Урок с применением технологии дифференцированного обучения по теме "Правописание НЕ с причастиями"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание НЕ с причастиями". Урок с применением технологии дифференцированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_7_klasse_po_teme.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме

 «Правописание НЕ с причастиями»

Цели урока:

1)Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;

2) Формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях.

Технология дифференцированного обучения.

План урока.

I. Организационный  момент.

II. Пунктуационный  диктант.

1) (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

2) Светлая полоса,  ещё (не)закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.

3)Вдруг полил дождь,(не)прекращавшийся в течение целого часа.

4) Раскаты грома, (не) смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии

(не)прекращающегося страха.

- Ученик выходит к доске, учитель ещё раз читает предложения. Ученик  объясняет, сколько знаков препинания он поставил и почему.

Класс задает 2-3 вопроса по теме «Причастие», комментирует ответ ученика.

Учитель выставляет оценку. Учащиеся получают распечатанный текст пунктуационного диктанта.

III. Беседа.

Вопросы учителя:

1)В словах какой части речи нужно было раскрыть скобки в пунктуационном диктанте?

2) Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?

3)Какой будет цель нашего сегодняшнего урока?

IV. Работа в группах по изучению нового материала.

1группа

  1. Назовите условия, когда НЕ пишется слитно, а когда раздельно.
  2. Сформулируйте правило.

С  моря надвигались тучи, они были темно-лиловыми, непросвечивающими. Раскаты грома держали нас в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила  несет наш домик, стоящий на высоком  берегу реки и ничем не защищенный  от ветров.

2 группа

  1. Перепишите таблицу в тетрадь.

                                     НЕ с причастиями пишется

                                    Слитно

               

             Раздельно

 

1.Словотне употребляется без  НЕ

1.Слово без  НЕ употребляется

2.Нет противопоставления с союзом «А»

2. Есть противопоставление с союзом «А»

3.Нет зависимого слова

3.Есть зависимое слово

  1. Заполните её примерами из упражнения.
  2. Подготовьте связный ответ о правилах правописания НЕ с причастиями.

Ветер ворвался через незакрытое окно. Вдалеке слышится гром, не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не прекращающийся весь день шум ливня. Не просохшая  после дождя земля. Неизгладимое впечатление  оставила гроза  на море.

3 группа

  1) Запишите  слова  ненавистный, негодующий, нелепый,  неправильный,      ненавидящий,неуклюжий.

- Какое из этих слов лишнее и почему?

(Слово  НЕПРАВИЛЬНЫЙ лишнее,  так как может употребляться без НЕ. При затруднении можно ученикам задать вопрос: «Какие слова употребляются без НЕ, а какие нет?)

2) Определите, какой частью речи является каждое слово. Как вы это делаете?

3) Почему данные прилагательные написаны с НЕ слитно? Почему глаголы НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ  пишутся с  НЕ слитно? Сделайте вывод.   4)Прочитайте предложения, записанные на доске:

   Здесь протекала не глубокая, а мелкая река.  Он мне не друг, а враг.

- Почему  НЕ с существительными и прилагательными в данных примерах пишется раздельно?

   5) Запишите примеры в тетрадь:

     Непрояснившийся  небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон.

     Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.

- В каком случае НЕ с причастиями пишется раздельно? Сделайте вывод, проверьте себя по   учебнику.

   6) Перепишите, раскрывая скобки:

Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращаюшиеся  дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.

V.  Проверка.

Проверим, что у нас получилось в ходе работы каждой группы.

1 группа дает связный ответ с примерами.

2 группа- образец рассуждения с примерами.

3 группа объясняет примеры, отработанные самостоятельно.

VI. Закрепление нового материала.

- Какой случай вызывает у вас наибольшие затруднения? Рассмотрим этот случай подробно.

(Выполняется  одно из упражнений учебника или задание, составленное учителем).

VII. Подведение итогов урока.

-Какой темой объединены предложения, с которыми мы сегодня работали?

-Что помогает авторам сделать описание грозы достоверным?

-Какими средствами это достигается? Почему?

-Можем ли мы теперь без ошибок написать те предложения, которые прозвучали в начале урока?

-Для чего мы используем причастия в речи?

Внимательно посмотрите на свои записи  и попробуйте сделать вывод.

VIII. Домашнее задание.

Слабые ученики выполняют упражнение из учебника.

Сильные ученики пишут сочинение-миниатюру о правописании НЕ с причастиями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии дифференцированного обучения на уроках литературы

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы  актуально в современной школе, так как главная цель, которая определена в нормативном  документе (Федеральном комп...

Круглый стол на тему "Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики"

Данная тема представляется мне актуальной на сегодняшний день, так как она способствует решению задач, поставленных перед современной школой: повышению уровня обученности и воспитанности, развитию инд...

Применение технологий дифференцированного обучения на уроках химии

Дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современной школе, а в частности создание условий для развития личности учащихся, обеспечение адаптаци...

Урок на тему: «Буквы О_А в корнях КОС-КАС» с применением технологии дифференцированного обучения

Материал представляет собой разработку урока с применением технологии дифференцированного обучения в 5 классе...

Доклад "Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики"

Доклад "Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики"...

Выступление на педагогическом совете по теме «Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики»

Цель дифференцированного обучения: создать комфортную среду для обучения и развития личности с учётом индивидуально- психологических особенностей....