технологическая карта урока русского языка на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Такмазян Анна Маргосовна

Данная технологическая карта разработана в соответствии с ФГОС. Русский язык. 5 класс. Т.А. Ладыженская. Тема урока "Собственные и нарицательные имена существительные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_rya_is_5_klass.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему: «Собственные и нарицательные имена существительные».

Класс: 5

УМК: Русский язык 5 класс. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.

Учебный предмет: русский язык. 

Тип урока: применения и совершенствования знаний.

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».

Цель  урока: повторить и дополнить теоретический материал, касающийся существительных собственных и нарицательных, а также правила написания прописной буквы в именах собственных; развивать навыки, позволяющие быстро отличать собственные и нарицательные имена существительные как в устной, так и в письменной речи.

Задачи:

Обучающие (формирование познавательных УУД) :

- развить умение формулировать определение понятий;

- формировать умение использовать собственные и нарицательные имена существительные в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические и  пунктуационные умения.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

- развитие критического мышления обучающихся;

- развитие внимания обучающихся;

     - формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

- воспитывать интерес к истории имён собственных, в том числе к истории названий городов, имён и фамилий;

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

 -развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая

Материалы и необходимое техническое оборудование: учебник, толковый и этимологический словари, справочник по истории имён; ПК, мультимедийный проектор.


           Структура и ход  урока:

 «Собственные и нарицательные имена существительные».

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

Формируемые УУД.

1

Организа-ционный момент, мотивация к учебной деятельности.

– создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Приветственное слово учителя. Учитель предлагает записать число и вид работы.

Приветствие

учащихся. Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока. Записывают

число.

1 мин

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные, коммуникативные.

2

Повторение изученного материала

- проверить умение учащихся графически объяснять орфограммы

Запись под диктовку с заданием графически выделить изученные орфограммы и определить род  ИС: расположиться на ночлег, шепот в зарослях, высокие растения, тихий шорох, маленький росточек, желтенький цыпленок, кривой шов, конституция России, сестрицын капюшон.

Ученики записывают под диктовку слова, выделяя орфограммы и определяя род  ИС

5 мин.

Познавательные, регулятивные  УУД

Актуализация знаний

- создать проблемную ситуацию; спрогнозировать предстоящую деятельность.

 Ребята, запишите в «Словарь трудных слов» слова Россия,  Великая Отечественная война.

В мире великое множество разнообразных предметов. Огромное количество животных, книг, рек, озёр, городов, людей. О любой книге мы можем сказать: это книга. О любой кошке или собаке: это кошка, а это собака. Таким образом, мы постоянно применяем в своей речи имена существительные, называющие предметы в совокупности, не уточняющие и не выделяющие их. Ведь, сказав, что это кошка, мы не уточнили ни чья она, ни как выглядит, ни как её зовут. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Записывают в тетрадь слова.

Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.

Учащиеся формулируют тему урока.

5 мин

Принцип целостности.

УУД: познавательные (поиск и выделение необходимой информации), коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог), регулятивные (прогнозирование своей деятельности, самостоятельное формулирование цели и задач, планирование)

3

Ввод нового материала

Учитель предлагает самостоятельно  дать определение, собственных и нарицательных имён существительных, затем сопоставить с определением из учебника  ( параграф 91).

Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника.

2 мин.

Коммуникативные, познавательные  (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов), регулятивные (планирование своей деятельности) УУД

4

Целепола-гание и мотивиро-вание

Работа с текстом (упр. 489) - устно

- Какова тема текста?

- Что означает каждое имя собственное по отдельности и в совокупности?

- Назовите нарицательные имена существительные?

Учащиеся ставят цели урока:

научиться отличать собственные и нарицательные имена существительные;

усвоить правила написания прописной буквы в именах собственных.

6 мин

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог), регулятивные (постановка цели учебной задачи) УУД

5.

Первичное закрепление

- фиксация знаний.

Выпишите существительные из текста по группам: собственные и нарицательные имена существительные

(упр.495)

Ученики распределят слова по группам.

5 мин.

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог,

коллективное обсуждение (при необходимости), познавательные (рефлексия способов и условий действия,

анализ и синтез объектов), регулятивные ( планирование своей деятельности для решения поставленной задачи) УУД

6.

Контроль знаний                                                                                                                                                                                                                                                            

 Учитель зачитывает слова.

город

озеро

поселок

фамилия

река

художник

писатель

ЗАДАНИЕ  1: записать имена нарицательные, подобрав к ним имена собственные

Учитель корректирует  деятельность учеников.

 Коллективная проверка работы.

 ЗАДАНИЕ  2: Составление и запись предложения с любыми из этих словосочетаний.

 Учитель акцентирует внимание  на уровень сложности: каждый имеет право выбрать задание по силам  составить

а) простое предложение;

б) простое предложение с однородными членами;

в) сложное предложение.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу.

Учащиеся выполняют самостоятельно, выбрав задание по силам.

5мин.

Регулятивные (оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности)

7.

Применение нового знания в нестандарт-ной ситуации

Изучение нового материала. (с.56, правило). Объяснительный диктант.

  • С большим интересом обсуждали мы рассказ «Кавказский пленник» Л.Толстого.
  • В кинотеатре «Россия» шел новый фильм.

Ученики читают правило в учебники, добавляют новые знания к изученному правилу.

5 мин.

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации), регулятивные  (решение поставленной задачи) УУД

9.

Домашнее задание

Учитель диктует д\з: упр. 496, 501

Учащиеся записывают домашнее задание .

2 мин.

Познавательные, регулятивные  УУД

10

Подведение итогов

Учитель подводит итог.

- Что изучали сегодня на уроке?

 - Чему научились?  

- Что понравилось?

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

3 мин.

Коммуникативные, (умение слушать и вступать в диалог, личностное самоопределение), познавательные (построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия), регулятивные (оценка своей деятельности в рамках урока ) УУД

11

Оценивание

Учитель оценивает работу  учащихся по 5-балльной шкале.

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка

1 мин.

Коммуникативные, регулятивные (оценка своей деятельности в рамках урока)                                                                           УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"

С введением ФГОС в 5 классе без технологической карты проведение урока будет невозможным. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"

В технологической карте урока представлен подробный план работы учителя и учащихся по данной теме. Указаны формируемые универсальные учебные действия на каждом этапе урока....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Разносклоняемые имена существительные»

Тема:          Разносклоняемые имена существительные (с презентацией)Тип урока. Урок открытия новых знаний.Цели : перерабатывать и преобразовывать информац...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе"Склонение имён существительных.Падеж"

На данномуроке  реализуются важные для современного урока русского языка подходы:1.            Текстоориентированный (работа с текстом, моно...

Технологическая карта урока русского языка с применением метода проекта "Имя существительное. Закрепление знаний" (5 класс ФГОС)

Технологическая карта показывает этапы работы учителя и учеников на уроке русского языка в коррекционной школе с применением метода проектов...