алле…, был на площад…, потолок в помещени…, участвовать в демонстрации…, написать Лидии…, вытащить из проруб…, помещение в планетари…, песня о счасть…, ехать по магистрал…, радоваться удач…, вырос на топол…, обрадоваться новост…, подошел к редакции…, лечился в санатории…

    1. Составить предложения со словами:  на площади – на площадке.
    2. Перепишите текст, объясняя правописание окончаний существительных. Произведите синтаксический разбор последнего предложения, начертить схему, дать характеристику

    Утром вышел к рек… и ахнул: не узнать старушку. Вечером уходил – ни камешка, все в серой тин…. А сегодня берег блестит. Ночью прошел ливень, и вот принарядилась, омылась Пинега.

          6.  Словарь: санаторий, сирень, циркуль, демонстрация, планетарий, редакция, магистраль.  


    Предварительный просмотр:

    Склонение существительных во множественном числе (§ 77).

    1. Запишите предложения, выделите главные члены, обозначьте падежи существительных множественного числа.

    Сбежали бойкие ручьи,

    И снег везде растаял.

    В полях, над пашнями грачи

    Летают низко, стаями.

    Гудят под солнцем трактора,

    Свивают гнезда птицы.

    Пришла горячая пора:

    Начался сев пшеницы.

    1. Объяснить наличие или отсутствие Ь на конце существительных.

    Образец: речь – ж.р., 3 скл.; блиндаж – м.р., 2 скл.; много задач – мн.ч., Р.п.

    Узкий пляж…, ненастная ноч…, оказать помощ…, между туч…, верный товарищ…, мимо рощ…, с крутых круч…, луч… солнца, подарить вещ…, святая лож…, острый меч…, избежать неудач…, золотая молодеж…, остров сокровищ…., медный ковш…

    1. Подберите к данным словам синонимы – имена существительные с основой на шипящую. Объясните написание или отсутствие Ь на конце слов.

    Доктор, поддержка, неправда, родник, сила, друг, безветрие.

    1. Поставьте данные в скобках существительные в родительный падеж множественного числа.

    Пара (ботинки, чулки, носки), много (дела, яблони), килограмм (яблоки, апельсины)

       

    1. Словарь: растаять, товарищ, поддержка, ненастный, безветрие

    Склонение существительных во множественном числе (§ 77).

    1. Запишите предложения, выделите главные члены, обозначьте падежи существительных множественного числа.

    Сбежали бойкие ручьи,

    И снег везде растаял.

    В полях, над пашнями грачи

    Летают низко, стаями.

    Гудят под солнцем трактора,

    Свивают гнезда птицы.

    Пришла горячая пора:

    Начался сев пшеницы.

    1. Объяснить наличие или отсутствие Ь на конце существительных.

    Образец: речь – ж.р., 3 скл.; блиндаж – м.р., 2 скл.; много задач – мн.ч., Р.п.

    Узкий пляж…, ненастная ноч…, оказать помощ…, между туч…, верный товарищ…, мимо рощ…, с крутых круч…, луч… солнца, подарить вещ…, святая лож…, острый меч…, избежать неудач…, золотая молодеж…, остров сокровищ…., медный ковш…

    1. Подберите к данным словам синонимы – имена существительные с основой на шипящую. Объясните написание или отсутствие Ь на конце слов.

    Доктор, поддержка, неправда, родник, сила, друг, безветрие.

    1. Поставьте данные в скобках существительные в родительный падеж множественного числа.

    Пара (ботинки, чулки, носки), много (дела, яблони), килограмм (яблоки, апельсины)

          5. Словарь: растаять, товарищ, поддержка, ненастный, безветрие


    Предварительный просмотр:

    Разносклоняемые имена существительные (§ 78).

    Неизменяемые имена существительные (§ 79).

    1. Заполните таблицу.

    Существительные на -мя

    Существительное мужского рода

    1. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание орфограмм.

    Нет врем…ни, тяжелого брем…ни., рассказать о плем…ни, известным им…нем, конского стрем…ни, красным плам…нем,  воинского знам…ни, на пшеничном сем…ни.

