Разработка урока по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

Кондратьева Надежда Степановна

Конспект урока  в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные". Урок построен на материале родного края. Любой учитель может использовать данную разработку на своём краеведческом материале. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кондратьева Надежда Степановна

МБОУ «Челутаевская сош №1»

Заиграевского района Республики Бурятия

Учитель русского языка и литературы

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.

Знать: деление существительных на собственные и нарицательные.

Уметь: разграничивать имена собственные и нарицательные, правильно писать их.

План урока:

  1. Закрепление сведений о собственных именах существительных.
  2. Знакомство с нарицательными существительными.
  3. Тренировочные упражнения на разграничение имён существительных на собственные и нарицательные.
  4. Правописание  собственных существительных, являющихся заглавием книг, названием газет, журналов, фабрик, картин, кинофильмов.
  5. Тренировочные упражнения на правописание собственных существительных
  6. Домашнее задание.
  7. Итог урока.

На уроке вы должны узнать о делении  имён существительных на собственные и нарицательные, уметь разграничивать их и правильно писать.

Ι.- Ребята, в какой стране мы с вами живём?(Россия)

- Какой город является столицей нашего государства? (Москва)

- В какой республике мы живём? (Бурятия)

- Столица нашей Бурятии… (Улан-Удэ)

- Какие места являются гордостью нашей республики.(Байкал, не случайно его называют жемчужиной)

- В каком районе проживаем мы с вами, ребята?( Заиграевский)

- Ой, что же произошло? ( Исчезли названия рек, посёлков)

- Для чего нужны  имена собственные?( Отличать одно от другого)

Предположи, что произойдёт, если исчезнут все названия. Тотчас же остановится работа почты. В напрасных поисках мечутся пожарные машины и скорая помощь – никаких адресов нет. Парализован транспорт: никто не знает, куда едет. Мировое хозяйство распалось, человечество отброшено к первобытному состоянию. И всё из-за такой мелочи, как названия!

- Какие населённые пункты Заиграевского района вы знаете? (уч-ся перечисляют. Я приехала из Челутая, который тоже нанесён на эту карту.)

ΙΙ – Какие имена существительные относятся к именам собственным?

( слайды) Они являются собственными, потому что называют единичные предметы.

 - Как пишутся имена собственные? ( С большой буквы)

У многих из вас дома есть четвероногие друзья-собаки.

- Давайте покричим собаку ( Собака, собака, собака)

- Почему возникла такая ситуация? (Нет клички)

- Давайте придумаем кличку нашему  общему четвероногому другу. (Шарик, Шарик)

- Что мы видим на экране?

Таким образом, если в русском языке есть собственные имена существительные, которые называют единичные предметы. Значит, есть и другая группа имён, называющая похожие предметы.

Имена существительные, которые называют однородные предметы, называются – нарицательными.

ΙΙΙ. – Теперь, ребята, посмотрим, как у нас получится разграничивать  собственные и нарицательные имена существительные.

1 задание: «Рассели по домишкам собственные и нарицательные существительные»

( работа со слайдом)

2 задание: « Найдите и удалите третье лишнее и объясните свой выбор»

(работа со слайдом)

3 задание: У вас на столах раздаточные карточки. «Распутайте цепочку слов, где спрятаны 10 имён собственных и запишите прямо в карточки» ( см. работа, затем ключ к проверке и оценивание, подведение итогов)

ΙV – Обратите внимание! Собственные имена, являющиеся заглавием книг, названием журналов, газет, картин, фильмов, фабрик и заводов не только пишутся с большой буквы, но и берутся в кавычки.( примеры со слайда)

V - Закрепление . Выполним упражнение 477.

Итог урока:

-Что мы узнали на уроке? Как пишутся собственные имена существительные?

- А заглавия книг, газет, фабрик и т.д.?

 . Домашнее задание: напишите сказку «Эти гордые имена собственные»

VΙΙ.   Подведение итогов урока. Оценки. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"

Урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные" для учащихся 5-х классов....

Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"

С введением ФГОС в 5 классе без технологической карты проведение урока будет невозможным. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом...

технологическая карта урока русского языка на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Данная технологическая карта разработана в соответствии с ФГОС. Русский язык. 5 класс. Т.А. Ладыженская. Тема урока "Собственные и нарицательные имена существительные....

Урок русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта урока "Собственные и нарицательные имена существительные"Таблица для словарной работы...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта урока по русскому языку разработана для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....