Лингвистические задачи
олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) по теме

Неретина Ирина Моисеевна

5 лингвистических задач помогут учителю русского языка в подготовке к олимпиаде, в повышении мотивации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingv_zadachi.docx13.72 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистические задачи

1. Какое слово вы исключите (учитывая характер приставки)? Почему?

Подорожник
Подозрение
Подержать

2. Какие пары слов вы исключите? Почему?

Повар – повариха,
ткач – ткачиха,
электрик – электричка
журналист – журналистка,
ученик – ученица,
мельник – мельница
ростовчанин – ростовчанка,
украинец – украинка,
машинист – машинистка

3. Решите языковую задачу

     Река Смородина, знакомая вам не только по былинам, но и по сказкам, не конкретное географическое название. Это река эпическая, зловещая. Что означает ее название?

4. Решите языковую задачу

     Вспомните строки из вступления к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина: « И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных…». Как выходят витязи? Подберите однокоренные слова, поясняющие слово «чреда».

5. Решите языковую задачу

Прочитайте строки из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Мать и сын идут ко граду.

Лишь ступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон.

  • Можно ли назвать выделенные слова однокоренными?
  • Каково происхождение выделенных слов, что они обозначали раньше и каково их значение в современном языке?
  • Подберите к выделенным словам «пару» с тем же корнем.
  • Каково происхождение подчеркнутого слова? Подберите этому слову «пару».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Решение лингвистических задач на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»

Тема урока: «Решение лингвистических задач на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»Тип урока: урок-исследованиеЦели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с ...

Лингвистические задачи.

Лингвистические задачи помогают глубже проникнуть в сущность изучаемых в школе фонетических и грамматических законов русского языка, дают представление об общем языкознании как науке, изучающей основн...

Лингвистические задачи

Как сделать урок русского языка интересным?...

Урок русского языка по теме "Решение лингвистических задач повышенной трудности, аналогичных тестовому заданию типа «В2. Словосочетание»".

Итоговая работа слушателя по программе "Трудные вопросы лингвистики: методы и приемы работы над ошибками при выполнении заданий ГИА по русскому языку"(17.04.-25.04.2013 г.)....

Лингвистические задачи на уроках русского

Типы лингвистических задач...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Решаем лингвистические задачи" (5-11 классы)

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Решаем лингвистические задачи" (5-11 классы)...