    1. Подберите к неизменяемым именам существительным существительные женского, мужского и среднего рода, включив их в состав словосочетания (прилагательное + существительное), определите род неизменяемых существительных.

    Образец: озеро – Онтарио (глубокое)

    А) Мисс, мацони, медресе, миссис, конферансье, пони, какаду, па, ралли, авеню, жюри, Баку.

    Б) Город, школа, женщина, ведущий, жеребенок, девушка, движение, улица, судейство, простокваша, попугай, соревнование.

           4.  Выпишите несклоняемые имена существительные. 

    А) ведро, каучук, меню, шимпанзе, Сочи, мадам, сеньора, неряха, какао, повидло, фламинго, каюта.

    Б) кенгуру, радио, гуашь, шпионаж, фрау, Дюма, фасоль, волейбол, кофе, шампунь, шоссе, табель.

           5. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, выделите грамматические основы предложений.

    Солнца луч золотой бросил искру свою. Родился ландыш в майский день и лес его хранит. Желаем успехов желаем удач желаем решения трудных задач. Днем с крыш капают капели.

          6. Словарь: шампунь,  жеребенок, гуашь, фасоль, соревнование, времени.  

    Разносклоняемые имена существительные (§ 78).

    Неизменяемые имена существительные (§ 79).

    1. Заполните таблицу.

    Существительные на -мя

    Существительное мужского рода

    1. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание орфограмм.

    Нет врем…ни, тяжелого брем…ни., рассказать о плем…ни, известным им…нем, конского стрем…ни, красным плам…нем,  воинского знам…ни, на пшеничном сем…ни.

    1. Подберите к неизменяемым именам существительным существительные женского, мужского и среднего рода, включив их в состав словосочетания (прилагательное + существительное), определите род неизменяемых существительных.

    Образец: озеро – Онтарио (глубокое)

    А) Мисс, мацони, медресе, миссис, конферансье, пони, какаду, па, ралли, авеню, жюри, Баку.

    Б) Город, школа, женщина, ведущий, жеребенок, девушка, движение, улица, судейство, простокваша, попугай, соревнование.

           4.  Выпишите несклоняемые имена существительные. 

    А) ведро, каучук, меню, шимпанзе, Сочи, мадам, сеньора, неряха, какао, повидло, фламинго, каюта.

    Б) кенгуру, радио, гуашь, шпионаж, фрау, Дюма, фасоль, волейбол, кофе, шампунь, шоссе, табель.

           5. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, выделите грамматические основы предложений.

    Солнца луч золотой бросил искру свою. Родился ландыш в майский день и лес его хранит. Желаем успехов желаем удач желаем решения трудных задач. Днем с крыш капают капели.

          6. Словарь: шампунь,  жеребенок, гуашь, фасоль, соревнование, времени.  


    Предварительный просмотр:

    Словообразование имен существительных при помощи суффиксов (§ 80)

    1. Заполните таблицу примерами, суффиксы выделите.

    Суффикс –тель-

    Суффикс –изн-

    Суффикс –ость-

    Суффикс –ени-

    Суффикс –ет-

     (-от-)

    Учитель, белизна, гордость, знание, суета, учение, скупость, пустота, создатель, голубизна, сухость, левизна, бедность, нищета, строитель, произведение, движение, чистота, мыслитель, теснота, новизна.

        2. Найдите исходное слово, выделите словообразовательные суффиксы.

    Образец: домище ← дом, монтажник← монтаж

    Смелость, огородник, столик, дверка, упрямство, чистота, учительница, домишко, бабушка, желтизна, реченька, воробышек, платьице, морковка, глубина, высота, беготня, болтовня.

    1. Выпишите из текста существительные, которые образованы суффиксальным способом, найдите исходное слово.

