Урок русского языка в 10 классе
план-конспект урока русского языка (10 класс) по теме

Комплексная работа с текстом в старших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnaya_rabota_s_tekstom__v_starshih_klassah.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная работа с текстом  в старших классах

Всё начинается с любви…

Анализ стихотворения Н Заболоцкого «Голос в телефоне» (1957год)

Цели урока: речевое развитие обучающихся;

                       работа с текстом, включающая задания речевого характера,                                             различные виды разбора;

                       объяснение орфограмм и пунктограмм.

Задачи:  уметь творчески применять знания,

                 обобщать и систематизировать изученное,

                 опираясь на чувство языка, речевую интуицию.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный (рассказ учителя);

Репродуктивный (краткие сообщения обучающихся);

Метод творческого чтения (выразительное чтение стихотворения с элементами анализа)

Оборудование: схемы анализа лирического произведения, сборники произведений поэта (текст)

Ход урока

1.Организация, сообщение целей урока.

2. Слово учителя. Любовь – прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами. Наверное, некоторые из вас успели убедиться в этом на собственном опыте. Если человек полюбит кого-то, он начинает присматриваться к себе, следить за своей внешностью, речью, старается не показывать своих недостатков. Каждый молодой человек должен готовить себя к настоящей любви, большой любви. Надо уметь любить, беречь любовь.

  Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, потому что само это чувство живёт вечно, оно прекрасно и неповторимо для каждого человека. «Любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем  не ждёшь.//  И каждый вечер в жизни станет так удивительно хорош» - пел В.Утёсов.

На уроке мы познакомимся со стихотворением Н.Заболоцкого «Голос в телефоне», которое входит в цикл «Последняя любовь».

- Какие стихи поэта вы помните?  («Журавли», «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц»…)

3. Выразительное чтение произведения учеником.

Н.Заболоцкий «Голос в телефоне»(1957 г.)

Раньше был он звонкий, точно птица,

Как родник, струился и звенел,

Точно весь в сиянии излиться

По стальному проводу хотел.

 А потом, как дальнее рыданье,

Как прощанье с радостью души,

Стал звучать он, полный покаянья,

И пропал в неведомой глуши.

 

Сгинул  он в каком-то диком поле,

Беспощадной вьюгой занесён…

И кричит моя душа от боли,

И молчит мой чёрный телефон.

 -  Мы видим, что поэт Н.Заболоцкий в основном использует слова общеупотребительные, но есть и разговорные, например «сгинул», это просторечное слово; «покаянья» - старославянское, книжное.

4. Записать стихотворение в тетради и на доске. Анализ стихотворения.

-  Подчеркните грамматические основы, определите вид сказуемого.

-  Подберите синонимы к слову сгинуть (пропасть, исчезнуть). Вспомните фразеологизм с этим глаголом (сгинь с глаз долой).

-   Обратите внимание на название стихотворения. Слово «голос» в тексте больше ни разу не употребляется.…А  это ключевая тема, проходит через всё стихотворение? С помощью каких языковых средств это достигается? (при помощи местоимений – он, весь).

-   Сравните слова: звонкий, звучал, звенел. Что общего в их звуковом составе? Как употребление этих слов связано с основной темой? (раньше разговор был приятным, желанным, радостным, и голос был весёлым, он звенел, струился…)

Аллитерация – повтор одинаковых согласных звуков (стилистический приём), звукопись.

-   Какова роль наречий «раньше» (радость духа) и «потом» (тема горя, боли)? Эти слова стоят первыми в I  и  II строфах, они подчёркивают разницу во времени.

-  Какова роль прилагательного «чёрный» в последней строфе? Подберём синонимы: страшный, печальный, напоминающий о каком-то горе, потере, разлуке (сравни: чёрная тоска, чёрный декабрь; чёрный день – фразеологизм – отложить деньги на чёрный день).

-  Какова роль глаголов – синонимов «пропал, сгинул»? ( Градация - усиление горя, потери).

-  Почему только в последней строфе (последние 2 строчки) глаголы-сказуемые стоят в настоящем времени? (они указывают на продолжительность действия, на его постоянство).

-   «Кричит», «молчит» - чем являются эти глаголы в тексте? (антонимами).

 Лингвистический эксперимент: попробуйте переставить глагол на 2 место. 

Как выразительнее? (Душа кричит от боли // Кричит душа от боли). Инверсия

-  Определить стихотворный размер (хорей)

-   Какие части стихотворения связаны на основе контраста? (1-3,1-2) Сходства? (2-3)

-   Какую стилистическую фигуру использует поэт? (И кричит моя душа от боли// И молчит мой чёрный телефон  -  синтаксический параллелизм)

-  Найдите и выпишите сравнения  (Сравнение - приём  создания выразительности): звонкий, точно птица; как родник, как дальнее рыданье, как прощанье).

-   Существует мнение, что «голос», интонация – это «мелодия души». Вспомните строки А.С.Пушкина «Звучал мне долго голос нежный». Как эта тема воплощена в стихотворении Н.Заболоцкого?

-  Какова тема, идея  стихотворения?  Тема – то, о чём рассказывается в произведении.

    Идея – главные мысли произведения, то, чему учит нас  оно.

-  О какой любви? Сколько лирических героев в нём? (он и она)

-  Что можно сказать  об их взаимоотношениях?

  Любовь бывает разная: глубокая, чистая, ответная и безответная, нежная, пылкая, любовь к женщине, мужчине, матери, детям, природе, к Родине, к Богу, счастливая и несчастная, любовь – страдание, любовь – радость и т.д.

Но она всегда возвышает человека, делает его лучше. Любовь – это начало и  конец нашего существования. Без любви нет жизни. Всё начинается с любви. Любовь спасёт мир (считал Ф.М.Достоевский).

5. Подведение итогов и рефлексия.

6. Дома: проанализировать  любимое  стихотворение о любви по плану:

План анализа стихотворения

1.Когда и кем написано стихотворение?

2.Выразительное чтение его.

3.Тема, герои, название.

4.Характеристика лирического героя, его внутреннего мира (мысли, чувства, переживания).

5.Какие строки вам кажутся наиболее значительными? Какие чувства они выражают?

6.Особенности построения (композиции) текста.

7.Язык, художественно-изобразительные средства (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение,  антитеза, гипербола и др.)

8. Стихотворный размер, интонация. Рифма, звукопись.

9. В чём заключается идейный смысл стихотворения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...