    Утренний ветерок пробежал по лесочку. Туман пришел в движение. Показался противоположный берег речонки с зарослями кустиков. Я оглянулся и рассмотрел два изображения. Это были лоси. Я залюбовал ся животными. Лосенок пил теплую водицу. Вдруг лосиха почуяла опасность. Она издала хриплый крик и бросилась в лесок.

    1. Найдите в предыдущем тексте существительные, морфемный состав которых соответствует схемам

    1. Словарь: произведение, оглянулся, рассмотреть, чистота, заросли, почуять, изображение.

    Словообразование имен существительных при помощи суффиксов (§ 80)

    1. Заполните таблицу примерами, суффиксы выделите.

    Суффикс –тель-

    Суффикс –изн-

    Суффикс –ость-

    Суффикс –ени-

    Суффикс –ет-

     (-от-)

    Учитель, белизна, гордость, знание, суета, учение, скупость, пустота, создатель, голубизна, сухость, левизна, бедность, нищета, строитель, произведение, движение, чистота, мыслитель, теснота, новизна.

        2. Найдите исходное слово, выделите словообразовательные суффиксы.

    Образец: домище ← дом, монтажник← монтаж

    Смелость, огородник, столик, дверка, упрямство, чистота, учительница, домишко, бабушка, желтизна, реченька, воробышек, платьице, морковка, глубина, высота, беготня, болтовня.

    3.Выпишите из текста существительные, которые образованы суффиксальным способом, найдите исходное слово.

    Утренний ветерок пробежал по лесочку. Туман пришел в движение. Показался противоположный берег речонки с зарослями кустиков. Я оглянулся и рассмотрел два изображения. Это были лоси. Я залюбовал ся животными. Лосенок пил теплую водицу. Вдруг лосиха почуяла опасность. Она издала хриплый крик и бросилась в лесок.

    4.Найдите в предыдущем тексте существительные, морфемный состав которых соответствует схемам

         5. Словарь: произведение, оглянулся, рассмотреть, чистота, заросли, почуять, изображение.


    Предварительный просмотр:

    Словообразование существительных при помощи приставок (§ 81)

    1. От данных слов образуйте существительные с приставками без-, де-, анти-, приставки выделите.

    Монтаж, циклон, шифровка, фашист,

    1. Запомни правило: правописание НЕ с существительными

    слитно

    раздельно

    1. можно подобрать синоним без НЕ

     (например: недруг – враг)

    1. без НЕ не употребляется

    (например: ненастье)

    1. Есть противопоставление с союзом А

    (например: Он мне не друг, а враг)

    2. Есть отрицание.

    (например: Он мне не друг.)

    1. Раскройте скобки, объясните правописание НЕ с существительными.

    Нет, (не) корова поела всю траву. Это была (не) правда, а ложь. (Не) друг он тебе, а злейший враг. Иван-царевич надел шапку-(не)видимку и незаметно прошел во дворец. О край дождей и (не)погоды. То (не) ветер ветку клонит, (не)дубравушка шумит. Ах, ты (не)дотепа. Какая же ты (не)ряха. (Не)погода волновала нас, а отсутствие нужного снаряжения. (Не)имя красит человека, а человек имя.

    1. Выпишите из текста существительные с приставками.  Приставки выделите.

    Издавна известно умение осьминогов выбрасывать из себя струю черной жидкости. Под прикрытием этой завесы он уходит от погони. Жидкость висит в воде темной каплей и очертаниями напоминает самого животного. Удивительно то, что хищник вместо убегающей жертвы хватает эту каплю, которая обвивает врага темным облаком. 

      

    Словообразование существительных при помощи приставок (§ 81)

    1. От данных слов образуйте существительные с приставками без-, де-, анти-, приставки выделите.

    Монтаж, циклон, шифровка, фашист,

    1. Запомни правило: правописание НЕ с существительными

    слитно

    раздельно

    1. можно подобрать синоним без НЕ

     (например: недруг – враг)

    1. без НЕ не употребляется

    (например: ненастье)

    1. Есть противопоставление с союзом А

    (например: Он мне не друг, а враг)

    2. Есть отрицание.

    (например: Он мне не друг.)

    1. Раскройте скобки, объясните правописание НЕ с существительными.

    Нет, (не) корова поела всю траву. Это была (не) правда, а ложь. (Не) друг он тебе, а злейший враг. Иван-царевич надел шапку-(не)видимку и незаметно прошел во дворец. О край дождей и (не)погоды. То (не) ветер ветку клонит, (не)дубравушка шумит. Ах, ты (не)дотепа. Какая же ты (не)ряха. (Не)погода волновала нас, а отсутствие нужного снаряжения. (Не)имя красит человека, а человек имя.

    1. Выпишите из текста существительные с приставками.  Приставки выделите.

    Издавна известно умение осьминогов выбрасывать из себя струю черной жидкости. Под прикрытием этой завесы он уходит от погони. Жидкость висит в воде темной каплей и очертаниями напоминает самого животного. Удивительно то, что хищник вместо убегающей жертвы хватает эту каплю, которая обвивает врага темным облаком.    


    Предварительный просмотр:

    Образование существительных при помощи сложения (§ 80)

    1. Прочитай и запомни правило: образование сложных существительных

    Сложение слов

    Сложение основ при помощи соединительных гласных О, Е

    Сложение начальных букв

    Диван – кровать,

    летчик - космонавт

    Строить машины – машиностроительный,

    Трясется земля –

    землетрясение

    КВН – клуб веселых и находчивых

         2. Произведите словообразовательный разбор по образцу

    Образец: генерал - лейтенант← генерал, лейтенант; Волгоград ← город на Волге.

    Юго-запад, мотогонки, лесотундра, авиапочта, кинотеатр, зоопарк, Новгород, фотоснимок, мастер-класс, зверолов, баснописец, газопровод, чаепитие

    1. Дайте расшифровку аббревиатур: вуз, ЭВМ, МГУ, МОУ СОШ, КЮМ
    2. Запомни правило «Правописание пол- , полу- с существительными»

    слитно

    через дефис

    1. Остальные случаи с пол-
    2. С полу-.
    1. Перед гласной: полпельсина
    2. Перед прописной буквой: полосквы
    3. Перед согласной –л: полимона
    1. Раскройте скобки, запишите существительные, орфограмму выделите.

    Полу(белый), пол(смены), пол(ложки), пол(года), пол(Волги), полу(мера), пол(царства), пол(стакана), пол(обеда), полу(автомат), пол(утра), пол(Арбата), пол(города), пол(острова), пол(века), пол(окна).

    Образование существительных при помощи сложения (§ 80)

    1. Прочитай и запомни правило: образование сложных существительных

    Сложение слов

    Сложение основ при помощи соединительных гласных О, Е

    Сложение начальных букв

    Диван – кровать,

    летчик - космонавт

    Строить машины – машиностроительный,

    Трясется земля –

    землетрясение

    КВН – клуб веселых и находчивых

         2. Произведите словообразовательный разбор по образцу

    Образец: генерал - лейтенант← генерал, лейтенант; Волгоград ← город на Волге.

    Юго-запад, мотогонки, лесотундра, авиапочта, кинотеатр, зоопарк, Новгород, фотоснимок, мастер-класс, зверолов, баснописец, газопровод, чаепитие

    1. Дайте расшифровку аббревиатур: вуз, ЭВМ, МГУ, МОУ СОШ, КЮМ
    2. Запомни правило «Правописание пол- , полу- с существительными»

    слитно

    через дефис

    1. Остальные случаи с пол-
    2. С полу-.
    1. Перед гласной: полпельсина
    2. Перед прописной буквой: полосквы
    3. Перед согласной –л: полимона
    1. Раскройте скобки, запишите существительные, орфограмму выделите.

    Полу(белый), пол(смены), пол(ложки), пол(года), пол(Волги), полу(мера), пол(царства), пол(стакана), пол(обеда), полу(автомат), пол(утра), пол(Арбата), пол(города), пол(острова), пол(века), пол(окна).


    Предварительный просмотр:

    Правописание суффиксов –ик, -ек (§ 80).

    1. Образуйте при помощи суффиксов –ик, -ек существительные, суффиксы выделите (прочитайте правило в § 80).

    Шалаш, звонок, платок, корж, огурец, кирпич, лесок, нож, лист, дружок, голосок, столб, островок, цвет, дождь.

    1. Произведите  морфемный разбор слов

    Лесочек, колокольчик, соломинка, лошаденка, старичок, барство, платьице, тяжесть, кормщик, учительница, разбойник, ручоночка, кривизна, смешинка.

    1. Спишите предложения, графически объясняя пропущенные орфограммы; произведите синтаксический разбор последнего предложения.

    Встает купец, идет разнос…ик, на биржу тянется извоз…ик. На валу камен…ики таскали кирпичи и чинили стену. Колокольч…ки заплакали, бубенч…ки засмеялись. Несколько секунд пастуш…нок смотрел прямо в глаза. Он перевоз…ика зовет, и перевоз…ик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везет.

    Правописание суффиксов –ик, -ек (§ 80).

    1. Образуйте при помощи суффиксов –ик, -ек существительные, суффиксы выделите (прочитайте правило в § 80).

    Шалаш, звонок, платок, корж, огурец, кирпич, лесок, нож, лист, дружок, голосок, столб, островок, цвет, дождь.

    1. Произведите  морфемный разбор слов

    Лесочек, колокольчик, соломинка, лошаденка, старичок, барство, платьице, тяжесть, кормщик, учительница, разбойник, ручоночка, кривизна, смешинка.

    1. Спишите предложения, графически объясняя пропущенные орфограммы; произведите синтаксический разбор последнего предложения.

    Встает купец, идет разнос…ик, на биржу тянется извоз…ик. На валу камен…ики таскали кирпичи и чинили стену. Колокольч…ки заплакали, бубенч…ки засмеялись. Несколько секунд пастуш…нок смотрел прямо в глаза. Он перевоз…ика зовет, и перевоз…ик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везет.

    Правописание суффиксов –ик, -ек (§ 80).

    1. Образуйте при помощи суффиксов –ик, -ек существительные, суффиксы выделите (прочитайте правило в § 80).

    Шалаш, звонок, платок, корж, огурец, кирпич, лесок, нож, лист, дружок, голосок, столб, островок, цвет, дождь.

    1. Произведите  морфемный разбор слов

    Лесочек, колокольчик, соломинка, лошаденка, старичок, барство, платьице, тяжесть, кормщик, учительница, разбойник, ручоночка, кривизна, смешинка.

    1. Спишите предложения, графически объясняя пропущенные орфограммы; произведите синтаксический разбор последнего предложения.

    Встает купец, идет разнос…ик, на биржу тянется извоз…ик. На валу камен…ики таскали кирпичи и чинили стену. Колокольч…ки заплакали, бубенч…ки засмеялись. Несколько секунд пастуш…нок смотрел прямо в глаза. Он перевоз…ика зовет, и перевоз…ик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везет.


    Предварительный просмотр:

    Правописание суффиксов –чик (-щик) и –ок, -онок, -онк (-енк)

    (§ 80).

    1. Запомни правило: в существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согласных д-т, з-с, ж пишется суффикс –чик; в остальных случаях – щик. Мягкий знак (ь) пишется только после л (стекольщик).
    2. Образуйте от данных слов существительные со значением лица, суффиксы –чик или –щик выделите.

    Образец: учет – учетчик

    Выбор, сварить, резать, рассказ, пулемет, камень, пилить, баня, барабан, стекло, править, перевоз, чеканка, подносить, смазать, водопровод, извоз, бетон, набор, фонарь, текстиль, домна, буфет, чистить, копировать, контора, забой, застройка, заказ, переплет, ремонт, упаковка, проход, подписать.

    1. Запомни правило: в суффиксах существительных после шипящих пишется под ударением –о, без ударения –е ( мышо´нок, ре´ченька)
    2. Образуйте от данных слов существительные с суффиксами –ок, -онок, -онк, -енк, -оньк орфограмму выделите ( мыш´онок, ре´ченька)

     Верблюд, медведь, заяц, галка, береза, волк, стог, крюк, борщ, воротник, деньги, малыш, река, распахнуть, кролик, туча.

    1. Заполните таблицу примерами.

    О-Е после шипящих

    в корнях существительных

    -о- после шипящих в суффиксах существительных

    -0 после шипящих в окончаниях существительных

    о

    е

    Ш...фер, печ…нка, ключ…м, крюч…к, ш…в, ш…пот, прич…ска, вортнич…к, реш…тка, ч…рный, борщ…м, ш…рстка, крыж…вник, малыш…м, карандаш…м, ш..рох, шалаш..м, ж…лудь, ш…ссе, душ…й, ж…лтый, медвеж…нок, малыш…к.

    Правописание суффиксов –чик (-щик) и –ок, -онок, -онк (-енк)

    (§ 80).

    1. Запомни правило: в существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согласных д-т, з-с, ж пишется суффикс –чик; в остальных случаях – щик. Мягкий знак (ь) пишется только после л (стекольщик).
    2. Образуйте от данных слов существительные со значением лица, суффиксы –чик или –щик выделите.

    Образец: учет – учетчик

    Выбор, сварить, резать, рассказ, пулемет, камень, пилить, баня, барабан, стекло, править, перевоз, чеканка, подносить, смазать, водопровод, извоз, бетон, набор, фонарь, текстиль, домна, буфет, чистить, копировать, контора, забой, застройка, заказ, переплет, ремонт, упаковка, проход, подписать.

    1. Запомни правило: в суффиксах существительных после шипящих пишется под ударением –о, без ударения –е ( мышо´нок, ре´ченька)
    2. Образуйте от данных слов существительные с суффиксами –ок, -онок, -онк, -енк, -оньк орфограмму выделите ( мыш´онок, ре´ченька)

     Верблюд, медведь, заяц, галка, береза, волк, стог, крюк, борщ, воротник, деньги, малыш, река, распахнуть, кролик, туча.

    1. Заполните таблицу примерами.

    О-Е после шипящих

    в корнях существительных

    -о- после шипящих в суффиксах существительных

    -0 после шипящих в окончаниях существительных

    о

    е

    Ш...фер, печ…нка, ключ…м, крюч…к, ш…в, ш…пот, прич…ска, вортнич…к, реш…тка, ч…рный, борщ…м, ш…рстка, крыж…вник, малыш…м, карандаш…м, ш..рох, шалаш..м, ж…лудь, ш…ссе, душ…й, ж…лтый, медвеж…нок, малыш…к.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное"

    Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе. Обобщение изученного по теме "Имя существительное"...

    презентация к уроку информатика 6 класс "Как образуются понятия"

    Презентация к уроку информатики 6 класс "Как образуются понятия". Работа включает в себя задания на повторение изученног...

    Единый Всекубанский классный час "Олимпийский старт Кубани" для учащихся 6 класса

    - Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Ребята, вы, наверное, обратили внимание на оформление нашего кабинета се...

    1. Активизация мыслительной деятельности учащихся с использованием дидактических игр при изучении английского языка в 5-8 классах (статья).

    Статья посвящена обучению  школьников английскому языку с использованием приёмов, позволяющих активизировать их мыс...

    Презентация дополнительной образовательной программы

     В презентации обозначены цели, задачи дополнительной образовательной программы по судомоделизму,  знания, уме...

    КОНСПЕКТ УРОКА

    Открытый урок по роману Чарльза Диккенса "Большие Надежды"...

    конспект занятия на тему "Основные свойства судомоделей"

    В конспекте показано, как познакомить детей с основными свойствами корабля, такими как "плавучесть", "непотопляемость", ...

    Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

     Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:об...

    Альтернативные уроки по рускому языку и литературе

    Альтернативные (нестандартные)  уроки позволяют учителю в своей практике преподавания учебных дисциплин решать сраз...